Мёртвые души. Гоголь николай васильевич Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков монография

Мёртвые души. Гоголь николай васильевич Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков монография

Книга: Никифорова А. «Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX-XX веков»

В монографии исследована проблема идеи синтеза искусств в европейской культуре XIX-XX вв. Интерпретация художественных процессов указанного периода дана в их отношении к идее синтеза искусств, сформировавшейся в культуре немецкого романтизма. Проанализированы ключевые философские концепции, а также сами произведения изобразительного, музыкального и театрального искусства исследуемого периода. Материалы монографии могут быть использованы в курсах по философии культуры, истории философии, эстетики. Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кому интересна идея синтеза искусств, вопросы о природе современного искусства, соотнесение художественных процессов и философской мысли.

Формат: Мягкая глянцевая, 112 стр.

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Символизм — СИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует… … Литературная энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

Читать еще:  Натюрморт овощи карандашом для начинающих. Как нарисовать вазу? Как поэтапно нарисовать карандашом вазу с цветами, с фруктами

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Полемика о мертвых душах в русской критике 19-20 века

Белинский: «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в “Мертвых душах” везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. ту субъективность, которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу. Это преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и освежительными волнами охватывает душу читателя даже в отступлениях… Таких мест в поэме много — всех не выписать. пафос субъективности проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах, как, например, об известной дорожке, проторенной забубённым русским народом.

Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в “Мертвых душах” он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана. “Мертвые души” прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем. В числе многих причин есть и та, что “Мертвые души” не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»; для восхищения всех прочих остаются только места и частности.

“Мертвые души” требуют изучения. К тому же еще должно повторить, что юмор доступен только глубокому и сильно развитому духу. Толпа не понимает и не любит его. Что касается до нас, то, не считая себя вправе говорить печатно о личном характере живого писателя, мы скажем только, что не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга.

Аксаков: «И вдруг среди этого времени возникает древний эпос с своею глубиною и простым величием — является поэма Гоголя. Тот же глубокопроникающий и всевидящий эпический взор, то же всеобъемлющее эпическое созерцание. Как понятно, что мы, избалованные в нашем эстетическом чувстве в продолжении веков, мы с недоумением, не понимая, смотрим сначала на это явление, мы ищем: в чем же дело, перебираем листы, желая видеть анекдот, спешим добраться до нити завязки романа — но на это на все молчит его поэма; она представляет вам целую сферу жизни, целый мир. Но нам не того надо: нам нужно внешнего содержания, анекдота, шарады, — и дичится давно избалованное эстетическое чувство, как ребенок, которого сажают за дело.

В поэме Гоголя является нам тот древний, гомеровский эпос; в ней возникает вновь его важный характер, его достоинство и широкообъемлющий размер. древний, важный эпос является в своем величавом течении. Созерцание Гоголя таково, что предмет является у него, не теряя нисколько ни одного из прав своих, является с тайною своей жизни, одному Гоголю доступною; его рука переносит в мир искусства предмет, не измяв его нисколько. Всякая вещь, которая существует, уже по этому самому имеет жизнь, интерес жизни, как бы мелка она ни была, но постижение этого доступно только такому художнику, как Гоголь; и в самом деле: все, и муха, надоедающая Чичикову, и собаки, и дождь, и лошади от заседателя до чубарого, и даже бричка — все это, со всею своею тайною жизни, им постигнуто и перенесено в мир искусства . и опять, только у Гомера можно найти такое творчество. Интерес, разумеется, есть; но не интерес анекдота, занимающий в романах и повестях; интерес эпоса, поэмы. Прочтя первую часть, чувствуешь необходимость второй, чувствуешь живой интерес.»

Читать еще:  Русские имена на французском языке как звучат. Знакомимся с французскими именами и фамилиями

Шевырев: «Давно уже поэтические явления не производили у нас движения столь сильного, какое произвели “Мертвые души”, но мы живем, к сожалению, в такое время, когда едва ли может явиться создание, которое соединило бы единодушно все голоса в свою пользу. Мы заметили даже, что мнение едва ли когда делилось на столь противоположные крайности, как в настоящем случае; такое явление не должно быть без причины — нет, оно чрезвычайно важно и требует объяснения.

Давно не встречали мы произведения, в котором внешняя жизнь и содержание представляли бы такую резкую и крайнюю противоположность с чудным миром искусства, в котором положительная сторона жизни и творящая сила изящного являлись бы в такой разительной между собою борьбе, из которой один лишь талант Гоголя мог выйти достойно с венцом победителя. Может быть, таков должен быть характер современной поэзии вообще — как бы то ни было, но здесь первый источник разногласию мнений, которыми встречено произведение. Ясно, что взгляд на него будет тогда только полон, когда обнимет обе стороны: сторону жизни и искусства, и покажет их взаимное отношение в создании художника. Раскроем сторону жизни внешней и проследим поглубже те пружины, которые поэма приводит в движение. Кто герой ее? Плутоватый человек, как выразился сам автор. Но автор раскрывает нам глубоко всю тайную психологическую биографию Чичикова; берет его от самых пелен, проследив героя вместе с автором, мы смягчаем имя мошенника — и согласны его даже переименовать в приобретателя. герой, видно, пришелся по веку. Некоторые читатели порицают автора за выводимые им лица, но это напрасно. В самом деле, если герой пришелся по веку, если его замысел отличается какою-то поэзиею изобретения, — то, конечно, он не мог его исполнить в ином городе и с другими лицами, кроме тех, какие изображены чудною мастерскою кистию создателя поэмы.

«Искусство и Гоголь»

17.06.2018 12:00

…Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: скульптура, живопись и музыка. Скульптура внушает наслаждение, живопись — тихий восторг и мечтание, музыка — страсть и смятение души…
Н.В. Гоголь

Талант Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик — обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций. Произведения писателя получили распространение в музыке, скульптуре, театре и кино.

У каждого большого художника Гоголь свой, и вместе с тем все эти оригинальные трактовки помогают читателю полнее вникнуть в гоголевский текст, в мир гоголевских образов

Читать еще:  Молитвы георгию победоносцу на успех в работе. О чем молятся иконе Георгия Победоносца

Произведения Н. В. Гоголя неоднократно и многообразно иллюстрировались крупнейшими русскими мастерами кисти и карандаша. Созданы многочисленные акварели, литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики.

Художником, положившим начало иллюстрированию Гоголя, следует считать А. А. Агина (1816–1875). Лучшая черта агинских иллюстраций — помнить о зрителе, искать с ним диалога.

Непосредственным продолжателем Агина в деле иллюстрирования гоголевских произведений был его сверстник П. М. Боклевский (1916–1897).

В первую очередь внимание художника привлекли типы из «Мертвых душ» и «Ревизора».

Несколько особняком от этих иллюстраций к произведениям Гоголя стоит рисунок В. Г. Перова «Погребение Гоголя героями его произведений» (1864). Этот рисунок исполнен Перовым в период особенно сильного влияния на него французских мастеров. Объединение героев Гоголя в мистическую сцену с налетом легкого юмора — необычайно для русской графики того времени.

Интересным представляется альбом к «Тарасу Бульбе» работы академика живописи Павла Соколова (1826–1905). Он открывает эпоху многоцветной литографии и полной автономии ее от текста.

Вершина гоголевского творчества — поэма-роман «Мертвые души» привлекала внимание многих крупнейших художников. Поэма дает богатейший материал для иллюстраторов, музыкантов, режиссеров

Портреты Гоголя в изобразительном искусстве, скульптуре естественно входят в цикл иллюстраций, являясь как бы кульминационными точками всей гоголианы.

Отдельно надо упомянуть о творчество самого Николая Васильевича, раскрывающий огромный потенциал писателя, как художника.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности в художественное воплощение героев Гоголя, накладывала на них печать своего понимания. Невозможно перечислить имена всех людей искусства, чье творчество отображало как самого Гоголя, так и героев его произведений.

Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах .— М.–Л.: Учпедгиз, 1953

В книге представлены портреты писателя в разные годы жизни, сцены быта, портреты друзей, театральные зарисовки, иллюстрации ко многим произведениям Н. В. Гоголя

Курбатов, В. Я.
А. А. Агин .— Л.: Художник РСФСР, 1979

Книга посвящена первому иллюстратору «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, русскому художнику XIX века А. А. Агину

Орлова, Т. В.
П. М. Боклевский .— М: Искусство, 1971

Книга посвящена иллюстратору русской литературной классики, русскому художнику-графику XIX века П. М. Боклевскому

Иллюстрация .— М: Сов. художник, 1988

Сборник посвящен проблемам книжной иллюстрации

Вильнер Виктор Семенович
Роман с литографским камнем .— СПб: Русская тройка, 2016

Сегодня графическую культуру Петербурга последней трети XX века невозможно представить без работ Виктора Вильнера

Михаил Семенович Щепкин .— М: Искусство, 1952

Представлены записки и переписка М. С. Щепкина с деятелями русской культуры, в том числе с Н. В. Гоголем и воспоминания актера о личных встречах с писателем

Машковцев, Николай Георгиевич
Гоголь в кругу художников .— М: Искусство, 1955

Тема очерков настоящего издания — творческие взаимоотношения Гоголя и современных ему художников

Шефов, Александр Н.
Скульпторы Николай и Вячеслав Андреевы .— М: Тончу, 2009

В книге представлено творчество известных художников братьев Андреевых, которое оставило заметный след в истории русского изобразительного искусства

Платек, Я. М.
Изнемогающая душа. Музыка на страницах Николая Гоголя .— М: Композитор, 2002

Книга посвящена роли музыки в творчестве Гоголя и использованию сюжетов его произведений в музыкальных постановках

Источники:

http://dic.academic.ru/book.nsf/87398832/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%20XIX-XX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2
http://studopedia.ru/16_1681_polemika-o-mertvih-dushah-v-russkoy-kritike—veka.html
http://www.domgogolya.ru/bibset/7823/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии