Можно ли назвать аввакума фанатиком веры. Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Можно ли назвать аввакума фанатиком веры. Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Урок-обсуждение тема: «Житие Аввакума, им самим написанное» Личность

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

Знания на уроке:

Основные биографические сведения об авторе, канон жития, агиографическая литература.

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)
Оборудование:

Словарь авторов Древней Руси, картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», рассказ А.Солженицына «Матренин двор»

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:

Сообщение целей и задач урока, чтение эпиграфа

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево-

Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»

-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?

-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.

ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.
ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.
ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.
ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.
ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1.Как соотносятся в тексте автор и герой?

Читать еще:  Перевод песни Stressed Out группы Twenty One Pilots. Перевод песни Stressed Out группы Twenty One Pilots Перевод песен twenty pne pilots

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)

III.Обсуждение итогов работы по карточкам

Урок-обсуждение тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Главная > Урок

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

Знания на уроке:

Основные биографические сведения об авторе, канон жития, агиографическая литература.

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

Словарь авторов Древней Руси, картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», рассказ А.Солженицына «Матренин двор»

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

1. Вступительное слово учителя:

Сообщение целей и задач урока, чтение эпиграфа

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево-

Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»

-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?

-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.

ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.

ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.

ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.

ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.

ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

Читать еще:  История евгения базарова. Базаров Евгений Васильевич главный герой романа “Отцы и дети”

А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1.Как соотносятся в тексте автор и герой?

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)

III.Обсуждение итогов работы по карточкам

Урок-обсуждение тема: «Житие Аввакума, им самим написанное» Личность. Аввакум Петрович — биография протопопа

Необходимость рассмотрения образа, в котором представляет Аввакум в своем учении, объясняется прежде всего тем, что, поняв, как представляет себя идеолог учения, возможно будет и раскрыть, наконец, направленность учения, а значит и разрешить проблему, поставленную в докладе.

В своих сочинениях протопоп наряду с принижением своей человеческой натуры, о чем было сказано выше (см. ссылки 86 и 88), все равно ведет себя в какой-то мере высокомерно.

За то, что его подопечная обратилась к мужику-шептуну, Аввакум«осердился ж на нея», что и верно, но описывая далее момент, когда ее сын пришел просить прощения за матушку перед протопопом, Аввакум выступает в этой сцене как вышестоящий, говоря мальчику, у кого ему еще попросить прощения.

Он резко выговаривает и боярыне Ф.П.Морозовой за то, что она дает ему наставления, как поступать с его духовными детьми: «чтоб мне ему запретити от святых тайн по твоему велению быти».

В данном случае следует обратить внимание на специфику самого «Жития». Известно, что «Житие» Аввакума не представляло собой как такового жития, которое обычно предполагается по канонам написания данного жанра. Это автобиография, которая «становится житием святого, характеризующим его борьбу с отступниками, работу во славу Христа». Причем, житийный характер носят исключительно «некоторые внешние черты»: «неопределенность места, времени и действующих лиц». Но еще при жизни протопоп не был признан святым, поэтому непонятно, почему, пропагандируя равенство человека человеку и отрицая всяческую иерархию между людьми, а также и власть светскую и церковную, Аввакум все же позиционирует себя как вышестоящий. Конечно, это можно объяснить его обязанностями как проповедника, который должен наставлять и заботиться о своих духовных детях. Но такие упоминания, а также такой образ, который рисует в данном случае себе протопоп, никак не располагают к себе, а наоборот отталкивают, несмотря на идеи, им выдвигаемые.

С другой стороны, Аввакум создает себе грандиозный образ борца за веру, справедливость. В какой-то мере чересчур гиперболизирует себя, говоря: «ведаю-де я твое чистое и непорочное богоподражательное житие»,«людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели». Это оправдывает описываемый им его же жизненный путь: достаточно вспомнить многочисленные страдания, которые выносит Аввакум и его семья, скитаясь из ссылки в ссылку: самоуправство воеводы Пашкова, обращение с ним во «временных тюрьмах» прежде отправления в ссылку («держали меня у Николы в студеной полатке семнатцеть недель», «потом свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную палатку, скована держали год без мала»),пытки, которым подвергали раскольников, например, отрезание языка, а также отрубание кистей рук (но в данном случае сыграло большую роль покровительство со стороны царя), в конце концов, и мученическая смерть идеолога старообрядчества – сожжение в срубе в Пустозерске. В этом случае нельзя не согласиться с точкой зрения В.Е.Гусева, что «Аввакум – героический образ. Это борец за свободу, «за служение «правде» как «божьему делу»», за единство.

Аввакум прославляет не себя, а Бога. Он проводит идею справедливости, ниспосланной Богом за страдания ради него: «Потерпите светы мои, господа ради потерпите! И не унывайте душами своими, но уповающе на Бога и пречистую Богоматерь в молитвах и молениих да пребудем», «станем добре, станем твердо, отцы мои и братия, и чады и сестры, и матери и дщери!».Это также один из элементов идеологического воздействия на своих последователей, а именно «речь Аввакума зовет мир в свидетели его борьбы», но и помимо этого это и личное убеждение Аввакума, его вера.

Следовательно, несмотря на все несостыковки в составлении своего образа, основной задачей Аввакума при его составлении было показать, что главное – служение Богу, готовность пойти ради него на любые жертвы.Поэтому образ протопопа очень положителен. Это герой, который показывает своим примером необходимость стоять за свои убеждения до конца; герой, который достоин подражания и основным содержанием деятельности, которого является не просто отстаивание своих убеждений, а забота о душе человека.

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное».

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

4) Формировать чувство патриотизма.

Словарная работа:
Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Эпиграф на доске:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку.(ученик выразительно читает)

Как вы понимаете смысл этих слов? О человеке, который любил жизнь и верил в бога пойдёт наш разговор- о протопопе Аввакуме,личности яркой и неординарной.. Вступительное слово учителя:
Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития.

Что же такое житие?

Запишите в тетрадях определение.
Житие -это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Читать еще:  Уменьшение надбровных дуг помогло людям найти общий язык. Сложная, но результативная фронтопластика: все, что надо знать до и после вмешательства

А теперь мы свами перенесёмся в 17 век(музыка духовная

«О Всепетая Мати»
Ученик, подготовленный, выходит со свечой, в руках перо и бумага, садится за стол, начинает писать, при этом вслух проговаривает текст из «Жития»:

«Посем у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить. А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне!»

Учитель . Так обращался к своим читателям писатель XVII века протопоп Аввакум Петров. Какие языковые особенности, характерные для уже известного вам жанра жития, вы заметили в этом обращении? (Приём самоуничижения, клеймения)

Зачем? (Он не ставит себя выше своего читателя, это своеобразная попытка расположить к себе, вот так себя принижая – грешник, друг мытарей и грешникам и всякому человеку.

Он просит прощения. Прощение в православии – это своего рода оберег от гордыни)

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»
-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?
-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?
-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.
Выступление учащихся:
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.
ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.
ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.
ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.
ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.
ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.
ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.
УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.
А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.
II. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Первая группа анализирует композицию и сюжет:
1.В чем своеобразие композиции текста?
2.Что составляет основу сюжета?
3.В какой последовательности изображены события?
4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?
Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:
1.Как соотносятся в тексте автор и герой?
2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?
3.Каковы приемы изображения и создания образа?
4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?
Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:
1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?
2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?
3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?
4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?
Индивидуальное задание :
Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)
III.Обсуждение итогов работы по карточкам
(работа с тетрадями)

Источники:

http://ansya.ru/health/urok-obsujdenie-tema-jitie-avvakuma-im-samim-napisannoe-lichno/main.html
http://gigabaza.ru/doc/95748.html
http://www.nobelbar.ru/letnyaya-odezhda/urok-obsuzhdenie-tema-zhitie-avvakuma-im-samim-napisannoe-lichnost.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии