Можно ли считать судьбу катерины трагической. Трагическая судьба Катерины (по пьесе А.Н

Можно ли считать судьбу катерины трагической. Трагическая судьба Катерины (по пьесе А.Н

Сочинение на тему: Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский

Трагическая судьба Катерины

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Главная героиня пьесы – человек тонкой душевной конструкции, который нелепо смотрится на фоне существовавшей в обществе жестокости.

Катерина тяжело реагирует на идеалы, которые присущи жителям «темного» провинциального городка. Она не понимает жажды наживы, лицемерия, притворства, злости, ненависти к соседу или близкому родственнику. Она выросла в иной среде, в окружении любящих и набожных родителей, которые ходили в церковь не ради показной религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе. Сама Катерина с детства любит мечтать, видит сны, в которых свободно летает, одним словом приучена к вольной и спокойной жизни. В богатой семье купчихи Кабановой она чувствует себя словно в тисках. И это чувство появляется даже не от того, что свекровь злая и чересчур авторитарная по натуре женщина, а оттого, что все вокруг притворяются.

Дети Кабанихи живут под постоянным гнетом и страхом. Им приходиться выполнять все ее поручения даже тогда, когда они с ней не согласны. Для Катерины такая жизнь подобна смерти. Её жизнь действительно трагична. Муж Тихон не смеет и слова в ответ сказать матери. Каждый шаг в доме Кабановых делается с позволения свекрови. Когда Катерина обнимает мужа, та ее быстро одергивает, называя это бесстыдством. А когда муж отправляется в командировку в Москву, сама же велит кланяться ему в ноги и изображать печаль. Такой девушке как Катерина, выросшей жить вольной жизнью и умеющей довольствоваться малым, жить нужно было в других условиях. Эта семья ей не подходила. Даже Тихон в глубине души понимает, что она когда-нибудь от него уйдет.

Удивительно, но тот факт, что Катерина не стремится вырваться из-под гнета свирепствующей свекрови, вовсе не говорит нам о том, что она слабая личность. Наоборот, она прекрасно осознает свое положение и знает, что когда-нибудь освободиться. До встречи с Борисом она не знала, как и когда. Полюбив этого отличного от остальных жителей Калинова человека, она смело отдается своему чувству и признается во всем мужу. Эта героиня не умела и не хотела ничего скрывать. Она точно знала, что ради любви пожертвует всем, что у нее есть. Жаль, что она заметила в Борисе только внешнюю оболочку. Молодой человек оказался ничем не лучше ее безвольного мужа Тихона. Если тот был всегда под маминой пятой, то этот испугался гнева богатого и влиятельного дяди. Поэтому о «слабости» натуры Катерины и речи быть не может.

Героиня открыто говорила о том, что никогда не смириться со своим положением, и это были не пустые слова. Не найдя прощения со стороны домочадцев и понимания со стороны любимого, она решилась на самый отчаянный шаг. Здесь можно еще добавить, что сыграла свою роль неудовлетворенность жизнью. Для Катерины жизнь в неволе была хуже смерти, поэтому она выбрала последнее. Смерть стала ее единственным спасением и избавлением от мук совести.

Читать еще:  Морды динозавров для рисования поэтапно. Рисование поэтапно для детей: рисуем динозавра

Сочинение: Трагическая судьба Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX ве­ка. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интел­лигентов. В литературе появилась новая тема — положение жен­щины в семье и обществе.

Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаи­моотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — сим­вол душевного состояния, поэтому каждый из героев характе­ризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, ни­кому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило от­печаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Дет­ские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы бо­гомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтатель­ница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действи­тельности.

Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ан­гелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые прояви­лись уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Кате­рина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Ва­рей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не лета­ют так, как птицы?» — эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая,’независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родитель­ской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не люби­ла своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле ма­тери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю­бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».

Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщи­на, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над луга­ми: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Читать еще:  Скандал бузовой и ханны из-за анастасии костенко разделил интернет-сообщество. "У нее отказали ноги": мать рассказала о состоянии Бузовой

Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Ка­терина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованно-;* стью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде ; Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, •|v как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее.

Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приво­дят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отно­шением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном цар­стве».[/sms]

Трагичная судьба Катерины в пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)

Автор пьесы «Гроза» Н. Островский отобразил жизнь купеческого семейства в России. Положение женщины в нём.

Катерина росла и воспитывалась в обедневшей дворянской семье, любовь, свобода предоставлялась дочери любящими родителями. Девушка, в окружении своих домашних сохранила чистоту, открытость. Она не умела и не хотела врать, хитрить, скрывать от окружающих что-либо.

В родительском доме Катерина сумела сохранить русскую душу и характер, стремление ко всему прекрасному, доброму.

В религии она видела правду и красоту, а в молитвах находила успокоение. Оказавшись после замужества в семье купчихи Кабановой, которая строит свои отношения с домашними на страхе, подозрительности, упрёках. Кабаниха окружила свою сноху постоянными претензиями, недоверием, подозрительностью, чем очень обижала Катерину.

Катерина приняла выбор родителей безропотно, но выйдя замуж за тихого и слабого Тихона, не разделявшего её взглядов, не смогла полюбить его.

Основой отношений в своей семье Кабанова считает страх. Любовь и уважение были ей неведомы. Под властью Кабанихи её домочадцы становятся слабыми и бездушными.

Но и в этой мрачной обстановке семьи мужа, Катерина хочет свободно дышать, мечтать, резвиться. Она старается найти в своём окружении благородство, любовь. Её желание любви и созидания разбивается о стену непонимания со стороны Тихона, именно его она считала своей судьбой, именно в его сердце она искала родственный отзыв.

Читать еще:  Ласковые прозвища:как вас называет мч и что это означает подсознательно.словарь ласковых слов.список комплиментов. Значение и происхождение фамилии масик

Катерина ищет понимания и сочувствия у Тихона, но он не протестует против домостроя матери и терпит все её упрёки.

Тихон не может защитить жену, он тоже – жертва «темного царства». Катерина чувствует себя в неволе. На душе у неё тяжесть. В этом трагедия молодой женщины.

Страдая от одиночества, окружённая ложью и притворством, Катерина полюбила Бориса, он один понимает её, но он безволен и не способен вырваться из плена предрассудков. Он нерешителен и боится идти против устоев Кабанихи и своего дяди Дикого. Поэтому предлагает любимой женщине смириться.

И хотя Борис не разделяет взглядов своих «благодетелей», вырваться из этого замкнутого круга, он не решается. Никто не может поддержать молодую женщину, постоянно испытывающую муки совести.

Катерина пытается подавить в себе любовь. Но с каждым днём ей всё труднее справляться со своим чувством и сохранять спокойствие.

Любовь Катерины к Борису вызывает в ней страсть, желание стать свободной и превратиться в птицу, чтобы вырваться из этого ада лжи и притворства.

Она хочет быть с любимым, но познав счастье земной любви, она осознала свой грех, и до самой смерти Катерина судит себя своим судом – судом совести.

Любовь для героини явилась несмываемым грехом. Катерина не может простить себе, замужней женщине любовь к другому мужчине. Она чувствует приближение катастрофы. «Я умру скоро, – говорит героиня, – что-то со мной недоброе делается!»

Катя хочет быть чистой и никого не обманывать, но в «тёмном царстве», невозможно жить безо лжи и притворства.

Приближение грозы, грех перед богом, вина перед мужем, боязнь умереть без прощения вынуждают женщину признаться в своём грехе перед всеми. В своём покаянии она отдаёт себя на мир людской. Её правдивая душа и совесть заслуживает прощения, но не видит у окружающих, никакой поддержки. Да она и не ждёт прощения, её душа хочет только одного – освободиться.

Жить во лжи она не может, её мучает совесть. Идти ей совершенно некуда. Она понимает, что уйти от самой себя не получится. Душа её рвётся к новой свободной жизни, в этом порыве ей не страшно и умереть. Писатель создал образ Катерины как призыв к свободе, очищению.

Катерина не смогла примирить в себе высокое чувство и жизнь в «тёмном царстве», свою потребность любить, которая бросила её с головой в омут любви, а затем, не найдя выхода, в Волгу.

Смерть Катерины заставила всех пересмотреть свою жизнь. Наконец взбунтовался Тихон, Варвара решила уйти из дома. Мир Кабанихи, построенный на страхе, обмане, подозрительности, рухнул. После краха её устоев ей осталось только одно – уйти в монастырь.

Пьесу «Гроза» можно воспринимать как трагедию совести. Решение Катерина уйти из жизни – это отчаяние, смерть её – это избавление от земных мук. Муки совести кажутся ей страшнее ада.

Источники:

http://www.sdamna5.ru/tragicheskaya_sudba_groza
http://www.kalitva.ru/99450-sochinenie-tragicheskaja-sudba-kateriny.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=63116

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии