Мифические персоны дидона и эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы. Мифологическая энциклопедия: Герои мифов и легенд: Дидона

Мифические персоны дидона и эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы. Мифологическая энциклопедия: Герои мифов и легенд: Дидона

Мифические персоны Дидона и Эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы

Мифические герои Дидона и Эней будоражили воображение не только древних греков и римлян, но и людей более поздних эпох. Любовная история, воспетая Гомером и Вергилием, неоднократно обыгрывалась и переосмысливалась античными трагиками. В ней историки видели зашифрованный код будущих Пунических войн. Данте Алигьери использовал историю Энея и Дидоны для своих благочестивых назиданий в «Божественной комедии». Но прославил мифическую пару все же английский барочный композитор Генри Пёрселл. Используя «Энеиду» Вергилия, Наум Тейт написал либретто. Таким образом, во второй половине XVII века на свет появилась замечательная опера в трех действиях – «Dido and Aeneas». Кто же такие Дидона и Эней? Боги? Нет. Но и не исторические персонажи. Эти герои вышли из мифа и стали легендой.

История Энея

Великий поэт античности Гомер, живший в восьмом веке до нашей эры, в своем многоплановом эпическом произведении «Илиада» вывел в числе прочих и образ Энея. Этот сын богини красоты Афродиты и земного царя дарданов Анхиса покинул горящую Трою и на двадцати судах уплыл со своими людьми за море. В двадцатой книге «Илиады» описывается его спасение. Он спас из гибнущего города не только свою жену Криспу и сына Юла, но и старика-отца, неся того на своей спине. Эллины, уважая такой поступок, пропустили его. Впрочем, другие античные авторы дают иные версии истории Энея. Лесх описывает, как мифического героя пленил Неоптолем. Арктин считает, что Эней уехал из Трои еще до ее взятия. Гелланик, Лутаций Дафнис и Менекрат Ксантий считали, что именно он сдал город ахейцам. Как бы то ни было, падение Трои послужило причиной дальних странствий племени дарданов. Буря на море отогнала корабли к берегам Карфагена. Таким образом и встретились местная царица Дидона и Эней. Миф повествует, что они полюбили друг друга. Но послушный воле богов Эней остался верным своему долгу. Он должен был основать царство латинян. Чтобы не терзать себя и любимую долгим расставанием, он покинул Карфаген тайно. Дидона, узнав о бегстве Энея, приказала разжечь погребальный костер. Затем она побросала туда вещи возлюбленного и сама кинулась в огонь.

Версия Вергилия

Для Гомера Дидона и Эней – герои второго плана. Древнеримский поэт Вергилий посвящает мифическим героям и их любовной истории больше внимания. Мореплаватель, окутанный завесой тумана, в которую облекла его мать, богиня Венера, входит в Карфаген. Он видит красавицу-царицу и то, что она настроена доброжелательно к членам его команды. Тогда он является ей. На пиру Купидон, приняв облик сына Энея, Юла, прижимается к Дидоне и пускает ей стрелу прямо в сердце. От этого царица безумно влюбляется в троянского героя. Но недолго длилось их счастье. Через год боги послали Меркурия напомнить Энею о его долге – отправиться в Италию и основать новое царство. Судьба, которую, по античным понятиям, невозможно изменить, предначертала Энею брак с Лавинией, дочерью Латина. Чтобы не слышать сетований Дидоны, Эней покидает ее, когда та спала. Проснувшись, царица в отчаянии бросается в пылающий костер. Видя черный дым, поднимающийся над горизонтом, Эней понимает его причину, и сердце его тоскует. Но он следует за своей судьбой.

Герои не умирают

Трогательная любовная история с трагическим концом не забылась с падением Римской империи. Овидий Назон сочинил «Письмо Дидоны к Энею» (Героиды VII). Эта мифическая пара стала главными действующими персонажами в трагедии Псевдо-Эврипида «Рес». Дидона и Эней упоминаются и в ряде средневековых поэтических произведений. И если римляне с полной уверенностью считали своим общим предком прославленного мореплавателя, то испанцы почитают своей основательницей царицу Карфагена. Так, по крайней мере, указывается в хронике 1282 года короля Альфонсо Х «Estoria de Espanna».

Политическое переосмысление

В 1678 году известный британский драматург Наум Тейт написал пьесу «Брут из Альбы, или Очарованные любовники», которая позже стала основой для оперы Г. Пёрселла «Дидона и Эней». Либретто полностью переосмысливает любовную историю и делает из нее аллегорию на политические события эпохи английского короля Якова II. Именно его автор выводит в образе Энея. Дидона же, согласно Тейту, – британский народ. Автор пьесы вводит новых персонажей, которые не встречаются у Вергилия. Это Колдунья и ее помощницы – ведьмы. Под ними Тейт подразумевает Папу Римского и католическую церковь. Эти злые существа принимают облик Меркурия и наущают короля предать свой народ.

«Дидона и Эней»: опера Пёрселла

Это произведение считается одним из лучших сочинений барочного композитора. Оригинал партитуры не сохранился, а в начале восемнадцатого века она претерпела множество изменений (была утеряна музыка пролога, нескольких танцев и конец сцены в роще). Это единственное произведение Пёрселла без разговорных диалогов. Впервые опера была исполнена на театральных подмостках Женского пансиона в Лондоне. Это дало музыкальным исследователям право полагать, что Пёрссел намеренно упростил свою барочную партитуру, адаптировав ее для исполнения школьницами. Наиболее популярными отрывками из оперы являются ария «Ах, Белинда» и песенка моряка. Но наиболее ценным, вошедшим в сокровищницу мировой музыки, стал «Плач Дидоны». С отплытием любимого карфагенская царица просит амуров рассыпать на ее могиле лепестки роз, таких же нежных, как ее любовь. Плач Дидоны – ария «Когда меня положат в землю» – ежегодно исполняется в день окончания Первой Мировой войны, на церемонии, которая проходит в Уайтхолле.

Читать еще:  Судьба человека автор и главный герой. Знакомство с Андреем Соколовым, у которого был реальный прототип

Ян и Инь в переосмыслении Иосифа Бродского

В 1969 году для советского правосудия тунеядцем, а для всего остального мира – великим поэтом было написано стихотворение «Дидона и Эней». Бродский в нем лишь косвенно касается сюжета и без того известного мифа. Основной упор он делает на размышлении о диалектическом противоборстве мужского – деятельного и активного – начала, Ян, и эмоционального, женственного Инь. «Великий человек» Эней в своем стремлении вершить судьбы покидает Дидону. А для нее весь мир, вся Вселенная – это только ее возлюбленный. Она хочет следовать за ним, но не может. Это оборачивается для нее мучениями и гибелью.

ДИДОНА

Элисса, в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Д. Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Д. купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Д. окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (греч.βύρσα, «шкура»). При ее закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром). По версии Юстина (XVIII 4-7), восходящей к более ранним греческим или финикийским источникам, Д., преследуемая сватовством Ярба, взошла на костер, храня верность памяти мужа. Римская традиция связала Д. с Энеем. Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3-2 вв. до н. э.) о Пунической войне. Обработал ее Вергилий в четвертой книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Д. покончила с собой, взойдя на костер и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Д., возможно, восходит к финикийскому божеству; карфагеняне чтили ее как богиню. е. ш.

В нач. 16 в., почти одновременно с первыми переводами «Энеиды» Вергилия, создаются трагедии: «Д.» Дж. Джиральди Чинтио; «Д.» Л. Дольче; «Д., приносящая себя в жертву» Э. Жоделя и др.; среди поэтических произведений: «История царицы Д.» Г. Сакса и др. Среди драматических произведений 17-18 вв.: «Д., приносящая себя в жертву» А. Арди; «Д.» Ж. де Скюдери; «Покинутая Д.» П. Метастазио; «Д.» И. Э. Шлегеля; «Д.» Я. Б. Княжнина и «Д.» М. Н. Муравьева.Миф о Д. пользовался особой популярностью в европейском музыкально-драматическом искусстве начиная с сер. 17 в. (среди первых опер.: «Д.» Ф. Кавалли; «Безумная Д.» К. Паллавичино; «Д. и Эней» Г. Перселла; «Безумная Д.» А. Скарлатти и др.). К либретто П. Метастазио обращались композиторы А. Скарлатти (вторая опера на этот сюжет), Н. Порпора, Г. Ф. Гендель, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, В. Фьораванти.До нас дошло немного произведений античного искусства, связанных с мифом (фреска в Помпеях, мозаика из Галикарнаса, ряд статуэток Д., кончающей с собой, и др.). Европейское искусство обращается к мифу вначале в иллюстрациях к поэме Вергилия, начиная с 15 в.- в живописи. Наиболее распространенным был сюжет «самоубийство Д.» (картины А. Мантеньи, Аннибале Карраччи, Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенса, С. Бурдона, Ш. Лебрена, А. Куапеля, Дж. Рейнолдса и др.), воплощались также сцены пиршества Энея и Д. и их охоты (фрески Я. Амигони и Дж. Б. Тьеполо, картины Г. Рени, И. Г. Тишбейна и др.), сюжет «Д. основывает Карфаген» (Дж. Б. Питтони и др.).

Читать еще:  Имена героев из мульта губка боб. Список персонажей мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны

52. В поисках новой родины. Обоснование в Италии

Эней в гостях у Дидоны. Однажды буря пригнала корабли Энея к берегам Ливии, где в городе Карфагене правила молодая и прекрасная царица Дидона. К ней-то и направились Эней и его друзья, а боги сделали их невидимыми, чтобы никто не причинил им вреда. Подошли троянцы к храму Юноны, перед ним, окруженная многочисленными слугами, сидела на троне Дидона. Убедились троянцы, что не причинит карфагенская царица им вреда, и могут они опять стать видимыми. Радушно встретила она гостей, пригласила их в свой дворец на пир, а тем троянцам, которые остались возле кораблей, послала много еды и питья, чтобы и у них был праздник. До вечера длилось во дворце веселье. Но и вечером, когда слуги зажгли в пиршественном зале золотые лампады, не разошлись гости: по просьбе Дидоны рассказывал Эней об осаде Трои, о царе Приаме, об Ахилле и Гекторе, о своих скитаниях и невзгодах. Гости не сводили глаз с троянского героя; богиня Венера сделала его таким прекрасным, что великая любовь к нему вспыхнула в сердце Дидоны. С тех пор потеряла она покой, металась по городу, подобно раненой лани и нигде не находила успокоения. Часто видели ее гуляющей по Карфагену вместе с Энеем. Лишь поздно ночью оставалась Дидона одна, но и во сне Эней стоял у нее перед глазами.

Эней покидает Дидону. И тогда Венера и Юнона решили связать Энея и Дидону брачными узами, оставив героя в Ливии. Устроили дело богини, отпраздновали Эней с Дидоной свадьбу. Эней не помышлял больше об основании города, лишь любовь жила в его сердце. Дошла весть об этом до Юпитера, и отправил тот к Энею быстроногого Меркурия с такими словами: “Забыл ты о своем долге! Нечего тебе делать здесь, в ливийском краю. Стал ты рабом женщины! Если тебя самого не прельщает слава подвигов, вспомни о своем сыне! Ведь судьбой ему предназначено положить начало великому Риму!” Опечалился Эней, разрывалась его грудь от предстоящей разлуки с Дидоной. Но не смел он противиться воле богов, приказал готовить корабли.

Тяжелым было расставание с Дидоной. Она то умоляла Энея остаться, то проклинала его, но никак не могла смириться со своей судьбой. С трудом подавил Эней возникшее в сердце желание успокоить и утешить ее, но не велели ему боги склонять слух к просьбам несчастной царицы. В назначенное время, повинуясь приказу Энея, отошли корабли от берегов Ливии. С высоких крепостных стен наблюдала за ними Дидона. Когда корабли скрылись из вида, поняла она, что жизнь больше не имеет для нее смысла. Приказала соорудить посреди дворца погребальный костер, положила в него подарки Энея, а затем пронзила свое сердце мечом. Улетела вместе с дымом в царство теней гордая и страдающая душа карфагенской царицы.

Эней в царстве мертвых. Быстро бежали по волнам корабли Энея. Далеко позади осталась страна Дидоны, а впереди показалась Италия. Пристал Эней к берегу неподалеку от города Кумы. Жила там знаменитая прорицательница — Кумская Сивилла: хотел Эней вопросить ее о своей дальнейшей судьбе. Узнал он, что испытания на море кончились, но еще больше опасностей, битв и поединков ждет его на суше.

Спросил Эней, не может ли Сивилла проводить его в царство мертвых: он хотел бы повидаться с отцом и выслушать его предсказания. В сопровождении Сивиллы, держа в руках золотую ветвь из священной рощи, вошел он под мрачные своды огромной пещеры, где начинался путь к подземной реке Ахеронту. Застонал под тяжестью живого человека челнок Харона, но благополучно переправился Эней через Ахеронт и оказался в самом центре преисподней. Увидел Эней души многих славных героев, видел и то, как мучаются в Тартаре души нечестивых людей, разглядел страшных подземных богов. Заметил он и Дидону, тенью блуждавшую в лесу. Попытался заговорить с ней, но тотчас скрылась тень гордой царицы, даже здесь не простила она Энею его отъезда. Наконец, достиг он того места, где обитали души праведников и где находился его отец. Обрадовался Анхис, увидев Энея: “Иного я и не ждал от тебя, сын мой! Правда, долгой задержкой в Ливии ты меня огорчил, но все-таки одолела непосильный путь твоя святая верность.”

Знал Анхис, зачем пришел к нему Эней, и поведал о грядущей славе города Рима, показал длинный ряд знаменитых своими подвигами потомков, чьи души пока еще обитали в подземном мире, ожидая своего воплощения на земле. От этих рассказов в сердце Энея вновь вспыхнуло стремление к славе. Знал он теперь, что не были напрасны его страдания.

Читать еще:  Русский реализм конца 19 начало 20 века. Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

“Доедаем мы наши столы”. Вновь пустился в путь Эней. Однажды, когда утренняя заря спешила открыть ворота новому дню, и синее море сверкало спокойной гладью своих вод, увидел Эней устье широкой реки. Перед ним был Тибр.

Понравилось Энею место, и приказал он пристать к берегу. Спустились мореплаватели на землю, расположились завтракать на свежей зеленой траве. Положили они на траву лепешки, на них фрукты, помолились богам и начали есть. Съев сперва фрукты, приступили к лепешкам , и тут воскликнул Юл, сын Энея: “Ну вот, доедаем мы наши столы!”

Он хотел пошутить, но понял Эней, что сбылось предсказание, и промолвил: “Привет тебе, край, предназначенный мне самой судьбою! Здесь теперь наша родина и наш дом!” Совершил благочестивый Эней жертвоприношение бессмертным богам. Трижды прогрохотал в ответ громом с неба Юпитер и явил им облако, сияющее изнутри золотым светом. Поняли троянцы, что правильно истолковал Эней волю богов.

Чудесное знамение. Страной, где решили обосноваться троянцы, правил Латин. У него была единственная дочь, Лавиния, предназначенная в жены Турну, вождю соседнего племени рутулов. В тот день, когда Эней со своими спутниками поедал свои столы, Латин и Лавиния совершали жертвоприношение. И вот показалось присутствующим, что охватило Лавинию пламя: запылали одежда и волосы, а на голове засверкала корона. Удивились все такому знамению, но никто не мог его объяснить; ночью же во сне услышал Латин голос своего отца, лесного бога Фавна, повелевшего отдать Лавинию в жены чужеземцу, который придет к нему.

Наутро явились к Латину послы от Энея с дарами и просьбой остаться в их краю. С радостью дал согласие Латин, и сам предложил Энею руку прекрасной Лавинии. Так сразу же установился мир и согласие между латинами и прибывшими в их край троянцами.

Война Энея с рутулами. Но не понравилось это грозной богине Юноне. Ведь она делала все возможное, чтобы Эней не добрался до Италии, зная, что потомки его разрушат любимый Карфаген, велела Юнона богине Аллекто, разжигательнице распрей, привести Турна в ярость. Дело оказалось нетрудным: вождь рутулов лишился невесты, и рад был случаю отомстить обидчику. Собрал он войско из молодых рутулов, которые рвались на подвиги, и призвал изгнать пришельцев из Италии.

Началась жестокая война. Не хотел ее Эней, был он миролюбив, хотя и бесстрашен, но пришлось ему защищать свое право жить на землях, указанных бессмертными богами. Венера принесла ему чудесные доспехи, выкованные в кузнице бога Вулкана: шлем с грозным гребнем, острый меч, прекрасный панцирь. Но главным чудом был щит. Зная грядущее, изобразил на нем Вулкан и римскую историю, и подвиги римских героев, идущих в бой за свободу, и дары от побежденных народов. Обрадовался Эней такому прекрасному дару.

Страшной была война, уходили из жизни самые молодые и цветущие. Погибли многие товарищи Энея по странствиям и его новые друзья; пали в битвах и многие храбрые воины Турна.

Поединок Энея и Турна. Наконец, сошлись в единоборстве два вождя, Турн и Эней, и побежден был грозный вождь рутулов. Ударом копья поверг его Эней на землю, и взмолился Турн: “Не прошу я тебя ни о чем, я заслужил свою судьбу, но пожалей моего отца, ведь и твой Анхис был таким же старцем; верни ему меня, или хотя бы мое тело! Ты победил, бери теперь в жены Лавинию, но положи предел своей ненависти!” Совсем уже склонил он Энея мольбами, и опустил герой занесенное для удара копье, но вдруг увидел на Турне пояс своего погибшего друга Палланта и воскликнул: “Нет, убийца моего друга, не уйдешь ты от расплаты! Этот удар наносит тебе моею рукою Паллант!” И сказав так, поразил врага насмерть.

Так Эней завоевал себе право обосноваться в Италии. Построил он город, назвал в честь своей жены Лавинием, но правил недолго. Через несколько лет завершился земной путь Энея. Потомки чтили его как бога под именем Юпитера Родоначальника.

Читайте также предыдущую тему главы VIII «Римские герои. Эней» раздела «Боги и герои Древнего Рима»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источники:

http://fb.ru/article/144410/mificheskie-personyi-didona-i-eney-stavshie-glavnyimi-geroyami-legendarnoy-odnoimennoy-operyi
http://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/%D0%94%D0%98%D0%94%D0%9E%D0%9D%D0%90
http://licey.net/free/3-mify_narodov_mira/8-mify_narodov_evropy_i_ameriki/stages/119-52_v_poiskah_novoi_rodiny_obosnovanie_v_italii.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии