Мой взгляд на проблему толерантности. Исследование проблем толерантности в психологии

Мой взгляд на проблему толерантности. Исследование проблем толерантности в психологии

Мой взгляд на проблему толерантности. Исследование проблем толерантности в психологии

Исследование проблем толерантности в психологии

Гуманистическая философия и психология являются методологической основой терпимости и толерантности. Прежде всего, это работы А. Маслоу, М. Бубера, К. Роджерса, В. Франкла, G. Allport, психология прощения, психология и педагогика ненасилия. Для М. Бубера терпимость являет собой неотъемлемую часть диалога между «Я» и «Ты», при которой происходит подлинная встреча в отношениях, позициях, возможностях и т.д.

В контексте теории «здоровой личности» А. Маслоу терпимость выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию суть человека, объясняющий специфику взаимодействия людей. Данный принцип выступает, по крайней мере, дважды. Во-первых, можно заключить, что терпимость – это один из возможных путей самоактуализирующейся личности, особенно актуально данная мысль звучит, когда Маслоу говорит о самоактуализации как возможности выбора, личностного роста, возможности принимать себя и других людей такими, какие они есть, возможности в установлении с окружающими доброжелательных личных отношений.

Принцип терпимости достаточно ярко выражен в русле концепции «полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии К. Роджерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Это становится возможным благодаря безусловному принятию человека, эмпатическому пониманию и конгруэнтности, в результате стимулируется тенденция личности к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению.

По мнению В. Франкла, который показывает путь духовного развития человека, движущегося по пути поиска и реализации смыслов, терпимости отводится роль неотъемлемой составляющей данного развития, поскольку это развитие носит целостный характер, выражающийся в постижении ценностей созидания, переживания, отношения, и развёртывается в направлении обретения свободы, независимости, гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации.

Согласно G. Allport, развитие человека происходит во взаимосвязи с социумом. G. Allport выделяет шесть критериев зрелой личности:

1) широкие границы «Я» как способность посмотреть на себя со стороны и социальная активность;

2) способность к тёплым сердечным социальным отношениям (в том числе терпимость);

3) эмоциональная неозабоченность и самоприятие (умение справиться с собственным эмоциональным состоянием);

4) реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) способность к самопознанию и чувство юмора;

6) направляющая (цельная) жизненная философия.

Таким образом, терпимость, или толерантность, является жизненно важным личностным свойством.

С позиции «Психологии прощения», разработанной Р. Аль-Мабуком, М. Сантосом, Р. Энрайтом, терпимости отводится центральная роль в правлении прощения.

Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как решение:

1. отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанёс незаслуженную обиду;

2. поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика, то есть, проявляя терпимость;

Достаточно полно терпимость рассматривается в «Психологии и педагогике ненасилия», разработанной В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым.

Ненасилие рассматривается авторами как идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего жизненного, человека и его жизни; отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление стремления всего живого к позитивному самопроявлению. Базовым понятием данного направления гуманистической науки является принятие позиции ненасилия. Авторы выделяют психологические условия приобретения личностью позиции ненасилия: принятие собственной личности; преодоление психологических защит; осознание уровня собственного эгоцентризма и приобретение ассертивности; формирование терпимости. Терпимость выступает в качестве внутреннего гибкого механизм существования позиции ненасилия, она сориентирована на другого человека, принятие и понимание его в сопоставлении с собой и своими взглядами. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости.

Функции терпимости и толерантности. Одним из центральных для психологии является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми, каковы их функции.

В.А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности. В рамках индивидуальной морали терпимость осуществляет коммуникативную и ориентационно-эвристическую функции. Терпимость позволяет понять партнёра по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения. В рамках общественной морали В.А. Петрицкий выделяет гносеологическую, прогностическую и превентивную функции. Интегрировав выделенные В.А. Петрицким функции терпимости, которые полностью не ограничиваются перечисленными, добавляю синдикативную функцию, которая находит своё выражение в сплочении больших и малых групп; трансляционную, необходимую для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности и т.д.; адаптивную, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды; активную функцию как возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека, но без применения средств принуждения; и функцию конгруэнтно-эмпатическую. Личность, обладающая развитой эмпатией, умеющая понимать и принимать не только себя, но и партнёра по общению, обладает подлинной конгруэнтностью, ориентирована на самоуважение и уважение других, сочетает внутреннюю свободу личности и самодостаточность [27, c.139-151].

Особенности терпимости и толерантности. В работах Г.У. Солдатовой, Е.М. Макарова, G.Allport описываются как активность, равноправие, взаимоуважение, сотрудничество и солидарность, позитивная лексика, психологическая устойчивость, универсальность и др.

Виды терпимости и толерантности. А.В. Зимбули, В.А. Петрицким выделяются следующие виды терпимости, с характеристикой которых можно согласиться. Под квазитерпимостью («quasi» (лат.) – как будто, будто бы, т.е. мнимые, иллюзорные, ненастоящие) понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающие как терпимость. Например, сдержанное поведение педагога относительно вальяжного поведения ученика, сына директора школы. А.В. Зимбули под псевдотерпимостью («pseudos» (греч.) – ложные, притворные) понимает случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение, например проявление сдержанности с целью холодного расчёта и личных выгод, лицемерие, притворство в поведении и оценках.

Читать еще:  Регина тодоренко в полный рост. Регина тодоренко - биография, информация, личная жизнь

Различие между квазитерпимостью и псевдотерпимостью можно метафорично представить как различие между иллюзией, больным или очень богатым нетривиальным воображением и обманом.

Негативная терпимость выделяется В.А. Петрицким, суть её определяют мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.

Перечисленные виды терпимости обозначаются термином толерантность. Мотивы внимания, понимания, симпатии обуславливают позитивную терпимость. Учитывая результаты сдержанного поведения, различают нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную терпимость, т.е. положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результатам.

Формы терпимости, толерантности, нетерпимости. Виды терпимости, толерантности, нетерпимости проявляются в формах. Формы представляют собой способы проявления терпимого, толерантного либо нетерпимого отношения.

Формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношения могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимает объект в процессе взаимодействия.

Среди всего многообразия подходов к пониманию позиции: доминирование, равенство, подчинение; «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок»; «Сверху», «рядом», «Снизу» – мы выбираем последнюю как наиболее универсальную и нейтральную, хотя используем некоторые характеристики позиций из типологии Э. Берна.

При терпимом отношении в позиции «сверху», терпимость выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека.

Толерантное отношение в позиции «сверху» выступает как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность, кичливость.

В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.

Нетерпимость при равноправии проявляется как отстранённость, равнодушие, безразличие, безучастность, отчуждённость. В поведении данные характеристики проявляются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям. В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отношения, готовности подчиниться чужой воле, кротости, незлобивости, приноравливания. При нетерпимости переживается неприятие в виде эмоционального реагирования, агрессии, бунта, злости, злорадства, открытой неприязни, стремления действовать активно, бороться – совершать хулиганские, не поддающиеся логике, анализу и здравому смыслу, объяснению поступки: ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб, вредительство и т.д.

Границы терпимости и толерантности. Следует отметить, что проблема изучения границ терпимости рассмотрена недостаточно. А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры терпимости: конкретность (социальный фон, внутреннее состояние человека, резкий контраст между воспринимаемым фактом и ожиданиями и т.д.), инструментальность (сопряжённость с другими нравственными ценностями), внутренняя напряжённость. Граница определяется спецификой проявления личностью терпимости или толерантности. Говоря о терпимости, человек вправе проявлять терпимое отношение ко всему, если это не угрожает личности, коллективу, социуму. В случае угрозы в виде физического действия, идеологии, границы терпимости сужаются, человек вправе проявить принуждение в рамках существующих законов. При толерантности границы шире: человеку безразлично происходящее, пока оно не касается его самого. Таким образом, при толерантности снижен порог чувствительности личности, т.е. толерантность выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость предполагает наличие сдержанности, терпеливости, понимания и, в конечном итоге, принятия. Расширение сознания от сдержанности – выдержанности до принятия «другого», «иного», чем «я», делает мировосприятие более многомерным, целостным, а значит более адекватным реальности [10, c.23-27].

Проблема толерантности в современном обществе

Материал для родительского собрания. Что такое толерантность? Каковы ее принципы?

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».

Антуан Сент – Экзюпери.

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет? Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему – конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

«Толерантность -терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Читать еще:  Литературно-поэтические приемы. Литературная мастерская: Художественные приёмы - Журнал "Чтение детям"

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.

Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого общества в человеке».

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Исходные принципы толерантности:

1) отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

2) добровольность выбора , акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

3) умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

4) подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

5) принятие Другого , который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», – сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» – возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности

Дата публикации: 09.07.2016 2016-07-09

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Волченкова А. А. Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/archive/117/32372/ (дата обращения: 12.02.2020).

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей. Реформы в сфере образования в нашей стране имеют все более гуманистическую направленность. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [5] — в целях реализации права каждого человека на образование создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это инклюзивное образование. Научная проработка проблем, которого реализуется в государственной программе «Доступная среда», направленной на создание в школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ.

Соответственно, очень важно чтобы дети принимающей стороны были готовы к этому событию. На наш взгляд крайне важно усилить внимание проблеме толерантности как терпимости у детей, имеющих нормальное развитие к людям, детям с ОВЗ и инвалидностью.

В современной психологии образования актуальной является проблема толерантности — важного качества, которое обеспечивает эффективность инклюзивного образования. Важно усилить внимание к формированию толерантности как терпимости, ведущим механизмом которой является принятие — способность к пониманию другого, умение замечать и откликаться на его эмоциональные переживания. Для более эффективного формирования толерантности важно учитывать ее взаимосвязь с процессами психической регуляцией личности, поскольку она является своего рода «вертикалью», структурирующей различные качества личности [3].

Опираясь на исследования Г. У. Солдатовой [4], Т. Н. Гущиной [1], мы разработали программу занятий «Формирование толерантности у детей, имеющих нормальное развитие к людям с ОВЗ и инвалидностью» (далее коррекционная программа).

Цель исследования: оценить возможное влияние типа психической регуляции личности (понимаемой через конструкт «автономность–зависимость» [3]) на способность к формированию толерантности у учащихся.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — в группе «зависимых» субъектов толерантность повышается значимо выше, в сравнении с группой «автономных» субъектов. Также мы предположили, что целенаправленное и систематическое использование занятий коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Читать еще:  Пони искорка рисунок карандашом лицо. Как нарисовать сумеречную искорку карандашом поэтапно

Методика и процедура исследования

Исследование проводилось на базе школ г. Ярославля. В качестве испытуемых приняло участие 263 школьника — учащиеся 7 и 8 классов (135 девочек и 128 мальчиков).

Методики: опросник «автономности-зависимости» для подростков (13–15 лет) [3]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» [4].

План исследования: использовалась двухфакторная схема планирования. Внутригрупповой фактор «Повторное измерение» — обследование испытуемых до начала занятий, после их окончания и отсроченный замер (спустя 2 месяца). Межгрупповой фактор «Группа испытуемых» — принадлежность испытуемых к группе «автономных» и «зависимых» субъектов оценивалась по опроснику «автономности-зависимости» Г. С. Прыгина [3].

Процедура: по результатам предварительного тестирования учащиеся были разделены на 3 группы — «автономные», «зависимые», «смешанные». В соответствии с гипотезой исследования, интерес представляют группы «автономных» и «зависимых» субъектов — данные этих испытуемых будут анализироваться. Со всеми учащимися было проведено 12 групповых занятий, включающих элементы психологического тренинга, деловые и ролевые игры.

Учащимся предлагались различные задания:

 групповая дискуссия после теоретических занятий, направленная на понимание обучающимися людского многообразия;

 работа в группе с различными творческими заданиями;

 подвижные игры в команде, направленные на сплочение коллектива.

Обработка данных и статистический анализ результатов проводился в системе IBM SPSS 22.0. Использовались процедуры t-критерия Стьюдента для независимых выборок и двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, процедура ОЛМ-повторные измерения.

Результаты

Результаты дисперсионного анализа обнаружили статистически достоверный эффект фактора «Повторного тестирования» на изменение величины индекса толерантности (F(1,261)=149,545, р=0,000). На рис. 1 представлены изменения индекса толерантности в группах «автономных» и «зависимых» субъектов до начала занятий, после их окончания и спустя 2 месяца. Видно, что индекс толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает.

Фактор «Группа испытуемых» оказал статистически значимое влияние на изменение индекса толерантности (F(1,261)=2,874, р=0,091). Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных» субъектов.

Установлен высоко достоверный эффект совместного влияния этих двух факторов на изменение в двух группах индексов толерантности (F(1,261)=36,733, р=0,000).

Результаты дисперсионного анализа обнаружили отсутствие эффекта фактора «Отсроченного тестирования» на изменение величины индекса толерантности по сравнению с предыдущим замером (F(1,261)=1,658, р=0,199). Это значит, что занятия коррекционной программы оказали эффект на изменение индекса толерантности, и он статистически достоверно не угасает.

Рис. 1. Величины индексов толерантности в группе «зависимых» субъектов (сплошная линия) и «автономных» субъектов (пунктирная линия) в трех последующих замерах.

Обсуждение

Выдвинутое нами в качестве гипотезы предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — подтвердилось.

Действительно, изменение уровня толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с группой «автономных» субъектов. Поскольку «зависимым» субъектам в силу своих личностных особенностей проще подстроиться под внешние требования, в регуляции своего поведения они опираются на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования. Деятельность же «автономных» субъектов основана на «внутренней стимуляции», на доминирующем учете внутренних, субъективных факторов. Эти данные эмпирические подтвердили взгляды Г. С. Прыгина на континуум психической регуляции личности [3].

Результаты исследования подтвердили предположение, что целенаправленная и систематическая реализация коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Действительно, укрепление толерантности на целенаправленно организованных занятиях может быть эффективным. Эмпирические данные подтвердили предположения Г. У. Солдатовой о формировании толерантной личности [4] о том, что это возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку жить в мире и согласии с собой и другими. На занятиях мы создали условия для многократной отработки учащимися таких навыков, как позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, корректировки самооценки, самоутверждения, самопознания своего «Я» и «Я» среди других. Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе групповой работы, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктом, определяющим поведение человека.

Более того, эффект занятий коррекционной программы на изменение индекса толерантности статистически достоверно не угасает, спустя 2 месяца после окончания занятий.

Результаты выполненного нами эмпирического исследования позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий коррекционной программы или аналогичных психологических технологий может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных психологических технологий. При этом важно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся такие как, ригидность личности, которая характеризуется затрудненностью в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки [2].

  1. Гущина Т. Н. Я и мои ценности: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. — М.: АРКТИ, 2008. — 128 с.
  2. Кашапов М. М. Когнитивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования / М. М. Кашапов, А. А. Волченкова // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2015. — Т. 25. — Вып. 4. — С. 75–80.
  3. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: Монография. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 408 с.
  4. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г. У. Солдатовой. — М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 336 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе».

Источники:

http://studbooks.net/642301/sotsiologiya/issledovanie_problem_tolerantnosti_psihologii
http://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/03/09/problema-tolerantnosti-v-sovremennom-obshchestve
http://moluch.ru/archive/117/32372/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии