Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков
Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 589 906
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 559
Литература (Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях)
Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях
И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
(*3) О своеобразии русской литературной критики. “Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа”,- писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу “единственным средоточием всех наших высших интересов”. В. Г. Белинский завещал своим друзьям положить ему в гроб номер журнала “Отечественные записки”, а классик русской сатиры М. Е. Салтыков-Щедрин в прощальном письме к сыну сказал: “Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому”.
По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. В сознании читателя XIX века литература была не только “изящной словесностью”, но и основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. “Учебником жизни” называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.
Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. “Слово воспринималось не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же “религиозно”, как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который “делал пением лодку”. Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию”,- замечает современный литературовед Г. Д. Гачев.
Вера в действенную, преобразующую мир силу художественного слова определяла и особенности русской литературной критики. От литературных проблем она всегда поднималась к проблемам общественным, имеющим прямое от-(*4)ношение к судьбе страны, народа, нации. Русский критик не ограничивал себя рассуждениями о художественной форме, о мастерстве писателя. Анализируя литературное произведение, он выходил к вопросам, которые ставила перед писателем и читателем жизнь. Ориентация критики на широкие круги читателей делала ее очень популярной: авторитет критика в России был велик и его статьи воспринимались как оригинальные произведения, пользующиеся успехом наравне с литературой.
Русская критика второй половины XIX века развивается более драматично. Общественная жизнь страны в это время необычайно усложнилась, возникло множество политических направлений, которые спорили друг с другом. Пестрой и многослойной оказалась и картина литературного процесса. Поэтому и критика стала более разноголосой по сравнению с эпохой 30-40-х годов, когда все многообразие критических оценок покрывалось авторитетным словом Белинского. Подобно Пушкину в литературе, Белинский в критике был своеобразным универсалом: он совмещал в оценке произведения и социологические, и эстетические, и стилистические подходы, охватывая единым взором литературное движение в целом.
Во второй половине XIX века критический универсализм Белинского оказался неповторимым. Критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. Даже Чернышевский и Добролюбов, критики наиболее разносторонние, обладавшие широтой общественного взгляда, уже не могли претендовать не только на охват литературного движения во всей его полноте, но и на целостную интерпретацию отдельного произведения. В их творчестве преобладали социологические подходы. Литературное развитие в целом и место в нем отдельного произведения раскрывалось теперь всей совокупностью критических направлений и школ. Аполлон Григорьев, например, споря с добролюбовскими оценками А. Н. Островского, подмечал в творчестве драматурга такие грани, которые ускользали от Добролюбова. Критическое осмысление творчества Тургенева или Льва Толстого нельзя свести к оценкам Добролюбова или Чернышевского. Работы Н. Н. Страхова об “Отцах и детях” и “Войне и мире” существенно углубляют и уточняют их. Глубина понимания романа И. А. Гончарова “Обломов” не исчерпывается классической статьей Добролюбова “Что такое обломовщина?”: А. В. Дружинин вносит в осмысление характера Обломова значительные уточнения.
Основные этапы общественной борьбы 60-х годов. Разно-(*5)образие литературно-критических оценок во второй половине XIX века было связано с нарастающей общественной борьбой. С 1855 года в общественной жизни выявляются, а к 1859 году вступают в бескомпромиссную борьбу две исторические силы – революционная демократия и либерализм. Голос “мужицких демократов”, обретающий силу на страницах некрасовского журнала “Современник”, начинает определять общественное мнение в стране.
Общественное движение 60-х годов проходит в своем развитии три этапа: с 1855 по 1858; с 1859 по 1861; с 1862 по 1869 годы. На первом этапе происходит размежевание общественных сил, на втором – напряженная борьба между ними, а на третьем – резкий спад движения, завершающийся наступлением правительственной реакции.
Либерально-западническая партия. Русские либералы 60-х годов ратуют за искусство “реформ без революций” и связывают свои надежды с общественными преобразованиями “сверху”. Но в их кругах возникают разногласия между западниками и славянофилами о путях намечающихся реформ. Западники начинают отсчет исторического развития с преобразований Петра I, которого еще Белинский называл “отцом России новой”. К допетровской истории они относятся скептически. Но, отказывая России в праве на “допетровское” историческое предание, западники выводят из этого факта парадоксальную мысль о великом нашем преимуществе: русский человек, свободный от груза исторических традиций, может оказаться “прогрессивнее” любого европейца в силу своей “переимчивости”. Землю, не таящую в себе никаких собственных семян, можно перепахивать смело и глубоко, а при неудачах, по словам славянофила А. С. Хомякова, “успокаивать совесть мыслию, что как ни делай, хуже прежнего не сделаешь”. “Почему хуже? – возражали западники.- Молодая нация может легко заимствовать последнее и самое передовое в науке и практике Западной Европы и, пересадив его на русскую почву, совершить головокружительный скачок вперед”.
Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков
Иван Сергеевич Тургенев
УРОК 59. «Вся моя биография в моих сочинениях».
Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя
Это урок-лекция о страницах жизни и творчества Тургенева.
Основные положения лекции
Страница первая «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Страница вторая «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».
Страница третья «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».
Страница четвертая «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери, Федор Иванович Лобанов, учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту.
Страница пятая «Первое произведение». 1843 год поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».
Страница шестая «Записки охотника». 1852 год Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1847 по 1851 год). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и затем выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 года. «Обвинительный акт крепостничеству» так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс».
Страница седьмая «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. Тургенев либерал, причем либерал 40-х годов. В 60-е годы это был уже другой либерализм. «Это слово либерал в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время слово либерал означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец пуще всего означало любовь к народу».
Страница восьмая «Последняя». В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался писатель 22 августа 1883 года, покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге.
УРОК 60. «И даль свободного романа » 1 Тургенев создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
Задачи урока выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», писал Белинский.
Особенности романной формы большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, но художественная завершенность).
Вопросы для беседы с классом
- Кого ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Нового героя. И в романе «Рудин», герой которого так и не нашел настоящего дела. «Онегин сменился Печориным, Печорин Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», писала Чернышевский. И в романе «Дворянское гнездо», показывая неустроенность и одиночество Лаврецкого. И в романе «Накануне», не позволяя Инсарову доехать до своей Родины и вступить в борьбу за ее освобождение.)
- Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Н. Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
- Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
- В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический противостояние двух сил и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе в письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 август 1861 создание основного текста; конец сентября 1861 январь 1862 «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; февраль сентябрь 1862 подготовка романа к печати. Итог 238 листов убористого тургеневского почерка. Роман напечатан в «Русском вестнике»).
- Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Подъем революционно-демократического движения; новый, нарождающийся тип нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); семейные проблемы.)
- В чем особенность романа? Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом». В статье «По поводу Отцов и детей“» читаем: в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма» . В основе черты нескольких «живых лиц»:
Доктор Д. уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).
Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
Черты Белинского, которому посвящен роман.
УРОК 61. «Я над всем, что сделано, ставлю nihil» 2 . Базаров герой своего времени
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов , не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.
Вопросы и задания для беседы на уроке
- В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
- Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.
- Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
- Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
- Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
- Нигилизм nihil (лат.) ничто умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
- Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
- Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
- Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.
- Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? («За границей так называли русских революционеров».)
УРОКИ 6263 . «Меж ними все рождало споры » 3 «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Работа на уроке пойдет по двум значениям этих понятий: социальному и общечеловеческому.
Вопросы и задания для обсуждения на уроке
- Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)
Сочинение на 5.Ру
Как и почему меняется Базаров на протяжении романа? «Отцы и дети» Тургенев И.С
Сочинение на тему: «Как и почему меняется Базаров на протяжении романа?»
С моей точки зрения, Евгений Базаров является самой противоречивой и незаурядной личностью из всех литературных героев XIX века. Взгляды Базарова претерпевают очень существенные изменения под влиянием различных причин. Гордый, самоуверенный, заносчивый и непримиримый человек, с которым мы встречаемся в начале романа, становится совершенно иным к моменту нашего прощания с ним.
В самом начале романа Базаров из всех коллизий (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Кукшиной, Ситниковым) выходит победителем. С чувством собственного превосходства смеется он над старенькими романтиками», над показным англофильством Павла Петровича, и читающий чувствует, что он прав в этом. Базаров смеется над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: художество, романтизм,чепуха, гниль. Базаров критикует Николая Петровича, иронизирует над тем, что сорокачетырехлетний отец семейства играет на виолончели. Во время схватки» с Павлом Петровичем, Базаров формулирует свой нигилистический тезис: «В сегодняшнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
Базаров уверен в своей правоте, в своей силе, но когда происходит его встреча с Одннцовой, в нем начинают назревать перемены, сопровождаемые тяжелой внутренней борьбой. Как не похож этот «новый человек на самоуверенного и надменного Базарова! Внутреннее смущение он пытается скрыть под маской иронии и развязности. Но постепенно он все глубже погружается в свои мысли об Анне Сергеевне, становится рассеянным, и ему все труднее сохранять свою обыденную выдержку и самообладание. Базаров, который называл любовь белибердой, непростительной дурью», а рыцарские чувства считал «чем-то вроде уродства или болезни…», с ужасом обнаружил «романтика в самом себе».
Трудно сказать, что стало для героя большим испытанием — признание в любви или то, что ему пришлось пережить после того, как он потерпел фиаско. На первых порах Базаров сам не хочет себе сознаться в своем поражении. В разговоре с Аркадием он по-прежнему храбрится, старается говорить об Одинцовой в небрежном тоне. Но в душе Базарова поселились грусть и уныние. Герой начинает высказывать ярко пессимистические мысли: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может». На смену былой самоуверенности приходит озлобление. Базаров пытается преодолеть в себе этого романтика, взять себя в руки, обрести обычное спокойствие. Но как бы Базаров ни старался, ему не удается стать именно таким, каким ох был до встречи с Одинцовой: полученная рана слишком глубока. Его посещают пессимистические мысли о тщетности человеческого существования, и он даже немного завидует своим родителям, которые все время заняты делом, и потому им некогда задумываться о собственном ничтожестве.
Дуэль с Павлом IIетровичем тоже в какой-то мере является крушением теории Базарова, поскольку лишний раз подтверждает романтичность его натуры. Считая подобные поединки нелепыми и смешными, выглядеть трусом он все-таки не пожелал. С негодованием и злостью Базаров говорит об этой дуэли: «Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют».
Базаров так и не может преодолеть в себе эти чувства злости, опустошенности, досады и тоски, которые вызваны неудачной любовью. Из его беседы с Одинцовой можно понять, что герой полностью сломлен, но он совсем не желает в этом сознаться. Он маскируется, переходит в позу благодетеля, который желает счастья своему приятелю Аркадию, улыбается, «хотя ему вовсе не было весело и совсем не хотелось смеяться». Базаров изменился не только внутренне, но и внешне: «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, явно изменилась». Находясь в состоянии подавленности, постоянной душевной тоски, он решает все таки участвовать в медицинской практике отца, что и приводит его к случайному заражению. Он знает, что обречен, и старается держаться мужественно. Выдержка, стойкость, сила воли — все это качества, присущие «прежнему» Базарову. Они подвели его в любви, но теперь явились для того, чтобы помочь ему достойно уйти из жизни. Однако Базаров так и не сумел победить в себе романтика. «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…», — эти слова можно считать последним романтическим аккордом героя. Перед лицом смерти нельзя лукавить, да Базаров и не пытается: его душа полностью обнажена. И сколько же в ней оказалось нежности и любви — к женщине, к старикам-родителям, ко всей жизни, огромной и неповторимой, гораздо более интересной и могущественной, чем любая, пусть даже самая замысловатая и увлекательная, теория.
Источники:
http://www.litmir.me/br/?b=79171&p=42
http://old.prosv.ru/ebooks/belyaeva10/14.htm
http://sochinenie-na5.ru/kak-i-pochemu-menyaetsya-bazarov-na-protyazhenii-romana-otcy-i-deti-turgenev-i-s/