Начальная школа поговорки. Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Начальная школа поговорки. Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Организация работы с пословицами в начальных классах

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.

В 1–4-х классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и велит найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы. Можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква е. Обе поговорки учащихся записывают в свои тетради под рисунком.

Работа с пословицами продолжается и во 2-м классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м классе можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в “Родной речи” и в “Учебники русского языка”, так как их количество там довольно значительно.

В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

3-й класс – 1) времена года; 2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.); 3) домашние и дикие животные; 4) книга, письмо; 5) труд; 6) о матери, об отце. 4-й класс – 1) Родина, Москва; 2) дружба; 3) речь, слово; 4) знание, невежество; 5) смелость, трусость; 6) о сельском хозяйстве; 7) о пословицах, поговорках.

Наконец, художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.

Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: Конe’ц – делу венец; Кo’нчил дело, гуляй смело, в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конe’ц и кo’нчил, гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.

Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.

Так, в 1-м классе ученики заучивают поговорку Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мороза. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.

Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле.

Читать еще:  Необходимые пункты бизнес плана кондитерской с нуля: примеры. Бизнес план кондитерской пекарни

На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами: Слаще всех плодов – плод честного труда; Свой глаз – алмаз; Дороже алмаза свои два глаза; Не шуба греет, а хлеб; Береги колхоз – получишь хлеба воз.

Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными:

Без проверочных слов оказываются слова колхоз и воз. Учащиеся объясняют, почему в этих словах пишется з на конце. Затем учитель обращает внимание на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Учащиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить, какую букву следует писать на конце у слов труд и шуб (род. п.). Слова труд – труда, шуба – шуб дописываются к уже записанным словам.

Закончив работу с плакатом, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зеленый наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.

Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.

В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У коровы молоко на языке; Мороз да метели под февраль налетели; Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без Родины, что соловей без песни.

Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для 2-го класса, есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащиеся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель: Где трактор ходит, там золотая пшеница родит; Трактором пахать, не лопатою копать; Трактор – меже смерть; Не трактор пашет, а тракторист. Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа: Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает; Каков мастер, такова и работа; Кто работы не боится, тот в колхозе пригодится. Эти пословицы также записываются в тетрадь. В последней пословице выделяется и слово колхоз.

Урок пройдет живее, интереснее, если на нем использовать красочные плакаты, которые могут изготовить учащиеся 4–6-х классов. Из открыток, картинок с изображением пахоты, работы трактора составляется красочный монтаж с пословицами о тракторе. Такой же плакат – монтаж хорошо сделать и с пословицами о работе.

Для плакатов, которые могут быть использованы как наглядные пособия при закреплении написания отдельных слов, не проверяемых правилами, рекомендую следующие пословицы и поговорки

Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Как организовать работу с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.H. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

В I—IV классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.

Учащимся начальной школы можно предложить зевести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки.

Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература и интернет-ресурсы. Кроме того, ученики могут использовать специальные сборники: «Русские пословицы, поговорки, изречения», «Русские пословицы и поговорки»: учебный словарь, «Пословицы и поговорки народов Востока» и др.

Учащимся начальной школы можно рекомендовать записывать пословицы со слов дедушек, бабушек, родителей, так как такая работа способствует усилению внутрисемейных связей. В данном случае ученики должны дать проверить записанное учителю и только после исправления переписать пословицы или поговорки в альбом, дабы избежать орфографических ошибок.

Некоторые преподаватели обращают внимание учащихся на пословицы и поговорки, напечатанные в детских периодических изданиях: газетах и журналах.

Интереснее и разнообразнее становится эта работа, если ученикам предложить искать не только русские народные пословицы и поговорки, но и включать в поиск зарубежные крылатые выражения. Их можно объединять по темам, сравнивать, учиться находить аналоги в разных языках. Так, к русской пословице «На безрыбье и рак — рыба» можно подобрать аналог из итальянского языка: «Там, где нет апельсиновых деревьев, и свекла сойдет за апельсин».

Кроме интереса к самому исследованию пословиц, такая работа помогает знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов, воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

С большим удовольствием ребята украшают такие тетради и альбомы: делают рамки и красивые заголовки, подбирают и сами рисуют иллюстрации к отдельным пословицам и тематическим группам.

Имея навыки работы на компьютере, дети могут вести такую работу и в электронном виде.

Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

Тетради и альбомы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда работа выполняется в одном альбоме детьми по очереди или группами.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в I классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой н, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы. Можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква ь. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.

Так работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся рассказывают, как они понимают ее смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В современных учебниках, конечно, есть пословицы и поговорки, но учителям нужно и самим подбирать пословицы для уроков русского языка и литературного чтения. Для этого учитель должен прежде всего выбрать пословицы, которые были бы понятны первоклассникам по своему содержанию, определить, на каком уроке русского языка или чтения, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. Придумывая урок, следует логически увязать пословицу или поговорку с материалом урока.

Читать еще:  Олег аккуратов - сенсационный пианист. Слепой музыкант отказался от славы ради денег для семьи

А вот как можно построить работу с пословицами при усвоении темы «Безударные гласные в корне слова».

Учительница Н.К. Коровкина (школа № 50 г. Ро- стова-на-Дону) на уроке русского языка начала повторение гласных букв с работы над пословицами. Под картиной, изображающей Москву, был повешен плакат с пословицами:

• Москва — всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал — красоты не видал.

В этих пословицах учащиеся нашли и назвали слова, включающие безударные гласные, проверяемые уда

рением (красоты, видал) и непроверяемые написания, т. е. словарные слова (Москва, городам).

В I классе на уроках чтения и на уроках русского языка могут быть использованы пословицы: О Родине:

• Нет краше Родины нашей.

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

О труде, трудолюбии, лени:

• В труде рождаются герои.

• Умение везде найдет применение.

• Люби дело — мастером будешь.

• Кто на все руки, у того нет скуки.

• Порядок бережет время.

• Кончил дело — гуляй смело.

• Делано наспех и сделано на смех.

• Ученому везде дорога.

• Ученье — лучшее богатство.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Испокон века книга растит человека.

Вот, например, какие пословицы и поговорки были записаны учениками I класса школы № 49 (г. Ростов- на-Дону) (учительница П.К. Данилова):

• Береги нос в большой мороз.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• Снегу много — хлеба много.

• При солнышке тепло — при матери добро.

• Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

• В марте курочка под порожком водицы напьется.

• Март с водой, апрель с травой.

• В апреле земля преет.

• Труд кормит, а лень портит.

• Нет краше Родины нашей.

• Ученье — путь к уменью.

Работа с пословицами продолжается и во II классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Например:

• Жить — Родине служить.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Делу время, а потехе час.

• В чужом месте, что в лесу.

• Всякая дорога вдвоем веселей.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Смелый там найдет, где робкий потеряет.

• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Март с водой, апрель с травой.

• Май холодный — год плодородный.

• Июль — пора сенокоса.

• Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.

Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, умел строить лексическую и грамматическую работу с ними, умело использовал их в своей речи.

В III—IV классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем определяется учителем и самими детьми.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать несколько пословиц по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем дается новая тема.

Время от времени, учитывая содержание литературных произведений, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам дописать к уже имеющимся новые пословицы.

В IV классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае.

В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

6) о матери, об отце.

1) Родина, Москва;

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

Приведем для примера тематический альбом ученицы IV класса школы № 49 (г. Ростов-на-Дону) Люды М.

На первой странице альбома она поместила пословицы о пословице:

• Пословица всем делам помощница.

• Пословица недаром молвится.

• Без пословицы не проживешь.

• Старая пословица не сломится.

• Глупая речь не пословица.

На следующей странице ее альбома приклеена открытка, на которой изображена Москва и записаны пословицы о Родине:

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Родина-мать дороже своей жизни.

На новой странице альбома картинка — ученики идут в школу. Здесь находим пословицы об учебе, о книге:

• Не красна книга письмом, красна умом.

• Неграмотный — тот же слепой.

• От учения человек с пути не сбивается.

• Не пренебрегай учением с молоду.

• Утром не встал — потерял день, в детстве не учился — потерял жизнь.

• У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

• Делано наспех и сделано на смех — иллюстрируются открыткой, на которой изображена растрепанная, неряшливо одетая девочка. У ее ног валяются порванная книга, столовая ложка и мячик.

На другой странице альбома — иллюстрация: прислонившись к белоствольной березке, на берегу реки сидят два мальчика. Сзади их верный друг — собака. К этой картинке подобраны пословицы:

• Помогайте друг другу, как крылья одного орла.

• Товарищ — это светоч сердца, опора в беде, врач во время болезни.

• Единственный способ иметь друга — это быть другом.

Подобраны разнообразные пословицы о труде:

• Не учись безделью, а учись рукоделью.

• Без труда нет отдыха.

• Дело мастера боится.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

• С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание. Например, ученица IV класса Люба Ю. смысл пословицы Лебедей сзывают голоса, а людей соединяют мысли и руки раскрыла двумя картинками — на одной изображен лебедь, который вот-вот взлетит в небо и присоединится к летящей на юг стае лебедей, на другой — крестьяне на сенокосе.

Другой ученик к пословице От маленькой искры большой пожар бывает подобрал открытку — иллюстрацию к детской сказке «Загорелся кошкин дом». Но в данном случае надо обращать внимание детей на переносный смысл этой пословицы.

Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки — все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Такой вид работы, как проектная деятельность, чрезвычайно популярен и востребован в современной школе. А каждый проект должет иметь логическое завершение, включающее представление учащимися результатов своей деятельности. Это может быть и выставка тетрадей и альбомов, и оформление стендов и стенгазет, и выступление на школьной научно-практической конференции.

Здесь стоит упомянуть, что многие современные дети хорошо владеют компьютером, умеют пользоваться интернет-ресурсами и создавать компьютерные презентации. В таком случае, описанная выше работа может вестись в электронном виде, а результатом станет презентация для одноклассников.

Проектная деятельность очень важна для современных школьников, так как позволяет им проявить самостоятельность и собственную индивидуальность, а разнообразие результатов сделает работу еще интереснее.

Пословицы и поговорки в начальной школе
статья

Значение использования пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки в начальной школе.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Читать еще:  Личная жизнь нины добрев и йена сомерхолдера. Нина Добрев уходит из «Дневников вампира»: как она попрощалась с фанатами, Сомерхолдером, и что об этом думает жена Йена

Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий.

Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения.

Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «Поживём – увидим».

Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

В начальной школе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен помочь детям раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл.

Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

  1. Подбор пословиц по темам.

При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.

3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

4. Использование пословиц при работе над сочинением

Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.

Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

5. Использование пословиц и поговорок в играх.

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке».

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Примеры пословиц и поговорок для использования в начальных классах на уроках русского языка при изучении различных тем.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Сам погибай, а товарища выручай.

Чай пить – не дрова рубить.

Январь – году начало, зиме – середина.

В чужие сани не садись.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Шила в мешке не утаишь.

Век живи – век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Чужим богат не будешь.

Всякому овощу своё время.

Правописание слов с сочетаниями чк, чн

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Разделительный твёрдый знак

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Береги нос в большой мороз.

Не бросай слов на ветер.

В зимний холод всякий молод.

Старый друг лучше новых двух.

Сорвать прут не большой труд.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

Хлеб – всему голова.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Счастливым и красивым делает человека работа.

И на нашей улице будет праздник.

Учиться никогда не поздно.

Думай медленно, работай быстро.

Ссора до добра не доводит.

У коллектива – большая сила.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

Правописание существительных с шипящими на конце

Белый лебедь серому не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Ложь человека не красит.

Правописание не с глаголами

На чужой роток не накинешь платок.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

Семеро одного не ждут.

Старую лисицу хитростям не учат.

На уроках технологии пословицы можно использовать, как девиз урока: терпенье и труд всё перетрут; каков мастер, такова и работа.

На уроках изобразительного искусства можно проводить игру «Нарисуй пословицу».

О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам».

Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки богаче по содержанию и интереснее по форме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках.

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка.

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. По.

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке.

Данная статья посвящена теме “работа с пословицами и поговорками в начальной школе”. Эта работа необходима для учителей и родителей, а также воспитателям детских садов.

Весело нынче учиться в школе. Просто карнавал. Диктанты-эстафеты и кроссворды по частям речи, костюмированные праздники с участием орфограмм и частушки на тему правил пунктуации – все это есть в.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510661/
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/organizacija-raboty-s-poslovicami-i-pogovorkami-v-nachalnoi-shkole.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/30/poslovitsy-i-pogovorki-v-nachalnoy-shkole

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии