«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки. Monsters of rock’91: пир во время путча, или прощальный аккорд ссср

«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки. Monsters of rock’91: пир во время путча, или прощальный аккорд ссср

«Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки

Алексей Гарбузов

Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. В Россию приехали The Black Crowes, Metallica, AC/DC и еще не настолько популярные Pantera. В компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. — «Электро Судорожная Терапия». По неофициальным данным, фестиваль посетили около 500 тысяч человек, по словам некоторых очевидцев — до миллиона. Столичные власти приняли решение поднять полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ для того, чтобы не допустить столкновений и массовых драк. В итоге 11 тысяч охранников (по другим данным — до 30 тысяч) не только его не предотвратили, но и стали частью беспорядков. Тушинским побоищем это событие прозвали именно из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами.

«Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

Фестиваль состоялся всего через месяц после августовского путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia, глава BIZ Enterprises Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc — компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов.

Изначально фестиваль планировалось организовать на Ходынском поле, но продюсеры боялись, что в случае беспорядков пресса будет ассоциировать это шоу с давкой на Ходынке. Несмотря на то, что концерт в итоге перенесли в Тушино, избежать сравнений с побоищем не удалось.

Бескрайнее человеческое море

Фанаты съехались в Москву со всей страны. Вход на фестиваль был свободный во всех смыслах этого слова — люди приходили на аэродром бесплатно и проносили с собой любой алкоголь. Музыканты, прибывшие в постреволюционную столицу, были поражены масштабами этого мероприятия.

«Это было безумное выступление. Людская толпа до самого горизонта. Тогда в Россию впервые приехали группы такого калибра, и местная публика явно изголодалась. Не могу сказать, сколько тогда пришло народу по официальным данным, но мне озвучивали цифру 1,6 миллиона. Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Московские власти не ожидали, что фестиваль вызовет такой ажиотаж, поэтому заранее об охране никто не позаботился. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«На нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — рассказывал бывший лидер Pantera Фил Ансельмо.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить», — добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

«Не выпивали разве что язвенники»

Очевидно, что милиционеры не беспричинно нападали на фанатов. По словам очевидцев, толпа была совершенно неуправляемой.

«Под ногами — грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный — и за сто метров от сцены было тяжело находиться», — описывает свои впечатления лидер «Коррозии металла» Сергей «Паук» Троицкий.

«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько», — пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

Многие очевидцы считают, что драки были спровоцированы именно правоохранителями.

«На поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать «рабочей молодежью», так называемые «чистые» любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с «гопниками», «люберами» и «панками». Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?» — удивляется Олег Пшеничный, автор статьи, вышедшей в журнале «Кругозор» в 1991 году.

В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них — сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.

«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года.

Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11. Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

«Жаль, такого больше никогда не будет»

Первыми на сцену вышли Pantera, именно тогда и началась давка. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E.S.T., Metallica и AC/DC. Причем последние зажигали на сцене целых два часа.

Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера.

Читать еще:  Содержание программы по хореографии. Рабочая программа на тему: Программа по хореографии

«Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина (статья вышла осенью 1992 года).

Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу. Комментарии, отправленные анонимно, найдены в социальных сетях:

«Было мне 18 лет, летали банки трехлитровые, которые потом менты/военные начали разбивать дубинками (друг потом с пропоротой этими осколками ногой прыгал домой на одной ноге). Плакали дядьки 30-летние во время выступления «Диси» (AC/DC), представляете, им в школе запрещали слушать такую музыку, а тут вот они — живые! Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет».

«Был на этом фантастическом концерте — нас из Харькова прибыло человек 20. Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно. Самый грандиозный концерт за всю историю рока».

«Я там был, мне 47 сейчас, повидал концертов, но такого никогда не видел».

Как это было: “Тушинское побоище” в 1991 году – самый массовый фестиваль в СССР. Часть первая

Воспоминания очевидцев – милиции, организаторов, музыкантов. Это материал я делал для журнала Billboard (который закрылся).

Вспоминаем о первом в новейшей истории страны опен-эйре, собравшем 28 сентября 1991 года в Тушино рекордное количество зрителей – 700 тысяч человек. На концерте «Monsters of Rock», состоявшемся через месяц после путча ГКЧП, в Москве впервые выступили: группа Metallica, а также AC/DC, Pantera и другие тяжеловесы рок-н-ролла.

«Monsters of Rock» – фестиваль тяжелой музыки, проходивший в 1991 году во всем мире. России в тот момент было не до развлечений — рушился СССР, случился путч ГКЧП. Однако спустя месяц после августовских событий, после баррикад и танков на улицах Москвы, на огромном поле аэродрома в Тушино появились Metallica, AC/DC и другие монстры рока. Московский концерт стал первым подобным мероприятием в СССР.

Шоу происходило под открытым небом, и туда пришло рекордное для страны количество зрителей — по разным данным, от 600 до 800 тыс. человек.

Правда, во многом столь масштабный наплыв меломанов объяснялся тем, что концерт был бесплатным. Выступать начали днем, а закончили глубокой ночью. В процессе возникло серьезное противостояние между сотрудниками милиции, военными (они занимались охраной) и фанатами. Всего для поддержания порядка было задействовано 11 тыс. человек (милиционеры, ОМОН, внутренние войска). Позже сообщалось, что около 60 человек пришлось госпитализировать, а более 100 обратились за медицинской помощью. В какой-то момент организаторам пришлось остановить выступление — ситуация на поле стала неконтролируемой, но потом всех фанатов и сотрудников правопорядка удалось успокоить.

ВСПОМИНАЕТ ОРГАНИЗАТОР: “В РОССИИ ПРОИЗОШЛА РЕВОЛЮЦИЯ – Я СРАЗУ ПОНЯЛ, ЧТО НА ЭТОМ МОЖНО СЫГРАТЬ”

Тогда: глава компании Biz Еnterprises

Сейчас: оставил большой бизнес

Однажды я записал себе в блокнот — «организовать большой концерт в Москве», вроде плана на будущее. Это был мой личный план, мои амбиции. Нужно было с чего-то начинать. Ну, записал и записал, несколько лет прошло. Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель.

Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная!

Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть. Он меня сначала слушал, как сумасшедшего. Потом спрашивает — а кого еще вы хотели бы пригласить? Мне в то время очень нравилась Pantera (на тот момент совсем неизвестная группа) — вот я ее и назвал. Тут оказалось, что этот парень ее открыл и продвигает, и то, что какой-то русский знает Pantera, стало для него шоком. Думаю, это сыграло свою роль — в общем, у нас все закрутилось. Он мне перезванивает и говорит: ну да, в принципе все возможно. Но как вы, спрашивает, привезете в Москву тонны оборудования? Как организуете приезд трех сотен человек — съемочные группы, обслуживающий персонал и так далее? Сейчас бы я ответил — никак, до свидания, всего хорошего. А тогда я ему заявил: все сделаем, не вопрос. Ситуации потом, конечно, возникали, мягко говоря, сложные. Например, прямо перед концертом должны были прилететь 300 с лишним американцев (персонал, просто люди, которые хотели посмотреть Москву, и т. д.). А у меня никаких виз для них, ничего! Ну, я печатаю письмо на бланке BIZ Enterprises, посылаю человека в аэропорт, говорю: — «Умри, но они должны пройти». И ведь прошли! Дальше — гостиница. Не было же ни одной гостиницы… Слава богу, тогда как раз открывалась Radisson-Slavyanskaya. Мы сумели их уболтать, чтобы наших американцев поселили первыми, в пустую гостиницу. С правительством тоже сначала были проблемы — всерьез это мероприятие там не воспринимали. Юрий Никулин, спасибо ему большое, устроил мне встречу с Лужковым. Тот говорит: «Да у вас сто калек будет на концерте, о чем речь…» Но я его все-таки убедил. Мне дали милицию, а за пару ящиков коньяка я договорился с несколькими воинскими частями. После шоу ко мне, конечно, за границей начали иначе относиться, меня уже узнали. «Монстры рока» стал моей визитной карточкой.

ВСПОМИНАЕТ МИЛИЦИОНЕР: “СТАВИШЬ ЗА СПИНОЙ ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК И ИДЕШЬ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ”

Тогда: замначальника отдела управления охраны общественного порядка по обеспечению массовых мероприятий в городе Москве

Я вообще-то большой любитель рока, и группы, которые выступали тогда, мне тоже очень нравились. Но послушать их, честно говоря, не удалось. Я курсировал между штабным автобусом и полем, руководил всеми отрядами, начальниками участков. Ситуация была сложная еще в самом начале концерта. Многие приехали на Тушинское поле ночью, привезли с собой мешками спиртное, причем преимущественно в стеклянной таре. Конечно, следовало хотя бы за день до события оградить аэродром, но у нас просто не было людей.

Читать еще:  Пиратская серия аналогов лего. Lego «Pirates of the Caribbean» - для юных искателей приключений По следам затерянных сокровищ

Дело в том, что правительство Москвы поначалу считало мероприятие незначительным.

А как стало ясно, сколько народу пришло (а это было целое море), нам спешно прислали подмогу, и мы начали разбивать слушателей на сектора — для их же комфорта. Происходит это так: ставишь за спиной двести человек и идешь в определенном направлении через толпу. Твои люди встают, уходишь и ведешь новых. В процессе такого «разрезания пирога» могут и часы с руки сорваться, и погоны слететь, но останавливаться ни в коем случае нельзя. Нужно агрессивно идти вперед. Когда нам, наконец, удалось разделить толпу, стало намного легче, а до этого все приходилось делать на ходу, прямо во время концерта. Например, после того как в милицию полетели бутылки, нам спешно привезли каски, шлемы, бронежилеты, и мы отводили сотрудников и переодевали.

Да, еще один важный момент — организаторы концерта предложили выстрелить из пушек над полем ненастоящими долларами.

Делать этого было нельзя, в России тогда толком никто не знал, как доллар-то выглядит, могла бы страшная свалка начаться — мало не покажется! В итоге мы сбросили их с вертолета сзади толпы, оттянув таким образом народ, и стало посвободнее.

Monsters of Rock’91: пир во время путча, или прощальный аккорд СССР

Концерт в “Олимпийском” в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в “Лужниках” и “Монстры рока” на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.

“Монстры Рока – 1991” на поле Тушинского аэродрома. 28 сентября 1991 года

Организаторы: BIZ Enterprises и date 2 Warner Inc, а также многие другие

Выступали: Pantera. The Black Crowes, Э.С.Т., Metallica, AC/DC.

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент — задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: “Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?”. Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет “не знаю”. Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про “три дня мира и музыки” в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь “у них”, а в Москве.

Сколько-сколько, говорите, “детей цветов” внимали Хендриксу и Jefferson Airplane на этом самом вашем Вудстоке? 600 тысяч? А 28 сентября на взлетное поле в Тушино явились дети “ржавого железа” в количестве один миллион человек. Вдумайтесь в эту цифру. Попробуйте представить себе такое количество людей в одном месте. Задумайтесь о возможных последствиях.

Фестиваль Monsters of Rock. Фото: ИТАР-ТАСС

“Монстры Рока” отнюдь не были отечественным изобретением, самый первый фестиваль серии был проведен в Англии на поле автодрома “Доннингтон Парк” еще в 1980 году. С 1983 года мероприятие стало международным и окончательно переориентировалось на любителей той музыки, что потяжелее. Из списков выступавших за разные годы можно было бы собрать неплохую энциклопедию хард-рока, пост-глэма, спид-металла, трэша, хэви и тому подобных жанров. Загибайте пальцы: Rainbow, Judas Priest, Motorhead, Dio, Van Halen, Accept, Оззи Осборн, Guns N’Roses, Whitesnake, W.A.S.P., KISS, Iron Maiden, Antrax, Metallica, Ян Гиллан. не устали?

В листе тура 1991 года значились Metallica, AC/DC, The Black Crowes, Queensryche и Montley Crue. Последние две команды до Москвы не доехали и на полпути их заменила еще мало кому тогда известная Pantera. Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, Германии (уже не состоявшей из ФРГ и ГДР), Италии, Венгрии, Польше. Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела — по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и “Лебединое озеро”, а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал “трещать по швам”, а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами “калашниковых” и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой “Металлике”.

Тем временем из-за советской границы на “Монстров Рока” с завистью смотрел председатель свежесозданного кооператива BIZ, будущий основатель MTV-Russia и папа певицы Лены Зосимовой, Борис Зосимов. Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса.

Делалось все в последней момент и по русскому обычаю — на авось. Date 2 Warner Inc уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. “В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно”, – сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и “открывателем” техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось.

То есть “завертелось” по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла “война законов”, никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: “У вас будет сто калек на концерте, о чем речь. “. Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего.

Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: “Умри, но сделай так чтобы пропустили”. Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную “точку невероятности”, в которой на мгновение стало возможно все.

Фестиваль Monsters of Rock. Фото: ИТАР-ТАСС

Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы “Чайки” из гаража Совета Министров, “челночными рейсами” их гоняли в первый московский “Макдональдс” на Пушкинской.

Читать еще:  Комикс где капитан америка агент гидры. Один из главных американских супергероев оказался пособником нацистов

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали “поставить” на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности “новой Ходынки”. И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы — впоследствии там проводились фестивали “Крылья” и “Максидром”.

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки — группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты “Металлики” без сопровождения отправились гулять по ночному городу. У Белого дома “последние могикане” августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. “А вы говорите: Metallica, Bon Jovi, Guns N’ Roses. Scorpions – вот, что в России главнее всех других команд вместе взятых!”, – с грустью констатировал Ларс в постфестивальном интервью.

А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос. Над толпою взметнулась огромная растяжка: “Мы ждали 8 лет!”. Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова “свободный вход” означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые “напитки в стеклянной таре” – их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию. Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели. На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские “секьюрити” и отечественные “бойцы” из охранного кооператива “Алекс”. Больше всех “отличились” обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное “месиво” началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали. Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: “Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда “Ласковый Май”!”. Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам “Тушинского побоища” получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них — 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия. На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки – внебрачные потомки провалившегося горбачевского “сухого закона” – были полностью разгромлены. Да еще журналист “Комсомольской правды” Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим “Росмузимпорта” Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого “черного Вудстока”, организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной “Ангелами Ада”, с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть. В Тушино же обошлось совсем без умертвий.

О музыке говорить и вовсе бесполезно. Все желающие могут найти фильм Уэйна Ашэма Monsters of Rock in Moscow’1991, посмотреть ролики на Youtube и попробовать получить хотя бы часть впечатлений самостоятельно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта. А уж пытаться передать такое словами — увольте. Если вкратце, то Black Crowes, пытавшихся воскресить ритм-энд-блюз 60-х в “тяжелой” упаковке, наша публика не поняла и не приняла, но зато Pantera показала себя во всей красе. Пик популярности этой группы в России был еще впереди, пока же наша музыкальная пресса презрительно обфыркала техасский трэш, назвав выступление группы “самым слабым на фестивале”. Удачной находкой Зосимова стал вытащенный на одну сцену с мировыми звездами отечественный Э.С.Т. Задорная смесь порой откровенно “кабацких” текстов с кустарным хэви в стиле “сделано под Motorhead” мало кого оставила равнодушной, и сотни тысяч людей в едином порыве подпевали: “Запомни, Катюша, я гений, запомни, я твой командир. “. Что касается “Металлики”, то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е. Это о чем-нибудь, наверное, говорит. AC/DC выступали последними, когда у большей части зрителей от усталости уже подкашивались ноги. Но австралийцы “зарядили” Тушино и играли еще два часа. Исполнение коронного номера For those about to rock завершилось, как и положено, – залпом из 20 пушек заранее установленных по периметру сцены. Многие, полагая, что это конец, начали уходить — но тут AC/DC вышли “на бис” и грянули T.N.T. Только после этого все, наконец, закончилось

Результат: Тушинский фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса. и был благополучно забыт через несколько лет. В памяти этот день оказался прочно заслонен событиями официальной истории — путчем ГКЧП и последующим распадом СССР. Случись событие такого масштаба в какой-нибудь другой стране – и еще годы спустя после этого многочисленные продюсеры устраивали бы очередные провальные “ремейки”, очевидцы бы напропалую строчили воспоминания и вообще столь масштабный концерт просто не мог бы не стать частью национальной мифологии, как это произошло с тем же Вудстоком. Тушинским “монстрам” не повезло с датой и теперь, лишь достав с антресолей старые подшивки “Ровестника” или Zarazzы, можно вспомнить о том, что все это вообще было.

Источники:

http://360tv.ru/news/kultura/monstry-roka-v-tushino-samyj-bezumnyj-koncert-perestrojki-73811/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a13ff10799d9d084f2b6601/5d1b181c745a6f00ad5f1e5f
http://www.m24.ru/articles/koncerty/23092013/26166

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии