Мертвые души все герои таблица. Характеристика главных героев произведения «Мёртвые души

Мертвые души все герои таблица. Характеристика главных героев произведения «Мёртвые души

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь. Их образы и описание

Характеристики главных героев

Чичиков

Главный герой произведения, бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея афёры с мёртвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах. Он всё время путешествует по России, знакомится с зажиточными помещиками и чиновниками, входит к ним в доверие, а затем пытается проворачивать всяческие махинации. Подробнее>>>

Один из героев поэмы, сентиментальный помещик, первый «продавец» мёртвых душ в губернском городе NN. Фамилия героя происходит от глаголов «манить» и «заманивать». Чичиков знакомится с Маниловым на губернаторском приёме и быстро находит с ним общий язык, возможно из-за сходства характеров. Манилов также любит «сладко» говорить, у него даже глаза какие-то «сахарные». Про таких как они обычно говорят «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Подробнее>>>

Вдова-помещица из произведения, вторая «продавщица» мёртвых душ. По натуре она корыстолюбивая крохоборка, которая в каждом видит потенциального покупателя. Чичиков быстро заметил торговую деловитость и глуповатость этой помещицы. Несмотря на то, что она умело ведёт хозяйство и умудряется извлечь с каждого урожая выгоду, ей не показалась странной идея с покупкой «мёртвых душ». Подробнее>>>

Разбитной 35-летний помещик из произведения, третий «продавец» душ умерших крестьян. С этим персонажем Чичиков знакомится уже в первой главе на приеме у прокурора. Позже он сталкивается с ним в трактире и тот приглашает Чичикова к себе в гости. Поместье Ноздрева в полной мере отражает вздорный характер хозяина. В кабинете нет книг и бумаг, в столовой встречаются козлы, еда не вкусная, что-то подгорело, что-то пересолено. Подробнее>>>

Один из персонажей произведения, четвертый «продавец» мертвых душ. Внешность этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, немного угловатый и неуклюжий помещик с «бульдожьей» хваткой, похожий «на средней величины медведя». Подробнее>>>

Персонаж поэмы, пятый и последний «продавец» мертвых душ. Он является олицетворением полного омертвения человеческой души. В этом персонаже погибла яркая личность, поглощенная скупостью. Несмотря на уговоры Собакевича не ехать к нему, Чичиков все же решился проведать этого помещика, так как известно, что у него высокая смертность крестьян. Подробнее>>>

Петрушка­­ ­

Второстепенный персонаж, лакей Чичикова. Ему было около тридцати лет, с суровым взглядом, большими губами и носом. Носил одежду с барского плеча, был молчалив. Любил читать книги, но ему нравился не сюжет книги, а просто процесс чтения. Был неопрятен, спал в одежде.

Селифан

Второстепенный персонаж, кучер Чичикова. Был невысокого роста, любил выпить, ранее служил в таможне.

Губернатор

Второстепенный персонаж, главный в городе NN, большой добряк с наградами, устраивал балы.

Вице-губернатор

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN.

Прокурор

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN. Был серьезным и молчаливым человеком, имел черные густые брови и немного подмигивавший левый глаз, любил играть в карты. После скандала с Чичиковым, от перенесённых душевных страданий, внезапно умер.

Председатель палаты

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN. Рассудительный и любезный человек, знал всех в городе.

Полицмейстер

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN. Звали его Иван Андреевич. Был человеком низкого роста, остряком и философом.

Почтмейстер

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN.

Дочь губернатора

Второстепенный персонаж, красивая блондинка с тонкой талией, в которую влюбился Чичиков.

Лизонька Манилова

Эпизодический персонаж, жена Манилова.

Мижуев

Эпизодический персонаж, зять Ноздрёва.

Собакевич Феодулия Ивановна

«Мертвые души» характеристика героев

«Мертвые души» образы повести убедительно раскрывают внутреннюю убогость помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они — помещики, поэтому у них есть и общее, порожденное строем: паразитизм, жизнь за счет крепостных крестьян; ограничены животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно полезной деятельности. Все они — «мертвые души». Такими видел Гоголь.

«Мертвые души» характеристика героев

Образ Чичикова «Мертвые души»

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда старательно побритый; всегда на нем чистое белье и модная одежда «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, поразительно контрастирует с внутренней грязью и непорядочностью героя. Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор детально рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?
Еще в детстве отец учил его: «…более всего угождай учителям и начальникам… общайся с теми, кто более богатый, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными, а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире… Все сделаешь и пробьешь мир копейкой». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в разных учреждениях развила его естественные данные – практичный ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение влиять на него из корыстных соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел приворожить и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к кому-нибудь, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.
Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического порядка.

Читать еще:  Боккаччо Джованни - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Джованни Боккаччо: биография и лучшие работы

Образ Манилова

Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он немного напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Еего жизнь пустая и никчемная. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные — Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полной бездеятельности. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенными мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства у Манилова — «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли — бессмысленные суждения; вместо деятельности — пустые мечты.
Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полнейшее равнодушие.

Образ Коробочки

Настасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничено. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тягу к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в обман внешняя простота Коробочки, наивная патриархальная речь, которая свидетельствует о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовой», но эта помещица не глупее его; как и он, она ни за что не прозевает свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько у нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Образ Ноздрева

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, прохиндей и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем прохиндея. Свое хозяйство Ноздрев вконец забросил, отлично содержится лишь псарня, так как он любит охоту.

Образ Собакевича

Собакевич — новая ступенька морального падения человека. Он приверженец старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещению, пылко стремится к наживе. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство предоставляет ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их пренебрегает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, так как он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него в самом деле талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и прочие.
Просьба Чичикова продать «мертвые души» не приводит в удивление Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Образ Плюшкина

«Прореха на человечестве», Плюшкин — полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: свыше тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелой работой крепостных, в пыль и гниль. Есть ли что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморил голодом. Все человечное умерло в нем; это в полном понимании «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже отцовские вещи для него более дороги, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, рожденное обществом.
Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя обижает поругание над человеком как подобием Божьем. Он говорит: «и к такому ничтожеству, мелочности, гадости мог дойти человек? Мог ли так измениться! и похоже это на правду? Все похоже на правду, все может произойти с человеком…».

Характеристика главных действующих лиц из Мертвых душ

Цель создания бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» – отразить всю сущность и масштабность бытия русского общества. Описывая каждого героя произведения «Мертвые души», его черты, характер, поведение, автор вложил в них особенную черту – принадлежность к определенному сословию.

Н. В. Гоголь в своей сатирической поэме отразил всю сущность и проницаемость проблемы «продажности» государственных служащих и безнравственности помещиков.

В замыслах автора было написание трех томов классического произведения, но, к сожалению, ни вторая, ни третья часть не увидела свет. От уничтоженного самим автором второго тома остались лишь очерки в черновике.

Читать еще:  Сборник идеальных эссе по обществознанию. Литературные направления - коротко о главном

10 интересных фактов о бессмертном творении Гоголя «Мертвые души»

  1. Из 23 лет писательской работы, Николай Васильевич посвятил созданию своего наилучшего творения 17 лет.
  2. Многие литературоведы считают, что сюжет поэмы «Мертвые души» был не авторской идеей. Предполагается, что главная нить событий была предложена Гоголю писателем золотого века Пушкиным. Мотивом для такой теории послужило письмо Пушкина своему лицейскому другу Плетневу о своей скоропостижной женитьбе и приданном, полученном под заклад 200 мертвых душ.
  3. Произведение «Мертвые души» было написано не в России. Место создания шедевра считается Рим, Италия. На выбор такого экзотического места А. К. Толстой отметил, что издали человек любит свою Родину сильнее, а также видишь и понимаешь ёё лучше.
  4. Первое издание еще никому не известной поэмы было пресечено московской цензурой. Причиной тому послужила неоднозначность повести о капитане Копейкине. Для получения резолюции о согласие царя Николая I многие влиятельные знакомые ходатайствовали перед комиссией, и вскоре, спустя несколько месяцев Гоголь получает одобрение и право на печать первого тома поэмы.
  5. Процесс написания первого тома поначалу не имел ни плана развития сюжета, ни описания характеров главных персонажей, ни, собственно, самих главных героев. Произведение писалось стихийно, но имело все частую тенденцию прерывания простыми вопросами: «Почему именно это?», «К чему это?», «О чем должен сказать такой характер?» и т. п. Вскоре автор понял, что пользуясь таким методом, создать шедевр будет невозможно, тогда составив план и придерживаясь его, писатель сам отвечал на собственный, наиболее сложный вопрос: «Какова цель сочинения своего?»
  6. Первоначальный жанр произведения «Мертвые души» напоминал классический жанр золотого века литературы в Европе – плутовской роман. Этот термин описывает вид написания произведения, как создание отдельных эпизодов в хронологическом порядке с одним главным персонажем. Цель такого жанра развлечение читателя без постановки цели, затрагивающей сложный жизненный вопрос. Но цель Гоголя была в ином, вскоре жанр «Мертвых душ» был определен как поэма.
  7. Лишь активность автора позволила превратить жанр произведения в поэму. Это происходит благодаря следованию автора фабуле.
  8. Прототипом для написания своего сатирического рассказа Гоголь представлял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Проводя параллель, Николай Васильевич планировал написать три тома, как и в античном произведении («Ад», «Чистилище», «Рай»), но свет увидела лишь первая часть, вторая была сожжена не один раз, а к третьей автор так и не преступил.
  9. Завершение первого тома произведения имело нестандартный вид. Раскрытие вопроса о том, кто же такой Чичиков окончилось рассказом его предыстории.
  10. Все же второй том Гоголя увидел свет, но лишь для малой группы близких автору людей. По их рассказу, вторая часть намного сатиричнее и смешнее предыдущей.

Краткая характеристика героев поэмы «Мертвые души»

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»

Эксперты в области литературы отмечают, что образ главного героя в поэме Николая Гоголя поистине бессмертный. Причем мастерству его создания позавидуют не, только русские, но и зарубежные литераторы.

Чичиков – зеркало своей эпохи. Гармоничное сочетание самых отвратительных черт характера, типичных и очаровательных отображают всю полноту гоголевской современности.

Принципиально новый образ Павла Ивановича в русской литературе в полной мере описывает зарождение нового социального слоя предпринимателей, которые ради получения лучшей выгоды готовы прибегнуть к разным уловкам.

Будучи коллежским советником в отставке, главный герой, используя методы мошенничества, пытается заработать себе на жизнь, при этом обманывая доверчивых граждан своей страны. Чичиков никогда не позволял, не следить за собой, его вид всегда находится на высшем уровне.

Главный персонаж – имеет характер хамелеона, он всегда способен подстроится под ситуацию и получить максимум от нее выгоды.

Споры о таком персонаже, как Чичиков никогда не угасну, ведь однозначно сказать положительный это или отрицательный герой, невозможно. Да и при сравнении с реальной жизнью, каждый человек и плох, и хорош одновременно, и за это не любить его нельзя.

Классический персонаж гармонично объединил в себе разные типы людей, но одно остается неизменное, он готов на все ради достижения поставленной цели.

Николай Васильевич своим произведением поставил важную задачу для людей любого возраста, любой национальности и вероисповедания: не стоит становиться корыстным человеком, где деньги в жизни наибольшая ценность.

Делая вывод об этом удивительном персонаже гоголевской поэмы можно отметить, что Чичиков – это безнравственная личность, но в, то же время весьма активна и позитивна.

Характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души»

Следующий не менее яркий герой в гоголевской галерее бессмертных персонажей – Манилов. Первая встреча и краткое описание темперамента героя происходит быстро и без подробной остановки на деталях характера.

Вся полнота персонажа раскрывается в диалоге с Чичиковым. В этот момент читатель получает сокрытые под слоем гримасы мельчайшие морщинки характера помещика.

С первой строки описания Манилова можно рассмотреть в персонаже неопределенность. И проблема не в том, что главный герой не в состоянии найти себе дело по душе, а в том, что этот процесс ему не интересен и скушен.

Акцент на этом автор указывает даже в отсутствии имени у героя, давая знать читателю всю полноту безликости персонажа. У Манилова даже отсутствовала тяга к спорам на различные светские темы и простым настольным играм.

Читать еще:  Рассказать о нации марийцы и демоны. История, обычаи, обряды и верования народа мари (14 фото)

Помещик – человек ограниченный. При попадании в новую незнакомую ситуацию или среду его охватывает паралич. Ведение всякого рода дел тоже лимитировано у землевладельца, но в этот раз он придает им объективное значение, руководствуясь соблюдением закона. Но сделка о продаже мертвых душ все же состоялась.

Манилов не проявлял интерес о том насколько это ему прибыльно, ведь по его мнению, эта тема слишком низкая для его тонкой и ранимой натуры. Продавая мертвые души Чичикову, Манилов твердо верил в законность всего происходящего и проявлял искреннюю радость о доставлении удовольствия своему гостю.

Образ Ноздрёва в поэме «Мёртвые души»

Не менее яркий и увлекательный персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души» – Ноздрев. При первой же встречи читателя с этим героем открывается все писательское мастерство автора, сумевшего описать характер помещика-кутилы, цель жизни которого веселье и гуляния.

Все, что окружало персонажа, давало знать читателю о беспокойстве характера Ноздрева. Его внутреннее состояние было отражено даже внешними фактами, например, обстановкой его дома.

Также персонаж обладал непостоянством своего настроения. Веселье могло резко смениться на грусть, а грусть на ненависть, что нередко служило поводом для начала спора, который перетекал в драку. За всю жизнь Ноздрев не имел ни единого настоящего друга, причина тому призрение к каждой личности. Лицемерие тоже не давало повода для скрепления дружбы между людьми.

Из-за постоянного обсуждение потенциальных товарищей за их спинами и приторного общения при встрече узы дружбы не связывались между героями. Разгульный образ жизни действующего лица не менялся с 20 лет.

Уже взрослый 35 летний Ноздрев ведет себя, как молодой беспечный юноша. Все полнота сложности характера персонажа объясняется лишь одним понятием – кутила.

Именно такой образ в поэме Гоголя отобразил немаловажный тип светских людей, которых в России в XIX веке было немало.

Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»

Женский образ Коробочки в известном произведении дает легкий вздох для читателя. Встреча главного героя и женщины-помещицы происходит случайно, Чичиков, заблудившись на пути к Собакевичу, попадает в незнакомое поместье, управляемое немолодой дамой.

Новое действующее лицо ничем не отличается от представленных мужских ролей. Она также скупа, алчна и бездушна.

В описании образа помещицы, автор также ставит ударение о том, что на Руси это один из многочисленных типов женщин. У Коробочки всегда наклонена голова. В таком положении ей всегда удается скрыть свой взгляд от оппонента.

Барыня любит, когда её жалеют, поэтому она часто прибедняется в глазах своих собеседников. Но истинные дела у помещицы не так уж плохи. Достаток у женщины всегда был, есть и будет, тому причина практичность и деловитость характера его обладательницы.

Для Коробочки высока важность денег, их она складывает в мешочки и хранит в комоде. Возможность траты сбережений не оговаривается, первостепенная цель накоплений – греть душу её владелице.

Характеристика Собакевича в поэме «Мёртвые души»

Первая встреча читателя и Собакевича происходит еще задолго до приезда к нему Чичикова. Мастерское описание характера следующего действующего лица не обошло стороной автором.

Рассматривая характер персонажа, следует отметить, что это целый мир сочетания определенных качеств и мельчайших деталей. Но единственное характерное отличие от других действующих лиц – состояние, при котором будто все мысли, поступки, истории и, главное, душа изувечено острым топором.

Единственное сравнение подходящие для описания внутреннего состояния персонажа – это пальцы руки, крепко сжатые в кулак. Но с чем связано применение именного такого эпитета автором?

Приводя такую ассоциацию, Гоголь, вкладывал мысль от тесной связи внешнего и внутреннего духовного мира, где плотность союза души и тела достигает своего предела. Здесь мельчайший критерий характера указывал на силу выносливости и здоровье помещика.

Вся эгоистичность и неспособность к состраданию спрятана под твердой броней, именуемой «кулаком». Рамки интересов помещика обрываются на его собственном доме.

Даже жажда наживаться, которая присуща многим героям поэмы, неспособна раскрыть этот сомкнутую руку. От Собакевича никогда не стоит ожидать руки помощи или поддержки. Его неосознанные удары по близким и друзьям при помощи необдуманности сказанных слов наносят обиду самым сокровенным людям.

Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»

По мнению автора, подобные личности в реальном мире – дыры в человеческом роде. С этим мнением сложно не согласиться, ведь ознакомившись с персонажем, имеющим говорящую фамилию Плюшкин, осознаешь всю проблему сказанного Гоголем.

Ознакомившись на страницах поэмы с этим героем, и осознав всю сущность его философии жизни нельзя остаться равнодушным. Действия персонажа не возможно не осуждать, ведь он отказывается от попечительства своих отпрысков, обладает безнравственной натурой и девиантным поведением.

Плюшкин не обладает положительным качеством принятия гостей. Ему важно, как можно скорее избавиться от визитера.

Обладая огромными запасами не только продуктов, но и вещей, посуды, Плюшкин предпочитает вести образ жизни, в котором он доводит свои владения до состояния запустения. Он не следит за собой и принуждает своих крестьян к работе, которая приводит к их обнищанию.

Плюшкин виртуоз бранного слова, обмана и клеветы. Сложность характера героя обрекает на гибель многих крестьян.

Источники:

http://www.sdamna5.ru/mertvye_dushi_harakteristiki
http://ktoikak.com/mertvyie-dushi-harakteristika-geroev/
http://logoprav.ru/literatura/dejstvuyuschie-lica-mertvyh-dush

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии