Методы и приемы формирования знаний о музыке. Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования знаний о музыке. Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

Музыкально-образовательная деятельность. Методы и приемы формирования знаний о музыке

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Знаний о музыке.

Методы и приемы формирования знаний о музыке.

  • а) наглядно – слуховой метод (звучания произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.
  • б) наглядно-зрительный метод также применяют широко: показ репродукции картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.
  • в) словесный метод применяют когда сообщают детям различные сведения о музыке, проясняют ее содержание, разъясняют, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками.

г) практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), рассказывают детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности.

Этот метод помогает детям не только усвоить музыкальные знания, но и закрепить их на собственном опыте. Практические приемы – оркестровка, передача характера музыки в движении – позволяет глубже почувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцента, динамики, пауз и т.д.

д) дидактические игры.

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

Формы организации музыкально-образовательной деятельности.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ее.

Читать еще:  Очерк на тему о человеке профессионале. Как написать очерк о человеке, который важен для вас? Работа в творческой мастерской

К формам музыкальной деятельности детей относятся:

  • · Занятия;
  • · Музыка в повседневной жизни детского сада;
  • · Музыкальное воспитание в семье;

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ

В музыкально-образовательной деятельности, как и в других ви­дах музыкальной деятельности, применяются различные педагоги­ческие методы и приемы (О. П. Радынова и др.).

Поскольку все знания необходимо давать детям в опоре на музы­ку, а не отвлеченно, требуется применение наглядно-слухового метода (звучание произведения в «живом» исполнении или в за­писи), который всегда сопровождает рассказ педагога о музыке.

Применение наглядно-зрительного метода также значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это:

■ показ репродукций, изображений инструментов и т.д.;

■ использование цветных карточек (прием: цвет — настроение);

■ моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений и т. п.

Словесный метод предполагает:

■ сообщение детям различных сведений о музыке;

■ разъяснение новых понятий, обогащающих «словарь эстетиче­ских эмоций» ребенка, побуждающих детей осознанно выска­зываться о характере музыкальных произведений;

■ объяснение того, как овладеть определенными навыками и т. д.

Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Он также включает показ приемов исполнения, вариантов творче­ских импровизаций, способов действий, необходимых в исполни­тельской и творческой деятельности.

Рекомендуется использовать в музыкально-образовательной дея­тельности метод создания художественного контекста: он по­зволяет обогатить художественно-педагогическую среду, дает воз­можность представить музыку в ее разнообразных связях с другими видами искусства и жизненными прообразами (речью, движением, звуками окружающего мира) (Г. А. Праслова).

Осознанному усвоению знаний способствует также использова­ние музыкально-дидактических игр и пособий,позволяющих объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также прак­тические действия детей. При этом игровая форма заданий помога­ет без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

Как говорилось выше, музыкально-образовательная деятельность предполагает, помимо привития ребенку музыкальной грамотности, освоение им нотной грамоты.

Анализируя данную проблему, Г. А. Праслова отмечает, что к из­учению нотной грамоты с детьми дошкольного возраста можно при­ступать лишь после длительного периода устного (донотного) освое­ния музыкальной речи, так как звуки в сознании ребенка лишь со временем оформляются в зрительные образы, соответствующие слуховым представлениям, только после приобретения ребенком достаточного запаса музыкальных знаний и музыкально-слуховых представлений.

Чтобы представить дошкольникам нотную грамоту в понятном и доступном виде, автор рекомендует использовать различные спо­собы моделирования элементов музыкального языка:

■ пространственное (показ руками направления движения мело­дии и др.);

■ речевое (ритмизированная речь, звукоподражания и т. д.);

■ двигательное (различные виды движения тела, звучащие же­сты — (щелчки, шлепки и т.д.);

■ графическое (символическая условная запись — рисунки, цвет, карточки и т.д.) моделирование различных элементов музыкаль­ного языка: метра, темпа, звуковысотных отношений, фактуры и т.д.

Автор также отмечает необходимость учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, что предполагает такую организацию музыкально-образовательной деятельности, когда образно-ассоциативное постижение музыкального языка преобла­дает над понятийным. При этом работа педагога должна осуществ­ляться в следующей последовательности (схема 27).

Таков путь естественного вхождения ребенка в мир музыки. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте содержание музыкально-образовательной деятель­ности в детском саду.

2. Охарактеризуйте этапы организации музыкально-образова­тельной деятельности.

3. Раскройте задачи музыкально-образовательной деятельности, методы и приемы формирования знаний о музыке.

4. Проанализируйте музыкальное пособие Н. А. Ветлугиной «Му­зыкальный букварь» с точки зрения возможности его использо­вания в музыкально-образовательной деятельности.

5. Подберите музыкально-дидактические игры для детей 4—5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовьте наглядный материал.

6. Разработайте конспект одной из форм организации занятий с дошкольниками по усвоению знаний о музыке (беседа, темати­ческое занятие, развлечение, игровые формы: викторина, вечер загадок и т.д.).

Читать еще:  Анализ образа ноздрева в поэме мертвые души. Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» Н

ЛИТЕРАТУРА

Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образова­ния. — М.: Академия, 2004.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Рацынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002.

Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музы­кальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1986. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошколь­ников. — М.: Просвещение, 1982.

РоотЗ.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошколь­ного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Методы и приемы формирования знаний о музыке

Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.

Наглядно-слуховой метод (звучание произведения) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный метод в муз.-обр. деят-ти также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек (прием цвет – настроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение муз. знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т. д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности.

В муз.-обр. деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные муз. понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).

Муз. понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и мл. ДВ. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

(О.П. Радынова. МВ дошкольников)

26. (. )

Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Особо подчеркнем разницу понятий: не «музыкальная грамота», а «музыкальная грамотность». Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие композиторского творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.

Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Вспомним, что слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности — певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на инструментах — удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество.

Еще Н.А.Ветлугиной было выдвинуто положение, что знание нотной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности был охарактеризован ею как музыкально-познавательная деятельность.

Сегодня, когда приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, настала необходимость выделить специальный вид деятельности — музыкально-образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального восприятия через интеллектуальный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр, Ю.Б.Алиев и др.).

Читать еще:  Туборг скриптонит. Major Lazer и Скриптонит запишут совместный трек для проекта TBRG Open

Конечно, знания, сведения о музыке даются детям в процессе слушания и исполнительства. Но каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

Так, при слушании-восприятии дети получают знания общего характера: о композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки. В результате они овладевают музыкальными терминами: зарубежные и отечественные композиторы, музыка вокальная и инструментальная, сольная, ансамблевая, оркестровая; темп (медленный, подвижный); мелодия (напевная, протяжная, отрывистая); жанры (пьеса, песня, марш, опера, балет, сюита) и т.д.

27. Муз. занятие, его виды. Особ-ти использования музыки в процессе комплексных занятий (. ).

Занятия – осн. форма организации муз. д-ти, в кот. осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ муз. и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную д-ть педагога и детей. Задачи, которые решаются на занятии: гл. – вызвать у ребят интерес к музыке и муз. д-ти, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и др. задачи – развить муз. способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самост. д-ти в д.с. и семье. Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации д-ти. Муз. занятия м.б. вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов муз. д-ти и т. д.

Виды муз.занятий:

– в зависимости от количества детей:

индивидуальныепо подгруппам (проводятся с детьми р. и мл. ДВ, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно).

фронтальные (со всей группой детей. В них представлены все виды муз. д-ти: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образоват. вид).

– по содержанию, в завис-ти от использования разл. видов муз. и худ. д-ти, наличия темы:

типовое включает в себя все виды муз. д-ти (структура: 1. Вход в зал. 2. Муз.-ритм. движения в виде упр-й. 3. Слушание музыки. 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен. 5. Муз.-ритм. движения в виде игр, танцев, хороводов. 6. Игра на д.м.и. 7. Творч-е задания (они м.б. в каждом виде д-ти).

доминантное – к.-либо вид муз. д-ти преобладает. Вариант доминантного занятия – выстраивание его сод-я для развития отстающей у ребенка муз. спос-ти. Доминируют те виды д-ти, кот. могут ее развить.

тематическое – выбирается одна тема, объединяющая все виды муз. д-ти.

комплексное – только фронтальные, со всей группой детей – содержит различные виды искусства, виды худ. д-ти.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Комплексные занятия. Цель – дать представления о специфике разл-х видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их худ. средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах худ. д-ти.

Важно не формально, а продуманно объединять все виды худ. д-ти, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление худ. образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Приводятся эти занятия ≈ 1 раз в месяц. (О.П. Радынова. МВ дошкольников).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 40 | Нарушение авторских прав

Источники:

http://m.studwood.ru/2314100/pedagogika/muzykalno_obrazovatelnaya_deyatelnost_metody_priemy_formirovaniya_znaniy_muzyke
http://studopedia.org/14-62731.html
http://lektsii.net/2-80724.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии