Необычные картины, которые называются «обманки», или «тромплеи. Основные понятия и термины рисования

Необычные картины, которые называются «обманки», или «тромплеи. Основные понятия и термины рисования

Есть такой жанр живописи – обманка

«Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!»
А. Пушкин «Признание»

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей» (фр. trompe-l’;il, «обман зрения»).

С виду обманка – это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.
Применение обоих терминов («обманка» и «тромплей») для обозначения картин этого жанра является правомерным.
Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений.
В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем.
Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.
Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.

Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.
Зевксис отдернул покрывало – на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» – сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, – ответил Паррасий, – ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок.
Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.
В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом.
Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов.
После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.
Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции.
Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).
В ней уже были все признаки тромплеи – виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя – двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты?
Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.
Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.
Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.
Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.
Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными.
Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «. сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.
Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.

Читать еще:  Сочинение на тему «Софья начертана неясно. Сочинение на тему: «София начертана неясно» по комедии А

В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.
Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «. можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».

Следует также отметить, что свойственная тромплеям повышенная иллюзорность, увеличивая «вещную» реальность, уменьшает реальность пространственную.
Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой.
Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.
С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или т. н. «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.
Вот просто деревянная доска или дверца шкафа, а на ней прибитые гвоздиками узкие полоски кожи, старые распечатанные письма, расческа, гусиное перо, ножик для его «острения», брошки, бантики, ножницы.
Эти изображения, волнуют нас, но в то же время раздражают какой то «пограничностью» ощущений. Ни тебе картина, ни тебе реальность.

В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас.
В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.
С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство.
Более того, обманки как жанр – это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства.
Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.
Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые “обманками”, хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Тромплей или обманка

Тромлей или обман зрения – технический прием и направление в современной живописи, основанное на эффектах оптических иллюзий. Цель обманки – создать эффект пространства и объема на плоской поверхности или на нескольких поверхностях, которые под определенным углом рассмотрения складываются в трехмерные картины.

История развития

Впервые обманки использовали во времена Древнего Рима и Греции. Наиболее распространенные иллюзии – реалистичное изображение окна, алькова, двери, атриума на плоской поверхности стены. Обман зрения использовали с целью визуально расширить пространство комнаты. Верх искусства при использовании техники «тромплей» — создание максимально правдоподобной иллюзии. Одним из величайших представителей направления в Греции был Зевксис. Реалистичные обманки на стенах не позволяли усомниться в существовании изображенного предмета, даже при внимательном рассмотрении с близкого расстояния.

Средние века

Во времена Средневековья и Возрождения живопись в технике тромплей стала популярна для декорации храмовой архитектуры. Во времена Высокого Возрождения в Италии развилось направление кватроченто, представленное работами Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли. В живописи появились новые техники и каноны, способы написания фресок. Художники использовали законы перспективы для создания иллюзии и визуального увеличения пространства. Репрезентативный пример – изображение неба и ангелов под куполом собора. Пример – фрески Андреа Мантенья в Мантуанском Палаццо.

Читать еще:  Ролдугин виолончелист. Виолончелист сергей ролдугин рассказал, на что он тратит деньги

В храмах

Изображения ангелов на сводах храмов выполнено по технике «снизу вверх»: зритель будет смотреть снизу на реалистичные картины с библейскими сценами, что усилит его веру, произведет сильное впечатление.
Тромплей продолжил развиваться в 16 – 17 веках. Правдоподобная обманка – плафон Иезуитской церкви в Вене, созданный Андреа Поццо: внутренняя поверхность плафона лишь слегка изогнута, но иллюзия зрения, использованная художником, создала эффект объема.

Наше время

Современный тромплей – это не только живопись. Техника применяется в:

  • Боди-арте;
  • Искусстве татуировки;
  • Рисунках на асфальте;
  • Кинематографии.

Техника широко применялась во время съемок фильмов в 80-90-е годы 20 века. Пример – ранние эпизоды киноэпопеи «Звездные войны».

Известные примеры

Самые известные примеры работ в технике тромплей, украшающие стены зданий:

  • Театр Сен-Жорж во Франции, рисунок на фасаде;
  • Тромплей голубя на стене здания по улице Эмиля Лепэ в Париже;
  • Пейзаж, изображенный на стене в немецком городе Шветцинген: тромплей пейзажа, который видно сквозь нарисованный пролом в стене, создает иллюзию расширения пространства;
  • Иллюзия нарисованных на стене здания полок с книгами во французском городе Лион;
  • Дом-тромплей в столице Кубы – Гаване;
  • Обманка в России представлена работами Пьетро Гонгазо а Павловском дворце. На стенах изображена садово-парковая архитектура, растения, колонны.

Обманка в живописи и дизайне интерьера широко применяется в стилях барокко, классика, рококо. Тромплей позволяет создать на простой, плоской или изогнутой стене, объемные изображения колонн, ниш, окон, барельефов, которые отличаются правдоподобностью.

Техника обмана зрения существует для того, чтобы создавать иллюзию, другую реальность из пустоты, заполнять пространство, вызывать эмоции у зрителя. Исследователи искусства и философы отмечают, что обманка – это декоративная деталь здания или помещения, которая не демонстрирует действия или зрелища. Философ Бодрийяр писал, что обман зрения – это симуляция другого измерения, деструктивный элемент, которые рушит реальность, очевидность.

Особенности техники

До 20 века художники использовали краски и стены или полотно для создания обмана зрения. У современных живописцев есть обширный арсенал средств, чтобы создавать гиперреалистичные оптические иллюзии:

Традиционная объемная роспись

Техника сложная, требующая тонкой работы с светом и цветом, детальной прорисовки.

Постеры

Специальные наклейки: изображения книг, дыр, декоративных деталей, растений и животных представлены современными наклейками на стены, потолок, мебель.

Фотообои

Трехмерные картины с эффектом отражения света. Бывают панорамные и обычные картины в разных жанрах. Иллюзия, созданная при помощи фотообоев, позволяет визуально расширить помещение, подчеркнуть особенности дизайна интерьера.

Значение

Обманка – специальная техника, используемая для создания иллюзии в помещениях или за их пределами. Современные уличные художники активно применяют эффект иллюзии для росписи стен зданий, дизайнеры используют обманки для маскировки дефектов в зале, комнате. Техника активно развивается в скульптуре, архитектуре, живописи.

Картины-обманки: Как на протяжении столетий художники запутывали зрителей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Фальшивые занавески, фрукты и атриумы

Сейчас уже невозможно определить, кто из древних художников догадался о возможностях, которые открывает изображение на плоской поверхности объемного предмета. Но и греки, и римляне использовали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее – так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы. Находки в Помпеях и Геркулануме – древнеримских городах, где сохранилось большинство фресок античности, – показывают, что уже в те времена картины-иллюзии пользовались популярностью.

Уровень исполнения картин-обманок иллюстрирует спор, который однажды заключили между собой древнегреческие художники Зевксис и Паррасий. Мастера взялись создать образы, которые не отличишь от реальных предметов. Зевксис изобразил виноград – да так достоверно, что на картину тотчас же слетелись окрестные птицы. Довольный своим мастерством, он предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину. Однако тот признался, что занавеска – лишь изображение.

Читать еще:  Отчество олеси ермаковой холостяк. Евгений Левченко: биография и жизнь после проекта (фото)

От художников Средних веков, строго следовавших канонам в изобразительном искусстве, подобных экспериментов ожидать не приходилось, но с приходом Ренессанса продолжились начатые в античности исследования законов перспективы и светотени – в том числе и для того, чтобы удивлять и запутывать зрителя.

Барокко и тромплей

Особый размах приобрело развитие «обманных» изображений в Италии и Франции периода барокко (XVII – XVIII вв.). Архитектурное и живописное пространство возводимых в это время зданий сливались в единое целое, новая реальность возникала буквально из пустоты – неудивительно, что эта техника была так интересна человеку Возрождения. Как и в период античного искусства, одной из главных целей создания таких иллюзий было стремление визуально расширить помещение, создать впечатление, что своды выше, а сам интерьер – объемнее и воздушнее.

Одним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.

Во времена барокко появляется и термин, который затем будут использовать как наименование живописных «обманок» – тромплей (trompe l’oeil в переводе с французского – «обмани глаз»). Тромплей стал одним из главных развлечений при декоре и отделке дворцов и замков, а за ними – и домов горожан, любящих искусство и желающих удивлять.

Обманки в домах и на домах обычных горожан

Один из самых простых и распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему стали прибегать и нидерландские художники. Именно в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность. Голландские домовладельцы любили обустраивать и украшать свои жилища, а главное – могли себе это позволить, а потому спрос на работы мастеров живописи порождал большое количество произведений, среди которых встречались настоящие шедевры.

Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.

Во Франции такую технику развивал Франсуа де ла Мотт. В Российской империи своей реалистичностью и тщательностью исполнения привлекали внимание работы художника Федора Петровича Толстого.

Помимо картин-обманок в интерьерах часто встречались и фигуры-обманки – их устанавливали в комнатах, в залах, в саду для того, чтобы «оживить» обстановку и удивить гостей. Такие доски-манекены изготавливались путем рисования на деревянной панели фигур людей, после чего изображение вырезали и устанавливали вертикально на подставки. Популярность на подобные украшения интерьера в Европе приносила художникам того времени неплохой доход.

В интерьерах часто можно было встретить и натюрморты – но выполненные с тем расчетом, что зрителю предметы на холсте покажутся не изображенными, а реальными и каким-то образом закрепленными.

В современном мире тромплей не сдает позиции, смещая акцент с интерьеров на уличную роспись – и удивляя, таким образом, значительно большее число зрителей.

Картины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.

В настоящее время появляются и новые мастера, верные одному из главных предназначений искусства – удивлять и завораживать, такие, как Алекса Мид.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.proza.ru/2009/12/18/29
http://artrecept.com/zhivopis/zhanry/tromplej
http://kulturologia.ru/blogs/270119/42074/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии