Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев. Кабардинская семья (Традиции и современность) Шортаева Инесса Хабасовна

Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев. Кабардинская семья (Традиции и современность) Шортаева Инесса Хабасовна

LiveInternetLiveInternet

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев.

Искусство приготовления пищи является общечеловеческим достоянием. Национальная кухня кабардинцев и балкарцев сложилась исторически и имеет свои специфические особенности. В целом вся пища делилась на обыденную – каждодневную, праздничную, дорожную и обрядовую.Ежедневная пища большинства крестьян была однообразной. Она состояла из айрана, калмыцкого чая, овечьего сыра и чуреков.Празднично-торжественные случаи и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки.

Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, – продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника. Семья же начинала готовить национальный напиток – бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ). Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльку.Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана.

Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д. В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз.

Как только ребенок начинал ходить, устраивался обряд первого шага (лъэтеувэ), на который приглашались соседки, родственницы. Семья ребенка для выполнения этого обряда пекла специальный хлеб из пшенной или кукурузной муки, который назывался «лъэтеувэ мэжаджэ» – «хлеб первого шага». Приглашенные приносили лакумы, курицу и др. Готовилась национальная халва.

В обряде участвовали женщины и дети. По обычаю, сверху «мэжаджэ» укладывались различные вещи: плеть, кинжал, Коран, кузнечные и ювелирные инструменты. Ребенку давали выбирать из них, что ему понравится. Если он выбирал плеть, то ему предсказывали, что он станет лихим наездником, если выбирал Коран – муллой, инструмент – кузнецом или ювелиром. Такую проверку будущих наклонностей и интересов ребенка устраивали и для девочек.

Появление у ребенка первого зуба балкарцы, например, отмечали специальным угощением, на которое приглашались женщины и дети. Для этого готовились различные кушанья, но обязательно «жырна». Оно состояло из хорошо отваренных зерен кукурузы, ячменя, фасоли, пшеницы, протолченных в специальной ступке.

Пища занимала большое место в свадебных обрядах. Обычно семья, сын которой женился, заготавливала большое количество национального напитка – бузы. Ею обязательно угощали всех, кто приходил их поздравить. Ко дню свадьбы семья и другие родственники готовили различные национальные кушанья, напитки. Халва, буза, баран на зарез считались обязательными для устройства свадебных праздников. Обычно перед выездом за невестой приглашали всех жителей селения на сборный вечерний пир. Обычно процессию, увозившую невесту, не выпускали со двора, пока «заградительная стража» не получала вознаграждение в виде чаши с бузой и различных кушаний. Свадебную процессию провожали аульная молодежь, родственники невесты, которые захватывали с собой кувшин бузы, лакумы, мясо, сыр, и т.д., и на границе села устраивалась прощальная пирушка. В пути свадебную процессию встречали родственники жениха с напитками и кушаньями и организовывали в поле угощение, произносились тосты, устраивались танцы и все вместе отправлялись домой. После исполнения во дворе лезгинки всех участников свадебной процессии заводили в комнаты и угощали до утра. Лихим наездником, которым удавалось проникнуть верхом в комнату невесты, преподносили большую чашу бузы, тарелку пасты, мясо, лакумы.

Обязательной частью свадьбы является намазывание губ невесты медом с маслом. Этот обряд выполнялся через два-три дня после привоза невесты в день ее ввода в большую комнату, где живет свекровь. Обычно эту процедуру выполняет самая авторитетная женщина рода, и это символизирует желание рода, чтобы их юная невестка была сладкой и приятной, как мед с маслом и, чтобы новая семья ей казалась такой же сладкой и приятной.

Жених по обычаю в дни свадьбы находился у одного из товарищей. Его посещали друзья, родственники, односельчане, которых обязательно угощали и поили.

Семья жениха готовилась к его возвращению домой. Собирали самых старших членов рода, соседей. Жених с товарищами ожидал у двери комнаты, где сидели старики. Самый старший из них, обращаясь к жениху, говорил: они приветствуют приход в их род нового человека, прощают ему его поступок, надеются на учтивость, старание, прилежный труд и т.д. В знак «примирения» ему преподносили большую чашу бузы с тарелкой различных кушаний, которые жених передавал своим товарищам.

У балкарцев жених скрывался 7 дней, а если обстоятельства не позволяли скрываться долее 7 дней, то назначался день выкупа. Глашатай объявлял по аулу о желании жениха откупиться и приглашал всех желающих на сборное место. Сюда привозились от жениха пиво, несколько баранов, целиком зажаренных, и начинался пир. Новобрачный тоже присутствовал на этом пиру. Этим обрядом заканчивался весь свадебный процесс. Этот обряд балкарцев отличался от кабардинского. Если у кабардинцев «примирительное» застолье организовывали родители жениха, то у балкарцев – сам жених. Для того, чтобы «примирить» жениха со своей матерью, у кабардинцев устраивался женский праздник, где сыну мать преподносила чашу бузы и сажала на скамью. Этот обряд символизировал окончательное «примирение» сына с семьей.

По обычаю кабардинцы и балкарцы, посещая больного, приносили продукты питания. Это и сейчас считается обязательным, если приехали проведать. Обычными для этого считаются вареная курица, несколько булок, фрукты, овощи и т.д. Это делают и в том случае, если больной лежит в больнице. Если приезжает проведать мужчина, то он ничего с собой не везет.

Кабардинцы и балкарцы уделяли большое внимание угощению знакомых и незнакомых гостей. Путник мог рассчитывать на самый радушный прием в доме каждого горца. Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Для гостя готовили: гедлибже, лициклибже, лакумы, пироги и т.д. Угощали бузой, а в Балкарии – пивом. Но не всех угощали одинаково. Например, гостей-женщин угощали без национального напитка, но подавали обязательно сладкий чай, чего не давали при угощении мужчин. Для случайных гостей не готовили национальную халву, но она была обязательна при приеме гостей, о приезде которых было известно заранее. Для гостей-односельчан, если они не были специально приглашены на торжество, не был обязательным гостевой зарез, ограничивались курицей или жареным мясом.

Читать еще:  Сказки для детей, детская литература, стихи, детские книги. Терапевтические сказки для дошкольников

Кабардинцы и балкарцы и сейчас славятся своим гостеприимством, хлебосольностью. Все положительные традиции и обычаи, связанные с древним институтом гостеприимства, они соблюдают и в настоящее время.

Существовали и запрещенные кушанья. Так, например, девушек не кормили желудочком курицы, говорили, что губы будут синими. Детям не давали почки, так как они «замедляют» рост. Детям не давали также кушать язык, так как существовало поверье, что если ребенок скушает язык, то будет болтливым.

Для гостей резали барана. Самой почетной частью считалась голова, половину которой подавали мужчине. Женщины не имели права есть голову.

С пищей, ее приготовлением, подачей на стол были связаны многочисленные традиции и обычаи, выработанные веками.

Кабардинцы и балкарцы обучали своих детей умению готовить пищу. Девочек с ранних лет учили помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, помогать в приготовлении пищи, самим готовить ее. В обязательный кодекс воспитания девочек входило знание всех национальных блюд, способов их приготовления, порядка их подачи на стол. О девушке судили не только по ее внешности, но и по ее воспитанности, умению заниматься рукоделием, готовить вкусную пищу. Умению готовить пищу учили и мальчиков.

Кабардинцы и балкарцы всегда отличались умеренностью в еде. Совершенно недопустимым и неприличным считалось говорить, что ты голоден. Жадность к пище считалась серьезным пороком человека. Обычай требовал – оставлять часть еды, хотя сам не наелся. Обычай также не разрешал быть разборчивым в пище, выбирать или просить одно блюдо, отказываться от другого.

Пищу готовила старшая женщина семьи или одна из невесток. Она и делила ее между членами семьи.

Обычно пища готовилась с определенным запасом, потому что могли неожиданно приехать гости. При этом даже сытый человек не имел права, не нарушая обычая, отказаться от еды. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. С другой стороны, на человека, покушавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь.

В пище у кабардинцев и балкарцев в прошлом была характерна ее сезонность. Летом ели, в основном, молочную и растительную, а осенью и зимой – мясную.

Балкарская семья: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаваева О.А.

В статье анализируется эволюция традиционной балкарской семьи , традиционная система семейных ценностей , их трансформация и современное состояние.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шаваева О.А.

BALKAR FAMILY: HISTORY AND MODERNITY

The article analyzes the evolution of the traditional Balkar family, the traditional system of family values , their transformation and current state.

Текст научной работы на тему «Балкарская семья: история и современность»

БАЛКАРСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Шаваева О. А., соискатель ученой степени кандидата философских наук, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: shavaevao@mail.ru

В статье анализируется эволюция традиционной балкарской семьи, традиционная система семейных ценностей, их трансформация и современное состояние.

Ключевые слова: традиционная балкарская семья, система семейных ценностей, современная нуклеарная балкарская семья.

BALKAR FAMILY: HISTORY AND MODERNITY

Shavaeva O. A., the competitor of a scientific degree of the candidate of philosophical Sciences, FSBEIHPE “Kabardino-Balkarian state university after H. M. Berbekov” city of Nalchik

The article analyzes the evolution of the traditional Balkar family, the traditional system of family values, their transformation and current state.

Key words: Balkar traditional family, family values, Balkar modern nuclear family.

В обстановке кризиса российского общества значение семьи в формировании ценностных ориентаций и гуманистических идеалов у современной молодежи неизмеримо возрастает. Научно-теоретическое осмысление роли семьи в процессе обновления и реформирования общества, в развитии и становлении личности является важнейшей задачей социальной философии. Подлинная социализация молодого поколения, его эффективное приобщение к ценностям цивилизации и культуры невозможны без влияния семьи. В настоящее время идеологическое и информационное обеспечение семейной политики в России осуществляется недостаточно. Это является необходимостью, так как только материальные меры в целом не могут дать желаемого результата.

Проблема брачно-семейных отношений и семейных ценностей как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества разрабатывалась в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей, как философов, так и представителей других наук: истории, психологии, этнологии, социологии.

Выбор темы обусловлен ее недостаточной раз-

работанностью, хотя проблема уже поставлена в философской литературе, однако исследований, посвященных социально-философскому анализу трансформации балкарской семьи, пока нет. Философский анализ системы семейных ценностей для исторического развития общества для социальной философии является важнейшим. Цель статьи – историко-философский анализ эволюции балкарской семьи и системы ее ценностей. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что полученные выводы могут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с изучением трансформации балкарской семьи и ее ценностей.

В конце XIX – начале XX в. в общественной жизни балкарцев существенную роль играли еще большие семьи, сохранившие черты патриархальной семьи. Основой такой семьи по Ф. Энгельсу является то, что «она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов»[1, 387]. С развитием общества патриархальная семья балкарцев подверглась изменениям. Если для

раннего периода большая патриархальная семья состояла из трех или более женатых поколений, то для конца XIX – начала XX в. характерна семья, состоящая из двух женатых поколений. Экономическая основа большой семьи балкарцев -собственность на землю, скот, которые всецело находились в руках отца – главы семьи.

Уже в конце XIX в. основной ячейкой балкарского общества стала малая патриархальная семья, которая экономически обособилась и выделилась из локального жилища. Семья была моногамной. Хотя ислам допускал многоженство, фактически оно было распространено только среди богатой верхушки общества. У балкарцев женитьба и замужество составляли важный момент жизненного цикла. Мужчины женились обычно в 30-летнем возрасте и даже в 40-летнем. Это объяснялось тем, что мужчина не мог вступить в брак, пока не скопит калым – плату за невесту. Предки балкарцев не знали этого обычая. С упрочением ислама, калым укоренился. Мужчины и женщины, вступая в брак, приобретали множество новых функций и ответственность.

В малой семье было строгое разделение между женским и мужским трудом. В такой семье женщина была более полноправной хозяйкой в своем доме. У балкарцев наиболее активные роли в социуме отводились мужчинам. Но женщины в традиционной балкарской семье не были бесправными, женщина пользовалась уважением и почетом. Мужчина смотрел на женщину как на слабое в физическом смысле существо и соответственно к ней относился. Н. П. Тульчинский писал: «В Балкарии нельзя встретить, чтобы мужчина ехал верхом, а женщина рядом с ним шла бы пешком, или женщина шла бы с тяжелой ношей, а мужчина с пустыми руками, тут происходит как раз обратное» [2, 204].

Читать еще:  Очерк на тему о человеке профессионале. Как написать очерк о человеке, который важен для вас? Работа в творческой мастерской

М. Ч. Кучмезова, характеризуя положение женщин в традиционном балкарском обществе, пишет: «В народе популярны пословицы: «С женщиной возвращается тепло крови», «Когда приходит родившийся от дочери или сестры -внук, племянник – качается опорный столб». Смысл этих пословиц – в почтительном отношении к женщине как члену семейной общины. Отношение к внукам и племянникам по женской

линии было особым: подчеркнуто радовались их появлению, при одаривании по тому или иному случаю им отдавалось предпочтение перед внуками и племянниками по мужской линии» [3, 32].

У балкарцев роль старших, особенно мужчин, ценилась всегда высоко. Одно из важнейших положений балкарской этики – уважение к старшим, памяти предков. Народ придерживался мнения, что старики уже в конце жизненного пути, они оставляют следующим поколениям мир, созданный их усилиями. Уважение к старшим является частью того, что поддерживает мир. А. Ю. Сини-цин характеризовал социальный статус старшего в балкарской семье: «Социальный статус старшего является чрезвычайно престижным. Старшие пользуются особым статусом, они окружены почетом и вниманием со стороны младших, вправе требовать от последних подчеркнутого уважения и послушания, их мнение – решающее на соответствующем уровне» [4. 102]. Другой исследователь, В. Я. Тепцов о почитании старших в балкарском обществе писал: «Обычай доведен до крайности, которая посторонним может показаться даже смешной. Если в комнату, например, входит старший брат, то младший обязан вставать и не имеет права сесть и говорить до тех пор, пока не получит на это разрешение от старшего. Старший управляет всем в доме бесконтрольно и, отлучаясь из дому, передает свою власть следующему за ним по старшинству. Никто из членов семьи не смеет отлучаться из дому или начинать какое-либо дело, не получив на то разрешения старшего в доме» [5, 114].

Балкарский просветитель М. Абаев высоко оценивал нравственность своего народа. Он отмечал: «В отношении нравственности горцев можно сказать смело, что было время, когда горец и горянка не допустили бы мысли, что кто-нибудь мог нарушить супружескую верность или кто-либо позволил себе увлечь женщину или девушку, несмотря на то, что до зрелого возраста обоего пола браки не совершались, почему народ был крупный и здоровый» [6, 21]. Абаев писал, что горцы были правдивы и вполне хозяевами своего слова, воровства почти не было, редко случались убийства, ранения. Это он связывал с семейным воспитанием.

Г. Х. Мамбетов, характеризуя важнейшие

БАЛКАРСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

требования этикета кабардинцев и балкарцев, выделял следующие элементы:

«1. Скромность, терпимость, снисходительность.

2. Вежливое и учтивое отношение к родителям.

3. Уважительное отношение к старшим.

4. Рыцарское отношение к женщине» [7, 202].

Балкарцы полагали, что детей в семье должно

быть не менее семи, чтобы она считалась полной. Считалось, что ребенок в большой семье вырастает свободным, общительным. Воспитывали детей ненавязчиво. Ударить ребенка, а тем более избить его, считалось недопустимым, так как у каждого человека, даже у маленького, есть достоинство. Народная педагогика пришла к выводу, что подавление ребенка в раннем возрасте приводит к тому, что он вырастает озлобленным или безвольным.

Воспитанием детей занимались старики, но в основном мать. Обычай не позволял отцу проявлять на людях свои родительские чувства. К. А. Чхеидзе, хорошо знавший Балкарию, отмечал, что мать, прежде всего, учила ребенка быть верным религии отцов, народным обычаям, семье и роду, данному слову. Он писал: «самое первое, что внушается ребенку, – это верность, честность или правдивость. Припоминая дела старины, женщина наглядно, на примерах из жизни семьи, рода, показывает ребенку, что мужчина должен быть мужественным, а женщина женственной; и что оба они, и мужчина, и женщина, должны быть сдержанными, умеренными, скромными во всем и всегда. И еще одному должна научить мать – это щедрости» [8, 495].

Много внимания уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения, что прививало трудолюбие, выносливость. В крестьянских семьях детей рано начинали приучать к труду. Уже с 5-6 лет девочки учились помогать в хозяйстве: носили воду, убирали, вышивали золотом и шелком, шили платья. Мальчики с 5-6 лет угоняли телят на пастбища, помогали в конюшне, их приучали владеть оружием, верховой езде. Помимо трудового воспитания, воспитывали в детях уважение к старшим, любовь к родине и к своему народу.

В семейных отношениях балкарцев значимым был институт аталычества, закрепленный в бал-

карских адатах. У балкарцев знать до конца XIX в. отдавала своих детей на воспитание в низшее или равнозначное сословие. В свою очередь балкарские феодалы брали на воспитание детей кабардинских и сванских князей, с целью завязать с ними родство и пользоваться их покровительством. Таким образом, аталычество служило объединению народов на Северном Кавказе.

В балкарском обществе важнейшей частью народной педагогики была традиция гостеприимства. А. И. Мусукаев, анализируя данную традицию, приходит к выводу: «Этнографические материалы наглядно показывают, что гостеприимство являлось в известной мере важнейшей составной частью народной педагогики, в нем на протяжении веков аккумулировалась сила воспитательного воздействия этой традиции, прежде всего связанного с человеколюбием» [9, 23]. У балкарцев гостеприимство распространялось даже на гостя-кровника.

Балкарская семья в настоящее время не может вернуться к той модели, которая сложилась два века назад. Модернизация затронула все сферы ее жизнедеятельности, что привело к широкому многообразию моделей семьи. Постепенное социально-экономическое развитие общества привело к становлению нуклеарной семьи. Ну-клеарная семья – это семья, состоящая из двух поколений: родителей и несовершеннолетних детей, где оба супруга чаще всего работают, несут одинаковую ответственность за экономическое обеспечение семьи, воспитание детей. Это чаще всего малодетная семья, где 1-2 детей. Мотив для создания семьи – любовь, взаимная поддержка. Появляется возможность развода. Мужчина и женщина имеют равные права при заключении брака. Семья создается для эмоциональной поддержки, воспитания детей, а не для ведения хозяйства. Супружеская верность сохраняется в силу внутренней культуры ее членов, а не в силу обычаев, традиций. С ростом городов, численности городского населения нуклеарных семей становится все больше.

Читать еще:  С волками иначе не делать мировой. С волками иначе не делать мировой{,} Волками иначе не делать мировой

В наши дни балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране. Уважение к старшим среди балкарцев и сегодня остается незыблемым

законом, но отношение к молодым и в семье, и в обществе стало определяться не столько их возрастом, сколько образованием, отношением к труду, общественной деятельностью. Хотя уважение к старшим является и сегодня важнейшей традицией, которая строго соблюдается, в то же время в КБР существует большое количество пожилых людей, нуждающихся в домах престарелых, чего в прошлом никогда не было.

За последние годы в КБР понизился уровень стабильности семьи, что объективно выразилось в резко возросшем уровне разводов. И. Х. Шортаева, характеризуя современное состояние семьи в КБР, пишет: «К сожалению, в настоящее время и среди мужчин, и среди женщин стало бытовать представление о беспоследствен-ности развода. В чем-то это представление является как бы реакцией на его мнимую неизбежность. За последние годы оно окрепло и выросло до того, что в определенных кругах населения появилось нечто вроде моды на развод» [10, 38].

Таким образом, современная балкарская се-

мья, уходя своими корнями в семью прошлого, сохраняет и развивает национально-исторические ценности и тем самым аккумулирует многовековой опыт поколений, что оказывает существенное влияние на стабилизацию духовно-нравственных основ общества. Морально-этические нормы, система семейных ценностей, выработанные в традиционном балкарском обществе, составляют и сегодня основу существования современной семьи, хотя она претерпела существенные изменения. Представляется важным восстановить отчасти утраченные традиционные балкарские семейные традиции, что будет способствовать преодолению социального кризиса в обществе. М. Ч. Кучмезова, характеризуя традиции балкарского народа, отмечает: «Оставить без попечения старца или ребенка в балкарской среде считалось позором и грехом. При разделах семьи с родителями оставался старший или младший из сыновей. Осиротевшие дети усыновлялись отцовскими родственниками и росли в фамильном клане».

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М., 1961. – Т. 21.

2. Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. – Вып. V. – Владикавказ, 1903.

3. Кучмезова М. Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. – Нальчик, 2003.

4. Синицын А. Ю. Культ предков и этнические стереотипы поведения бирманцев // Советская этнография, 1989. – № 3.

5. Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. – 1892. – Вып. 14.

6. Абаев М. Балкария. – Нальчик, 1992.

7. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1997.

8. Ёзден адет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа. – Нальчик, 2005.

9. Мусукаев А. И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1990.

10. Шортаева И. Х. Проблемы изучения семьи и семейного быта кабардинцев на современном этапе // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Вып. 9. – Нальчик, 2002.

Кабардино-Балкария: обычаи и традиции

Как и в принципе на всем Кавказе, в Кабардино-Балкарии царит культ вежливости. Вежливость касается всех социальных структур: для кабардинца важно уважение к старшим, почитание женщин и гостей в доме, соблюдение этикета во всех его проявлениях. Люди руководствуются сводом моральных принципов под названием Адыгэ Хабзэ: этот свод неписанных правил руководит повседневной жизнью человека, и включает в себя такие истины, как добропорядочность, честность, внимательность, уважение к собеседнику и умение вести себя в любой ситуации.

Семья свято и нерушимо почитается. Власть старшего, как говорят, равна власти Бога, и это значит, что уважение к старшим членам коллектива – одна из основополагающих заповедей. Семейная иерархия крайне важна: совет старшего может наставить на верный путь, его жизненный опыт незаменим, а также, старший более близок к предкам. Настолько же важны и брачные узы в семье: несмотря на то, что муж имеет право на развод без уточнения причины, жениться по-настоящему можно лишь один раз, ведь только тогда сохраняются семейные ценности. В народе говорят: «муж творит жену, а жена творит мужа». Женщина дает начало жизни, и уважение к ней – удел настоящего мужчины. Женщина может давать советы, а мужчина к ним прислушивается, хотя итоговое решение всегда остается за ним. Продолжение рода также чрезвычайно важно для кабардинца, и по случаю появления новых членов семьи устраиваются многочисленные торжества: Лъэтеувэ – праздник в честь первых шагов ребенка, соревнования в честь рождения сына, обычаи “завязывания в люльку” и т.д.

Свадьба – ключевой момент в жизни каждого кабардинца. Саму церемонию предвосхищали традиционные этапы: сватовство, обручение со смотринами, выплата калыма, «укрытие» невесты от жениха и ее последующий вывод из родного дома. Празднество растягивается на несколько дней, что связано с обязательными церемониями знакомства с новыми родственниками.

Еще одна интересная семейная традиция – это аталычество, по-иному – прием мальчиков в семейство. И это вовсе не означает усыновление – достигнув 18-летия, выросший и воспитанный в семье мальчик, возвращался домой. Он возвращался обеспеченный оружием, одеждой и воспитанием, аталык же в ответ получал щедрые дары от родителей ребенка.

Гостеприимство – обязательный атрибут любого дома. Любой гость, переступивший порог жилища имеет защиту, а надругание над гостем, его оскорбление влечет за собой значительные штрафы, которые исчисляются порой десятками голов скота. Самая богатая комната в доме кабардинца – это гостевая, в которой может расположиться даже злейший враг. На столе при приеме гостей стоят самые лучшие блюда, которые можно только найти в доме. И к совместной трапезе одновременно приступают лишь люди, равные по положению, гостю же всегда дается преимущество.

Смерть неизбежна, и отношение к ней, согласно Адыгэ Хабзэ, должно быть довольно равнодушным. В первую очередь, о смерти думают, как о неотвратимом явлении, и самым важным является то, что человек оставит после себя. Похороны проводятся в соответствие с мусульманскими правилами: памятники украшаются фигурами вещей, дорогих умершему, которые могут пригодиться в загробной жизни. Обязательно организовываются поминки, а в годовщину смерти – состязания в скачках и стрельбе. В течение года после кончины родственника, его одежда продолжает храниться в доме, вывернутая наизнанку – это означает, что человека всегда ждут обратно.

Еще по теме:

Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/community/2411466/post74361985/
http://cyberleninka.ru/article/n/17187565
http://www.georgiatimes.info/analysis/100993.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии