Мифология древней греции религиозные представления древних греков проект. Античная мифология и причерноморье
Религиозные представления древних греков
Источники
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.( позднейшая форма критского письма (XV—XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
· «Илиада» и «Одиссея» Гомера
· «Толкование снов» Артемидора Далдианского
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Происхождение
Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.
Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:
· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией
Религиозные представления древних греков
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Ри́мская мифоло́гия представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.
Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.
Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.
Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.
Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V—VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.
Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критическому подходу к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону .
Тема урока: Античная мифология и Причерноморье
Тема урока: Античная мифология и Причерноморье.
Автор: учитель истории и кубановедения
Цель урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике. Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением творчески предоставить полученную информацию. Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.
При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков и коренного населения Кубани..
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции:
Греческая колонизация Северного Причерноморья.
Учебник , , . Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2013.
Тип урока: урок-практикум в форме презентации мифов.
I. Организационный момент.
II. Презентация мифов/по группам/
III. Подведение итогов урока. Саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задание.
I. Организационный момент (1 мин)
Проблема урока: почему мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморьем?
II. Поиск решения проблемы:
Презентация мифов по группам (25 мин):
– Миф об Ифигении
– Боспор Киммерийский и миф об Ио
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Из уроков истории мы уже знаем, что в VIII – V веках до н. э. в началась Великая греческая колонизация. Вспомните, что стало причинами переселения греков на новые земли?
Как назывались греческие поселения?
Что можете сказать об уровне развития колоний?
– Рассмотрите карту на с. 157. Какие сведения мы можем получить из этой карты? 6
Почему в греческих мифах очень часто упоминается Северное Причерноморье?
– Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем на доске проблему:
Почему мифы древних греков тесно связаны с Северным Причерноморьем??
-развитие ремесла и торговли
– мало плодородных земель,
-борьба демоса и аристократов
– они назывались колонии.
– Они процветали, успешно развивалось хозяйство.
Используя легенду карты, могут сказать, что греки начинают расселяться на другие земли, туда где есть удобная гавань, плодородная земля
Выявляют противоречие: с одной стороны, греческие города-государства
были хорошо развиты, но с другой – люди уезжали в поисках новых земел ь. 1
По-разному формулируют проблему урока. 1
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
1. Владеть смысловым чтением.
2. Определять понятия.
3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.
4. Выявлять причинно-следственные связи.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить информацию в разных источниках (текст учебника, карта).
8. Классифициро-вать (устанавливать иерархию).
– Какие у вас будут версии решения проблемы? 2
Фиксируем на доске версии:
1)греки по разному воспринимали новые земли;
2) нужда в новых рынках сбыта была выше страха;
3) местные племена были не всегда враждебны.
Предлагают свои версии. 2
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
3. Организовывать работу в группе.
4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения.
III. Актуализация знаний.
– Чтобы проверить версии, давайте с вами послушаем рассказ о названиях Черного моря в греческих мифах.
( использовании информации для учителя)
– Чем отличались названия Черного моря в начале рассказа от названия в конце?
Работают со словарём. Отвечают, используя § 13, 19.
– в начале рассказа море называли Понт Аксинский, то есть Море не гостеприимное, а затем его назвали Понт Эвксинский – гостеприимное море.
1. Аргументирован-но оценивать свои и чужие поступки.
IV. Планирование деятельности.
– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?
Фиксируем на доске план действий:
1. Причины греческого отношения к новым землям.
2.Мифы о Причерноморье.
3. Что правда, а что вымысел в греческих мифах?
Определяют, каких знаний недостаточно и где их надо найти.
– Причины, по которым греки по- разному воспринимают Черное море?
взаимодействие греков с местным
населением; каково было значение греческой колонизации для самих греков и для
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Греческие мифы и Причерноморье
Предлагает ребятам поработать в группах.
Группа 1: Презентация мифа
1. Миф об Ахилле
Группа 2: Презентация мифа
2. Миф об Ифигении
3.Миф о Боспоре Киммерийском и об ИО
Группа 4: Презентация мифа
5. Миф об амазонках
По окончании выполнения презентаций применяем самооценку 5 работы в каждой группе.
Оценивается ответ представителя от каждой группы, представляющий свой проект. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа каждого представителя группы.
Класс в течение нескольких минут
самостоятельно выполняет задание
Представляют свои рассказы, в которых указывается причина связи греческих мифов и Причерноморья
Выполнение задания№ 1 в рабочей тетради
Главные действующие персонажи
Исторические события, которые легли в основу легенды
Делают вывод о том, что греческая колонизация способствовала взаимному восприятию народов Средиземного
и Чёрного морей достижениями цивилизации Эллады.
VI. Выражение решения проблемы.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 3
Примерный вывод по проблеме: греческие мифы очень тесно связаны Причерноморьем, потому что греки очень долго жили в колониях на берегах Черного моря
VII. Применение нового знания.
– Ответить на вопросы Почемучки:
– Почему греки долго не решались освоить побережье Черного моря?
– Почему Северный Кавказ приравнивали к царству мертвых?
– Почему греки изменили свои представления о Северном Кавказе?
Аргументированно высказывают своё мнение.
Работают в группах.
VIII. Домашнее задание.
–Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили материал, на следующем уроке выполните мини-проверочную работу.
– Дома повторите основные понятия
этой параграфа, а также основные этапы изученной истории Кубани
-Как называется новый параграф, который мы будем изучать на следующем уроке?
– Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?
– Прочитайте дома этот параграф и проверьте свои предположения.
Информация для учителя.
Дополнение информации об амазонках с использованием – видео, – фотоприложений с этнографического комплекса Атамань.
Черное море. Сколько секретов оно таит в своих водах.. Таинственную красоту Черного моря воспели и Гомер, и Пушкин. В VIII веке до нашей эры древние эллины называли Черное море Аксинос Понтос, что в переводе с греческого значит «Негостеприимное море». Через сто лет греки переименовали Черное море в Эвксинос Понтос — Гостеприимное море.
Видимо, для изменения названия одного и того лее моря у древнегреческих мореплавателей имелись веские причины. Сохранилась легенда, в которой отражается попытка местных жителей объяснить происхождение названия: «Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо, ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Селение горцев богатело с каждым годом. Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеру, мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли: битва будет не на жизнь, а на смерть, греков было несчетное количество. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. В страхе закричали эллины и закрыли головы щитами. Птицы своими железными клювами стали дробить щиты. Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду со скал огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись высокие волны. Такие огромные, что соленые брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. В страхе эллины повернули свои корабли обратно.
Но мало кто возвратился к родным берегам. С тех пор греки и стали называть это море Понтом Аксинским Негостеприимным морем. И наказывали своим детям: «Никогда не подниматься против жителей Тавриды, никогда не пытаться пройти по Понту Аксинскому».
Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками и поклялись: никогда не поднимать оружия против друг друга! С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады. И счастливо зажили под солнцем предгорий у берегов Понта. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским – Негостеприимным? Нет, это доброе, гостеприимное море! И назвали греки море Понтом Евксинским. Так и повелось с тех пор. Кто идет к
Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом – оно для них всегда Гостеприимное. А для врагов оно — Понт Аксинский – Негостеприимное».
– Ответ учащихся на проблемный вопрос о изменении в названии Черного моря в период древнегреческой колонизации
Исследовательский проект “Мифология Древней Греции и Рима”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Орлова Юлия Юрьевна
- Написать
- 3478
- 05.03.2018
Номер материала: ДБ-1289184
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 05.03.2018
- 311
- 05.03.2018
- 683
- 05.03.2018
- 328
- 04.03.2018
- 191
- 04.03.2018
- 290
- 04.03.2018
- 184
- 04.03.2018
- 198
- 04.03.2018
- 2090
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://studopedia.ru/20_77891_religioznie-predstavleniya-drevnih-grekov.html
http://pandia.ru/text/80/260/10257.php
http://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-mifologiya-drevney-grecii-i-rima-2710005.html