Народ не имеющий национального самосознания есть навоз. «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы

Народ не имеющий национального самосознания есть навоз. «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы

Альберт Исмаил: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы»

Музыкант и автор песен Альберт Исмаил, больше известный как активный участник татарского национального движения, заявил, что он башкир, а не татарин. Зачем он это сделал, почему уверен, что быть башкиром это круто, из-за чего считает национальную политику Башкортостана и Татарстана недоработанной. Об этом и о многом другом подробнее в интервью.

– Альберт, где вы родились и росли, что не знали, кто вы по национальности?

– В Нефтекамске я родился, но мои родители сами родом из Шаранского района. Когда мне было четыре года мы переехали в Туймазы. Родным языком был русский, можно даже так сказать. Национальный вопрос в нашей семье не обсуждался, да и не было необходимости. Мой отец по этому поводу всегда говорил, что мы прежде всего мусульмане. Но интересно то, что половина родственников были записаны башкирами, половина татарами. Вот в такой двойственности мы и выросли. Нам были близки как татарская, так башкирская культуры, однако отмечу, что больше себя чувствовали все-таки татарами. Это все из-за языка, потому что наш диалект звучал почти идентично казанскому диалекту.

После школы я поступил в техникум на станочника, где начал увлекаться рок-музыкой. Мы с пацанами играли на гитаре, сочиняли песни. Среди нас были и татары, и русские, и башкиры. Именно тогда русские начали увлекаться религией и ходить в церковь. Потихоньку я тоже начал вспоминать, что мне о религии рассказывала бабушка, например, про Уразу-байрам, традиции и обряды. После этого я в первый раз пошел в мечеть. Наверное, с этого начался возврат к моим истокам. Это был 1992 год.

– Если первый шаг – религия, то второй какой?

– Отец очень гордился татарской нацией и ему всегда была интересна история нашего рода. Меня это тоже интересовало, но не знал с какой стороны подступиться. То есть, где искать документы – в архиве или в ЗАГСе? Помню, наш односельчанин сделал шежере своей семьи и показал нам. Меня это очень увлекло, но живя в Казани я не мог этим заняться. Тем не менее мечтал, что когда я приеду в Башкортостан, то обязательно все выясню. И мне это удалось! Я нашел документальное подтверждение устному шежере, а именно, мои обе бабушки и оба деда башкиры. Данные о моих более ранних предках хранятся в московском архиве, посему еще не выяснил более подробную информацию.

– Неужели у своих бабушек и дедушек никогда не спрашивали, кто они по национальности?

– Отца моего дедушки я не застал, отца матери видел всего один раз, но не знал, что он является моим дедушкой. Там сложная семейная история… Бабушка с папиной стороны умерла, когда мы были маленькими. Ее я хорошо помню. Бабушка с маминой стороны жива, ей 94 года. А если посмотреть на документы моего отца, то в паспорте он был записан татарином, а в свидетельстве о рождении башкиром. Мама же изначально была записана как башкирка. Национальности не предавали такого значения, как сейчас и поэтому мы даже не обсуждали эту тему.

– Но почему они считали себя татарами?

– Хороший вопрос. Скорее всего, из-за схожести нашего диалекта с современным татарским литературным языком. 250 лет тому назад предки моего отца были записаны ясачными татарами. Нужно отметить, что в этом сословии мог состоять кто угодно – мишары, ногайцы, башкиры. После службы они возвращались в свои земли и из статуса ясачных переходили в тептяри, а потом в башкир. Кто не мог доказать свою причастность к башкирскому народу, тот не мог перейти в это сословие.

Только башкиры могли вернуть свое вотчинное право. Потому что социальное устройство башкир того времени подразумевало владение общественными землями. Иногда ошибочно спрашивают: «Кто ты – башкир или тептяр?» – путая национальность с сословием. Поэтому считаю, не зная подобных деталей нельзя судить об истории.

– А как вы влились в татарское национальное движение?

– В силу своего характера мне всегда хотелось быть полезным обществу. Еще в университетские годы, в 90-х, в Казани возник татарский национальный клуб молодежи «Шарык», где общались на разные темы и пели песни. У меня, как музыканта, возникал вопрос: «Если есть такой клуб, почему нет соответствующих песен?» Выходит, что духовная культура проседает. На этой волне в 2005 году я стал участником движения альтернативной татарской музыки, там по-другому развивали городские жанры татароязычных песен. Это рок, рэп, фьюжн. Мои первые песни были патриотические – о татарах, Казани, Дне памяти (день взятия Казани), Золотой Орде. Тогда подобной музыки не было, и я начинал очень робко. Тогда даже татарских дискотек не было, чего уж говорить. Такими темпами в Казани все-таки сумели создать татарскую среду и потому даже в городе молодежь разговаривает на татарском языке. Такого в Туймазах и даже в Уфе нет. Поэтому у них выросло поколение, которое знает свой родной язык. В Башкортостане, в частности в Уфе, разговаривают в основном на русском.

– У нас в республике есть и башкирская музыка, и башкирские дискотеки, если на то пошло. Но до сих пор люди оборачиваются и смотрят с недоумением, когда слышат башкирскую речь. Почему? Так должно ли государство какие-то меры предпринимать, чтобы языковой вопрос уже не возникал?

– Я не помню, чтобы государство вообще что-то делало в этом направлении. Все инициативы идут с низов. Национальная политика как в Башкортостане, так и в Татарстане не доработана. Я как преподаватель могу сказать, если у человека нет мотивации изучать язык, то сколько его не заставляй, хоть 100 учителей напряги, результата не будет. К примеру, на концертах Элвина Грея все начинают петь на башкирском или татарском языках. Вот вам и методика. Считаю, человеку всегда немного выбора нужно оставлять, но в языковом вопросе почему-то так не делают.

Нужно дать понять, что знание языка в первую очередь полезно для тебя самого, а не для учителя. К примеру, откроется возможность стать чиновником. А вы знаете, что в Татарстане без татарского языка очень сложно стать чиновником? В правительстве, если я не ошибаюсь, около 90% владеют татарским. Представьте себе, Рустам Минниханов скажет что-нибудь на татарском, а ты не понимаешь, и это только твои проблемы. Не будут же из-за 10% незнающих татарский язык париться остальные.

Читать еще:  Как приняли новую солистку в группе «Фабрика. Группа "фабрика" представила новую солистку

– Как отреагировали на ваш национальный каминг-аут?

– В целом нормально. Все же некоторых смутила эта информация и даже писали мне гневные сообщения.

– Что почувствовали, когда узнали, что вы башкир?

– Честно говоря, радость. Потому что поставил точку в вопросе, который мучал много лет. Тем более я знал, кто такие башкиры и быть башкиром – это круто. Гордиться своей нацией должен каждый.

– А чем должен гордиться башкир?

– Тем, что он башкир, что сохранил свои земли и культуру.

– Вам не показалось, что вы предали свои убеждения, объявив себя башкиром?

­– В Татарстане можно выбирать национальность. Как и у русских, между прочим. Как говорится, русский – это состояние души. Александр Пушкин араб, тем не менее является основоположником русского литературного слова. А у башкир не принято выбирать. У нас идеология такова – башкиром родился, башкиром живи и башкиром умри. Считаю, что это должно сохраниться. Ведь когда мы говорим «я башкир», становимся огромной глыбой чего-то большого.

Национальная идеология татар позволяет выбирать. Скорее всего это было сделано для того, чтобы объединить все тюркоязычные мусульманские народы в один, но он вобрал не только мусульман. Поэтому, как я могу предать идею татаризма, если она изначально подразумевает свободный вход и выход из него. Я бы предал, если отказался от башкирства. Но очень рад, что помог татарстанцам своими песнями поднять национальный дух.

– Почему важно знать шежере (родословную)?

– Поскольку я разговаривал на разных языках (английский, арабский, турецкий, персидский), у меня постоянно спрашивали кто я по национальности. Честно отвечал, что не знаю. Мне кажется, что каждый житель Татарстана и Башкортостана должен задаваться этим вопросом – кто он такой.

Шежере для башкира во все времена было важно. Как говорил предводитель башкирского рода «Гирей» Радик Бахтиев: «Шежере – это резюме в наше время». Потому что, не зная свой род, ты не мог владеть землями. Сейчас нет вотчинного владения, но на всякий случай это правило нужно сохранить. Если не сегодня, то завтра может измениться законодательство и нам это право пригодится. В Татарстане не развито шежере. У них все построено на пиаре.

Вообще я считаю, нужно гордиться своей национальностью, сохранять самобытность и самоидентичность народа. Как говорится: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Поэтому сейчас я начал помогать всем желающим составлять шежере и осваивать навыки для поиска информации о своем роде.

В конце разговора с Альбертом к беседе присоединилась его жена Хаят, которая тоже поет. Музыкант с улыбкой рассказывает, что супруге предложение сделал во время концерта Анвара Нургалиева в Казани. Он как гитарист был в составе коллектива, и когда Хаят после очередной песни вышла вручать ему цветы, то перед всем залом встал на одно колено и вручил кольцо. «Это чтобы отказ не получить. Не будет же она говорить «нет» перед 500 человек», – смеется Альберт.

Музыкальная семья поет песни на разных диалектах башкирского языка, а скоро запишут трек еще на турецком. Пара признается, что языки учат вместе, порой даже проводят вечера, посвященные какому-нибудь языку.

– Сама из Бураевскго района. Но всегда знала, что я башкирка еще до знакомства с Альбертом, – с гордостью рассказывает Хаят. – Выросла я в деревне и разговаривали там на языке что-то между татарским и башкирским. При этом башкирский я выучила самостоятельно, читая художественную литературу. В детстве в библиотеке книга была «Йәшәгән ти батырҙар», которую раза три прочла. А в городе дети совсем не знают ни того, ни другого языка, как и Альберт в свое время. Когда говорю какие-нибудь поговорки и афоризмы на башкирском, которые мне рассказывала моя бабушка, он не понимает и мне приходится все объяснять. Еще, как мама двоих детей, могу сказать, что родители возмущаются тем, что их ребенка заставляют учить башкирский язык. Мне кажется, от этого насилия только хуже, потому что идет отрицание и все больше людей все равно разговаривают на русском. Человек – это прежде всего его история. У того, кто не знает его, нет будущего. Сейчас даже у собак есть родословная и это для людей стало ценнее, чем свое происхождение. Нынешнее общество итак пытается стереть нашу самоидентичность, мы становимся массой, серой массой. Альберта начали воспринимать так, будто он против других национальностей. Нет, он просто для себя решил национальный вопрос.

Народ,не имеющий национального самосознания-есть навоз,на котором произрастают другие народы!

«Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия»

Сегодня, сто пятьдесят лет назад родился государственный деятель Российской Империи, Русский националист Пётр Аркадьевич Столыпин.

Памятная дата.

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911). Великий Русский государственный деятель, националист и реформатор, люто ненавидимый либерастами и совками за то, что давил террористическую гадину как гнид и вешал их как собак.

Петр Аркадьевич Столыпин (2.4.1862–5.9.1911) – выдающийся государственный деятель, сыгравший решающую роль в пресечении так называемой “первой русской революции”. Родился в старинной дворянской семье. Детство прошло в основном в Литве и за границей. В 1881 г. окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Крупный землевладелец, убежденный монархист, рано женившийся и имевший большую семью, Столыпин после окончания университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства; в 1902 г. – гродненским губернатором; в 1903 г. стал губернатором в Саратове.

Во время волнений лета 1905 г. проявил энергию, необходимую жесткость, личную смелость. Благодаря этому в апреле 1906 г. был назначен министром внутренних дел и в июле одновременно председателем Совета министров. Предпринял решительные меры для подавления “первой революции”, за что его возненавидела революционная и либеральная интеллигенция.

Читать еще:  Лидером какого коллектива является борис гребенщиков. Борис Гребенщиков - основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» (8 фото)

Главным результатом волнений, требований интеллигенции и потаканием ей со стороны предыдущего главы правительства С.Ю. Витте стал царский Манифест от 17 октября 1905 г. о Государственной Думе – выборном законодательном органе, имевшем возможность влиять на решения правительства. И хотя правительство по-прежнему назначалось Государем и могло выступать с инициативой прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере», – все же монархия превратилась в конституционную, а “общественность” получила политические свободы, которых десятилетиями добивались либералы и буржуазия (в том числе свободу профсоюзов и политических партий).

Но и после Манифеста террористы продолжали убийства, ибо революционерам были нужны не свободы и не конституционная монархия, а свержение монархии. В августе 1906 г. на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых затем покушений. На министерской даче от взрыва бомбы погибло много посетителей, были ранены сын и дочь Столыпина, но сам он не пострадал. По желанию Государя Николая II Столыпин с семьей переехал в Зимний дворец. Был издан указ о военно-полевых судах против террористов, в которых судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа. С августа 1906 г. по апрель 1907 г. было вынесено 1102 смертных приговора, а виселицу стали называть “столыпинским галстуком”. Столь суровыми мерами Столыпину удалось навести порядок. (Жертвами террористов тогда же стали более 10 тысяч человек, полицейских и чиновников, в том числе генерал-губернатор Бобриков в Финляндии, московский генерал-губернатор Вел. Кн. Сергей Александрович, градоначальник С.-Петербурга В.Ф. фон дер Лауниц, министр внутренних дел фон Плеве.)

Все эти естественные меры Столыпина, остановившие революцию, вызвали сопротивление либеральной Государственной Думы. Она продолжала требовать углубления демократических реформ, которые однако, наделяя общество все бόльшими свободами, не направляли активность новых общественных сил в конструктивном направлении. Отчасти это было свойственно уже реформам Александра II – характерно возникновение первых революционных организаций как раз в ту эпоху. То есть введение политических свобод само по себе не решает проблем, а может их даже обострять и поощрять революционеров к новым требованиям.

Поэтому 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, был изменен избирательный закон (т.н. “Третьеиюньский переворот”), после которого правительство Столыпина смогло перейти к реформам. Ряд законопроектов того времени касался установления веротерпимости (за исключением христоненавистников) и свободы совести, всеобщего начального образования; часть казенной бюрократии постепенно заменялась земским самоуправлением, которое было воссоздано в 1864 г. и особенно развилось в эпоху Столыпина. Но главной из реформ была аграрная.

К тому времени серьезной “проблемой” России стал безпримерный рост населения: от 139 млн. человек в 1902 году до 175 млн. в 1913-м (среднегодовой прирост в 3,3 млн. человек). Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. При таком росте населения возникали проблемы малоземелья и безработицы, однако при российских просторах их можно было разрешить, что и начал делать П.А. Столыпин. (Тогда Россия занимала третье место в мiре по численности населения после Китая (365 млн.) и Индии (316 млн.), находясь, однако, на более высоком уровне социально-экономического и культурного развития.)

В деревне при таком росте населения народу становилось тесно в общинном строе. В общине было много ценного: взаимоподдержка, неприятие эгоизма, справедливое решение споров. Все вопросы решал сельский сход, выбиравший старосту. Эти давние основы русской самобытной низовой “демократии” высоко ценились деятелями самых разных направлений; наиболее принципиальное значение общине придавали славянофилы. Однако по мере быстрого роста населения земельная площадь на одного едока в семье уменьшалась.

В то же время Россия все более втягивалась в капиталистическую экономику, рост промышленности и населения требовал соответствующего роста в сельском хозяйстве. Но производительность общины не выдерживала соревнования ни с помещичьими хозяйствами, ни с хозяйством западного фермерского типа. Община была также и помехой для особо активной части крестьян. Нужно было выбирать меньшее зло в создавшемся положении, иначе оно грозило ростом социального недовольства и ослаблением государства.

Поэтому в 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа: желающим крестьянам выделяли их часть общинной земли в собственность, им продавали и помещичью землю посредством льготных ссуд (помещики сами избавлялись от земли, которая без крепостных становилась обузой), а также финансировали переселение на окраины России в специальных “столыпинских” вагонах (вместе со скотом и инвентарем), освобождая от налогов и снабжая сельскохозяйственной техникой по низким ценам. Можно критиковать неудачные бюрократические аспекты этой политики (из-за чего треть переселенцев вернулась, да и просто соскучившись по родным местам), но не смысл реформы. Она должна была решить сразу несколько важнейших государственных проблем:

– справиться в европейской части России с усугублявшимся малоземельем на селе и возможной безработицей в городе из-за стремительного роста населения, который приходился в основном на русское крестьянство;

– заселить пустующие земли Сибири и Дальнего Востока, освоив их и закрепив за Россией;

– дать выход энергии активной части крестьянства, расширяя ее сферу действия за пределами общины;

– уменьшить социальную напряженность в деревне и тем самым отнять у революционеров почву для пропаганды.

В результате создавался зажиточный слой крестьян-единоличников, то есть новая составная часть экономического уклада при сохранении прежних, в том числе общины. К 1913 г. лишь около 10 % земли перешло из общинного в личное владение крестьян, тем не менее с 1906 г. в Сибири осели 2,5 млн. крестьян; кроме того, около 700 000 человек разных профессий переселились в Сибирь самостоятельно. Вдоль Транссибирской магистрали выросли целые города; резко возросло производство продовольственных товаров: Европа вскоре была завалена русским маслом (с 1906 по 1911 гг. его годовой экспорт увеличился вдвое).

Революционное движение после 1908 г. сникло. Умиротворение и укрепление России снижало шансы на перемену общественного строя. Поэтому Столыпинским реформам противодействовали все антимонархические партии – от кадетов до большевиков. «Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия» – эти слова премьер-министра стали афоризмом.

«Дайте нам 20 мирных лет и вы не узнаете России», – сказал Столыпин. Потому он и был в 1911 г. убит теми силами, чьи антирусские планы перечеркнула бы окрепшая Россия. Ленин видел в успехе Столыпинских реформ преграду революции; и Троцкий позже констатировал: если бы реформа была завершена, «русский пролетариат ни в каком случае не смог бы прийти к власти в 1917 году». Достойной замены Столыпину не нашлось.

Читать еще:  Как простым карандашом нарисовать очаровательную собаку. Красивая собака карандашом поэтапно

Еще немного о национализме (надеюсь, что большинство не видело)

1.«Россия – для русских и по-русски»
Александр III, государь император.

2. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить»
Менделеев Д. И., русский химик.

3. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»
Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны.

4. «Мы призваны творить своё и по-своему, русское по-русски»
Ильин И. А., русский философ.

5. «Мы русские и потому победим»
Суворов А. В., великий русский полководец.

6. «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы»
Столыпин П. А., государственный деятель.

7. «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть»
Достоевский Ф. М., русский писатель.

8. «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»
Ломоносов М. В., русский учёный-естествоиспытатель.

9. «Тот, кто говорит “Россия для русских” просто придурки или провокаторы».
В. В. Путин

“Придерживаюсь мнения, что национальность определяется менталитетом и системой ценностей. “

просто интересна ваша точка зрения.
то есть, если взять двух русских. у одного ценности это, допустим, семья, друзья, дом и еще что-нибудь высокое. а у другого из ценностей только деньги, то у них разные национальности?
если я правильно понял

(с) 90% русского населения РФ

Оу, с чего вы взяли что я “офисный планктон” и почему вы считаете себя более полезным, чем офисные работники?

Когда можно гораздо лучше, а живётся “так себе”, люди жалуются да, такие вот люди жалкие бывают. Живут и ноют что всё плохо, правительство разворовало страну, пенсии маленькие, зарплаты маленькие, а цены растут.

А такие как вы, радуются каждой крохе просто, живётся им счастливее, чем предыдущему типу людей:
“о! я же ещё живой! и я получаю мед обслуживание (не знаю где вы бесплатное правда видели, может вы не из России), я получаю образование (на которое хрен заработаешь) у меня есть работа и зарплаты хватает даже на еду! 🙂 — ВСЁ ПРЕКРАСНО!”

я получаю мед обслуживание (не знаю где вы бесплатное правда видели)– Да везде. Ни разу ложась в больницу не платил. Разве что, уже по выписке врачу коньяк. причем последний раз даже, приняли не в поликлиннике по месту жительства-прием у отоларинголога зкончился, а в БМСП, где не обязаны были. Бесплатно, провели процедуры. положили, даже капли выдали, которые опять же напрямую к лечению не относились.
а до этого без проблем принимали с сотрясением без страхового полиса, с обещанием при выписке поменять и принести.

Ну ка расскажите. Вас (вас, а не мутных знакомых) отказывались лечить, вымогая деньги?

я получаю образование (на которое хрен заработаешь)
Образование у нас бесплатное. Не хватило мозгов поступить на бюджет- вини себя.

у меня есть работа и зарплаты хватает даже на еду!
больше работай, будет хватать не только на еду.

и почему вы считаете себя более полезным, чем офисные работники?
Не путайте офисных работников с офисным планктоном.

мне, извините, нервы и жизнь дОроги, чтобы идти в наши бесплатные больницы, где медработники, получающие гроши, относятся к людям как к обузе, а к своим обязанностям – спустя рукава. Очереди, талоны разные – направления, справки – пока приёма дождёшься – кони двинешь. Знакомые мои не мутные и врать у них не в правилах (сам бесплатной медициной давно не пользовался, чтобы судить о ситуации “сейчас” по личному опыту).

Учился на бюджете. Сейчас получить бюджетное место сложно, а уж если и получится – можно в любой момент потерять из-за неуспеваемости и коррупции в вузах. На стипендию прожить можно только неделю, поэтому студентики, которые живут за мамин счет ещё могут достичь успехов в учебе, чего не скажешь о тех, кому приходится работать, чтобы обеспечить себя жильем, одеждой и питанием. На учебу в таком случае времени остается не много..

Если я буду работать так, чтобы хватало на всё что необходимо – посадят.

Я не говорю, что всё невыносимо плохо. Просто надо судить о жизни по реальности, а не говорить как же прекрасно всё вокруг, бесплатно, качественно и замечательно. Русские должны стремится к европейскому уровню жизни, а не жить по принципу “ну могло быть и хуже – уж лучше так, чем никак”. С нынешнем правительством достичь ничего подобного не получается – это факт. о_О

мне, извините, нервы и жизнь дОроги, чтобы идти в наши бесплатные больницым
Ну так может не стоит ваших тараканов в голове выдавать за объективную действительность тогда?
Нормально лечат в муниципальных больницах, очереди в большинстве давно электронные- записываешься на определннное время через инет- приходишь в срок- сразу принимают.

Учился на бюджете. Сейчас получить бюджетное место сложно, а уж если и получится – можно в любой момент потерять из-за неуспеваемости и коррупции в вузах. На стипендию прожить можно только неделю, поэтому студентики, которые живут за мамин счет ещё могут достичь успехов в учебе, чего не скажешь о тех, кому приходится работать, чтобы обеспечить себя жильем, одеждой и питанием. На учебу в таком случае времени остается не много..
Учился на буюджете, 2 года подрабатывал- сделать потолок,лаинат, фундамент в субботу и получить денег на неделю- учебе не помеха.
С 3го курса работал по специальности, если мозги есть- опять же не отчислят.

Если я буду работать так, чтобы хватало на всё что необходимо – посадят
Ну если вам яхта и и черная икра ежедневон необходимы.
А так достаточно просто работать и не бояться сменить место работы, если на старом, к примеру з.п. е поднимают.

Источники:

http://proufu.ru/news/society/87462-albert_ismail_narod_ne_imeyushchiy_natsionalnogo_samosoznaniya_est_navoz_na_kotorom_proizrastayut_dr/
http://nordsky.livejournal.com/377737.html
http://pikabu.ru/story/eshche_nemnogo_o_natsionalizme_nadeyus_chto_bolshinstvo_ne_videlo_949533

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии