Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского. Детский сад – проект «волшебная сказка в музыке

Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского. Детский сад – проект «волшебная сказка в музыке

Тематическое занятие для детей 6–7 лет «Рождественская сказка в музыке. Балет П.И. Чайковского “Щелкунчик”»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Мир детских сцен “Щелкунчика” с его своеобразной смесью реально-бытового
и фантастического, простодушной игры и острой иронии передан в музыке с удивительной чуткостью”.
Д. Житомирский.

Интеграция образовательных областей: “Музыка”, “Художественная литература”, “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”.

Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных вкусов у воспитанников.

Задачи: накопление опыта музыкальных впечатлений, активное и творческое осмысление содержания музыки, развитие интереса к музыке, понять и запомнить полученную в ходе беседы информацию.

Информация для музыкальных руководителей

Волшебный мир сказок вызывает интерес у детей, развивает их воображение, творческую фантазию. Введение в музыкальную работу с детьми произведений со сказочным сюжетом М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и других композиторов дает возможность детям познакомиться не только с яркостью и живописностью звуковой палитры, но и одновременно с разновидностями жанров и средств выразительности, рисующими сказочные образы.

Русские композиторы-классики много внимания уделяли сказочной тематике. Стремление к фантастике для них не было уходом от жизни, так как “и гиперболические, и фантастические образы былин и сказок являются по существу реалистическим отражением той же правды жизни”.

Идейный смысл народных сказок — преодоление злых чар, прославление сил любви, мужества, человечности.

В программу по слушанию музыки включен ряд произведений на сказочную тематику. Это и фортепианные миниатюры, и фрагменты из балетов, опер, симфонических произведений.

На сказочные сюжеты П.И. Чайковский написал три прекрасных балета: “Лебединое озеро”, “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. В них показана борьба добра со злом, воспеты прекрасные чувства: преданность и любовь. Благодаря высокой идее и великолепному мастерству великого музыканта эти балеты получили всенародное признание. Балет — это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют. Но только ли одни танцы составляют балет? Нет, в балете, кроме танца, участвуют и другие виды искусства — музыка, изобразительное искусство (декорации, костюмы). В балете средствами танца, музыки и декоративной живописи могут быть переданы сказка или подлинные события, комедийный или героический сюжет, романтика.

Многие танцы из балета “Щелкунчик” включены в программу по слушанию музыки. Это объясняется тем, что музыка этого балета привлекательна по своей красочности, разнообразию характеристик и соответствует интересам детей.

Балет “Щелкунчик” П.И. Чайковский создал в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний, камерных произведений и двух замечательных балетов — “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”.

Содержание балета “Щелкунчик” ставило перед П.И. Чайковским особые задачи — надо было простым, ярким, колоритным музыкальным языком нарисовать сказочный сюжет, раскрыть образный мир детской фантазии.

– Сегодня мы познакомимся с балетом П.И. Чайковского “Щелкунчик”. А известно ли вам, что этот балет написан по мотивам сказки немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик и мышиный царь”? Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах (“Лебединое озеро” и “Спящая красавица”), рассказал в нем о борьбе добра со злом. Нежное и преданное чувство героини этого балета — Маши — побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.

Как же все это показано в балете?

Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Рождественскому празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка. (Слушание “Марша” из первого действия.)

Это произведение похоже на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шуточный. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы. А потом снова звучит музыка, которая была вначале. Начинаются танцы.

В музыку детских танцев композитор ввел настоящие детские игрушечные инструменты: трубу, барабанчик, разные свистульки.

Танцы взрослых и детей прерывает приход старого мастера игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. В их танцах композитор подчеркивает угловатость, скованность движений. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка — Щелкунчика.

Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он очень уродлив — с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.

Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем — огромной, страшной крысой. Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско в смятении разбежалось. Щелкунчик же, победив своего заклятого врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек.

Маша и Щелкунчик отправляются в царство феи Драже. Они попадают в снежный лес “Танец снежных хлопьев” — один из лучших эпизодов балета. Снежинки сначала летают в разных направлениях, потом собираются в один снежный ком, а затем вновь порыв ветра разбрасывает их в разные стороны. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

В волшебном царстве сладостей и игрушек к возвращению принца Щелкунчика и его избавительницы Маши готовится пышное празднество.

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Маша и принц.

Их радостно встречают фея Драже со своей свитой и принцессы — сестры Щелкунчика. Начинаются танцы. Для танцев Чая, Кофе и Шоколада Чайковский сочинил музыку с характерными интонациями тех стран, откуда в то время привозили чай (Китай), кофе (арабские страны), шоколад (Южная Америка).

Музыка танцев передает особенности музыки народов тех стран, где эти танцы родились. Но этого мало. Композитор так использовал инструменты оркестра, что они своим звучанием напоминают народные инструменты тех, далеких стран.

Шоколад танцует испанский танец. Это быстрый, оживленный танец, который композитор написал в характере испанской народной музыки.

Основную мелодию танца исполняет медный духовой инструмент — труба. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

Кофе представлен арабским танцем. Музыка этого танца очень хорошо передает медлительные движения танцующих. Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов. Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

Читать еще:  Приказ о закреплении рабочей смены. Приказ о закреплении персонала за объектом образец

Чай исполняет китайский танец. Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание народных музыкальных инструментов. В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук. Они часто сочетаются с инструментами, звучащими в низком регистре. Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, пиццикато (то есть игра щипком, а не смычком) струнных и отрывистые звуки фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

“Трепак” залихватский русский танец, представляющий резкий контраст со всеми другими танцами в этой красочной сцене. Четкий ритм, яркие оркестровые тембры, нарастание движения к концу — все покоряет своим задором и удалью. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

“Танец пастушков” очень мягкий, грациозный и легкий. В старину часто изображали пастушков беззаботно танцующими, одетыми в нарядные костюмы. Композитор ввел в музыку этого танца звучание флейты, которая подражает наигрышу пастуха на свирели. В средней части музыка становится более подвижной, кажется, что танцующие начинают двигаться мелкими шажками. Затем снова повторяется музыка первой части. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

“Танец феи Драже” рисует нежный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).

Для более целостного восприятия воспитанниками крупного сценического жанра предлагается просмотреть презентацию.

Музыкально – образовательный проект «Сказка в музыке» По балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к слушанию музыки, вырабатывание навыков грамотного слушателя. Пробуждение у детей самостоятельного обращения к слушанию музыки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Музыкально – образовательный проект

«Сказка в музыке»

По балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Проект разработала: Зинова Наталья Анатольевна

Участники проекта: дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада.

Целями данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.

2. Прививать любовь к его творчеству.

3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.

5. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.

7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.

8. Развивать творческие способности дошкольника.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Продукт детской деятельности:

1. Создание альбомов детских работ.

2. Дидактические игры, созданные по сказке «Щелкунчик».

3. Практическая мастерская (изготовление афиш и приглашений).

4. Выставка детских рисунков.

5. Музыкально-театрализованное представление по сказке «Щелкунчик».

6. Макет, групповая работа по балету «Щелкунчик»

Перспективное планирование по художественно-эстетическому воспитанию.

1. Знакомство детей с биографией П.И.Чайковского.

2. Углубление и расширение знаний дошкольников о творчестве П.И.Чайковского.

Знакомство с музыкальным наследием великого русского композитора.

1. Учить детей эмоционально воспринимать музыкальные произведения, осознавать тему и содержание.

2. Учить детей чувствовать изобразительность музыки, передавать своё отношение к содержанию музыкального произведения, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций, согласно сюжету музыкального произведения

1. Продолжение работы по развитию музыкального слуха детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык музыки.

2. Анализ содержания сказки с помощью вопросов педагога.

Развитие воображения и умения участвовать в игре – драматизации.

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведений П.И.Чайковского, понимать их нравственный смысл.

2. Развитие умения выполнять принятую роль.

1. Подведение детей к мотивированной оценке поступков и характеров главных героев музыкальных произведений.

2. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

1. Закрепление и систематизация знаний детей.

Перспективное планирование по изобразительной деятельности

Раскрывать детям взаимосвязь между различными видами искусств: музыкальным, танцевальным, художественным.

Учить детей передавать на листе бумаги своё ощущение от прослушивания музыки.

Развивать у детей цветовосприятие, отображая цветовой палитрой настроение, навеянное прослушиванием музыкального произведения.

Развивать у детей умение передавать замысел, располагая изображение на всем листе, подбирая соответствующую гамму красок.

Подготовка выставки детских работ по балету «Щелкунчик», афиш и праздничных гирлянд.

Проведение выставки детских работ для родителей «Красота и музыка спасут мир»

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью.

Занятие «Что такое музей?»

Цели: познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знание о Доме-музее П.И.Чайковского.

Занятие «Все работы хороши»

Цели: закрепить знания детей о людях разнообразных профессий, работающих в театре, о роде их деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Просмотр мультипликационного фильма «Щелкунчик и Мышиный король», в котором звучит музыка из одноименного балета.

Занятие «Экскурсия в школу искусств»

Цель: продолжить знакомить детей со школой. Дать знания о том, что в школе искусств можно овладеть игрой на музыкальном инструменте, познакомиться с основами живописи и балетного искусства.

Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Цели: познакомить детей всего детского сада с жизнью и творчеством П.И.Чайковского. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного слушателя. Пробуждать у детей самостоятельно обращаться к слушанию музыки, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

«Музыкальная викторина по творчеству П.И.Чайковского»

Чайковский. Балет «Щелкунчик» (для малышей)

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки-балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик».

Читать еще:  Почему автор считает гришу добросклонова счастливым. Срочно нужно,помогите! Кого Некрасов считает истинным счастливым и почему

Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Д е т и. Музыка радостная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Д е т и. Весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» – «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

П е д а г о г. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики – смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты – трубы и барабаны (звучит запись).

2-е занятие

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Д е т и. Спокойная, ласковая.

П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

П е д а г о г. Мыши подходят все ближе – музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Д е т и. Это танец Мари и принца.

П е д а г о г. Как звучит эта музыка?

Д е т и. Радостно, счастливо.

П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты – виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

Читать еще:  Центральные партии в операх. Дмитрий покрестился после того, как его самолет чуть не разбился

П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент – гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент – фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки – трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия – торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр – мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

4-е занятие

Программное содержание. Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

П е д а г о г. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты).

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» – нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты).

В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?

Д е т и. Праздничный и нежный.

П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Д е т и. Очень торжественный, праздничный.

П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись – фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

5-е занятие

Программное содержание. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») – музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.)

Затем – арабский танец («Кофе») – медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)

Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») – шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец – трепак (звучит запись).

Танец пастушков – один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

6-е занятие

Программное содержание. Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)

Можно устроить и концерт-угадайку. Я буду играть вам фрагменты из балета, а вы отвечайте, что это за музыка.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация – 37 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет «Щелкунчик»:
Па-де-де, mp3;
Марш, mp3;
Колыбельная Мари, mp3;
Появление мышей, mp3;
Битва Щелкунчика с мышиным королем, mp3;
Вальс снежных хлопьев, фрагмент, mp3;
Вальс цветов, фрагмент, mp3;
Заключительный вальс, фрагмент, mp3;
Танец Феи Драже, mp3;
Испанский танец «Шоколад», mp3;
Арабский танец «Кофе», mp3;
Китайский танец «Чай», mp3;
Русский танец «Трепак», mp3;
Танец пастушков, mp3;
Чайковский. Детский альбом. «Марш деревянных солдатиков», mp3;
3. Сопроводительная статья – конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653449/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/14/muzykalno-obrazovatelnyy-proekt-skazka-v-muzyke-po-baletu
http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-balet-shchelkunchik-dlya-malyshey

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии