Мастерство изображения народной жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Мастерство изображения народной жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества.

Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся вокруг него персонажи как бы призваны подчеркнуть или опровергнуть что-то в нем, оправдать его поступки, создать фон, на котором разворачивается его безумие. Но, несмотря на это, остальные персонажи романа представляют собой конкретные социальные типы, которые, хотя и возникают благодаря главному герою, но сами по себе очень типизированы и потому ценны для развития сюжета. Рассмотрим каждого поподробнее.

Раскольников – молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности. Он, поддавшись идее «необыкновенного человека», решился на убийство. С помощью грабежа Раскольников надеется спасти от падения свою сестру, сам встать на ноги и облагородить человечество своей теорией. Герой представляет собой тип, в котором одержимость и болезненность соседствуют очень тесно. Достоевский, с одной стороны, оправдывает Раскольникова, указывая на нечеловеческие условия, в которых тому приходится жить, а с другой, показывает всю несостоятельность его теории, обрекая душу героя на суд совести.

Помогает свершить правосудие в романе следователь Порфирий Петрович, который на самом деле является сильным противником Раскольникова. Его внешний облик: «Пухлое, круглое и немного курносое лицо» – создаёт впечатление очень добродушного человека, простака. Но: «Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье». И на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени, он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот приём обнаруживает в Свидригайлове опытную ищейку и умного человека.

Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович. Не понятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою, уже измученную предчувствиями, жертву.

В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, который затем вошёл в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Вообще нужно отметить, что рассеянные по всему роману описания обездоленности и страданий фокусируются в трагическом изображении несчастий семейства Мармеладовых, которые в сознании Раскольникова связываются с драмой его родных.

Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Раскольников впервые видит Раскольников, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка: «Почти похожая на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

По отношению к Соне Раскольников играет роль демона, таким образом как бы копируя поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к самому Раскольникову. Но Соня стойко противостоит нападкам героя. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну стоит ненавидеть: «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребёнок… Ведь у неё ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете…» Великодушие и сострадание Мармеладовой не имеют границ.

«Гармонию» личных и общественных выгод пропагандирует в романе преуспевающий делец Лужин. Принимая главную евангельскую заповедь за устаревший порядок, он противопоставляет ей принцип личной наживы как основного условия процветания общества. Но беда в том, что его теория отвергает всякие нравственные законы и поощряет греховные стремления человека (сребролюбие, тщеславие, зависть).
По внутреннему содержанию к образу Лужина примыкает Лебезятников, «следящий за новыми мыслями», который убеждает Мармеладова, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Схожа с ними в отношении к жизни и старуха-процентщица, «берущая жидовские проценты». Жертвы подобных теорий – сестра Раскольникова, Соня, семья Мармеладовых и все «невидимые» бедняки Петербурга.

Таким образом, в своем романе Достоевский вывел на сцену яркие социальные типы (беднота, интеллигенция, средний класс), которые представили другую, отличную от пушкинской, сторону Петербурга – сторону трущоб.

Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладимир Вакулин

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

Читать еще:  Раиса кудашева биография в лесу родилась елочка. История песни «В лесу родилась елочка

2 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, И ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

3 Одна из главных притягательных черт художественной литературы – способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

4 Итак, с самого начала сталкиваемся с понятием психологизм, но он бывает широким и узким. В широком смысле подразумевается всеобщее свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.

5 Психология и характер – синонимы. А между тем, за термином психологизм, в литературе прочно закрепилось понятие, которое принимает более узкое значение: согласно которому, психологизм является свойством не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части.

6 Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. Таким специфическим свойством обладал и Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень Отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение.

7 Как и у Толстого, герои у Достоевского разрешают проблемы, которые волнуют и самого автора. Им свойственна философичность мышления, эмоциональная чуткость, неординарность внутреннего мира. У Достоевского внутренняя жизнь героев – тайна. В сознании Федора Михайловича очень рано встал вопрос о человеческой личности как тайне, о взаимосвязях с окружающим миром.

8 Мир в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, объективом. Раскольников имеет дело с миром, предшествующим его сознанию и воле, с которым он вынужден считаться. Достоевский нигде не сосредотачивается на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только ее внутреннее бытие.

9 Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом для вскрытия сущности персонажа, для утверждения истины в искусстве, хотя и был убежден, что без дара видения души человека – искусство становится просто невозможным. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание предельно интенсивно, когда страдание почти невыносимо, когда обострены эмоциональные реакции.

10 Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – вот один из способов психологического анализа Достоевского.

11 Порфирий Петрович – пристав следственных дел, логичен, умен, хитер и осторожен. Поединок между следователем и убийцей становится основным конфликтом романа. Порфирий действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он играл на его нервах, на его желчи. Следователь сломил и сокрушил Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира.

12 Внутренними монологами Достоевский показал постоянные психологические колебания, «маятниковые движения» сознания и подсознания между двумя безднами. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.

13 Психологический поединок Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча намечает характер, тему борьбы. Вторая – интрига достигает высшего пункта и напряжения. И третья встреча – завершается неожиданной катастрофой: Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния. Порфирий Петрович очень точно расставляет ловушки Раскольникову.

14 Особое место занимает сон Раскольникова, о смеющейся старухе: 1. Причина сна – тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху; 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно для писателя; 3. Психология массового безумия. Два гениальных писателя Достоевский и Толстой, показали впервые в литературе жуткий феномен массового психоза, изучаемый впоследствии знаменитыми психиатрами;

15 4. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» ( Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. На чаше добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1 место в раскрытии внутреннего мира человека, так же как внутренними монологами. Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, что как всегда, оригинально.

16 Петербург – фантастический город, который играет не мало важную роль в «Преступлении» и «Наказании». На протяжении всего романа лишь некоторые ремарки описывают Петербург, но нам этого достаточно, чтобы понять духовный мир этого города по Достоевскому. Из описания портретов, выше приведенных, мы можем сказать, что Петербург также двойственен, как и Раскольников. Другой пример одухотворения материи – жилища.

17 Мир окружающего человека, всегда дается как часть души человека, становится внутреннем пейзажем, определяя человеческие поступки. Время – функция человеческого сознания, оно может растягиваться, сжиматься, исчезать. С помощью времени, Достоевский показывает насколько велики переживания Раскольникова. В начале романа, все разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в ураган.

Читать еще:  Качества швабрина из капитанской дочки. Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к Отечеству

18 Герой несколько раз выпадает из времени. И это выпадение лишний раз показывает психическое состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько обычных для Достоевского фраз, неопределенных местоимений, сконцентрированных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.

19 Прием умалчивания применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не поддается иным формам изображения. Умолчание намекает на неисчерпаемую душевную глубину, тем самым еще более усиливая психологическое напряжение.

20 Задача Достоевского состояла в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна, особенно в самых последних ее пластах, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркиваются писателем при изображении психологических состояний.

21 Внутренний мир часто представляет собой хаос Душевных движений, что в них не только самому герою, но и нейтральному повествователю разобраться сложно. Словом, в психологическом повествовании Достоевского, внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

22 При этом у Достоевского, анализ стремится к исчерпывающе ясному знанию о душе человека и все же достигает его. Главные черты уникального психологического стиля Достоевского – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах захватить читателя изображением напряжений их душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.

23 Психологический анализ определяется у Достоевского поисками той свободной духовности, которая станет залогом его «восстановления». По мысли писателя, покаяние выступает совершенно бесспорным и самоочевидным. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.03.2016 2016-03-15

Статья просмотрена: 5353 раза

Библиографическое описание:

Гибайдуллина В. Р. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 895-897. — URL https://moluch.ru/archive/110/24235/ (дата обращения: 12.02.2020).

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — один из знаменитых и самых читаемых русских писателей в мире. Он родился 2 ноября 1821 года в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Учился в 1838–1843 годах в Петербургском военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в инженерный департамент.

Ф. М. Достоевский в 1844 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. В 1845 году вышла первая его книга «Бедные люди». Благодаря повести он сблизился с великим критиком В. Г. Белинским. В других произведениях 40-х годов — «Двойник» (1846), «Белые ночи» (1848) возникает тема психологической двойственности человека. В 1847 году становится участником кружка М. В. Петрашевского и в 1849 году они оба арестованы и приговорены к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой.

С 1850 по 1854 годы, отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, писатель зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.

В 1859 году Ф. М. Достоевский возвращается в Петербург и возобновляет литературную деятельность. Опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из мертвого дома» (1861–1862). Вместе с братом в эти годы издает журналы «Время» и «Эпоха».

В 1860–1870 годы Достоевский создает крупнейшие романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872). В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в лице князя Мышкина. В 1875 году появляется роман «Подросток».

В 1879–1880 годах появляется роман «Братья Карамазовы».

28 января (9 февраля) 1881 года Достоевский умер в Петербурге.

Роман «Преступление и наказание» напечатан в 1866 году. Данный роман приносит мировую известность Ф. М. Достоевскому. Он многопроблемен. Сам автор хотел «перерыть» в нём все вопросы. Это, прежде всего, роман о современности. В нём изображены противоречия города Петербурга, тяжесть и трагизм людей из низов.

Достоевский в романе ставит вопрос о праве человека на бунт против существующих порядков, о нравственном перевоспитании человека путем религиозного смирения и «страдания». Осуждается писателем действенный протест борьбы. Проблема нравственности в среде молодёжи, морали рассматривается им в связи с вопросом политики. Автор также откликнулся на тему индивидуализма, на появление в обществе разночинцев. Но у Достоевского создан тип мыслящего индивидуалиста, далекого от борьбы. Размышлял писатель и на тему разъединения людей. В 60-е годы имела широкое общественное значение уголовная тема, злободневная в эпоху развития капитализма в России и роста преступности. Достоевский сам еще признавался, что его роман — отчёт одного преступления.

Роман «Преступление и наказание» задуман на каторге. Достоевский интересовался уголовной хроникой, общался с ростовщиками. В процессе работы он обращался к Пушкину (поэма «Цыганы») и к Бальзаку («Отец Горио»).

В романе «Преступление и наказание» мы видим глубину проникновения в человеческую духовную жизнь. Поэтому роман можно назвать психологическим. Он написан от третьего лица. В нём много героев, несколько главных, насыщен действиями. События в книге происходят в течение 9 суток.

Читать еще:  Что такое реорганизация? Правила и порядок реорганизации предприятия. Что такое реорганизация предприятия

Ф. М. Достоевский рисует Петербург 60-х годов. Сам город является героем произведения. Это город бедных и богатых, униженных и оскорбленных. Сильна власть денег, медных грошей для утоления голода. На фоне Петербурга показаны судьбы бедных людей: Мармеладовых, Сони, Екатерины Ивановны, её детей, Раскольниковых. Мармеладов — чиновник, пытается осмыслить причины страданий. Ф. М. Достоевский передаёт трагизм положения низшей социальной среды. Действие происходит в трактирах, каморках бедняков, на улицах. Сильна в описании деталь (жилище Мармеладовых, Раскольникова).

Петербург город дельцов, их представляют в романе Лужин и Свидригайлов. Для Лужина имеет значение только личный интерес. Он желает жениться на Дуне, так как это выгодно для него. Свидригайлов развратный и праздный человек. В нём уживаются добро и зло. Свидригайлов чувствует любовь к Дунечке Раскольниковой.

В основе сюжета лежит конфликт — столкновение теорий Раскольникова о двух разрядах людей с действительностью, обнаружение её порочности.

В романе три сюжетных линий:

  1. Преступление Раскольникова и обнаружение этого преступления;
  2. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым;
  3. История любви Сони Мармеладовой и Раскольникова.

Раскольников также наделён высокими человеческими качествами. Он заботится о семье Мармеладовых. Его возмущает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, чтобы помочь семье, тем самым унижая себя. Достоевский также подчёркивает близость Раскольникова к бедным людям (задавлен бедностью, демократичен по своему положению). Ему свойственен демократический протест и эгоистическое самоутверждение. Раскольников теоретически осмысливает жизнь, способен перейти через крови, хотя и ради высокой цели. В этом отношении он близок Свидригайлову и Лужину.

Теория Раскольникова — это поиски ответа на вопрос: к какой группе людей он относится? К тем, кто подчиняется порядку, покорным (обычным), или же к необычным, способным навязать свою волю другим, обществу. Что же явилось причиной преступления бедность или теория? Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» писал о бедности, грязном болоте, из которого надо было вырваться Раскольникову [2, 316].

Ф. М. Достоевский пытается доказать, что преступление — это следствие новых, социалистических идей. Сам же герой это отрицает.

Писатель ставит в своем романе «Преступление и наказание» тему вины и наказания, воскресения душ. Совершив преступление, герой теряет покой. Самое тяжкое и страшное наказание — это душевные муки человека. Писатель-психолог против людей, преступающих законы. Он противопоставлял им покорных и смиренных людей. Соня Мармеладова советует Родиону принять страдание и искупить свою вину. В финале романа мы видим героя иным. Отбывая каторгу, он находит спокойствие духа, читает Евангелие и начинается его перерождение. «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом. но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления» [3, 559]. Соня воплощает в себе высокую моральную силу, помогает Раскольникову прийти к возрождению.

Роман Достоевского противоречив, но писателю удалось одному из первых в мировой литературе изобразить новый тип молодого человека, пережившего отношения между протестом и преступлением.

С. В. Белов убедительно показывает, что при изучении романа «Преступление и наказание», где имеет значение буквально все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и различные ситуации, и даже отдельные слова, — лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского [1, 305].

Значительными критическими отзывами о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867–1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Критик Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова — это прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия, и причем «теория» главного героя не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге «весь антинигилистический пафос романа сводится на нет» [1, 320]. А другой критик Страхов видит в романе Достоевского то, что «главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60-х годов XIX века» [3, 262]. Достоинство романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в том, что писатель исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.

XX–XXI вв. — это время признания знаменитого писателя Ф. М. Достоевского. Его произведения переведены на десятки языков мира и читаются с неослабевающим интересом, который, прежде всего, вызван разворачивающейся здесь новой концепцией человеческой личности.

В США книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в переводе на английский язык был опубликован в 1886 году. За рубежом, в частности в США, интерес к писателю повысился после выхода в свет на английском языке 12-томного собрания сочинений (1912–1920). Высокую оценку на творчество писателя дали Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Ю.О’нил, А.Миллер, Р.Пенн Уоррен, М.Пьюзо.

  1. Белов С. В. Достоевский и его время. — Л., 1971
  2. Писарев Д. И. Борьба за жизнь. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М.,1956
  3. Страхов П. П. Наша изящная словесность. «Преступление и наказание» — «Отечественные записки», 1867, № 2

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/dostoevskij-f-m/prestuplenie-i-nakazanie/3516-sistema-obrazov-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
http://www.myshared.ru/slide/1125467/
http://moluch.ru/archive/110/24235/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии