Монотипия – нетрадиционная техника рисования в детском саду: разнообразие тем и специфика организации занятий. Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Как провести занятие по рисованию в технике монотипии в детском саду
Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В чём суть техники оттиска
В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов.
Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчесвта
Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:
- развития воображения;
- расширения представлений об окружающем мире;
- развития творческих способностей и фантазии;
- воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа
Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы
В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.
Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
- плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
- толстую глянцевую бумагу;
- плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
- пластмассовую доску;
- стекло;
- кафельную плитку.
Приёмы монотипии
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.
С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду
Как можно дорисовывать картинку
Дополнить полученную картинку можно двумя способами:
- поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
- дорисовывая уже готовую картинку.
Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:
- раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
- дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Схема составления и пример конспекта занятия
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат
Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:
- продолжение знакомства с монотипией;
- воспитание любви к природе;
- развитие воображения;
- прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой. Традиционно это три стадии освещения темы:
- Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
- Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
- Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).
Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.
Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова
Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.
- Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.» - Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(покружиться) - Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные! - Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
- -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
крылья и вот-вот взлетит!
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду
Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.
«Бабочка»
Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки
- Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
- Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
- От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
- Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
- Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
Видео: бабочки в технике монотипии
Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры
- Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
- На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
- Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
- Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
- Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия)
Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.
Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими
- Складываем лист пополам по вертикали.
- Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
- На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес.
- Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
- Складываем лист по сгибу, прижимаем.
- Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Фотогалерея: рисунки в технике монотипии
Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»
Алена Семeнова
Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»
Мастер- класс для воспитателей
Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, в технике рисования «монотипия».
– работы педагога в технике «монотипия на твердой поверхности»
– альбомные листы бумаги – по 1 листу на человека;
– клеенки на столы;
Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем, а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В чём суть техники оттиска В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов. Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчества Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки.
Монотипия полезна для:
• расширения представлений об окружающем мире;
• развития творческих способностей и фантазии;
• воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа. Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом — она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы. Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются. Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
• плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
• толстую глянцевую бумагу;
• плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
Приёмы монотипии Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки. С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде. Ещё один необычный способ получить оттиск — смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Как можно дорисовывать картинку дополнить полученную картинку можно двумя способами: поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска; дорисовывая уже готовую картинку. Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать: раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка); дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например,
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду. «Бабочка» Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки.
Инструкция: Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
«Зима». Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка. Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры
Инструкция: Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия) Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде. Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими.
Инструкция: Складываем лист пополам по вертикали. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской — лес. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака. Складываем лист по сгибу, прижимаем. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Монотипия — это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
Упражнение на релаксацию «Рыбки». Фонограмма.
Закройте глаза и представьте себя маленькие рыбки. Плаваете на дне моря вдруг вдалеке вы увидели лучик солнца и стали к нему стремительно приближаться. Солнышко согревает воду и вам легче плыть. Наши плавнички тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью вот мы оказались на поверхности воды. Представим улыбки людей, которые стоят на берегу и смотрят на нас. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.
1. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги — получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
2. Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской. Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
3. Закрепляем бумагу малярным скотчем. Произвольно ставим акварельной краской кляксы. Берём скомканный кусочек бумаги (или кусочек плёнки) и начинаем весело прижимать по всем кляксам, пока не прояснится какой-нибудь сюжет рисунка!
Фантазия может летать безгранично и у вас и у ваших детей!
Презентация «Нетрадиционные техники рисования: графическая техника, монотипия» «Нетрадиционные техники рисования: графическая техника, монотипия». Нетрадиционные техники рисования – это способность: удивляться, познавать,.
Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что.
Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Был зайка серенький, стал беленький» Цель: Развить у детей интерес к изобразительному.
Презентация «Нетрадиционная техника рисования» Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.
Нетрадиционная техника рисования (монотипия) «Бабочка» Цель: 1. Расширить представления детей о представителях фауны нашей страны, познакомить с жизнью бабочек, опыляющих растения и собирающих.
Нетрадиционная техника рисования — пластилинография Добро пожаловать, уважаемые коллеги сайта ко мне в гости на мою страничку! Хочу поделиться с вами такой чудесной и весьма интересной нетрадиционной.
Нетрадиционная техника рисования солью Нетрадиционная техника рисования солью И в два, и в три, и в шесть, и в пять Все дети любят рисовать. Рисуют кистью и мелком, Простым,.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Статья на тему: нетрадиционная техника рисования “Граттаж” Наш мир постоянно меняется. Соответственно меняется и мировоззрение человека.
Техника нетраиционного рисования «Монотипия» Наверное, многие слышали о такой нетрадиционной технике рисования, как монотипия. Это отпечаток, своего рода “клякса” любого размера и формы,.
Монотипия в детском саду
Мария Скопина 16.01.2019 0 1.6k
С первого года жизни ребёнку нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Позже формируется способность создавать образ, прорисовывать детали. Техника монотипия применяется на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и живописные пейзажи.
Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия
Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
Рекомендуем ознакомиться подробнее с нетрадиционными техниками рисования в статье.
У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования
Интересный факт. Монотипия связывает искусство и психологию. В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.
Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста
Материалы для рисования монотипией
Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.
- Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
- Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
- Краски:
- акварель,
- гуашь.
- По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.
В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.
Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты
Источники:
http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/monotipiya-v-detskom-sadu.html
http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionaja-tehnika-risovanija-monotipija-839018.html
http://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/monotipiya-v-detskom-sadu.html