42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Национальные черты нельзя преувеличивать делать их исключительными. Сочинение «Идеи Д.С

403 кабинет

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

№29 «Путешествуйте!»/ Для чего нужно путешествовать?

Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город, страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать

№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема русского национального характера

По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность

№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема толерантности

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации

№31 «Круг нравственной оседлости»/ Проблема ценности жизни

Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек

№32 «Понимать искусство»/ Проблема отношения к искусству

Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности

№32 «Понимать искусство»/ Проблема зла

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой

№34 «О русской природе»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком

№37 «Ансамбли памятников искусства»/ Проблема сохранения городов, истории

Академик считает одна из важных задач наших градостроителей — сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна — грандиозный культурный ансамбль

№38 «Сады и парки»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады

№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурной среды

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков

№41 «Память культуры»/ Проблема понимания красоты мира

Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет

№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурного прошлого

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому

№43 «Еще о памятниках прошлого»/ Проблема патриотизма

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать

№46 «Путями доброты»/ Проблема служения людям, смысла жизни

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Читать онлайн «Заметки о русском (сборник)» автора Лихачев Дмитрий Сергеевич — RuLit — Страница 9

Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям «в воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Читать еще:  Презентация к уроку на тему: Использование ИКТ в работе музыкального руководителя. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторое акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и почему, то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими. Различие в степени.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX века, например к живописцам круга «Мира искусства»? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что «искусство чистой живописи», какой мне представляется живопись «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубого рыцаря» и пр., меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, и все ж таки связано с русским «материальным фольклором» – с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много игрового момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки. В русской культуре начала XX века вообще было много маскарадного и театрального, что так хорошо подчеркнуто Ахматовой в «Поэме без героя».

Природа других стран

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих «этноприрод» свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • CAZADOR (31)
  • Expressions. (7)
  • THE BEATLES (5)
  • АВСТРИЯ (4)
  • Алексей Архиповский (1)
  • Английский (16)
  • Антуан де Сент-Экзюпери (2)
  • Архитектура (8)
  • Ателье ,,Элегантность» (1)
  • Аудиоальбомы (7)
  • АУДИОКНИГИ (22)
  • Афоризм (2)
  • Ахматова А.А. (2)
  • БАЛЕТ (104)
  • БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ И АКВАРИУМ (15)
  • Вернисаж одной картины (5)
  • Видео (9)
  • Виртуальные путешествия (20)
  • Времена года (9)
  • ВСЁ ДЛЯ ЛИ.РУ (5)
  • Даты (1)
  • ДЕТИ (18)
  • ЖИВОПИСЬ (141)
  • Животные (0)
  • Жирафы (1)
  • Здоровье (19)
  • Знаменитости (6)
  • Интересное, познавательное (3)
  • ИНТЕРЬЕР ДОМА (19)
  • Информер (25)
  • Исполнители (3)
  • Исторические личности (8)
  • История (2)
  • ИТАЛИЯ (8)
  • Йготерапия (1)
  • КИНО (32)
  • Кинозал (12)
  • Книги (5)
  • Косметология (3)
  • Красивая фигура (9)
  • КРАСОТА (6)
  • КУЛИНАРИЯ (19)
  • Литература (41)
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1)
  • Любимые актёры (58)
  • Мода (3)
  • Мой плейер (3)
  • МУЗЫКА (192)
  • МУЗЫКА ,,Романсы» (13)
  • Музыка / Альфред Шнитке (2)
  • Музыка / Барды (1)
  • Музыка / Дмитрий Шостакович (0)
  • МУЗЫКА / ИОГАН СЕБАСТЬЯН БАХ (7)
  • Музыка / Композиторы (39)
  • МУЗЫКА / ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (13)
  • Музыка / Оперы (11)
  • Музыка / Певцы (33)
  • Музыка / Пианисты (27)
  • Музыка / Скрипачи (6)
  • МУЗЫКА / ФРЕДЕРИК ШОПЕН (7)
  • МУЗЫКА /Симфоническая (4)
  • МУЗЫКА Дирижёры (2)
  • МУЗЫКА СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ (27)
  • МУЗЫКА Чайковский Пётр Ильич (16)
  • Музыка/ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ (10)
  • Музыкальная гостинная (18)
  • Музыкальные инструменты (2)
  • Народное творчество (7)
  • Нино Катамадзе (3)
  • Новый год (1)
  • О жизни, о любви (8)
  • О, Женшина! (15)
  • Отношения (15)
  • Парки, сады и замки мира (5)
  • Петербург (20)
  • Пленницы судьбы (2)
  • Поздравления (2)
  • Позитив (13)
  • Полезно знать (5)
  • Поэзия (80)
  • Правила жизни (13)
  • Праздники (15)
  • Психология (1)
  • Пушкин А.С. (52)
  • Религия (10)
  • Рок (8)
  • РУССКИЙ МУЗЕЙ (1)
  • Русский рок (3)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (4)
  • Сад (4)
  • Серебряный век (1)
  • Скульптура (2)
  • Словари (2)
  • Стив Джопс (3)
  • Сундучок полезных советов (1)
  • Танец (4)
  • Театр на экране (3)
  • Философия (3)
  • Фото (16)
  • Цветаева М.И. (4)
  • Цветы (14)
  • Это интересно (2)
  • Юмор (12)
Читать еще:  Как нарисовать парня и девушку целуются поэтапно. Поэтапное руководство как рисовать влюбленных

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

28 ноября 1906 года родился Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Этот пост я цитирую, с благодарностью моему другу на ЛиРу Тамаре(Томаовсянка). Для меня Дмитрий Сергеевич — совесть нации! Невозможно было, слушая редкие выступления этого мудрого, тонкого, душевного человека совершать недостойные поступки. Выстоял до конца. Ушёл в вечность незапятнанным, святым человеком.

Я отношусь к Дмитрию Сергеевичу с невероятным почтением, нежностью, любовью, преклоняюсь пред этим великим ученым и человеком страшной, трудной судьбы. Он прожил жизнь с невероятным достоинством, и я очень боюсь, чтобы из него не сделали этакого символа просвещенного самодержавия, народности и православия. Эльдар Рязанов

«В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!»


Д.С. Лихачёв. ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».



Цитаты и aфоризмы

В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

В целом, забота о специальности и ее углублении — совсем неплохое правило жизни. Тем более что в России слишком много непрофессионалов берется не за свое дело. Это касается не только науки, но также искусства и политики, в которой также должен быть свой профессионализм. Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью.

Главный враг науки — наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее «близости» с наукой.

Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку.

Жадность — это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

Жизнь — прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родится художником, балериной или ученым.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Интеллигент — это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.

Интеллигентность в России — это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, — будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью.

Интеллигентом нельзя притвориться.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

Кто много говорит, тому не остается времени подумать.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.

Меня лично смущает распространенное выражение «творческая интеллигенция», — точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть «нетворческой». Все интеллигенты в той или иной мере «творят», а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с «идеологическим уклоном», с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

Мы слишком часто употребляем выражение «гнилая интеллигенция», представляем ее себе слабой и нестойкой потому, что привыкли верить следовательскому освещению дел, прессе и марксистской идеологии, считавшей только рабочих «классом-гегемоном». Но в следственных делах оставались лишь те документы, которые играли на руку следовательской версии, выбитой из подследственных иногда пытками, и не только физическими.

Народы — это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.

Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Нелепо сравнивать культуры «по росту» — кто выше, а кто ниже.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Образованность и интеллектуальное развитие — это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность — состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство — это почти болезнь.

Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.

По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям.

Подделка под старое убивает старое.

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, — для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими «границами на замке», чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, — это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское и содержание его преимущественно ассоциативно-эмоциональное.



Серия сообщений «Лихачёв Дмитрий Сергеевич»:
Часть 1 — Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Источники:

http://russian2015.ucoz.com/publ/podgotovka_k_egeh_po_russkomu_jazyku/d_s_likhachev_pisma_o_dobrom_i_prekrasnom/6-1-0-409
http://www.rulit.me/books/zametki-o-russkom-sbornik-read-367641-9.html
http://www.liveinternet.ru/users/lozata/post301527550

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector