На дне образы обитателей ночлежки. Почему основное действие пьесы М.Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М.Горького «На дне».)

На дне образы обитателей ночлежки. Почему основное действие пьесы М.Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М.Горького «На дне».)

Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?

«На дне» – это острая философско-социальная пьеса М. Горького, которая посвящена проблемам жизни «низов» русского общества. Сюжетным фоном разворачивающихся событий выступает городская ночлежка, находящаяся в руках властных и жестоких людей – семьи Костылевых. Почему именно такое место действия было выбрано Горьким? На это есть несколько причин.
Во-первых, городская ночлежка – это наиболее подходящее место для воплощения замысла писателя. Стремясь создать многогранное изображение жизни социального «дна», Горький искал сюжетный фон, на котором высвечивались бы разные типы людей, то есть место, где люди с различными убеждениями и взглядами могли бы встретиться, объединенные общим бедственным положением. Городская ночлежка полностью соответствует этим требованиям, так как представляет собой «открытый» мир, куда может попасть каждый по воле своей судьбы.
Выбранное Горьким место основного сюжетного действия также соответствует духу времени писателя. Все в его пьесе представляется очень реалистичным, соответствующим современной ему действительности. Это усиливает остроту поднятых им проблем, не только социальных, но и философских. Кроме того, поднимая «вечные» проблемы (проблему смысла жизни, проблему выбранного жизненного пути, проблему человеческих способностей), Горький создает неповторимую картину глубоких контрастов: читатели недоумевают, как на фоне пошлости, горя и нищеты могут рассматриваться такие высокие и значимые вопросы.
Наконец, антураж городской ночлежки мастерски используется Горьким для высвечивания характеров своих героев. Наташа, Настя, Пепел, Клещ – все они отличаются светлыми душевными качествами, которые становятся особенно заметными на темном фоне бедности. Так, Наташа обладает особой чистотой души, Настя – стремлением к чистой и возвышенной любви, Пепел – стремлением к честной жизни, а Клещ – трудолюбием. Но особенно интересны характеры Сатина и Луки, взгляды на человека которых составляют основной конфликт пьесы. Именно в городской ночлежке, в маленьком и гадком мире социальных «низов», рождаются две великие противоборствующие между собой мысли о человеке, две жизненные «правды». Раскрывая их, Горький старается не отдавать предпочтение ни одной, скрывая свою позицию. Выбор читателя между этими «правдами» должен быть сделан именно под влиянием сюжетных действий, то есть обстоятельств жизни героев в городской ночлежке. Это место выступает олицетворением их «тюрьмы», которая не позволяет своим обитателям выйти. Унизительное положение социальных «низов», которые не способны выбраться из ночлежки, доказывает правоту Луки, утверждающего, что «человека пожалеть надо». И хотя финал пьесы глубоко трагичен, мы все-таки надеемся, что прав был Сатин, позицию которого можно описать одной великой фразой: «Человек – это… звучит гордо!».
Таким образом, основное действие пьесы Горького «На дне» разворачивается в городской ночлежке не только потому, что она становится лучшим местом для воплощения замысла писателя, но и потому, что она соответствует его действительности, позволяет высветить личностные черты каждого героя, выступает идеальным фоном для развития главного конфликта.

Читать еще:  Белой акации гроздья душистые…История романса. Текст песни эдуард хиль - белой акации гроздья душистые Белой акации гроздья душистые ночь напролет

6011 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?

Смотрите также по произведению “На дне”:

Образы ночлежников в драме Горького На дне

Сочинение по литературе.

«Здесь. человек заметен, слышен его голос, озлобленный, раздражённый, мстительный. Здесь у человека есть лицо – голодное, возбуждённое, тоскующиее. Видно, что люди чувствуют, заметно, что они думают.»
А.М. Горький.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была. Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был. своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Читать еще:  Как вести себя с супругом, который пытается вас контролировать. Как оградить себя от эмоционального насилия со стороны родителей

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются. они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

В последнем акте пьесы становится видна беспросветность жизни ночлежников. Васька Пепел посажен в тюрьму за убийство Костылёва. «Утешитель» Лука исчез, и Актёр, не выдержавший разоблачения лжи «во спасение», повесился. Похороны Анны «съели» инструмент Клеща, слесарь превратился в безработного обитателя трущобы.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Читать еще:  Лучшие мочегонные средства для выведения лишней жидкости. Причины задержки воды в организме

На дне образы обитателей ночлежки. Почему основное действие пьесы М.Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М.Горького «На дне».)

Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

Пьесу М. Горького “На дне”, написанную в начале 1902 года, можно отнести к числу социально-критических драм. Интересно, что автор отказался от многих первоначальных вариантов заглавия, одно из которых было “На дне жизни”, в пользу более широкому и обтекаемому.

Я думаю, автор неслучайно поместил своих героев в ночлежку. Описание места действия наводит на мысль, что нормальные люди там жить не смогут: “Подвал, похожий на пещеру.” У читателя складывается образ сырой, темной, маленькой комнаты. Месту соответствует и система персонажей, проживающих в ночлежке, охарактеризованная ярким эпитетом “бывшие” люди. Эти люди, опустились на самое дно и в буквальном смысле – подвал, и в переносном – они ничего из себя не представляют.

Герои пьесы обитают под землей, подобно мертвецам на кладбище, но

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 1 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 11 из 14

Анна Геннадьевна Маслова

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны.
2. В со­чи­не­нии ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния для ана­ли­за прак­ти­че­ски не при­вле­ка­ет­ся. Упо­мя­ну­та и про­ком­мен­ти­ро­ва­на толь­ко од­на ци­та­та – “Под­вал, по­хо­жий на пе­ще­ру” – и сим­во­ли­че­ский эпи­тет, упо­треб­лен­ный по от­но­ше­нию к пер­со­на­жам дра­мы, “быв­шие”.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

Источники:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00932831539885909905/
http://www.stihi.ru/2013/12/05/8694
http://neznaika.info/check/lit-write/3476.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии