1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монотипия – нетрадиционная техника рисования в детском саду: разнообразие тем и специфика организации занятий. Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Содержание

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Как провести занятие по рисованию в технике монотипии в детском саду

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов.

Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчесвта

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Читать еще:  Откровения Бузовой: За день до нашего расставания мы планировали ребенка. Мама ольги бузовой хочет отомстить ее бывшему мужу

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой. Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»

Алена Семeнова
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»

Мастер- класс для воспитателей

Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия»

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;

Читать еще:  Естественные и искусственные угрозы. Информационная безопасность и виды возможных угроз

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, в технике рисования «монотипия».

— работы педагога в технике «монотипия на твердой поверхности»

— альбомные листы бумаги — по 1 листу на человека;

— клеенки на столы;

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем, а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов. Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчества Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки.

Монотипия полезна для:

• расширения представлений об окружающем мире;

• развития творческих способностей и фантазии;

• воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа. Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы. Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются. Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

• плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);

• толстую глянцевую бумагу;

• плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);

Приёмы монотипии Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки. С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде. Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Как можно дорисовывать картинку дополнить полученную картинку можно двумя способами: поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска; дорисовывая уже готовую картинку. Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать: раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка); дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например,

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду. «Бабочка» Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки.

Инструкция: Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

«Зима». Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка. Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры

Инструкция: Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия) Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде. Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими.

Инструкция: Складываем лист пополам по вертикали. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака. Складываем лист по сгибу, прижимаем. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Читать еще:  Что обозначает выражение по гамбургскому счету. Гамбургский счёт - значение фразеологизма

Упражнение на релаксацию «Рыбки». Фонограмма.

Закройте глаза и представьте себя маленькие рыбки. Плаваете на дне моря вдруг вдалеке вы увидели лучик солнца и стали к нему стремительно приближаться. Солнышко согревает воду и вам легче плыть. Наши плавнички тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью вот мы оказались на поверхности воды. Представим улыбки людей, которые стоят на берегу и смотрят на нас. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.

1. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

2. Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской. Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

3. Закрепляем бумагу малярным скотчем. Произвольно ставим акварельной краской кляксы. Берём скомканный кусочек бумаги (или кусочек плёнки) и начинаем весело прижимать по всем кляксам, пока не прояснится какой-нибудь сюжет рисунка!

Фантазия может летать безгранично и у вас и у ваших детей!

Презентация «Нетрадиционные техники рисования: графическая техника, монотипия» «Нетрадиционные техники рисования: графическая техника, монотипия». Нетрадиционные техники рисования – это способность: удивляться, познавать,.

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что.

Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Был зайка серенький, стал беленький» Цель: Развить у детей интерес к изобразительному.

Презентация «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.

Нетрадиционная техника рисования (монотипия) «Бабочка» Цель: 1. Расширить представления детей о представителях фауны нашей страны, познакомить с жизнью бабочек, опыляющих растения и собирающих.

Нетрадиционная техника рисования — пластилинография Добро пожаловать, уважаемые коллеги сайта ко мне в гости на мою страничку! Хочу поделиться с вами такой чудесной и весьма интересной нетрадиционной.

Нетрадиционная техника рисования солью Нетрадиционная техника рисования солью И в два, и в три, и в шесть, и в пять Все дети любят рисовать. Рисуют кистью и мелком, Простым,.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Статья на тему: нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Наш мир постоянно меняется. Соответственно меняется и мировоззрение человека.

Техника нетраиционного рисования «Монотипия» Наверное, многие слышали о такой нетрадиционной технике рисования, как монотипия. Это отпечаток, своего рода «клякса» любого размера и формы,.

Монотипия в детском саду

Мария Скопина 16.01.2019 0 1.6k

С первого года жизни ребёнку нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Позже формируется способность создавать образ, прорисовывать детали. Техника монотипия применяется на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и живописные пейзажи.

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

Рекомендуем ознакомиться подробнее с нетрадиционными техниками рисования в статье.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Интересный факт. Монотипия связывает искусство и психологию. В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски:
    • акварель,
    • гуашь.
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Источники:

http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/monotipiya-v-detskom-sadu.html
http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionaja-tehnika-risovanija-monotipija-839018.html
http://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/monotipiya-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector