Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение! Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение! Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Проект «Ребёнок и книга» по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

Проект «Ребёнок и книга»

по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

через взаимодействие с детской библиотекой

Андреева Наталья Петровна

старший воспитатель

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 год)

Участники проекта:

– дети подготовительных к школе групп,

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Дата публикации: 19.11.2017 2017-11-19

Статья просмотрена: 5581 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293. — URL https://moluch.ru/archive/180/46525/ (дата обращения: 14.02.2020).

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?

В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка как будущего читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе со стороны родителей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Читать еще:  Как и с чем носить белые кроссовки и кеды — создаем свой образ. С чем носить белые кеды конверсы, фото.

Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы

вовлекать семьи в атмосферу чтения

расширять их представления о детской литературе

знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.

Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационным относятся

‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи).

Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.

На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию.

По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений.

В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?».

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы.

В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности.

Посещение на дому также относится к познавательным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель может оказать конкретную помощь, например, посоветовать, где разместить книжный уголок в соответствии с необходимыми требованиями: освещение, доступность его для самостоятельного использования ребенком. Педагог на месте может посоветовать, как обращаться с книгой, какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как не подходящие по возрасту ребенка.

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

Читать еще:  Подруга моя поздравляю тебя с днем рождения. Поздравление с Днем Рождения для подруги прекрасное

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах.

В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений.

На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями.

Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка.

К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу.

Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек.

Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге в семье.

Как правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.

Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений.

Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе).

Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения.

На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки.

И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Транскрипт

1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна

2 1. Чтение художественной литературы Чтение в свободное время (перед сном, перед приемом пищи и т.п.); Чтение с последующим обсуждением программных произведений, подразумевающие их дальнейший анализ.

3 2. Пересказ и заучивание художественных произведений Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки, заучивание поэтического произведения наизусть точное его выразительное его воспроизведение. Пересказ форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития. Заучивание наизусть важнейший вид работы, способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.

4 3. Театрально – игровая деятельность Театрализованная игра, основанная на сюжете потешки, песенки, небольшого стихотворения или сказки, проводится в разных формах: – в форме хоровода, из которого дети по очереди выходят в центр круга и говорят ролевые реплики; – в форме театра масок дошкольники надевают маски (или шапочки) главных героев и разыгрывают сюжет или сценку из произведения; – в форме театра кукол бибабо дети, сидя за ширмой, воспроизводят по ролям рассказ или сказку.

Читать еще:  Майкл джексон интересные факты из жизни. Майкла Джексон: факты из жизни ~ Stars of the Past

5 Игра драматизация, литературная постановка требуют от ребенка не только знаний текста, но и умения перевоплощаться, используя различные средства выразительности (жесты, мимику, интонацию). В игре-драматизации дошкольники ярко выражают личное отношение к изображаемым событиям, к герою. В основе таких игр сказки, динамичные по своему характеру. Литературная постановка более сложный вид театрализованной деятельности. В ходе её подготовки дети знакомятся с произведением, обсуждают его, последовательно останавливаясь на каждом персонаже.

6 Сюжетно ролевая игра ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода раскрывает возможности детей отражать значимые ситуации общения и социального взаимодействия.

7 4. Продуктивная деятельность Дети изображают в рисунке, поделке, аппликации героев полюбившегося произведения или некоторые его эпизоды, передавая своё эмоциональное, личностное отношение. Такая творческая деятельность помогает глубже проникнуть в литературный образ: дети продумывают характерные детали, стремясь передать особенности характера персонажей, специфику их взаимоотношений. Ещё одна форма работы индивидуальная, подгрупповая или коллективная создание книги. Это может быть книга сочиненная и проиллюстрированная самими детьми.

8 5. Культурно досуговая деятельность Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой ; Экскурсии в музеи, посещение театров; Литературные и художественные выставки и конкурсы; Тематические акции.

9 Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой Приглашение в мир книги проводится в дошкольном учреждении работником библиотеки совместно с педагогами. Сотрудник библиотеки рассказывает, что такое библиотека и как она работает. Экскурсия детей в библиотеку. Дошкольники с педагогами и родителями посещают библиотеку, где для них организуется небольшая экскурсия по разным залам. Встреча с писателем (поэтом, художником иллюстратором) проводится сотрудниками библиотеки. Литературные конкурсы организуются сотрудниками библиотеки. В них принимают участие дошкольники и их родители (по желанию).

10 Экскурсии в музеи, посещение театров. Посещение спектаклей в детских театрах играет немаловажную роль в обогащении литературного опыта дошкольников, развитии их творчества и воображения.

11 Литературные и художественные выставки и конкурсы Примерная тематика литературных конкурсов: конкурс литературной постановки «По страницам книг С. Я. Маршака»; конкурс инсценировок «Наш Чуковский»; конкурс чтеца «Мы любим и бережём природу», «Осенняя поэзия» и др. Примерная тематика художественных выставок: книги юбиляры; моя любимая сказка; мой любимый литературный герой; авторская книга, сочиненная и иллюстрированная всей семьей.

12 Тематические акции благотворительные мероприятия, которые носят воспитательный характер как для дошкольников, так и для их родителей. Примеры тематических акций: сбор макулатуры; ремонт книг (в групповой библиотеке и библиотеке ДОО); посадка деревьев; сбор книг для воспитанников Дома малютки или детского дома.

13 6. Сотрудничество с родителями воспитанников Семья уникальный воспитательный институт, который обладает мощным потенциалом в деле приобщения ребенка к художественной литературе. Если в семье книга имеет нравственную и познавательную ценность, в ребенке с раннего детства формируется любовь к чтению. Сделать семью воспитанника активным помощником в данной работе важнейшее направление деятельности педагога.

14 7. Формы сотрудничества с родителями Анкетирование. Выявление отношения семьи к данной проблеме. Наглядная педагогическая пропаганда: ширма «Вопросы семейного чтения», «Как научить ребенка любить книгу», «Особенности становления маленького читателя», «Чтение в радость», «Сказка в век компьютера», «Дети и поэзия» и др. ; информационные стенды «Что читать младшему дошкольнику», «Что читать старшему дошкольнику», «Мы учим стихи», «Как обсуждать прочитанную книгу с ребенком» (практические советы) и др.; буклеты «Возьми книгу в руки не будет скуки», «Читаем с ребенком», «Книга и познание «, «Книга и творчество», «Читаем и рисуем», «Воспитание книгой» и др.; выставки детского творчества.

15 Библиотека для родителей: статьи из периодических изданий по вопросам детского чтения; Примерный список детской художественной и методической литературы для родителей. Электронные ресурсы; размещение на сайте ДОО информационных ссылок (библиотеки, музеи, электронные библиотеки); создание электронной базы с подборкой литературных произведений для детей разных возрастных групп; создание форума для ответов на вопросы родителей. Мероприятия для родителей: Вовлечение семьи в образовательный процесс: проекты «Семейная библиотека», «Как мы изучали историю книги», «Моя любимая книга» и др.; Семейное чтение (например, мама или папа вместе с ребенком рассказывают в группе содержание прочитанной дома книги, сопровождая показом собственных иллюстраций); Беседы и консультации по вопросам детского чтения; Различные формы интерактивных практических мероприятий: конференция, деловая игра, тренинг, детско-родительское занятие, досуговая деятельность и др.

Источники:

http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/proekt-rebyonok-i-kniga-po-priobshcheniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-k
http://moluch.ru/archive/180/46525/
http://docplayer.ru/28592553-Formy-i-metody-raboty-po-priobshcheniyu-doshkolnikov-k-hudozhestvennoy-literature.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии