Нежданова Антонина – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография антонины васильевны неждановой

Нежданова Антонина – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография антонины васильевны неждановой

Нежданова Антонина – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (16 июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва) — русская советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР (1925), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944).

Антонина родилась неподалеку от Одессы. Ее отец был музыкантом и играл на скрипке. Он был против того, чтобы девочка увлекалась музыкой. Он говорил ей изучать математику, иностранные языки и историю. Однако Антонина поступила в Одесскую гимназию и смогла избавиться от контроля родителей. В 12 лет она посещала музыкальную школу по классу фортепиано. Дополнительно ходила на уроки пения, которые давала сестра братьев Рубинштейн. Уже в таком возрасте у Антонины появляются влиятельные и интересные друзья. Отец Антонины скончался, когда той было 16 лет. Девушке пришлось стать преподавателем в женском училище. Восемь лет она занималась делом, которое ее абсолютно не привлекало. При этом она не пропустила ни одной оперной премьеры в Одесском театре, а также Антонина выступала в любительских концертах.

В 1899 году Антонина Нежданова отправляется в Петербург, желая поступить в консерваторию. Однако там ее ждет неудача. Прослушав Антонину, экзаменаторы говорят, что ее голос недостаточно сильный для того, чтобы она могла строить карьеру оперной певицы. Однако Антонина Нежданова была не из тех, кто так легко сдается. Она заручилась финансовой поддержкой доктора Бурды, ее старого приятеля. Он перевел деньги в Московскую консерваторию, для оплаты учебы Антонины. И опять Антонина оказалась на прослушивании. Девушка поет довольно точно, но ей было крайне тяжело брать верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой: диапазон ее голоса был недостаточно развит. Однако это не помешало выдающемуся преподавателю консерватории, итальянцу Умберто Мазетти разглядеть в юной Неждановой будущую великую певицу.

В феврале 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. По словам журналистов, именно Антонина Нежданова всех приятно удивила своим голосом. Увы, в Большой ее не взяли, но предложили место в Мариинском театре. Нежданова из Москвы пока никуда уезжает не хочет, а потому продолжает занятия с Мазетти. Случилось однажды так, что все исполнительницы партии Антониды в «Иване Сусанином» заболели. Дирекция Большого театра вспомнила о талантливой Антонине Неждановой. Давняя мечта певицы сбылась. Она попала в Большой театр. В своем первом сезоне она спела партии в восьми операх. Чуть позже ей передали весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман.

Антонина дважды соглашалась на зарубежные гастроли. В 1912 году она была в Париже, где ее партнером по сцене был Энрико Карузо. В 1922 году она гастролировала и по Западной Европе. Прижиться за границей она так и не смогла. Антонина была очень привязана к родине и пожертвовала всемирной славой, которую сулило ей пребывание на Западе. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней – никто и никогда не слышал в ее пении старческого дребезжания. Свой последний концерт Антонина дала на радио 4 августа 1943 года в возрасте семидесяти лет. А в 1950 году певица умерла.

Они оставили след в истории Одессы

Одесский биографический справочник

Нежданова Антонина Васильевна (1873-1950) – певица.

Родилась 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка под Одессой в семье сельских учителей.

Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: “Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!” Сама Нежданова вспоминала: “Благодаря тому, что в семье была музыкальная обстановка – пели мои родные, посещавшие нас друзья и знакомые, мои музыкальные способности развивались очень заметно”.

Читать еще:  История аварцев. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. Там девочка заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло. Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И. Фармаковского, которая оказывала ей не только моральную, но и материальную поддержку. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском женском училище. Выступала с пением на любительских вечерах и благотворительных концертах.

А. Нежданова в кругу семьи: сидят мама и бабушка, рядом с Неждановой – тетя. Одесса, 1900 г.

В редкие свободные часы девушка посещает одесские театры. Антонина занимается в Одессе с преподавательницей пения С.Г. Рубинштейн. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивей. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Попытка заканчивается неудачей. Счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории в то время уже начался. Но Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.

Так в 1899 году А. Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. Мазетти.

В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. В этом же году Антонина Васильевна дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки “Жизнь за царя”. С 1902 по 1948-й год она оставалась солисткой Большого театра. В течение первых сезонов Нежданова исполнила такие масштабные оперные партии, как Джильда в “Риголетто” Верди, Людмила в “Руслане и Людмиле” Глинки, Розина в “Севильском цирюльнике” Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Татьяна в “Евгении Онегине” Чайковского, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера…

Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства. Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с “русским соловьем”, но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской “Гранд-опера”.

В апреле – мае 1912 года она исполнила партию Джильды в “Риголетто”. Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Вместе с ними она пела и в концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С.В. Рахманинов, высоко ценивший талант певицы и посвятивший ей свой знаменитый “Вокализ”.

Odesskiy.com

Поиск

Нежданова Антонина Васильевна

Русская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР.


Родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 (16) июня 1873 в семье сельских учителей.
В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах.

В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У.Мазетти. Окончив консерваторию в 1902, дебютировала в Большом театре в парии Антониды в опере Глинки “Жизнь за царя”. В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда (“Риголетто” Верди), Людмила (“Руслан и Людмила” Глинки), Розина (“Севильский цирюльник” Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина (“Дон Жуан” Моцарта), Царица ночи (“Волшебная флейта” Моцарта), Волхова (“Садко” Римского-Корсакова), Татьяна (“Евгений Онегин” Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица (“Золотой петушок” Римского-Корсакова), Эльза (“Лоэнгрин” Вагнера). В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере. Впоследствии спела в Большом театре также партии Мими (“Богема” Пуччини), Филины (“Миньон” Тома), Марфы (“Царская невеста” Римского-Корсакова), Иоланты (одноименная опера Чайковского) и т.д. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С. В. Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый “Вокализ”), а позже супруг Неждановой – дирижер Н. С. Голованов; она выступала также в ансамбле с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным.

Читать еще:  Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе доу. Конспект НОД в разновозрастной группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка

После 1917 Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь (“Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова), Парася (“Сорочинская ярмарка” Мусоргского), Нинетта (“Любовь к трем апельсинам” Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, в “Оперной студии К.С.Станиславского”, с 1943 – в Московской консерватории.

Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П. Г. Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей.

Умерла Нежданова в Москве 26 июня 1950.

А.В. Нежданова провела детство в деревне Кривая Балка, неподалеку от Одессы. Строгие родители – школьные учителя – раз и навсегда установленными принципами жизни не давали юной Антонине целиком отдаться уличным забавам и строго следили за тем, чтобы приоритетными для дочери стали ценности их поколения-семидесятников: долг, трудолюбие и скромность. Именно потому характер Неждановой отличался двойственностью. С одной стороны, Антонина Васильевна в жизни казалась легким, веселым человеком. С другой, она была до педантичности дисциплинирована; даже став примой, она не позволяла себе ни малейшей поблажки. Поначалу отец противился тому, чтобы Тоня чрезмерно увлекалась музыкой, ибо верный настроениям того времени он считал, что искусство слишком эфемерно для реальной жизни, а артистическая деятельность не является трудовой.

Поступив в Одесскую гимназию и освободившись от непосредственного контроля родителей, двенадцатилетняя Тоня около года посещала музыкальное училище по классу фортепьяно, а затем брала уроки пения у сестры знаменитых братьев Рубинштейн – Софьи Григорьевны.

Когда Неждановой исполнилось 16 лет, умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства – нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище.

Восемь лет она преподавала. Но несмотря на преподавательскую деятельность, Антонина не пропускала ни одной оперной премьеры в Одесском театре. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург поступать в консерваторию. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что ее голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учебу в Московскую консерваторию.

Читать еще:  Что на сама деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"? Построить дом, посадить дерево, родить сына. Время пошло

Нежданова очень волновалась на прослушивании. Она пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в “Колыбельной” Чайковского. Однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в “избранный” класс.

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков ее пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти. Диапазон певицы, по ее собственному утверждению, не превышал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса. Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля “Лакмэ” подошел антрепренер и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места. Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень легким. Антрепренер не знал, что легкость исполнения – первый и самый главный принцип, который она переняла у Мазетти.

Он же, Мазетти, научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше двух-трех часов в сутки – двадцать минут упражнений, потом обязательный двадцатиминутный отдых. Напряженные занятия с Мазетти (они не прекращались даже в каникулы и выходные) дали свои положительные результаты. В экзаменационных листах против фамилии Неждановой на протяжении всех лет ученичества стояла оценка 5+, показатель исключительных успехов и особого места, которое занимала среди других учащихся Московской консерватории молодая певица.

26 февраля 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. Как утверждали газеты, “свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А.В. Нежданова, спевшая партию Лючии”. Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Во-первых, певица навсегда отдала свое сердце Москве, городу, который в нее поверил; во-вторых, она не хотела отказываться от уроков Мазетти. И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом.

Стать артисткой Большого певице помог случай. Там неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды в опере “Иван Сусанин”. Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила ее “выручить” спектакль. День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.

Уже в первом сезоне она выступила в восьми операх. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. С.В. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических.

Только дважды Антонина Васильевна согласилась на заграничные гастроли – в Париж в 1912 году, где партнерами певицы были Энрико Карузо и Титта Руфо, и в 1922 году – в Западную Европу, – измучившись от постоянных лишений в послереволюционной России.

Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному.

Источники:

http://www.piplz.ru/page-id-1713.html
http://odessa-memory.info/index.php?id=85
http://odesskiy.com/n/nezhdanova-antonina-vasilevna.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии