Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду “жостовский букет”. День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство
ООД Тема: «Народные промыслы. Жостово». Подготовительная группа.
Наталья Ковалева
ООД Тема: «Народные промыслы. Жостово». Подготовительная группа.
ОО О. О. «Познавательное развитие»– продолжать знакомить детей с историей художественного промысла Жостово; с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; научить детей выполнять несложные элементы жостовской росписи и составлять узоры из этих элементов.
О. О. «Речевое развитие» обогащать словарь по теме: замалёвок, тенёжка, бликовка, привязка.
О. О. «Коммуникация» продолжать учить слушать собеседника, не перебивая его.
Предварительная работа: рассматривание и чтение Ю. Г. Дорошина «Жостовский букет», просмотр фильма: «Народные промыслы. Жостовский букет» и «Шишкин лес/ Жостовские подносы». Рассматривание иллюстраций по теме.
-Послушайте стихотворение П. Синявского “Жостовские кисти”
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
-О каких подносах говориться в стихотворении? Правильно о жостовских. Около Москвы находится село Жостово. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. В начале 19 века на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Непременным участником чаепития стали подносы. Сначала их делали из папье –маше. А позже с чьей-то лёгкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье – маше была полностью перенесена на железо. Посмотрите какие красивые подносы получились. (выставка подносов).
Сувенир из Жостова.
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс на металле,
Фон чёрный на нём должен быть или алым
И краски нежнейшие сада и луга.
Вот кисть живописца пустилась по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
– Сегодня мы с вами тоже будем народными умельцами, выберите себе форму подноса, который вы будете расписывать (дети выбирают силуэты подносов) и определитесь с фоном подноса. Что у нас изображено на подносах? Какие цветы (Цветы садовые и полевые) В центре мы какие цветы поместим? (Крупные, а по краям мелкие) Давайте вспомним, как правильно рисовать жостовские цветы. (рассматриваем этапы росписи)
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелёчки качал (раскачивают руками влево – вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
В конце выставка жостовских подносов.
«Народные промыслы» — чемоданчик для демонстрационного материала о промыслах России. “Народные промыслы”-чемоданчик для демонстрационного материала о промыслах России. Цель:воспитание у детей патриотизма при ознакомлении.
Фотоотчет тематической недели «Народные промыслы» Народные промыслы-это одна из самых интересных тематических недель в детском саду. Дети с неподдельным интересом знакомятся с видами народного.
Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.
Народные промыслы: филимоновские и каргапольские игрушки Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети.
Народные промыслы и промыслы Кубани (фотоотчёт) В нашей любимой изостудии мы проводим много времени. Здесь мы знакомимся с народными промыслами России и нашей Кубани. Очень нравится делать.
Народные промыслы России Видео Побывав этим летом в городе Вологде на фестивале «Народные промыслы России», я была в восторге от работ народных умельцев! Чего только не.
Сценарий праздника «Народные промыслы» (старшая группа) РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ Старшая ведущая : – Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу,.
Паспорт мини-музея «Разноцветная Россия» (народные промыслы) Цель создания мини-музея: Развивать интерес детей к искусству, эстетическое восприятие и творческие способности через декоративно-прикладное.
Проект «Народные промыслы» для средней группы Информационно-творческий проект для детей младшей и средней групп «Народные промыслы России» Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность:.
Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду “Жостовский букет”
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т.е. под руками – это дерево, глина, кость и т.д.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Народное искусство – достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки.
Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.
Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку,их не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников. Показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия – не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Развиваются композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета;также развиваются умения в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора; технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
– симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
– использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
– находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы – прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов – вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка – линейный орнамент, на округлой части – узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагога осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду “жостовский букет”. День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство
Автор: Матвеева Алевтина Анатольевна
Организация: МАОУ «СШ№2 г. Валдай» дошкольное отделение «Солнышко»
Населенный пункт: Новгородская область, г. Валдай
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения (старшая группа)
2.1. Основы декоративно-прикладного искусства
2.2. Тема: « Дымковская игрушка»
2.3. Тема: « Городецкая роспись»
2.4. Тема: « Филимоновская игрушка»
2.5. Тема: « Хохломская роспись»
3. Второй год обучения (подготовительная группа)
3.1. Тема: «Гжельская роспись»
3.2. Тема «Жостовские подносы»
3.3. Тема: «Валдайская роспись»
4. Методическое обеспечение
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей, возможностей, интересов дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес к ним и побуждающем ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста.
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности: выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных стандартах ДО введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В.А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».
Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время – все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.
Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. и комплексные занятия в подготовительной группе детского сада под редакцией Бондаренко Т.М., мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Цель:
Развивать свободную творческую личность ребёнка. Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа. Обогащать детей новыми знаниями. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок. Формировать творческое воображение через музыку, поэзию, восприятие картин и объектов народных промыслов России, в том числе Валдайского района.
Задачи:
Изучить особенности народных промыслов России и Валдайского района.
Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.
Реализовать программу и выявить результативность проведённой работы.
значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России и местным народным промыслам, через ознакомление с традициями украшения предметов быта. Программу могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Ожидаемый результат:
старшая группа:
– Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
– Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
– Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
– Лепят из глины декоративные изделия, используя способы конструктивного и кругового налепа;
– Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
– Самостоятельно и творчески применяют навыки и умения, полученные на занятиях.
Подготовительная группа:
– Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
– Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
– Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
– Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
– Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
– Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
– Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Учебно-тематический план работы.
Первый год обучения
Тема: «Основы декоративно-прикладного искусства»
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/od-tema-narodnye-promysly-zhostovo-podgotovitelnaja-grupa.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644340/
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/17159