Микеланджело описание. Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

Микеланджело описание. Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

Февраль 18, 2019

Великий мастер эпохи итальянского Возрождения Микеладжело Буонарроти (1475 – 1564) считал себя в первую очередь скульптором, а не художником, архитектором или поэтом. На это указывают многие сохранившиеся письма и документы, подписанные главным образом как «Michelagniolo, scultore». На сегодняшний день известно около полусотни его работ, принадлежащих резцу талантливого ваятеля. Большая часть из них находится во Флоренции и Болонье, а скульптуры Микеланджело в Риме можно пересчитать, практически, на пальцах одной руки.

Микеланджело Буонарроти. Даниэле да Вольтерра, 1544

За свою жизнь гениальный художник разработал большое количество проектов, многие из которых так и остались незаконченными или реализованными не до конца. Наиболее ярким примером этого является его работа над гробницей папы Юлия II, находящейся в базилике Сан Пьетро ин Винколи в Риме.

Три скульптуры Микеланджело для Папы

Своим самым амбициозным проектом – созданием монументального мавзолея для gапы Юлия II , заказанного понтификом еще при жизни, Микеланджело занимался в течение 40 лет. В первоначальном варианте, разработанном в 1505 году, предусматривалась установка сорока скульптур.

Отправившись в мае 1505 года в каменоломни Каррара за материалом для скульптур, Микеланджело, возвратившись в Рим через восемь месяцев, узнал – его грандиозный проект гробницы для папы уже не являлся приоритетным. Архитектор Донато Браманте убедил папу Юлия II в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Кроме этого, планировавшаяся новая военная кампания против Перуджи и Болоньи окончательно отодвинула сроки начала работ на неопределенное время.

После смерти папы Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513, по настоятельной просьбе наследников прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.

Микеланджело. Надгробие папы Юлия II

Из семи украшающих гробницу мраморных скульптур, Микеланджело принадлежат только три – статуи сестер Рахиль и Лии, и библейского пророка Моисея, являющегося центральной фигурой всей композиции. По этому поводу сам художник писал, что «одной только этой статуи достаточно, чтобы сделать честь гробнице папы Юлия II».

Моисей. Микеланджело Буонарроти

Если более пристально присмотреться к бороде Моисея, то при достаточно хорошем воображении, под нижней губой, немного правее, на скульптуре Микеланджело можно увидеть вырезанный профиль лица папы Юлия II.

По замыслу Микеланджело скульптуры двух женских фигур олицетворяют собой два способа бытия – созерцательный и созидающий. Созерцательная жизнь аллегорически представлена библейской героиней Рахиль, приходящейся второй женой Иоакову, молящейся во спасение.

Скульптура Микеланджело «Рахиль»

Ее старшая сестра Лия, изображенная как римская матрона, является аллегорическим образом созидающей жизни. Историки интерпретируют общий замысел работы Микеланджело над гробницей как своего рода посредническую позицию папы Юлия II между устоявшимся католицизмом и его дальнейшим реформированием.

Скульптура Микеланджело «Лия»

Довольно спорной считается скульптура самого папы Юлия II, возлежащего на саркофаге. Долгое время авторство приписывалось Томмазо Босколо, однако после ряда исследований, проведенных во время реставрационных работ, многие историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, значительная часть скульптуры принадлежит именно руке Микеланджело.

Скульптура папы Юлия II

Монументальное произведение, которое можно видеть сегодня в базилике Сан Пьетро ин Винколи, сильно отличается от первоначального замысла художника. Сам мастер признавал, что этот проект стал настоящей трагедией его жизни, о чем свидетельствуют строки в одном из писем, обращенные к анонимному получателю: «Я потерял всю свою молодость, привязанный к этому погребению, которое непреднамеренно разрушило во мне все, а заплатил за это как вор и ростовщик».

Христос делла Минерва

Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как «Cristo della Minerva», на самом деле имеет несколько названий – «Несение Креста», «Воскресение Христа», «Христос Спаситель». Скульптура Микеланджело была сделана в 1519 – 1520 гг и в настоящее время ее можно видеть в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме, слева от главного алтаря.

Скульптура Микеланджело «Воскресение Христа»

В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками папы Юлия II, он берется за очередной заказ, поступивший от Метелло Вари. Работая над обличием Христа почти законченной скульптуры, Микеланджело обнаруживает черные прожилки в белом мраморе, проступившими прямо на лице.

Черные прожилки на обличии Христа в первой скульптуре Микеланджело

Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. В марте 1520 года, почти закончив ее новый вариант, Микеланджело отбывает в Рим, предоставив сделать последние штрихи на мраморной скульптуре своему подмастерью Пьетро Урбано. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил более способный его ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была помещена в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме.

Читать еще:  Поговорки о родине на русском языке. Сборник "пословицы о родине разных народов мира"

Задрапированная часть скульптуры Мекеланджело в базилике Санта Мария сопра Минерва

Это интересно!

Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил второй вариант статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать из мрамора еще одну, третью фигуру, но заказчик отказался. В качестве материальной компенсации, в 1522 году художник отдал Вари незаконченную первую версию скульптуры, которую тот просил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, вблизи базилики Санта Мария сопра Минерва. Она оставалась там, судя по записям ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), до 1556 года и была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для его коллекции древних статуй.
Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Он утверждал, что статуя была закончена в начале XVII века французским скульптором Николя Кордье, и сделал предположение, что надгробный памятник, украшавший некоторое время семейное захоронение семейства Джустиниани, и есть первый вариант скульптуры Микеланджело.


Лишь в 2000 году искусствовед и историк Irene Baldriga окончательно признала в статуе первую версию работы, утвердив авторство Микеланджело. В настоящее время эта скульптура находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартир в Бассано Романо близ Витербо.

Скульптура Микеланджело Пьета

Одной из самых известных произведений искусства Рима, а также лучших скульптур Микеланджело, является Пьета, хранящаяся в соборе Святого Петра в Ватикане. Статуя из каррарского мрамора была изготовлена 24-летним художником в 1498 – 1499 всего за два года по заказу посла французского короля Карла VIII, кардинала Jean de Bilheres. Она предназначалась для установки в качестве надгробия после его смерти.

Пьета является единственной подписанной скульптурой Микеланджело. На плечевом ремне, лежащем поверх мантии Девы, мастером высечены следующие слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Начертать эту надпись его побудил случайно услышанный спор об авторстве, который велся возле скульптуры приехавшими в Рим ломбардийцами.

Скульптура, изображающая тело Иисуса после распятия, лежащее на коленях своей матери Девы Марии, вызывала не только восхищение, но и критику современников. Интерпретация Микеланджело, где Мария выглядит молодой и красивой, а не престарелой пятидесятилетней женщиной с 33-летним сыном, сильно отличалась от ранее созданных работ других художников. Тем не менее, замысел мастера символизировал нетленную чистоту Божьей матери, о чем свидетельствуют слова самого Микеланджело, отвечавшего на нападки критиков. Они были записаны Асканио Кондиви:

«Разве вы не знаете, что целомудрие, святость и неподкупность сохраняют молодость гораздо дольше. Так что же может изменить тело Богородицы, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания».


Свое нынешнее местоположение Пьета заняла в 1749 году. За многие столетия скульптура Микеланджело была несколько раз повреждена, однако наиболее существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года. В этот воскресный день, на Пятидесятницу, 34-летний австралиец венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, воскресший из мертвых» кинулся на статую.


Перед тем, как он был схвачен и обезврежен, душевнобольной успел несколько раз ударить по ней геологическим молотком, нанеся серьезный ущерб. У фигуры Девы Марии была отбита по локоть левая рука, нос и веки практически уничтожены, а всего от скульптуры под ударами молотка было отколото более пятидесяти фрагментов.


Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров, и хотя многие из них были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян. Восстановление началось почти сразу же после досконального обследования поврежденной скульптуры Микеланджело. Благодаря существующему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения размеров.
С тех пор Пьета находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.

Микеланджело в Риме: где увидеть знаменитые шедевры

Микеланджело Буонарроти — один из главных творцов и символов Возрождения, человек, чьи таланты прославились в веках, был хорош во всем, от стихосложения до живописи. Но сам себя считал все-таки скульптором. Об этом свидетельствуют письменные источники, где в качестве подписи мастера так и указано: «Микеланджело, скульптор».

К началу XXI века до нас дошло около 50 работ великого гения, и абсолютное большинство скульптур сосредоточено в Болонье и во Флоренции. В Риме же есть только три скульптуры — зато каждая из них достойна самого пристального внимания.

Пьета

Пожалуй, самая знаменитая и одна из лучших скульптур работы гения. Сейчас хранится — и показывается всем ценителям искусства, конечно же — в главном ватиканском соборе.
Увидеть Пьету можно почти каждый день на нашей Экскурсии в Музеи Ватикана!

Микеланджело вырезал скульптуру из драгоценного мрамора, когда ему было всего 24. Процесс занял два года. Заказчиком выступил Жан Билэр (известно также написание Бильер), посол короля Карла VIII. Пьету после его смерти нужно было установить как надгробие в усыпальнице.

Читать еще:  Портрет всех героев отцы и дети. Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Особенность Пьеты — не только в красоте и изяществе. Это единственная скульптура, на которой есть личная подпись мастера. Если приглядеться, можно увидеть, что поверх одеяния Девы лежит ремень, и на этом ремне тонким шрифтом высечена надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Отступить от своего правила и подписать скульптуру Микеланджело сподвигла дискуссия о том, кому принадлежит авторство творения, разгоревшаяся между посетившими рим ломбардийцами.

Пьета представляет собой необычную скульптуру: Дева Мария в образе молодой, прекрасной и кроткой женщины держит на коленях снятого с креста Иисуса. Скульптура у современников гения вызывала противоречивые чувства: изображение Богоматери не в виде смиренной старухи было непривычно, да и в ранних работах Микеланджело Мария всегда представала в почтенных летах.

Впрочем, мастер защищал свое видение, утверждая, что ее святость и непорочность сохраняют тело молодым — и поэтому Мария, никогда в жизни не испытывавшая даже тени нечестивых желаний, просто не могла состариться.

Пьету установили в соборе Святого Петра еще в середине XVIII века. Скульптура неоднократно подвергалась актам вандализма, самый крупный из которых произошел в 1972 году. Тогда на скульптуру накинулась молодой австралиец по имени Ласло Тот, называвший себя Иисусом, восставшим из мертвых.

Перед тем, как храмовники обезвредили вандала, он несколько раз ударил Пьету тяжелым геологическим молотом, практически обезобразив Деву Марию — у нее откололись веки, нос, часть левой руки. Всего же от скульптуры откололось 50 кусков мрамора разного размера.

К сожалению, не все детали, отлетевшие от статуи, вернулись на законное место. Реставрация была долгой и трудной, но в этом деле помог особый гипсовый слепок, сделанный Меркадали перед самым концом Второй Мировой войны. Благодаря этому слепку удалось восстановить все пропорции в точности и не допустить искажений.

Пьета и по сей день стоит в правом нефе собора, но теперь красота надежно защищена толстым пуленепробиваемым стеклом.

Скульптуры с гробницы Юлия II

Как и многие другие облеченные властью люди эпохи Возрождения, Юлий II заказал создание собственного мавзолея еще при жизни. Микеланджело взялся за эту задачу и работал над ней около 40 лет. По первоначальному проекту, созданному в самом начале XVI века, надгробие должны были венчать 40 скульптур. Правда, проект этот просуществовал недолго — пока Микеланджело ездил в каррарские каменоломни за мрамором, Юлий II отдал предпочтение другому и решил реконструировать базилику Константина.

До смерти Юлия II, последовавшей через несколько лет, работы так и не были начаты. Понтифик умер в 1513 году, а проект, значительно урезанный, сокращенный и переделанный, был утвержден в 6 редакции в 1542 году. Согласно этому проекту, гробницу должно украшать 7 скульптур, но Микеланджело — автор только 3 из них: статуй библейских жен Рахили и Лии и Моисея, того самого пророка, который вывел евреев из Египта. Впрочем, Моисей выступает важнейшей фигурой всей композиции, и сам мастер считал, что одного его изваяния хватит, чтобы придать красоту и достоинство гробнице. Кстати, распространено мнение, что под нижней губой Микеланджело «спрятал» изображение лица Юлия.

Лия и Рахиль, согласно идее творца, должны были стать олицетворением созидающего и созерцательного способов жизни. Рахиль изображает созерцание, олицетворяет созидание и естественную силу жизни. В целом историки и культурологи считают, что проект Микеланджело отражал промежуточную позицию Юлия II в отношении католичества и необходимости его преобразования в соответствии с требованиями времени. Существует мнение, что и часть скульптуры самого Юлия, который лежит на крышке саркофага, создана Микеланджело.

Скульптурная композиция сейчас находится в самой большой паломнической базилике Рима, Сан-Пьетро-ин-Винколи (что в переводе означает базилика Святого Петра в веригах).

Христо делла Минерва

У названия этой статуи, изображающей Иисуса, несколько переводов — Христос Спаситель, Несение Креста и даже Воскресение Христово. Скульптура располагается слева от алтарной группы в Санта Мария сопра Минерва.

Работа над скульптурой началась в 1514 году. В это же время Микеланджело работал над проектом гробницы Юлия II, но заказ от Вари все-таки взял. Любопытно, что когда создание скульптуры было уже близко к завершению, на чистом белом мраморе, прямо на лице Спасителя, проступили заметные черные прожилки. Скульптор счел это плохим знаком и остановил работу над скульптурой, позднее, уже во Флоренции, начав трудиться над второй версией.

Основу ее создал Микеланджело, но заканчивал его подмастерье, который умудрился испортить работу. Другой ученик по имени Федерико Фризи все же исправил содеянное, благодаря чему в 1521 году скульптурную композицию установили в церкви.

Первоначально Иисус был обнажен, что символизировало непорочное, абсолютно не поврежденное похотью и нечестивостью тело, но после Тридентского Собора было принято решение о добавлении к скульптурной композиции набедренной повязки, которая создана из бронзы и покрыта золотом.
​ Если Вы интересуетесь работами Микеланджело, советуем наш самый полный обзорный тур по Риму “Здравствуй, Рим!”

Читать еще:  Аниме где красивый главный герой. Аниме где невероятно сильный гг пытается скрыть свою силу

«Пьета» Микеланджело Буонарроти: увлекательная история мраморной скульптуры с автографом гения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения Италии – скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. В мире почти нет равных мастеру, оставившему после себя столь гениальное и богатое наследие. Современник гения – художник и писатель Джорджо Вазари (1511-1574) считал Микеланджело недосягаемой вершиной мирового искусства, и в своей рукописи «Жизнеописаний» так написал о непревзойденном мастере:
“Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно. “

«Рietа»(1799)

Интерес художников к библейским сюжетам всегда был велик. Начиная с Раннего Возрождения мастера европейских стран в своих творениях отражали скорбящую Мадонну, оплакивающую распятого сына, снятого с креста. Одним из таких творений тех времен было полотно Пьетро Перуджино (1446-1524) – «Оплакивание Христа» (1494г.), на котором видим трагическую душещипательную сцену скорби и страдания Богородицы. В наши дни картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Это творение и побудило Микеланджело создать свою трехмерную композицию из глыбы мрамора. Мало кто верил, что 24-летний скульптор справится с этой сложной задачей. Но результат был потрясающим и превзошел все ожидания. Мастер создал свою первую и по-настоящему гениальную пьету. Рietа от итальянского «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие» – это иконографическая композиция изображающая Марию с усопшим сыном Иисусом, который лежит на ее коленях. Такая иконография была присуща творениям художников XIII-XVII века.

Фигуры Богородицы и Иисуса высечены из единого куска мрамора скульптором Буонарроти в 1499 году. Заказчиком был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом Франции в Риме при дворе папы Александра VI. В договоре сохранились слова поручителя – влиятельного патриция, покровителя таланта Микеланджело, римского банкира Якопо Галли: «Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше».

Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору. Гонорар за эту работу составил четыреста пятьдесят золотых дукатов.

В мае 1497 года скульптор отправился в каменоломни Каррары за глыбой мрамора чистейшей породы почти без вкраплений и трещин, которую выбирал лично. Скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала. И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. Но мастер не вложился в сроки: уж очень трудоемким оказался творческий процесс и работа растянулась на два года. Кардинал, увидев неоконченное произведение скульптора перед самой смертью, пришел в восторг и подтвердил, что Буонарроти выполнил условия договора.

После завершения это гениальное творение было установлено на самое почетное место в самом сердце Ватикана – Соборе Святого Петра. Оно служило образцом для подражания молодым мастерам. Сам же скульптор очень любил свое творение, и частенько захаживал в храм полюбоваться своей работой. Однажды услышав, что его труд приписывают скульптору Кристофоро Солари, Буонарроти в порыве ярости высек на перевязи, обвивающей Марию: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Что примечательно, «бедный художник», будучи полуграмотным, допустил ошибку в четвертой букве своего имени. Но за пять веков никто не осмелился исправить эту оплошность. «Рietа» – это единая работа, которую Микеланджело подписал, а через время очень раскаивался в совершенном. Он больше никогда не ставил никаких автографов на своих творениях.

Эта скульптурная композиция за пять столетий пострадала несколько раз от небрежности и вандализма, что показал спектральный анализ. Несколько веков назад часть левой руки Богородицы была отбита, однако реставраторы ее превосходно восстановили. А в конце XVIII века при транспортировке обломали четыре пальца Марии, что также было безупречно отреставрировано.

Во второй половине ХХ века произошел ужасный акт вандализма: австралийский геолог, венгр по происхождению Ласло Тот с безумными криками, что он Христос, набросился на статую и нанес скальным молотком пятнадцать ударов по мрамору. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. Было собрано около пятидесяти осколков от изувеченной мраморной композиции.Гениальное творение конечно же снова мастерски отреставрировали, и уже установили за пуленепробиваемое стекло, подняв на недосягаемую для вандалов возвышенность.

В этом видео можно узнать о композиционном строении мраморной скульптуры «Рietа».

Любое гениальное творение мастера имеет свою историю создания и судьбу. Не исключением была и скульптура гениального мастера Огюста Родена “Поцелуй”(1886).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://39rim.ru/skulpturyi-mikelandzhelo-v-rime-istoriya-opisanie-gde-posmotret.html
http://rome-with-love.ru/mikelandzhelo-v-rime-gde-uvidet-znamenitye-shedevr
http://kulturologia.ru/blogs/030717/35126/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии