Миф и обряд в первобытной культуре – эдуард тайлор. Миф и обряд в первобытной культуре

Миф и обряд в первобытной культуре – эдуард тайлор. Миф и обряд в первобытной культуре

Миф и обряд в первобытной культуре – Эдуард Тайлор

Название: Миф и обряд в первобытной культуре.

Автор: Эдуард Тайлор.

Издание представляет собой избранные страницы известной работы одного из наиболее выдающихся этнографов и историков XIX в. Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Книга содержит огромный фактический материал по первобытным верованиям народов мира и знакомит читателя с истоками религии, с древнейшими представлениями и обрядами человечества, пережитки которых («живые свидетельства», «памятники прошлого», по меткому определению автора) можно обнаружить и в современной культуре.

Для широкого круга читателей.

Когда какой-либо обычай, навык или мнение достаточно распространены, они подобны потоку, который, однажды проложив себе русло, продолжает свое течение целые века. Мы имеем здесь дело с устойчивостью культуры. Тем не менее весьма замечательно, что перемены и перевороты в человеческой истории позволяют стольким маленьким ручейкам так долго продолжать свое течение.
В татарских степях 600 лет тому назад считалось преступлением наступать на порог и прикасаться к веревкам при входе в палатку. Это воззрение как будто сохранилось и теперь. За 18 столетий до нашего времени Овидий упоминает о народном предубеждении римлян против браков в мае, которое он не без основания объясняет тем, что на этот месяц приходились погребальные обряды Лемуралий:
Девы и вдовы равно избегают брачных союзов
Этой поры. В мае брак ранней смертью грозит,
Вот что известной тебе выражает народ поговоркой:
Только злую жену в мае бери за себя.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ПЕРЕЖИТКИ В КУЛЬТУРЕ 4
Сфинкс. 9
Афинский царь Эгей, вопрошающий оракула. 10
Человеческие жертвоприношения. 14
Глава II МИФОЛОГИЯ.. 15
Атлас с земным шаром на плечах. 17
Прометей лепит первого человека из глины.. 17
Африканский колдун. 26
Вервольф 27
Гермес убивает стоглазого Аргуса. 29
Тескатлипока – одно из главных божеств индейцев Центральной Америки. 31
Египетская богиня неба Нут поглощает и рождает солнце. 32
Индуистский бог солнца Сурья. 37
Глава III. АНИМИЗМ 41
Сибирский шаман. 48
Пенелопе во сне является ее сестра. 49
Переправа души умершей в мир мертвых (фрагмент росписи древнегреческого лекифа. V в. до н. э.) 69
Домовина – надмогильный сруб, в котором славяне ставили поминальную пищу. Россия, XIX в. 71
Во время посещения семейных могил китайцы украшают их цветами и едят холодные закуски. 72
Спустившийся в загробный мир Одиссей беседует с тенью прорицателя Тиресия. 75
Суд Осириса в загробном мире. 79
Дух охотится на эму в загробном мире. Австралия. 86
Наказание грешников в аду. Старинная книжная иллюстрация, Китай. 88
Китайские бумажные жертвенные деньги, предназначенные для душ предков. 91
Беснование. 99
Древнерусские амулеты-привески. 104
Саламандра – дух огня. 116
Духи воды.. 118
Гномы – духи земных недр. 121
Священный дуб в прусском святилище Ромове. 122
Апис – священный бык древних египтян. 124
Кошка – священное животное Баст древних египтян. 125
Хануман, царь обезьян, строит мост между Цейлоном и Индией. 125
Символ вечности – змея, кусающая свой хвост. 126
Асклепий – древнегреческий бог врачевания со змеей. 127
Тримурти – троица верховных богов индуизма: Брахма, Вишну и Шива. 129
Индуистский бог Индра – повелитель молний. 133
Вотан – бог-громовержец древних германцев. 134
Агни – индуистский бог огня. 138
Митра, попирающий быка. 142
Селена – богиня луны древних греков. 143
Глава IV. ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ 144
Человеческие жертвоприношения у майя. 149
Заключение. 165
ПРИМЕЧАНИЯ 168
Глава 1. 169
Глава 2. 169
Глава 3. 171
Глава 4. 175
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ.. 176
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 181
СОДЕРЖАНИЕ. 187

Читать еще:  Олеша юрий карлович - чтобы помнили. Юрий олеша - биография, информация, личная жизнь

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Миф и обряд в первобытной культуре – Эдуард Тайлор – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Миф и обряд в первобытной культуре. Эдуард Тайлор

Смоленск: Русич, 2000. — 624 с. илл. — (Популярная историческая библиотека).

Издание представляет собой избранные страницы известной работы одного из наиболее выдающихся этнографов и историков XIX в. Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Книга содержит огромный фактический материал по первобытным верованиям народов мира и знакомит читателя с истоками религии, с древнейшими представлениями и обрядами человечества, пережитки которых («живые свидетельства», «памятники прошлого», по меткому определению автора) можно обнаружить и в современной культуре.

Для широкого круга читателей.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл (Яндекс – Народ. Диск.) 1) Введите 6 цифр. 2) Нажмите зеленую кнопку. 3) На следующей странице (если стоит галочка) обязательно уберите галочку из графы “Установить Яндекс Бар”, иначе Вы ничего не сможете скачать. 4) Нажмите ссылку и начнется скачивание .

ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ПЕРЕЖИТКИ В КУЛЬТУРЕ.. 4
Сфинкс. 9
Афинский царь Эгей, вопрошающий оракула. 10
Человеческие жертвоприношения. 14
Глава II МИФОЛОГИЯ.. 15
Атлас с земным шаром на плечах. 17
Прометей лепит первого человека из глины.. 17
Африканский колдун. 26
Вервольф.. 27
Гермес убивает стоглазого Аргуса. 29
Тескатлипока — одно из главных божеств индейцев Центральной Америки. 31
Египетская богиня неба Нут поглощает и рождает солнце. 32
Индуистский бог солнца Сурья. 37
Глава III. АНИМИЗМ. 41
Сибирский шаман. 48
Пенелопе во сне является ее сестра. 49
Переправа души умершей в мир мертвых (фрагмент росписи древнегреческого лекифа. V в. до н. э.) 69
Домовина — надмогильный сруб, в котором славяне ставили поминальную пищу. Россия, XIX в. 71
Во время посещения семейных могил китайцы украшают их цветами и едят холодные закуски. 72
Спустившийся в загробный мир Одиссей беседует с тенью прорицателя Тиресия. 75
Суд Осириса в загробном мире. 79
Дух охотится на эму в загробном мире. Австралия. 86
Наказание грешников в аду. Старинная книжная иллюстрация, Китай. 88
Китайские бумажные жертвенные деньги, предназначенные для душ предков. 91
Беснование. 99
Древнерусские амулеты-привески. 104
Саламандра — дух огня. 116
Духи воды.. 118
Гномы – духи земных недр. 121
Священный дуб в прусском святилище Ромове. 122
Апис — священный бык древних египтян. 124
Кошка — священное животное Баст древних египтян. 125
Хануман, царь обезьян, строит мост между Цейлоном и Индией. 125
Символ вечности — змея, кусающая свой хвост. 126
Асклепий — древнегреческий бог врачевания со змеей. 127
Тримурти — троица верховных богов индуизма: Брахма, Вишну и Шива. 129
Индуистский бог Индра — повелитель молний. 133
Вотан — бог-громовержец древних германцев. 134
Агни — индуистский бог огня. 138
Митра, попирающий быка. 142
Селена — богиня луны древних греков. 143
Глава IV. ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ.. 144
Человеческие жертвоприношения у майя. 149
Заключение. 165
ПРИМЕЧАНИЯ.. 168
Глава 1. 169
Глава 2. 169
Глава 3. 171
Глава 4. 175
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ.. 176
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 181
СОДЕРЖАНИЕ. 187

Читать еще:  Фредди Меркьюри и Мэри Остин – история любви и фото лидера «Queen» и его любимой женщины.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “

Эдуард Тайлор «Первобытная культура»

Тайлор Эдуард Барнетт – (в неточной старой русской транслитерации – Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой – эволюционистской – научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

В 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, – “Первобытная культура”. “Первобытная культура” начинается с изложения того, как автор понимает предмет своего исследования. Культура здесь – это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т. п. И в более ранних, и в более поздних работах Тайлор трактовал культуру шире, включая в нее по меньшей мере также технику. Далее следует предлагаемое Тайлором понимание эволюционизма в науке о культуре, его “кредо” эволюционизма: “История человечества есть часть или даже частичка истории природы”, и человеческие “мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движениями волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных”. К числу важнейших из этих законов относятся, с одной стороны, “общее сходство природы человека”, с другой – “общее сходство обстоятельств его жизни”. Действием этих причин объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. Понимал Тайлор и то, что эволюция культуры – это и результат исторических воздействий и заимствований. Хотя Тайлор отдавал себе отчет в том, что культурное развитие совершается не так уж прямолинейно. И всё же для Тайлора как эволюциониста важнее всего было показать культурное единство и единообразное развитие человечества, и, преследуя эту главную цель, он нечасто оглядывался по сторонам. Большое внимание уделено в “Первобытной культуре” теоретическому обоснованию прогресса в культурной истории человечества. Вопрос о соотношении прогресса и регресса в истории человечества Тайлор решал вполне однозначно. “Если судить по данным истории, то первоначальным явлением оказывается прогресс, тогда как вырождение может только последовать ему: необходимо ведь сначала достигнуть какого-то уровня культуры, чтобы получить возможность утратить его”.

Подобно другим эволюционистам, Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования и т. п. – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как они, развиваются одни из других. Значит, историк культуры должен применять ту же методику, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по их видам, располагать эволюционными рядами – от более простых видов к более сложным и прослеживать их прогресс – процесс постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными. В этой методике самым неудачным было признание эволюционных рядов независимыми друг от друга. На деле все явления культуры так или иначе между собой связаны, должны изучаться системно, и только при таком изучении могут быть поняты движущие силы, пути и темпы их развития. Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и во времени, Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. Впоследствии этот прием получил название типологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода.

Читать еще:  Какие русские фамилии на самом деле татарские. Какие "русские" фамилии на самом деле еврейские

Тайлор ввел в этнографию понятие “первобытный анимизм”. Свою анимистическую теорию происхождения религии Тайлор проиллюстрировал впечатляющим сравнительным этнографическим и историческим материалом, призванным показать распространение анимизма на земном шаре и его эволюцию во времени. В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований скорее всего был тотемизм, в котором люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь с непосредственным природным окружением.

Анимизм в переводе с латинского языка оно звучит как “animus”, что означает “дух, душа”. Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм – это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин “анимизм” термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы – все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм – веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм – это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм – это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Источники:

http://nashol.com/2011061556531/mif-i-obryad-v-pervobitnoi-kulture-eduard-tailor.html
http://za-partoj.ru/d/relig/relig035.htm
http://studopedia.ru/10_255981_eduard-taylor-pervobitnaya-kultura.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии