47 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мифические существа средневековья и их названия. Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль

Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии (8 фото)

Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами . Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Читать еще:  Жить надо так не было мучительно. Откуда фраза "жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно"

Бог Пан — главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Читать еще:  Дубровский читать по главам полное содержание. Онлайн чтение книги дубровский глава i

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война. Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними. И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами . Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов. В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Галерея Мифологии l Сатиры

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона.

Охота сатиров за нимфами. Питер Пауль Рубенс, 1620-е годы

Бахус, сатиры и нимфы. Вильям Бугеро

«Однажды богиня войны Афина изобрела флейту, но когда увидела как безобразно раздуваются ее щеки при игре бросила ее прочь. Флейту подобрал сатир-пастух Марсий.

Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на своем нехитром инструменте до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Выслушав игру сатира бог искусств принялся играть на кифаре. В итоге бог не только победил Марсия, но и ободрал с несчастного кожу. С тех пор шкура висящая на памятном месте их творческой дуэли начинала двигаться, когда рядом звучали звуки флейты, но оставалась недвижима при звуках песен в честь Аполлона»

Вакханалия. Питер Пауль Рубенс, 1615

Сатир и нимфы. Вильям Бугеро, 1873

Постой хотя на миг! О камень или пень
Ты можешь уязвить разутую ступень;
Еще невинная, бежа от вакханалий,
Готова уронить одну ты из сандалий.
Но вот, косматые колени преклоня,
Он у ноги твоей поймал конец ремня.
Затянется теперь не скоро узел прочный:
Сатир, и молодой — не отрок непорочный!
Смотри, как, голову откинувши назад,
Глядит он на тебя и пьет твой аромат,
Как дышат негою его уста и взоры!
Быть может, нехотя ты ищешь в нем опоры,
А стройное твое бедро так горячо
Теперь легло к нему на крепкое плечо.
Нет! Мысль твоя чиста и воля неизменна;
Улыбка у тебя насмешливо-надменна.
Но отчего, скажи, — в сознаньи ль красоты
Иль в утомлении так неподвижна ты?
Еще открытое, смежиться хочет око,
И молодая грудь волнуется высоко.
Иль страсть, горящая в сатире молодом,
Пахнула и в тебя томительным огнем?

«Нимфа и молодой сатир» — Афанасий Фет

Венера и сатир. Себастьяно Риччи, 1720

Сатир и дама. Пьер Шарль Метти

Нимфы, сатиры, собаки. Питер Пауль Рубенс

Сатир и Сиринга. Никола Пуссен, 1637

Сатир в доме крестьян. Якоб Йорданс, 1620

Сатир в изгнании. Брюс Пеннингтон

Пьяный сатир. Питер Пауль Рубенс

Сатир. Майкл Вилан

Сатир и нимфы. Борис Валледжо

Сатир. Питер Пауль Рубенс

alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Читать еще:  Рассказ а франс служебная карьера. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века

Вакханалия. Питер Пауль Рубенс.

Отличать сатиров, панов и фавнов друг от друга довольно сложно. Многие считают, что речь идет вообще об одном типе существ, просто в Древней Греции их именовали Сатирами, а в Риме — панами, фавнами и сильванами. Выгладили все они примерно одинаково: имели козлиные ноги с копытами и человеческое тело выше поясницы. Они были покрыты густой шестью, имели рога и хвост, а также обладали кривым сплюснутым носом.

Охота Сатиров за Нимфами. Питер Пауль Рубенс.

И в Греции и Риме сатиры и родственные им существа — фавны, паны, силены, выступали обычно как шуты, пьяницы, весельчаки, обманщики и развратники, обладающие необузданной сексуальностью. Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия. И это по всей видимости не случайно — сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кто как не такие существа могли позаботится о природе, частью которой они, собственно, и являлись.

Распространенными были различные театральные представления, посвященные культу Диониса. На этих представлениях, которые часто разыгрывались на открытом воздухе, актеры, изображавшие сатиров, одевали уродливые маски и облачались в звериные шкуры. Сатиры, изображаемые актерами, выступали как глупые дикие существа, очень часто изображавшиеся еще и как невероятно похотливое создание. Что ж, дикая природа, без всяких человеческих запретов и прочей ерунды, лишней по мнению сатиров.

Сатиры почти всегда изображались с флейтой или тому подобным музыкальным инструментом. Это плоды легенды, согласно которой, однажды один сатир погнался за одной целомудренной нимфой, по имени, Сиринкс, с целью удовлетворить животную страсть. Нимфа, чтобы скрыться от сатира, превратилась в речную тростинку. Сатир не смог отличить нимфу от других тростинок, поэтому срезал несколько наугад и сделал из них флейту.

С тех пор, флейта — один из основных атрибутов сатиров.

Если в греческой и римской мифологии сатиры не ассоциировались со злом, выступая лишь как глуповатые и дикие создания, то в период христианской Европы все переменилось. Образ сатира теперь отождествлялся, не много не мало, с самим дьяволом. Это объясняется, конечно, влиянием античных легенд. Сатир, со своим пренебрежением к нормам морали, с тягой к пьянству и плотским утехам стал символом темных сил. Грехи, исходящие как известно от дьявола, полностью поддерживались сатирами — отсюда и такое к ним отношения, как к проявлению зла.

Показательна стала и одна из легенд о сатире: Марсия, сатир, непревзойденный флейтист, вызвал на соревнование по игре на музыкальном инструменте самого Аполлона. Но сатир проиграл богу и в наказание за дерзость с него заживо содрали шкуру.

В период средневековья в этой легенде увидели символ победы сил света над злом.

Кроме того, сам внешний вид сатиров подходил под изображение дьявола: рога и копыта, густая шерсть и уродливое лицо — прямо то, что надо! Ко всему прочему, флейта сатиров, являясь символом светской музыки противопоставлялось музыке духовной.

Неудивительно, что козёл стал символом нечистой силы. Во всем виноваты сатиры!

Пьяный Силен. Питер Пауль Рубенс.

Сатир в изгнании. Брюс Пеннигтон.

Сатир и Сиринга. Никола Пуссен.

Нимы, сатиры, собаки. Питер Пауль Рубенс.

Сатир в доме крестьян. Якоб Йорданс.

Бахус, Сатиры и Нимфы. Вильям Бугеро.

Сатир и дама. Пьер Шарль Метти.

Сатиры вместе с силенами
(см.) сопровождают бога виноградарства и виноделия Диониса, особенно во время праздников в его честь. Люди в сельской местности почитали сатиров, принося им в жертву ягнят и первые плоды нового урожая. В Средневековье воспоминание о сатирах жило в образе чертей.Античные художники иногда изображали сатиров в виде юношей,занимающихся сбором винограда и приготовлением вина, а также играющих на музыкальных инструментах.

В греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Вместе с сатирами (см.) и менадами
(см.) силены составляли свиту бога виноградарства и виноделия Диониса. Силены изображались курносыми, толстогубыми, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славились задиристым нравом, страстью к вину и любили проводить время с нимфами (см.).

Источники:

http://nlo-mir.ru/starnyesushestva/55864-satiry.html
http://www.liveinternet.ru/users/ludiko/post153894736/
http://alindomik.livejournal.com/218529.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×