Моне завтрак на траве описание картины. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве

Моне завтрак на траве описание картины. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве

Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Содержание статьи

  • Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
  • История военной песни “Катюша”
  • Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l’herbe»).

Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.

Кто такой Эдуард Мане?

1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.

Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.

После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления. Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра. Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.

Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.

Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.

За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.

«Завтрак на траве» вне канонов

Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, — мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно. Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает. Но зрителей не просто смущает, а возмущает.

В то время представать обнаженными на произведениях искусства дозволялась только богам и богиням. Мифические или аллегорические нагие фигуры были широко распространены на протяжении всей истории искусства, но только не изображения обычныех мирских женщин в их повседневной жизни. Эдуард Мане нарушил это табу.

Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.

1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».

Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.

Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.

Читать еще:  Золотой граммофон 20 лет какой год. Юбилейная церемония «Золотой граммофон»: звездные участники и подробности главного музыкального события года

Эдуард Мане. Портрет Викторины Мёран, 1862

Скандал

Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных — выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.

Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.

Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе

Моне завтрак на траве описание картины. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

Читать еще:  Рисование солью в детском саду. Полёт фантазии, или нетрадиционные техники рисования в подготовительной группе детского сада

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы.

Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран – натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Читать еще:  Столкновение чацкого с обществом. «Горе от ума»: какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Чацкий и фамусовское общество

Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника

Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

«Геката» Уильяма Блейка: о чем говорит мне эта картина?

Что выберет богиня Геката – свободную страсть или закон? Жизнь или бессмертие? Почему Уильям Блейк изобразил могущественную богиню такой одинокой и потерянной? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

Резиновые лебеди из шин или нищета в головах

Статьи о том, как вдохнуть вторую жизнь в старые вещи, становятся популярны на Западе. Только если «у них» эта тенденция – развлечение, у нас неизбежность. «Люди это делают не из экономии, а потому что считают, что так жить нормально», – уверена журналист и режиссер Елена Погребижская.

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-955231-kakova-istoriya-sozdaniya-kartiny-eduarda-mane-zavtrak-na-trave
http://weekend.rambler.ru/read/38913691-zavtrak-na-trave-mane-istoriya-sozdaniya-kartiny/
http://www.psychologies.ru/standpoint/zavtrak-na-trave-o-chem-skandalnaya-kartina-eduarda-mane/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии