Немецкие общие бани – особенности и правила посещения. Как мылись в средневековой европе

Немецкие общие бани – особенности и правила посещения. Как мылись в средневековой европе

uCrazy.ru

  • Taiana
  • 27 октября 2014 18:00
  • 8401

В умах многих людей есть стереотипы относительно гигиены европейского Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» – далее следует пространное описание культуры русских бань.

Фрагмент картины британского художника Лоуренса Альма-Тадема «Любимая привычка», 1909 год

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна.

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой *бли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани. Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Про мыло.
Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты — около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

Читать еще:  Сколько лет было дункан. Как погибла Айседора Дункан? Факты из биографии Айседоры Дункан

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке.

Бани и гигиена в Средневековье: что мы о них знаем из документальных источников

Миф о «немытой Европе» — одно из самых распространённых и устойчивых заблуждений о Средних Веках, бытующих в широких массах. Представление о том, что после краха Римской империи европейцы якобы забросили бани и совершенно перестали заниматься гигиеной, глубоко укоренилось как в сознании обывателей по всему миру, так и массовой культуре (включая, что характерно, европейскую же литературу и кинематограф).

А массовой культуре социум в научных вопросах, к сожалению, доверяет — и в ней находит подтверждение заблуждениям. Достаточно вспомнить, как широко известный Абсентис в своём псевдоисторическом труде «Христианство и спорынья» на полном серьёзе приводил цитаты из… художественного романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Особенно популярен миф в России, где «немытая Европа» противопоставляется Руси — распространённость бань в которой ни у кого сомнений не вызывает. Итак, безусловно, представление это является глубоко ошибочным, что ясно любому человеку, хотя бы немного знакомому с медиевистикой. Тем не менее, для всех остальных разъяснить вопрос совершенно необходимо.

В этой статье мы сначала убедимся, что миф действительно является мифом, воспользовавшись различными источниками и научными работами по теме.

Были ли бани в средневековой Европе?

Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с крупнейшего города Европы той эпохи — Парижа, к рубежу XIII-XIV веков имевшего около 150 тысяч населения.

У нас имеются совершенно конкретные документы по налогообложению в городе, из которых следует: в 1249 году в Париже работало 26 общественных бань. Работали эти бани, согласно документам, 6 дней в неделю. «Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII сообщают следующее:

Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.

Денье — это мелкая разменная монета, что-то вроде английского пенни. Как видим, мытьё в бане было не только доступно чисто технически, но и стоило недорого.

Понятное дело, что знатные и состоятельные люди в общественные бани не ходили, а мылись дома

Париж отнюдь не был исключением. Примерно в то же время в Вене имелось 29 бань, а в маленьком Нюрнберге, например — 9. Аналогичная информация легко находится по любому другому средневековому городу. Во Франкфурте конца XIV века цех банщиков включал 25 «лицензированных» специалистов, без учёта подмастерий и прочего персонала. А город-то не такой большой, это много.

Более того: как следует из средневековых законов, баня тогда считалась особо важным объектом городской инфраструктуры. Преступления на территории бани карались строго, они отдельно оговаривались к документах.

К примеру, Sachsenspiegel — «Саксонское зерцало», старейший правовой сборник Германии из первой четверти XIII века, статья 89:

Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения.

Тут я подчеркну, что «Саксонское зерцало» — это не составленным правителем документ, а именно сборник правовых норм, которые к 1220-м годам уже и так бытовали в Германии, сложились стихийно (кодифицировать их пытались ещё в XI столетии). И в этом «народном праве» бане находится место.

А теперь Bjarkoaratten, общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18:

Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен.

Сурово! Но это вполне логично, ведь бани естественным образом привлекали преступников (что, опять же — показатель их популярности у населения). Там легко что-то украсть, да и жертва убийцы окажется максимально беззащитной. Власти понимали это и принимали меры для того, чтобы добропорядочные граждане не боялись посещать бани. Потому как мыться — это важно!

Валенсийский кодекс всё того же XIII века, статья 26:

Всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов.

Westgötalag, опять Швеция, XIII век, 6-й параграф раздела «Преступления, не искупаемые штрафом»:

Читать еще:  Картины Леонардо да Винчи в Италии: где можно увидеть шедевры мастера. Да винчи леонардо

…убьет в бане, убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отрубит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние.

Как видим, убийство в бане считалось, что называется, «совершённым с особым цинизмом», наравне с проявлениями исключительной жестокости. Всё это явно подчёркивает особое отношение к таким учреждениям. В ином случае ты ещё сможешь откупиться от убийства, возможно — но если в бане… тут уж уволь. «Водяное перемирие», как говорится.

Обратите внимание, что приводятся документы из совершенно разных стран: то Германия, то Кастилия, то Швеция, то Франция, но картина везде одна и та же. По всей Западной Европе, якобы «немытой».

Фуэро Сепульведы, 1300 год — особенно чудесные правовые нормы! Просто оцените, насколько в Эстремадуре XIV века серьёзно относились к вопросам банных дел:

Пусть мужчины идут в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. А евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не платят больше одного меаха при входе в баню, слуги их не платят ничего. Если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, заплатит штраф в десять мараведи. Если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то он не платит никакого штрафа и не становится врагом. Но мужчину, который в другой день возьмет силой женщину в бане или опозорит ее, должны наказать. Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи убьют христианина или христиане еврея, они не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдет какую-либо вещь из вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши.

Отсюда мы делаем вывод, что бани не просто есть и доступны: они ещё и достаточно популярны для того, чтобы властям пришлось не просто решать какие-то конфликты там, а предупреждать их возникновение такими вот жёсткими указаниями. Мол, не ходи в баню, когда не положено! А пошёл, так сам виноват. Надо всё по правилам делать, в установленные дни! Иначе будет беспорядок…

Тот же документ, но теперь речь идёт о сельской местности:

Любая работа, которую всякий в своем земельном владении сделает, пусть будет прочна и постоянна, чтобы никто не мог ни помешать ни построить печь для выпечки хлеба, ни дом, ни баню, ни мельницу, ни устроить огород или виноградник, ни что-либо подобное.

Заметьте, что мы пока не рассмотрели ни одного нарративного источника, который можно было бы подвергнуть сомнению в части его точности. Только документы по налогам и законы! И всё это касается самого что ни на есть разгара Средневековья: никак не спишешь ни на последние осколки римской культуры, ни на приметы Нового Времени (где с мытьём, кстати, станет куда сложнее, но об этом мы ещё поговорим ниже).

В принципе, здесь ответ на вопрос «были ли бани в средневековой Европе» нами уже получен: были. Причём их было много, по всей Европе, власти зорко следили за порядком в банях, а мытьё стоило недорого. Резюме под первой частью статьи можно подвести словами Фернана Броделя из его знаменитой работы «Структуры повседневности»:

Бани были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.

Часто говорят о том, что всем якобы запрещала мыться церковь: грешно! На самом деле, и это миф. Если точнее, свои условные «милоновы» существовали всегда, но ведь должны понимать: если кто-то призывает к чему-то заведомо абсурдному, это ещё не значит, что наставлений станут слушаться, а их автора не сочтут идиотом.

С чем церковь действительно боролась, так это с совместным мытьём мужчин и женщин, совершенно справедливо видя в банях рассадники проституции. То же самое явно прослеживается в книге «Предписания и наставления школярам», где студентам немецких университетов предписывается посещать баню всего-то дважды в год, и с разрешения преподавателя.

Ясное дело, что остальное время будущие ведущие учёные Европы не ходили грязными и вонючими: речь тут шла об ограничении их хождений по «дурным женщинам», что во всех средневековых университетах составляло значимую проблему. Сами понимаете: это молодые люди, как правило — обеспеченные, далеко от дома… В вопросе интимных услуг бани Средневековья ничем не отличались от современных, и это абсолютно естественно.

Плюс, для монахов некоторые ограничения на мытьё, как и на любые прочие жизненные радости, были частью общей аскезы. Но они всё равно мылись, в том же уставе августинианцев прямо прописаны правила посещения бань, причём мыться они ходили и за пределы монастырей:

В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех.

В остальном же, церковь даже помогала с банными делами бедным и больным. Бенедикт Нурсийский, основатель первого настоящего монашеского ордена, как раз иллюстрирует оба последних тезиса из глубин VI века:

Надобно всячески заботиться, чтобы о больных не была допускаема никакая небрежность: келью для них назначить особую, бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее.

Франкский епископ Григорий Турский, также VI век:

Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы.

Читать еще:  Франц КафкаПревращение (сборник). Читать книгу «Превращение (сборник)» онлайн полностью — Франц Кафка — MyBook Повесть франца кафки превращение

Титмар Мерзебургский, епископ уже XI века — если вы подумали, что речь о наследии Античности, которое позднее забылось:

В старости, когда зрение его резко ухудшилось, он стал монахом. О бедняках он ежедневно заботился собственноручно. Для тех из них, кто был болен, носил из долины на вершину горы воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром.

Средневековые бани бывали весьма капитальными сооружениями

Конечно, нашим современникам приятно думать, что они, ведущие заурядную жизнь, хоть в чём-то лучше великого короля прошлого — например, хотя бы чаще моются. Не могу осудить такое мышление. Могу только отметить, что к науке, области объективного знания, такие вещи отношения не имеют.

А реальная картина обрисована выше, и подкреплена более чем весомыми данными из различных документов. Средневековая Европа страдала многими серьёзнейшими проблемами. Было много трудностей, откровенно неприятных и кровавых вещей, много социальной несправедливости и мракобесия. Да, увы, Европа той эпохи — не романтичная картинка из рыцарских романов.

Но «немытой» она точно не была.

Букв получилось уже очень много, интересующимся стоит пройти по ссылке на оригинальный материал, чтобы дополнительно узнать:

– Как всё это выглядело и работало, какие проблемы с гигиеной в Европе той эпохи действительно существовали, и почему.

– Как получилось, что в Новое время стало хуже.

– Разобраться, откуда же заблуждение всё-таки взялось, и почему оно настолько устойчиво.

Немецкие общие бани – особенности и правила посещения

Немецкие общие бани предназначены для совместных походов с семьей, коллегами по работе или друзьями. Многие из них расположены на побережье рек Одер и Майн, а также вблизи термальных источников. Их парные сильно отличаются от наших бань, поэтому русским туристам предварительно следует ознакомиться с их правилами. Разный менталитет и культура могут стать причиной сильного шока, вызванного традициями немецких общих бань.

Крупные банные комплексы

Многие банные комплексы Германии напоминают аквапарк. Они разбиты на секторы с разным назначением. В одном из них находятся большие бассейны с горками и трубками, холодной и горячей водой, мелкие и глубокие, с быстрым течением и гидромассажем. А в другом – разнообразие термальных процедур: русская, финская, монгольская и японская бани, хамам, био-сауна и ледяная пещера. А между ними организованы джакузи, зимние сады и массажные кабинеты.

Наибольшей популярностью пользуются комплексы, расположенные рядом с термальными источниками. Крупные немецкие общественные бани есть в Нижней Саксонии и Баварии. Также к лидерам по количеству посетителей относится:

  • «Каракалла Термы», возведенный прямо над подземным источником с лечебной водой;
  • «Ликвидром» в Берлине с бесплатными процедурами, морской водой в бассейне и интерьером в космическом стиле.

Отличия немецкой бани

Мужчины и женщины Германии посещают банные комплексы вместе. Там нет мужских и женских помещений или дней посещения. Лишь в единичных комплексах предусмотрены отдельные дни для посещения мужчин и женщин. Данная традиция ввергает в шок многих иностранцев, хотя и пришла она еще из древних времен. Считается, что раньше, чтобы не тратить дрова на топку бани отдельно для мужчин, женщин и детей, все мылись вместе. С тех пор это стало традицией. Еще одной отличительной особенностью немецких общих бань является обязательное условие полностью обнажиться. Коренные жители Германии не склонны стесняться своей наготы, поэтому для них считается нормальным мыться обнаженными рядом с представителями противоположного пола. Там даже юноши спокойно купаются рядом с родителями своих друзей. А вот на прикрывающихся людей немцы смотрят удивленно.

Однако это не значит, что разгуливать голышом придется по всему банному комплексу, так как данное правило применимо только для парных и саун. Немцы объясняют это тем, что большинство плавок и купальников сшиты из синтетической ткани, которая при высокой температуре причиняет телу дискомфорт и вред. Также в немецких парных по той же самой причине запрещены резиновые шлепанцы и сланцы.

Садиться на полки в общественных банях Германии можно только на специальных двухметровых полотенцах. Также оно стелется под ноги, так как с разгоряченных тел стекает пот, который негативно сказывается на дереве. Особо стеснительные посетители могут закутаться в хлопковое полотенце.

В парилках устанавливается приглушенное освещение, чтобы создать дружелюбную атмосферу. Там действует несколько негласных правил:

  • Нельзя снимать на фото- и видеоаппаратуру;
  • Нельзя пристально рассматривать других посетителей;
  • Нельзя комментировать внешность других людей;
  • Необходимо соблюдать тишину и не тревожить других посетителей.

Дополнительные процедуры

Важной процедурой в немецких общих банях является ауфгусс, т.е. выливание на горячие камни термальной воды с эфирными маслами, в результате чего специальными опахалами или полотенцами по парной распространяется ароматный пар. Чаще всего используют апельсиновое, медовое или эвкалиптовое масла. Выполняется данная процедура специальными мастерами, которые даже ежегодно соревнуются между собой в Австрии.

Длительность ауфгусса составляет в среднем 20 минут. В большинстве парных весит расписание проведения данной процедуры, чтобы каждый посетитель мог сориентироваться по времени и не пропустить эту церемонию. Ее стоимость уже входит в оплату входного билета.

Во время проведения запрещается покидать парную, только в случае головокружения или резкого ухудшения самочувствия. Банщик, выполняющий процедуру, также может развлекать собравшихся людей анекдотами и шутками. В некоторых комплексах при этом включается приятная расслабляющая музыка, и бесплатно раздаются крема, кубики люда или соли. После процедуры посетителям предлагается на выбор прохладительный напиток, горячий чай, мороженое или фрукты.

Заключение

Немецкие банные комплексы сильно разнятся с русскими. Их посещают вместе люди обоих полов, независимо от возраста и социального положения. Причем они должны быть полностью обнажены. Для русских данная традиция не привычна, поэтому может поначалу шокировать. Но если же вы не стесняетесь своей наготы, то посещение немецкой общей бани станет приятным и полезным вариантом времяпрепровождения.

Бани в германии видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источники:

http://ucrazy.ru/interesting/1414400737-kak-mylis-v-srednevekovoy-evrope.html
http://pikabu.ru/story/bani_i_gigiena_v_srednevekove_chto_myi_o_nikh_znaem_iz_dokumentalnyikh_istochnikov_5817658
http://stroy-good.ru/nemeckie-obshhie-bani-osobennosti-i-pravila-poseshheniya.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии