Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины. Святая Русь в красках (Михаил Нестеров) Другие произведения Михаила Васильевича

Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины. Святая Русь в красках (Михаил Нестеров) Другие произведения Михаила Васильевича

Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины. Святая Русь в красках (Михаил Нестеров) Другие произведения Михаила Васильевича

  • Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 68Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Конец XIX – начало XX века
  • Категория Библейский сюжет
  • Ключевые слова Крестьяне | святые | женский костюм | мужской костюм | головные уборы | богослужебная одежда | Иисус Христос | сельский пейзаж | зима
  • Поделиться

    Поездка на Соловецкие острова (на Белом море) и знакомство с монастырской жизнью сыграла важную роль в жизни и творчестве художника. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов художником написаны картины “Молчание”, “Лисичка”, “Тихая жизнь”, “Обитель Соловецкая”, “Мечтатели”, “Соловки”. Целью путешествия была работа над большим программным произведением “Святая Русь”, вторым названием которого были начальные строки нагорной проповеди Христа “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко”. Картина должна была стать итогом многолетней работы и религиозно-философских размышлений художника.

    Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице). Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы пришедшая посмотреть ее Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев стала женой М. Нестерова.

    Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины

    Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью. Таким художником был и М. В. Нестеров – автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются “Видение отроку Варфоломею”, “Тишина”, серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и “Святая Русь”. Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

    Биография художника

    Родина М. В. Нестерова – небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году. Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере – родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством. Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

    В возрасте 12 лет Михаил Нестеров переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого – в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

    В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.

    Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника. После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа “Пустынник”, купленная небезызвестным П. М. Третьяковым. Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

    После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности – его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Картина “Святая Русь”

    Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы”. Эта же фраза считается неофициальным вторым названием “Святой Руси” Нестерова Михаила.

    Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения – “На Руси” (известной также как “Душа народа”), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

    О создании произведения

    Год написания “Святой Руси” Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, – их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

    Смысл, заложенный в полотне

    Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины – в чистой православной вере.

    Символично и то, что покаяние, которым пронизана “Святая Русь” Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

    Описание картины “Святая Русь” Нестерова Михаила

    На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения – кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

    Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности – деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

    Центральный план

    Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными – и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова “Святая Русь” изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

    Дальний план

    На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в “Святую Русь”, подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром – всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта – природы.

    Палитра картины

    Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму “кричащей”, чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки “Святой Руси” Нестерова – серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет – им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях – платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

    Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

    Другие произведения Михаила Васильевича

    Как упоминалось ранее, “работой над ошибками” после написания “Святой Руси” стало произведение “Душа народа”. В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе – это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета. Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в “Святой Руси”, многие ее герои написаны по реальным людям – среди богоискателей изображены небезызвестные писатели – Соловьев, Толстой и Достоевский. Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького – его сердце было занято идеей революции, а не веры.

    Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

    Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого – Марфо-Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была “Путь ко Христу”, затем Спасо-Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты – никто до него не изображал святых на фоне природы.

    Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине – России.

    Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины

    Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью. Таким художником был и М. В. Нестеров – автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются “Видение отроку Варфоломею”, “Тишина”, серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и “Святая Русь”. Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

    Биография художника

    Родина М. В. Нестерова – небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году. Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере – родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством. Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

    В возрасте 12 лет Михаил Нестеров переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого – в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

    В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.

    Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника. После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа “Пустынник”, купленная небезызвестным П. М. Третьяковым. Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

    После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности – его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Картина “Святая Русь”

    Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы”. Эта же фраза считается неофициальным вторым названием “Святой Руси” Нестерова Михаила.

    Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения – “На Руси” (известной также как “Душа народа”), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

    О создании произведения

    Год написания “Святой Руси” Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, – их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

    Смысл, заложенный в полотне

    Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины – в чистой православной вере.

    Символично и то, что покаяние, которым пронизана “Святая Русь” Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

    Описание картины “Святая Русь” Нестерова Михаила

    На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения – кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

    Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности – деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

    Центральный план

    Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными – и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова “Святая Русь” изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

    Дальний план

    На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в “Святую Русь”, подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром – всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта – природы.

    Палитра картины

    Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму “кричащей”, чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки “Святой Руси” Нестерова – серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет – им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях – платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

    Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

    Другие произведения Михаила Васильевича

    Как упоминалось ранее, “работой над ошибками” после написания “Святой Руси” стало произведение “Душа народа”. В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе – это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета. Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в “Святой Руси”, многие ее герои написаны по реальным людям – среди богоискателей изображены небезызвестные писатели – Соловьев, Толстой и Достоевский. Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького – его сердце было занято идеей революции, а не веры.

    Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

    Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого – Марфо-Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была “Путь ко Христу”, затем Спасо-Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты – никто до него не изображал святых на фоне природы.

    Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине – России.

    Источники:

    http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/nesterov_mv_svyataya_rus_1905_zh_1850/
    http://monateka.com/article/276017/
    http://fb.ru/article/385288/mihail-vasilevich-nesterov-svyataya-rus-opisanie-i-god-sozdaniya-kartinyi

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Древнерусская литература - что такое? Произведения древнерусской литературы. О древнерусской литературе
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии