Музыкотерапия как средство оздоровления детей. Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Музыкотерапия как средство оздоровления детей. Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников
консультация

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников».

Музыкальный руководитель: Корякина О.И.

По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

Музыкотерапия – это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека .

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранение страхов и других расстройств и отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.

Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создаёт заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей.

О положительно зффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева и многих других учёных выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Российский врач М.Л Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендовал слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. Исследования врачей доказали, что уже на 5-м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

  • Активная – двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий.
  • Пассивная – прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки специально или как фон.

Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта, определять выбор того или иного музыкального произведения. Например, пришёл ваш ребёнок в плохом настроении, уставший, включите послушать любимую мелодию, песню или произведение Моцарта и настроение улучшится.

Итак, начните день вашего малыша с прослушивания музыки, песен или сами спойте простую, но мелодичную песенку, поскольку музыкотерапия подразумевает использование как «живого» голоса так и магнитофонной записи (детских песен, любимых песен из мультфильмов и др.).

Антонио Менегетти – известный психотерапевт и психолог предлагает играть на барабанах. Именно ритм оказывает глубокое воздействие на психику и на внутренние органы человека. Для того, чтобы музыка подействовала на ребёнка, его надо настроить и подготовить. Сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Любая музыка- это всегда чувства, эмоции, переживания. Родители могут слушать музыкальные произведения, петь с детьми песни, ритмически двигаться под музыку и сочетать музыку с изодеятельностью.

Музыка И. С. Баха, В. А.Моцарта, Л.В. Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы пения птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И.Чайковского. Игра на кларнете влияет на кровообращение, скрипка – успокаивает нервную систему, флейта – оказывает расслабляющее действие. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье, усыплять.

Спокойная музыка: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла»

Бодрая : Р. Шуман «Солдатский марш»

Плясовая : М. Глинка «Полька» , А. Гедике «Танец»

Животный мир : М. Красев «Зайка»

Спокойная : П. Чайковский «Сладкая грёза»

Бодрая : С. Прокофьев «Марш»

Грустная : Г. Свиридов «Грустная песенка»

Плясовая : С. Рахманинов «Итальянская полька»

Мир игрушек : Д. Шостакович «Танцы кукол»

Времена года : С. Майкапар «Осенью»

Р. Шуман «Дед Мороз»

С. Майкапар «Весною» .

С. Прокофьев «Дождь и радуга»

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения В.А.Моцарта. Великий композитор создал не просто классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения Моцарта обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие. Было научно доказано, что музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям.

Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность: рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.

Читать еще:  Разговор в пользу бедных происхождение. Разговоры в пользу богатых или Зачем вообще нужен копирайт

Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Уважаемые родители! Слушайте хорошую музыку вместе с детьми и будьте здоровы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей “Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников” – Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член.

Материалы опыта работы “Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха – йога” отражают вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес.

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах, ухудшение экологической обстановки, некач.

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»Подгот.

Музыкотерапия в оздоровлении детей

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т. д.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира.

Показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут».
  • «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную).
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение».
  • «Поздоровайся песенкой».

Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

— Что ты хочешь, мишка?

— Что ты хочешь, кошечка?

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.

Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком.
  • Показать, как двигается

— идет крокодил и т. д.

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов.

Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как:

«Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.

Ритмизация движений человека — спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.

Ритмизация движений животных — простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т. д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще — это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я — хороший, ты — хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!»

Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время — «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Читать еще:  Сочинение: Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда — к чувствам? Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? (ЕГЭ по русскому).

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.

Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения.

В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия — это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»).

Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку.

Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Елена Казанцева
Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, является дошкольный возраст. Именно в этот период идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, диктует необходимость поиска методов, позволяющих изменить эту ситуацию. В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом при помощи музыки можно влиять не только на эмоциональное состояние, но и вызывать реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. На музыкальных занятиях привычные нам виды музыкальной деятельности, развивающие музыкальность ребенка и его творческие способности, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Современные методы и приемы музыкальной терапии включают в себя:

1. Валеологические песен ки.

С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные тексты и мелодии (в том числе программа “Здравствуй!» М. Лазарева, состоящие из звуков мажорной гаммы, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Песенки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. «Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)

Здравствуй небо голубое, (поднять ладошки вверх)

Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

2. Дыхательная гимнасти ка.

В своей практике я активно использую дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, которая оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Погончики», «Ушки», «Перекаты», «Шаги», «Большой маятник», «Маленький маятник», «Ладошки, «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Повороты головы». В результате проведения дыхательной гимнастики на занятиях, улучшается не только система организма, но и развиваются певческие навыков детей. Выполнять дыхательные упражнения лучше всего в игровой форме.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

3. Вокалотерап ия.

Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса – хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. Через интонацию голоса лучше всего передаётся его эмоциональное состояние и состояние его здоровья. Этот эффект можно объяснить тем, что вибрации звуковых волн, создаваемых голосом, вызывают резонанс в организме на клеточном уровне, что усиливает в клетках регенерационные процессы, благодаря чему иммунитет усиливается и человек выздоравливает. В процессе практики был составлен сборник несложных распевок – упражнений для детей.

Звук «А-А-А» – стимулирует работу легких, трахеи, гортани.

Читать еще:  Как рисовать хелло китти поэтапно. Как нарисовать Китти карандашом? Пошаговая инструкция

Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.

Звук «М-М-М» – с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Звук «Ы – Ы – Ы» – активизирует систему дыхания и лечит уши.

Звук «Э – Э – Э» – улучшает работу головного мозга.

4. Пластическое интонирован

Главным направлением пластического интонирования является не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки, через жест, движение, что позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. Пластического интонирование создаёт благоприятные условия детям не только для самостоятельного поиска выразительных средств создания художественных образов, но и способствовать укреплению психологического и физического здоровья воспитанников.

Пластическое интонирование как практическое явление на музыкальных занятиях, осуществляется в таких формах как:

1) «свободное дирижирование» (дирижерский жест возникает у детей как естественный пластический отклик на музыку);

2) пластические этюды (приём «Зеркало» – руки педагога рассказывают детям о музыке, а дети лишь являются его отражением);

3) имитация игры на музыкальных инструментах (движениями рук дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов);

4) пластические импровизации:

1 вариант: исполнитель как бы вживается в образ человека – героя произведения, воссоздает его жесты, мимику, позы, походку;

2 вариант: исполнитель как бы «одушевляет» художественный образ, «неживого объекта» – облако, земля, цветок, солнце, дождь и др.

На элементах слушания музыки использую в основном пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, животные, явления природы, насекомые, стихии и др. Очень часто для пластических импровизаций я стараюсь подбирать музыкальные сочинения, имеющие программное содержание и в которых ярко, наглядно раскрывается музыкальный образ. Волнообразными движениями рук дети могут изобразить картину моря вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова, покачиванием рук с воображаемыми цветами – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Метод пластического интонирования я использую не только при слушании музыки, но и при разучивании песен с детьми, в момент ее исполнения дети делают движение в соответствии с мелодией, характером, темпом, динамикой.

Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр на музыкальных занятиях занимает не так много времени, 1 – 2 минуты. Но в результате этих минут повышается уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка, повышение речевого развития, физической и умственной работоспособности. А самое главное приносит огромное удовольствие детям.

1. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

2. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.

3. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. – 1997, – №№ 1, 2.

4. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал»//Искусство в школе. – М. : -1999.- № 5.

5. Еременко Е. В. Музыкотерапия в повседневной жизни / Дошкольная педагогика № 4 (31) / 2006.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости.

Консультация для родителей «Что такое музыкотерапия?» Что такое музыкотерапия? МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Методика оздоровления детей дошкольного возраста Методика проведения закаливающего дыхания «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент. Дети удобно рассаживаются и показывают свой.

Музыкотерапия Вступив в новое тысячелетие, на ряду с традиционной медициной, мы можем использовать музыку в лечебных целях, для того чтобы стать чувствительнее.

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ МУЗЫКОТЕРАПИЯ ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать её (кто классическую,.

Приказ о проведении педагогического совета «Подвижная игра — средство оздоровления и развития детского организма» Приказ 13.01.2016г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Подвижная игра – средство оздоровления и развития детского организма».

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

Проект «Организация двигательной активности в летний период как эффективное средство оздоровления детей» Филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский.

Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста на педагогической практике (Студентка 3 курса специальности 050144 Дошкольное образование.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/13/muzykoterapiya-kak-effektivnyy-metod-ozdorovleniya
http://vscolu.ru/muzykalnye-zanyatiya/muzykoterapiya-v-ozdorovlenii-detej.html
http://www.maam.ru/detskijsad/muzykoterapija-kak-sredstvo-ozdorovlenija-detei-kazanceva-elena-valerevna.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии