Мы все глядим в Наполеоны в романе «Преступление и наказание. Мы все глядим в наполеоны

Мы все глядим в Наполеоны в романе «Преступление и наказание. Мы все глядим в наполеоны

Cочинение «Мы все глядим в Наполеоны в романе «Преступление и наказание»»

Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман «Преступление и наказание» написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились.

Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание». В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был «тварью дрожащей». Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере. Роман «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

Раскольников решил подняться «над этим муравейником». Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни сестра, ни мать, ни Разуми-хин, ни Соня. Раскольников «отрезал» себя от людей «как будто ножницами». И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд «низших людей». Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести.

Он очень страдает от всего этого: «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить. » В этом монологе выявляется весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию «белокурых бестий», «суперчеловека», которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.

Мне кажется, что роман Достоевского «Преступление и наказание» должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.

Читать еще:  Милый идеал. Сочинение на тему татьяна милый идеал в романе евгений онегин, пушкин читать бесплатно

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов — фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума.

Мы все глядим в Наполеоны

Мы все глядим в Наполеоны
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 2, строфа 14:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.

Шутливо-иронически: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Мы все глядим в Наполеоны” в других словарях:

наполеон — I. НАПОЛЕОН а, м. Napoléon. О императоре Наполеоне Бонапарте. простореч. Они <девки> пели: Всем начальникам Москва честь хвала, Да разоренная Москва до конца, Разорил Москву франец Палиен, Да Палиенщик парень молодой. Эртель Две пары. // РМ … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РАСКОЛЬНИКОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865 1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких,… … Литературные герои

Читать еще:  Как придумывать новые уникальные имена для персонажей своих рассказов. О любви и жизни

Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Синекдоха — (греч.) вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет; отсюда и латинское наименование этого… … Литературная энциклопедия

Иоанн (Крестьянкин) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн. Архимандрит Иоанн … Википедия

Иоанн Крестьянкин — Архимандрит Иоанн Имя при рождении: Иван Михайлович Крестьянкин Род деятельности: священнослужитель РПЦ, архимандрит … Википедия

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется … Википедия

Наполеон I — Смотри также (1769 1821). Взгляд юноши Пушкина на Н. был тождествен со взглядом большинства русского общества [Каково было отношение к Н. дает понятия следующая выписка из сочинения Муравьева Некоторые из забав отдохновения . Н., говорит автор,… … Словарь литературных типов

СЕМАНТИКА — (франц. sémantique, от греч. sēmantikós — обозначающий, sema — знак), раздел семиотики и языкознания, исследующий значения знаков: слов и словосочетаний естественного языка (лингвистическая С.), поэтической речи (С. как часть поэтики),… … Литературный энциклопедический словарь

Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно. — Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно. Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 1831) А. С. Пушкина (1799 1837) (гл. 2, строфа 14): Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами себя. Мы… … Словарь крылатых слов и выражений

Материал к эссе. “Мы все глядим в Наполеоны. ” ( по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Мы все глядим в Наполеоны…»

( по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Мятеж не может кончиться удачей:

В обратном случае он называется иначе.

Достоевский и его роман «Преступление и наказание»… Бессмертный автор и бессмертное произведение. Вопросы поиска смысла жизни человека, постоянная борьба добра и зла, поиск своего пути к высшим нравственным ценностям – всё это основа духовных исканий героев писателя. Поэтому главный герой этой книги, находящийся в поисках веры, силы, – человек, который будет интересен читателю всегда. И зовут этого героя – Родион Раскольников..

Кто же он такой? Для Достоевского Раскольников – выразитель идей современной писателю молодёжи, которую волновали вопросы социального неравенства. Картины той жестокой реальности, породившие идею о сильной личности, захватили ум Раскольникова, заразив целиком его сознание. А кумиром бедного студента стал Наполеон, ставший болезнью 19 века. Он покорял народы, захватывал страны, настойчиво и упорно шёл к господству над миром, хотел быть первым везде и во всём… Люди для него ничего не стоили, поэтому в войнах гибли и гибли, создавая славу своему предводителю – Наполеону. Он беспощадно проливал их кровь, поднимаясь в своей славе выше и выше. Этим он и заражал молодых людей, видевших себя в роли освободителя и защитника обездоленного народа. Людей с незаурядными способностями, мечтающими о великом будущем, но вынужденных терпеть постоянные унижения и бесконечную нужду. Таким был и Раскольников, который решил подняться «над …. муравейником» и стать великим, так как устал от загнанности в угол: « Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его », « он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ». Но Наполеон всё делал для себя, а Раскольников искал выход для других: для Сони, Дуни, семьи Мармеладова. Но как? Поэтому герой Достоевского решил примерить на себе право Наполеона решать судьбы других людей.

Так появилась теория о праве сильной личности. В чём же её суть? Вот как её понимает Порфирий Петрович, следователь, ведущий дело Раскольникова: « Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные ». И далее сомневается, задавая себе вопрос за вопросом: « Ну как иной какой-нибудь муж, али юноша, вообразит, что он Ликург али Магомет. — будущий, разумеется, — да и давай устранять к тому все препятствия. Предстоит, дескать, далекий поход, а в поход деньги нужны. ну и начнет добывать себе для похода. знаете? » Но Раскольников почему – то был убеждён, что он новый человек, «необыкновенный», которому разрешено всё, несмотря на то, что « способных сказать хоть что-нибудь новое , необыкновенно мало рождается, даже до странности мало ». Их необычная судьба – его судьба тоже. Они не боятся законов, ни нравственных, ни уголовных. Они выше. Люди первого разряда о такой мелочи, как ответственность, даже не думают. Зачем? Им не надо отчитываться ни перед кем и ни перед чем. Они сильные и могущественные. Чтобы стать великим, Раскольников решил убить старуху – процентщицу и этим добыть средства для помощи родным и близким людям. Он переступил через закон – убил старуху. Значит, стал «необыкновенным»? Выше матери, сестры Дуни, друга Разумихина, Сони? Он как будто «отрезал» себя от них. Они – люди второго разряда и могут попасть под лезвие топора так же, как старуха и Лизавета. Появится на их пути другой Раскольников и всё. Но ему это не безразлично: « Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить. » Вот эта раздвоенность героя – люблю и ненавижу, но всё – таки люблю – крах теории героя , возомнившего себя сверхчеловеком. А за крахом следуют моральные терзания, разочарования и метания души.

Читать еще:  Красивые рисунки на бумаге легкие роза цветы. Урок рисования: как правильно рисовать розы

И начались терзания совести Раскольникова. Не потому, что он убил. А потому , что не выдержал, не перешагнул. Ногу поднял, но не осмелился шагнуть до конца: « Я не старуху убил, я себя убил ». Ошибочная теория привела к тому, что добрый юноша – студент, обладающий благородством души, отошёл от всех, кто ему был дорог и близок. Ему надо было выйти из жизненного тупика, но не получилось. Он ещё больше запутался, загнал себя в нёго ещё больше, чем был до убийства, им совершённого. Ложная теория привела к ложным последствиям, наполненным безмерными душевными муками: «Он бросил мать и сестру. Зачем? Что было? И что у него в намерениях? Что это он ей говорил? Он ей поцеловал ногу и говорил. говорил (да, он ясно это сказал), что без нее уже жить не может. О господи!» Раскольников переоценил себя! Как же теперь спастись? От тюрьмы, о которой он говорил Порфирию Петровичу на допросе: «Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, — чего же беспокоиться? И ищите вора. » Ему вдруг понадобилась живая душа, которая его выслушает, поймёт, поможет облегчить ему страдания. Соня, тоже переступившая через нравственные законы, пришла к нему на помощь. Благодаря Соне, Раскольников сознаётся в убийстве: «
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил ». Но признание для Раскольникова – ещё не значит раскаяние. Полное. Чистосердечное. Он и на каторге всё ещё верил в свою теорию, в свою идею. Слишком трудным был путь к осознанию ошибочности своих взглядов. Нужно услышать приговор, оказаться на каторге, испытать неприязнь каторжан: « Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть … Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее ». Но Раскольников всё же очистился душевно: « Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря ». И началась « новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его ».

Таким образом, теория – «мы все глядим в Наполеоны» – терпит в романе поражение. Убивать людей права нет ни у кого. И никогда. Ореол Наполеона рассеялся. И остался человек Раскольников, нашедший свой путь к очищению и любви, единственно правильный для всех людей.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/dostoevskii/_story/prestuplenie_i_nakazanie/mi_vse_gliadim_v_napoleoni_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1562/%D0%9C%D1%8B
http://infourok.ru/material-k-esse-mi-vse-glyadim-v-napoleoni-po-romanu-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-3746733.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии