Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков

Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков

Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 589 906
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 559

Литература (Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях)

Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях

И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

(*3) О своеобразии русской литературной критики. “Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа”,- писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу “единственным средоточием всех наших высших интересов”. В. Г. Белинский завещал своим друзьям положить ему в гроб номер журнала “Отечественные записки”, а классик русской сатиры М. Е. Салтыков-Щедрин в прощальном письме к сыну сказал: “Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому”.

По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. В сознании читателя XIX века литература была не только “изящной словесностью”, но и основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. “Учебником жизни” называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.

Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. “Слово воспринималось не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же “религиозно”, как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который “делал пением лодку”. Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию”,- замечает современный литературовед Г. Д. Гачев.

Вера в действенную, преобразующую мир силу художественного слова определяла и особенности русской литературной критики. От литературных проблем она всегда поднималась к проблемам общественным, имеющим прямое от-(*4)ношение к судьбе страны, народа, нации. Русский критик не ограничивал себя рассуждениями о художественной форме, о мастерстве писателя. Анализируя литературное произведение, он выходил к вопросам, которые ставила перед писателем и читателем жизнь. Ориентация критики на широкие круги читателей делала ее очень популярной: авторитет критика в России был велик и его статьи воспринимались как оригинальные произведения, пользующиеся успехом наравне с литературой.

Русская критика второй половины XIX века развивается более драматично. Общественная жизнь страны в это время необычайно усложнилась, возникло множество политических направлений, которые спорили друг с другом. Пестрой и многослойной оказалась и картина литературного процесса. Поэтому и критика стала более разноголосой по сравнению с эпохой 30-40-х годов, когда все многообразие критических оценок покрывалось авторитетным словом Белинского. Подобно Пушкину в литературе, Белинский в критике был своеобразным универсалом: он совмещал в оценке произведения и социологические, и эстетические, и стилистические подходы, охватывая единым взором литературное движение в целом.

Во второй половине XIX века критический универсализм Белинского оказался неповторимым. Критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. Даже Чернышевский и Добролюбов, критики наиболее разносторонние, обладавшие широтой общественного взгляда, уже не могли претендовать не только на охват литературного движения во всей его полноте, но и на целостную интерпретацию отдельного произведения. В их творчестве преобладали социологические подходы. Литературное развитие в целом и место в нем отдельного произведения раскрывалось теперь всей совокупностью критических направлений и школ. Аполлон Григорьев, например, споря с добролюбовскими оценками А. Н. Островского, подмечал в творчестве драматурга такие грани, которые ускользали от Добролюбова. Критическое осмысление творчества Тургенева или Льва Толстого нельзя свести к оценкам Добролюбова или Чернышевского. Работы Н. Н. Страхова об “Отцах и детях” и “Войне и мире” существенно углубляют и уточняют их. Глубина понимания романа И. А. Гончарова “Обломов” не исчерпывается классической статьей Добролюбова “Что такое обломовщина?”: А. В. Дружинин вносит в осмысление характера Обломова значительные уточнения.

Основные этапы общественной борьбы 60-х годов. Разно-(*5)образие литературно-критических оценок во второй половине XIX века было связано с нарастающей общественной борьбой. С 1855 года в общественной жизни выявляются, а к 1859 году вступают в бескомпромиссную борьбу две исторические силы – революционная демократия и либерализм. Голос “мужицких демократов”, обретающий силу на страницах некрасовского журнала “Современник”, начинает определять общественное мнение в стране.

Общественное движение 60-х годов проходит в своем развитии три этапа: с 1855 по 1858; с 1859 по 1861; с 1862 по 1869 годы. На первом этапе происходит размежевание общественных сил, на втором – напряженная борьба между ними, а на третьем – резкий спад движения, завершающийся наступлением правительственной реакции.

Либерально-западническая партия. Русские либералы 60-х годов ратуют за искусство “реформ без революций” и связывают свои надежды с общественными преобразованиями “сверху”. Но в их кругах возникают разногласия между западниками и славянофилами о путях намечающихся реформ. Западники начинают отсчет исторического развития с преобразований Петра I, которого еще Белинский называл “отцом России новой”. К допетровской истории они относятся скептически. Но, отказывая России в праве на “допетровское” историческое предание, западники выводят из этого факта парадоксальную мысль о великом нашем преимуществе: русский человек, свободный от груза исторических традиций, может оказаться “прогрессивнее” любого европейца в силу своей “переимчивости”. Землю, не таящую в себе никаких собственных семян, можно перепахивать смело и глубоко, а при неудачах, по словам славянофила А. С. Хомякова, “успокаивать совесть мыслию, что как ни делай, хуже прежнего не сделаешь”. “Почему хуже? – возражали западники.- Молодая нация может легко заимствовать последнее и самое передовое в науке и практике Западной Европы и, пересадив его на русскую почву, совершить головокружительный скачок вперед”.

Читать еще:  Высказывания писателей о толстом льве николаевиче. Самые мудрые цитаты льва толстого, которые стоит знать всем

Меняется ли на протяжении романа характер базарова. Столкновение свободного сознания и старых порядков

Иван Сергеевич Тургенев

УРОК 59. «Вся моя биография — в моих сочинениях».
Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя

Это урок-лекция о страницах жизни и творчества Тургенева.

Основные положения лекции

Страница первая — «Мать». Трудное детство и юность матери — Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям — заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Страница вторая — «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».

Страница третья — «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».

Страница четвертая — «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери, Федор Иванович Лобанов, учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту.

Страница пятая — «Первое произведение». 1843 год — поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».

Страница шестая — «Записки охотника». 1852 год — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1847 по 1851 год). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и затем выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 года. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс».

Страница седьмая — «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. Тургенев — либерал, причем либерал 40-х годов. В 60-е годы это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец — пуще всего означало любовь к народу».

Страница восьмая — «Последняя». В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался писатель 22 августа 1883 года, покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге.

УРОК 60. «И даль свободного романа » 1 Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Особенности романной формы — большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, но художественная завершенность).

Читать еще:  Как нарисовать руки карандашом поэтапно. Как нарисовать руки, рисуем руки и пальцы человека поэтапно

Вопросы для беседы с классом

  1. Кого ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Нового героя. И в романе «Рудин», герой которого так и не нашел настоящего дела. «Онегин сменился Печориным, Печорин Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писала Чернышевский. И в романе «Дворянское гнездо», показывая неустроенность и одиночество Лаврецкого. И в романе «Накануне», не позволяя Инсарову доехать до своей Родины и вступить в борьбу за ее освобождение.)
  2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Н. Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
  3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
  4. В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический — противостояние двух сил — и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе — в письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 — август 1861 — создание основного текста; конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати. Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Роман напечатан в «Русском вестнике»).
  5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Подъем революционно-демократического движения; новый, нарождающийся тип — нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); семейные проблемы.)
  6. В чем особенность романа? Какое положение занимает в системе действующих лиц Базаров? Чем объясняется центральное положение Базарова? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом». В статье «По поводу „Отцов и детей&#147» читаем: „ в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма“» . В основе — черты нескольких «живых лиц»:

Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).

Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.

Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.

Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).

Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.

Черты Белинского, которому посвящен роман.

УРОК 61. «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“» 2 . Базаров — герой своего времени

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов , не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

Вопросы и задания для беседы на уроке

  1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
  2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.
  3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
  4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
  5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
  6. Нигилизм — nihil (лат.) — ничто — умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
  7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
  8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
  9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.
  10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? («За границей так называли русских революционеров».)

УРОКИ 62—63 . «Меж ними все рождало споры » 3 «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Работа на уроке пойдет по двум значениям этих понятий: социальному и общечеловеческому.

Вопросы и задания для обсуждения на уроке

  1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
  2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)

Сочинение на 5.Ру

Как и почему меняется Базаров на протяжении романа? «Отцы и дети» Тургенев И.С

Сочинение на тему: «Как и почему меняется Базаров на протяжении романа?»

С моей точки зрения, Евгений Базаров является самой противоречивой и незаурядной личностью из всех литературных героев XIX века. Взгляды Базарова претерпевают очень существенные изменения под влиянием различных причин. Гордый, самоуверенный, заносчивый и непримиримый человек, с которым мы встречаемся в начале романа, становится совершенно иным к моменту нашего прощания с ним.

В самом начале романа Базаров из всех коллизий (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Кукшиной, Ситниковым) выходит победителем. С чувством собственного превосходства смеется он над старенькими романтиками», над показным англофильством Павла Петровича, и читающий чувствует, что он прав в этом. Базаров смеется над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: художество, романтизм,чепуха, гниль. Базаров критикует Николая Петровича, иронизирует над тем, что сорокачетырехлетний отец семейства играет на виолончели. Во время схватки» с Павлом Петровичем, Базаров формулирует свой нигилистический тезис: «В сегодняшнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

Базаров уверен в своей правоте, в своей силе, но когда происходит его встреча с Одннцовой, в нем начинают назревать перемены, сопровождаемые тяжелой внутренней борьбой. Как не похож этот «новый человек на самоуверенного и надменного Базарова! Внутреннее смущение он пытается скрыть под маской иронии и развязности. Но постепенно он все глубже погружается в свои мысли об Анне Сергеевне, становится рассеянным, и ему все труднее сохранять свою обыденную выдержку и самообладание. Базаров, который называл любовь белибердой, непростительной дурью», а рыцарские чувства считал «чем-то вроде уродства или болезни…», с ужасом обнаружил «романтика в самом себе».

Трудно сказать, что стало для героя большим испытанием — признание в любви или то, что ему пришлось пережить после того, как он потерпел фиаско. На первых порах Базаров сам не хочет себе сознаться в своем поражении. В разговоре с Аркадием он по-прежнему храбрится, старается говорить об Одинцовой в небрежном тоне. Но в душе Базарова поселились грусть и уныние. Герой начинает высказывать ярко пессимистические мысли: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может». На смену былой самоуверенности приходит озлобление. Базаров пытается преодолеть в себе этого романтика, взять себя в руки, обрести обычное спокойствие. Но как бы Базаров ни старался, ему не удается стать именно таким, каким ох был до встречи с Одинцовой: полученная рана слишком глубока. Его посещают пессимистические мысли о тщетности человеческого существования, и он даже немного завидует своим родителям, которые все время заняты делом, и потому им некогда задумываться о собственном ничтожестве.

Дуэль с Павлом IIетровичем тоже в какой-то мере является крушением теории Базарова, поскольку лишний раз подтверждает романтичность его натуры. Считая подобные поединки нелепыми и смешными, выглядеть трусом он все-таки не пожелал. С негодованием и злостью Базаров говорит об этой дуэли: «Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют».

Базаров так и не может преодолеть в себе эти чувства злости, опустошенности, досады и тоски, которые вызваны неудачной любовью. Из его беседы с Одинцовой можно понять, что герой полностью сломлен, но он совсем не желает в этом сознаться. Он маскируется, переходит в позу благодетеля, который желает счастья своему приятелю Аркадию, улыбается, «хотя ему вовсе не было весело и совсем не хотелось смеяться». Базаров изменился не только внутренне, но и внешне: «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, явно изменилась». Находясь в состоянии подавленности, постоянной душевной тоски, он решает все таки участвовать в медицинской практике отца, что и приводит его к случайному заражению. Он знает, что обречен, и старается держаться мужественно. Выдержка, стойкость, сила воли — все это качества, присущие «прежнему» Базарову. Они подвели его в любви, но теперь явились для того, чтобы помочь ему достойно уйти из жизни. Однако Базаров так и не сумел победить в себе романтика. «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…», — эти слова можно считать последним романтическим аккордом героя. Перед лицом смерти нельзя лукавить, да Базаров и не пытается: его душа полностью обнажена. И сколько же в ней оказалось нежности и любви — к женщине, к старикам-родителям, ко всей жизни, огромной и неповторимой, гораздо более интересной и могущественной, чем любая, пусть даже самая замысловатая и увлекательная, теория.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=79171&p=42
http://old.prosv.ru/ebooks/belyaeva10/14.htm
http://sochinenie-na5.ru/kak-i-pochemu-menyaetsya-bazarov-na-protyazhenii-romana-otcy-i-deti-turgenev-i-s/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии