Нарисовать натюрморт простым карандашом поэтапно. Уроки рисования – “постановка натюрморта”
Нарисовать натюрморт простым карандашом поэтапно. Уроки рисования – “постановка натюрморта”
1. Необходимо отнестись к занятиям с максимальным вниманием и запастись терпением.
2. Желательно, чтобы занятия живописью были регулярными, это поможет обеспечить постоянный рост профессиональных знаний и навыков.
3. Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях (размер 30 х 40 см), переходим к его красочному исполнению.
4. Краски, которые вы наносите на холст, могут быть по своему состоянию жидкими, полужидкими или очень густыми. В процессе своей работы над натюрмортом, применяя кисти, вы проанализируете, как от степени жидкости краски зависят ее живописные свойства.
5. Каждая краска набирается из тюбика в небольшом количестве и кладется на белую палитру в определенном порядке — с одной стороны располагаются холодные оттенки, с другой стороны — теплые оттенки. Данный порядок облегчает работу художника с палитрой.
6. Затем на палитре подбираются нужные цвета и оттенки и составляются красочные смеси. Старайтесь не смешивать более трех красок.
7. Подобранные смеси прописывайте на белой бумаге, чтобы предварительно проверить качество оттенка, который нужно внести в картину.
8. Найдя нужный цвет, положите его в картине так, как вы ощущаете его в натуре.
9. Прежде чем набрать на кисть новые цветовые оттенки, кисть необходимо тщательно прополоскать в воде.
10. Красочные мазки накладываются на плоскость холста иногда кончиком кисти, но в основном исполнение картины ведется почти всей плоскостью меха кисти.
11. Не следует по одному месту холста (или бумаги) несколько раз прокладывать краску, ибо это приводит к образованию грязных пятен в картине.
12. Приемы живописи гуашью в общих чертах те же, что и черно – белом варианте (гризайль).
В работе цветом большое значение имеет хороший набор красок и хорошее знание своего набора красок. Воспользуйтесь материалами, как акварель + белила гуашевые, палитра при этом становиться богаче.
13. Важно, вести всю работу одновременно, т.е. соблюдая отношения цветовых тонов разных предметов и тем самым, стремясь установить на изображении верные тональные отношения.
Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность.
- Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
- Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
- Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
- После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.
Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
- Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:
- В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
- Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.
если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,
если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.
Эти явления хорошо передал в своей картине «Пионерка – вожатая» художник Н. А. Касаткин.
2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.
Третий этап заключительный. Синтез – подведение итогов над работой.
В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.
Умение вести длительную, кропотливую работу над живописной картиной будет приходить к вам по мере усвоения многих основных законов и правил искусства живописи, после того как вы научитесь видеть и исправлять свои ошибки.
Следует помнить, что расстояние от постановки натюрморта до рисующего обычно составляет от 1,5 до 2 м. Рисующий всегда садится так, чтобы видеть натуру без искажений, то есть «лицом к лицу» (фронтально).
Постановка натюрморта и холст (бумага), на котором вы ведете , изображение, должны быть освещены единым общим светом. Нельзя допускать ситуации, когда, например, постановка натюрморта освещается светом из окна, а ваш холст (бумага) освещены электрическим светом от торшера, стоящего рядом. Ибо каждое освещение имеет свой определенный оттенок и поэтому по-разному окрашивает окружающее пространство, что вносит большую путаницу в цветовые оттенки картины начинающего художника.
Урок по ИЗО на тему “Натюрморт”
На тему: Натюрморт.
Вид урока: рисование с натуры.
Цель урока: научить рисовать натюрморт.
–дать представление о натюрморте;
– научить построению рисунка с натуры;
– способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;
– обучать учащихся навыкам самоконтроля.
Для учителя: муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага , акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.
Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.
1. Организационный момент
Настрой на урок
Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Нам очень приятно Вас видеть!
Проверьте свою готовность, настройтесь на урок.
Какой у нас сейчас урок?
Я постараюсь, чтобы вам на уроке было интересно и познавательно.
(У доски стоит стенд с пособиями и прикрепленным к нему листом для рисования, рядом на стуле лежат: карандаш, стирательная резинка, палитра, краски, салфетки, рамка для кадрирования).
Стоя приветствуют гостей, учителя.
Настраиваются на урок, садятся.
(На партах: альбом для рисования; краски – акварель или гуашь; кисточки – большая, средняя, маленькая; карандаш; стирательная резинка; салфетки; палитра (бумажная); банка-непроливайка с водой, рамки для кадрирования).
2. Самоопределение к деятельности
Оглашение темы и цели урока
Тема нашего сегодняшнего урока – «Натюрморт». (Слайд 1). На уроке мы будем знакомиться с новым понятием «натюрморт», и я научу вас правильно его рисовать.
А также я надеюсь, что вам захочется повторить наш урок дома!
3. Подготовка к восприятию теоретического материала
Для того, чтобы нам разобраться в теме урока, я хочу, чтобы вы
отгадали мои загадки (Слайд 2 и 3):
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
– Яблоко какой формы? Цвета? Какие вы знаете фрукты такой же формы?
Так вкусна, желта, пригожа
– Груша какую имеет форму? Цвет.
– Яблоко и груша – это что? Как сказать одним словом?
Слушают загадки, поднимают руку, называют отгадки.
4. Работа по тему урока.
Определение натюрморта (понятие)
Показ репродукций на доске.
Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»
Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»
Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».
Винсент Ван Гог «Натюрморт».
Валентин Серов «Девочка с персиками»
Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»
Молодцы, все правильно.
Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4) :
Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.
Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:
Французские художники : Жан Батист Шарден, Поль Сезанн , Анри Матис; Пьер Ренуар.
Испанский художник Франсиско де Сурбаран;
Русские художники Валентин Серов (мы с вами писали сочинение по его картине); Кузьма Сергеевич Петров-Водкин .
Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций).
– Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).
5. Практическая часть
Контрастные цветовые пары.
-Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5):
– Посмотрите – фоном является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.
– Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. ( Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).
– Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).
– Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.
(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).
-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:
Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?
Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.
-Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). ( Слайд 6)
Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).
– Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.
-Как должен быть расположен альбом , вертикально или горизонтально?
-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно).
– В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?
– Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём.
– Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.
– Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.
-Затем намечается нижний край яблока.
-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?
– Намечаем нижний край груши.
-Какое яблоко по форме?
– Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.
-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?
-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.
– Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)
Источники:
http://learn-draw.jimdofree.com/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0/
http://infourok.ru/urok-po-izo-na-temu-natyurmort-471471.html