Народы жившие в крыму с древнейших времен. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Народы жившие в крыму с древнейших времен. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Народы жившие в крыму с древнейших времен. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров 12 000 лет тому назад, еще во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э.)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев — Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а их головы венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала — кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., — I век н.э.)

Тавры — так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» — означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи — их боевой клич наводил ужас на врагов; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII век до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости, вобрали в себя часть тавров и даже смешались с греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV—III века до н.э.)

Сарматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI век до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапей (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи — об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы —германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож на немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV века)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что жители Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

Читать еще:  5 пословиц на тему честность справедливость. Пословицы и поговорки на тему справедливость

Презентация на тему “Народы и культура Крыма в древности”.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 2006» Номинация «Культурное наследие Крыма и города Севастополя» Тема «Народы и культура Крыма в древности»

Выполнила работу: Гавшина Таисия ученица 3 «з» класса Научный руководитель : Зиновьева Наталья Александровна классный руководитель 3 «з» класса

Содержание: 1.Введение 2.Киммерийцы 3.Тавры 4.Скифы 5.Сарматы 6.Греки 7.Римляне и византийцы 8.Заключение

Введение Цель: изучить таинственную и уникальную историю легендарного полуострова, поражающего древностью и разнообразием. Задача: доказать что природные богатства и удобное местоположение полуострова способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества.

Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества. В Крыму с древних времен обитали люди, относящиеся к самым разным народностям: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки, римляне, хазары, протоболгары, печенеги, половцы, византийцы, итальянцы, татары, турки, караимы, крымчаки, евреи, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры. Далее рассмотрим некоторых из тех народов и племен, которые внесли наиболее заметный вклад в культурное наследие полуострова.

Человек на территории Крыма появился около 250 тыс. лет тому назад. Самое древнее население Крыма, известное по некоторым письменным источникам – это киммерийцы, проживавшие в Крыму с XV по VII век до н.э. Киммерийцы строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. Их дома, как и строения хозяйственного назначения, возводились из камня. Воины-киммерийцы ходили в остроконечных шапках, узких штанах, приталенных рубахах и коротких сапогах. Такой внешний вид объясняется кочевым способом жизни и постоянной верховой ездой. Искусство Киммерии дошло до нас в виде предметов повседневного обихода, которые использовались в качестве оберегов. Это бляшки с мальтийским (реже равноконечным) крестом и с ромбовидным значком, вписанным в круг.

На прибрежной и горной части Крыма проживали племена тавров. По имени тавров в средние века (до XIII в.) полуостров назывался Таврикой. В письменных источниках говорится о проживании тавров в Крыму до IV в. до н.э. Сторонники происхождения этой народности от крымских аборигенов объясняют такое название культом быка, который существовал у предков. Древнее название полуострова веками продолжало существовать и после исчезновения тавров. Что же означает слово «тавры»? С древнегреческого языка – быки («таврос»). Сторонники происхождения этой народности от объясняют такое название культом быка, который существовал у предков. Тавры разводили скот и занимались земледелием. Мотыжный способ обработки земли способствовал выращиванию таких зерновых культур, как ячмень и пшеница. Жители Таврики также выращивали горох и чечевицу. Не менее важная роль принадлежала рыболовству. Тавры строили каменные дома или жилища, стены которых плелись и обмазывались глиной. Каменные дома пристраивались к скалам. Тавры делали лепную посуду, гончарного круга еще не существовало. Неровные изделия обжигались на открытых кострах. В их обиходе преобладали каменно-костяные орудия труда.

В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии грозными кочевыми племенами скифов-воинов. Основным занятием скифов в этот период было земледелие и скотоводство. Они изготавливали разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. Скифское царство разгромили готы в III в. н.э.

Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли племена сарматов, которые появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварский характер. Основным богатством сарматов были овцы и крупный рогатый скот, благодаря которым у кочевников всегда были молоко, сыр и мясо. Коней также употребляли в пищу, но выращивали их главным образом в качестве средства передвижения. А еще из копыт мертвых лошадей делали панцири, которые по крепости не уступали греческим. Постоянные войны и распространенность верховой езды привели к тому, что сарматы и аланы научились искусно обрабатывать металл. Они изготавливали оружие, доспехи, украшения, сбрую. Еще одно ремесло кочевников – гончарство. Жили сарматы в войлочных кибитках, которые крепились к упряжке из волов.

В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство со столицей Пантикапей. Боспорское царство становится главным продавцом хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н.э. Боспорское царство было разгромлено гуннами. В V в. до н.э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. История этого города тесно связана с историей античных и средневековых государств. В связи с тем, что Херсонес находился на пересечении морских путей, и в нём бурно развивалась торговля, он имел огромные богатства, и привлекал к себе внимание многих завоевателей. Во второй половине IV—III в. до н. э. Херсонес достигает максимального расцвета экономики и культуры. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.

Читать еще:  Белорусские художники 19 20 века. Белоруссия - Художники белоруссии (Картины белорусских художников)

Римляне и византийцы.

Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. Главной базой римской армии в Крыму в I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия. Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества. Древние евреи в Крыму появляются еще с начала нашей эры. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IX веках. Евреи проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей. В 395 году Восточная Римская империя обособилась от Западной, стала самостоятельным государством и получила название Византийской. Херсонес был заново отстроен и стал называться Херсоном. Удачное географическое расположение города сделало его важным военным, торговым и политическим пунктом империи, которая разместила в нем военный гарнизон. В VI веке византийский император Юстиниан I захватил Боспорское царство и приступил к его восстановлению. На южном побережье были построены новые крепости Алустон (Алушта) и Горзуиты (Гурзуф), береговое укрепление в районе Судака. В дальнейшем, когда в Крыму утвердились хазары, Херсонес остался под властью Византии. С VIII века в Крым стали переселяться греки и византийцы, которые создали монастыри и храмы в горах: пещерный монастырь в Инкермане, базилика на холме Тепсень в Коктебеле, Успенский монастырь у Чуфут-Кале, монастырь Качи-Кальон, Чилтер-Коба; «пещерные города», Мангуп-Дорос, Чуфут-Кале, Каламита-Инкерман, Эски-Кермен, Кыз-Кермен и др.В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором ( Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.

Заключение. При написании этой работы мы провели огромную исследовательскую работу по изучению темы «Народы и культура Крыма в древности». Посетили: 1. Археологический музей Симферополя, открытый в 1974 г., он располагает обширной коллекцией из пяти тысяч с лишним экспонатов, которые распределены по трём секциям. 2. Краеведческий музей Симферополя раньше он носил имя Центрального музея Тавриды. В его экспозиции можно увидеть более 150 тыс. экспонатов, дающих максимально полную картину природы полуострова и его истории. Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты. Мы доказали, что богатая палитра народов и племен в древности создала в Крыму уникальное культурное наследие для последующих жителей этого сказочного полуострова вплоть до наших времен.

Народы жившие в крыму с древнейших времен. Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

В крымскотатарской мечети

«В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью».

Елена Лагода -этнограф,старший научный сотрудник Крымского этнографического музея, автор сайта Гидвкуса.ру

Islam Today: В залах музея этнографии представлена многообразная материальная и духовная культура этносов Крыма в эволюционном развитии. Очень приятно, что в Россию вернулись такие одаренные и сильные этносы, сохранившие исторические корни. Как проходит адаптация к российской этнокультурной среде, вхождение в музейное и научно-этнографическое сообщества России?

На выставке крымского кулибина «Механика Леонардо да Винчи» экспонировались 27 механизмов, изготовленные из дерева и металла по чертежам и заметкам из дневников великого гения: подшипники, автоматический молот, коленный вал, парашют, «вечный» двигатель, редуктор, домкрат, спасательный круг, воздушный винт, танк, прожектор…

Елена Лагода: Крымский этнографический музей очень успешно интегрировался в российское музейное пространство. Только за последние полгода выставочная площадка учреждения принимает три российских музея. Интерактивная выставка «Гимн России», приехавшая к нам из Москвы. В настоящее время экспонируется выставка Российского этнографического музея, а с 26 декабря Музей вологодского кружева покажет достойную коллекцию, не имеющую аналогов. Весной 2014 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, мы рассчитываем на серьезное научное взаимодействие с этим учреждением.

Islam Today: В интерьере Музея с любовью и старанием воссоздан быт крымско-татарского этноса. Какой период времени воспроизводят экспонаты?

Е.Л.: В целом, в нашем музее отражена эпоха конца XIX – середины ХХ в. Что касается крымскотатарской экспозиции, в ней показан фрагмент интерьера южнобережного крымскотатарского дома начала ХХ в., а также экспозиционный комплекс «Религия крымских татар», в которой представлены реконструкция мехраба и костюм муллы.

Экспозиционный комплекс “крымские татары”

Islam Today: На каком уровне религиозность крымских татар?

Е.Л.: По вероисповеданию крымские татары – мусульмане, в подавляющем большинстве – сунниты. К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.

В советское время все мечети в Крыму были закрыты как религиозные учреждения, однако некоторые старейшие храмы были восстановлены. Например, мечеть Джума-Джами, основанная в 1552 г. в г. Гезлеве (ныне Евпатория), в 1985 г. началось ее восстановление, а в 1990 г. она была возвращена верующим. Или Большая ханская мечеть, входящая в состав архитектурного комплекса Ханского дворца потрясающе красивого Бахчисарайского историко-архитектурного заповедника, была основана в 1532 г., закрыта в советское время, но 1990-е вновь открыта для верующих.

В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Во многих селах, где компактно проживает крымскотатарское население имеется мечеть. Популярными среди молодежи являются, к примеру, конкурсы по чтению на память отрывков из Корана. Молодые парни и девушки соревнуются по трём номинациям, демонстрируя общественности свои знания правил по чтению Священной Книги, красоту голоса и качество запоминания. В этом году в Симферополе прошёл тематический вечер для исламских девушек полуострова с показом мод национальной одежды. В новых российских условиях в Крыму планируют уделять особое внимание возрождению традиционного ислама, что поможет остановить процессы радикальной исламизации на полуострове и в России в целом. Возрождение крымских исламских традиций – это один из основных методов борьбы с распространением на полуострове радикальных религиозных течений.

Читать еще:  История жизни и смерти команданте Че Гевары — человека, ставшего символом протеста. Краткий курс истории

«Религия крымских татар»

В экспозиции «Крымские татары» представлена реконструкция мехраба (место наподобие ниши, обозначающее сторону Мекки), которая выполнена художником Крымского этнографического музея Е. А. Мельниченко. Росписи – работа студентов 4 курса Крымского индустриального педагогического университета И. Тесленко и Э. Мустафаевой.

Одна из экспозиций Крымского этнографического музея. Фото -О.Иутина

Islam Today: Этнографический музей ведет ли работу по исследованию исламской культуры в Крыму? И второе. В России мы мало знаем о том, что крымские татары подразделяются на субэтносы, сами себя все три группы считают единым крымскотатарским народом?

Е.Л.: В Крымском этнографическом музее есть крымскотатарский сектор, который изучает и популяризирует вопросы культуры и религии крымских татар.

Этнически крымские татары делятся на три группы:

  1. Степные или ногаи, у них наиболее выражены монголоидные черты лица, основу этого субэтноса составили половцы, кыпчаки и частично ногайцы – народ, который сейчас живет на Северном Кавказе;
  2. Южнобережные или ялыбойлю, это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев, ассимилировавшихся и принявших ислам, внешне они похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины;
  3. Горные крымские татары или таты – это переходная группа, в которую вошли потомки ассимилоровавшихся племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы.

Все три группы имеют свои диалекты с существенными различиями. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов – он объединяет признаки «северного» и «южного» говора. В настоящее время сами крымские татары считают себя монолитным народом, несмотря на различия в этногенезе.

Старинная колыбель в Крымском этномузее. фото- О.Иутина

Islam Today: Какие виды прикладного искусства наиболее характерны для современных крымских татар? На каком уровне отношение этноса к культурным и историческим корням по Вашей оценке?

Е.Л.: В современном крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве преобладают керамика, золотное шитье, ювелирное дело, изготовление медной посуды. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. В школах крымскотатарские дети имеют возможность изучать родной язык и литературу.

В нашем музее часто проводятся совместные выставки с крымскотатарскими мастерами, Севастопольским Фондом возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С. О. Изидинова. В Симферополе существует Крымскотатарский музей искусств, в котором посетители могут познакомиться с произведениями, имеющими историческое и художественное значение, с этно-культурными ценностями, не утраченной самобытностью и духовным богатством крымских татар.

На базе музея регулярно проводятся научные конференции, семинары, мастер-классы, целью которых является изучение истоков и традиций. На крымском телевидении работает крымскотатарский канал «ATR». На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью, и даже молодежь свято чтит традиции предков. Например, сейчас очень популярно празднование свадьбы в национальных костюмах с учетом давних свадебных традиций.

В коллекции Музея -ювелирные изделия крымских мастеров – армян, крымских татар, крымчаков

Самоварная коллекция Крыма -конкурент тульской

Крым в политической истории

“В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства”.

Крым в экономике

Правительство России приняло решение выделить из федерального бюджета на поддержку Крыма и Севастополя в 2014 году свыше 13 миллиардов рублей.

Финансовая помощь Крыму в виде дотаций “на выравнивание бюджетной обеспеченности” составит 10,7 миллиарда рублей, а бюджету Севастополя – 2,4 миллиарда рублей. Москва собирается выполнить все социальные обязательства Крыма и Севастополя.

В Крыму планируется создать особую экономическую зону. Российские инвесторы готовы вести в Крыму проекты на 5 млрд долларов.

Крым в литературе

Свежесть горных вод и горных вершин, ещё не совсем свободных от снега, быть может, даже свежесть моря, чуемого за горами, дышит в степном воздухе; трава ярче, пестрее, гуще. Между холмов вьются долины, то есть сады без конца. Эти сады крымских долин не имеют ничего подобного себе у нас в России. Их красоту трудно даже променять на скалы и море, которые для нас новее. Прекрасный итальянский тополь, стройный, сквозной, то грациозно группирующийся, то убегающий рядами – вот что составляет главную прелесть долины. Без тополя Крым не Крым, юг не юг. Я видел эти тополи и у нас в России, но никогда не предполагал в них такого богатства очарования. При первой мысли о крымском пейзаже у меня в голове поднимается тополь. С него он начинается, с ним он оканчивается. Объяснить этого впечатления нельзя; но я уверен, что всякий крымский путешественник, не лишенный живого чувства природы, сразу очаровывался крымским тополем.

Евгений Марков, «Очерки Крыма (Картины крымской жизни, природы и истории)», 1902

Крым глазами князя Юсупова

Крым – чудесный край. Он напоминает французский Лазурный берег, но пейзажи его суровей. Вокруг – высокие скалистые горы; на склонах – сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Населенье было – татары, народ живописный, весёлый и хлебосольный. Женщины носили шаровары, яркие приталенные жакетки и вышитые тюбетейки с вуалькой, но прикрывали лицо только замужние. У молодых – сорок косичек. Все сплошь красили ногти и волосы хной. Мужчины ходили в каракулевых шапках, ярких рубахах и сапогах с узкими голенищами. Татары – мусульмане.

Над плоскими крышами беленных известью татарских домов высились минареты мечетей, и утром и вечером с высоты голос муэдзина созывал на молитву.

Источники:

http://russian7.ru/post/kakie-narody-zhili-v-krymu-do-prikhoda-mo/
http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-narodi-i-kultura-krima-v-drevnosti-2024659.html
http://islam-today.ru/islam_v_rossii/etnografia-kryma-religia-byt-i-kultura-krymskih-tatar/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии