Мастер и маргарита примеры аргументов. Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло»

Мастер и маргарита примеры аргументов. Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло»

ЕГЭ-2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по теме: «Искусство и ремесло» М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

(Материал авторский, публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года.)

Искусство и ремесло. Эти два понятия, имеющие различные значения, могут быть применены как контекстные антонимы, обозначающие два различных подхода к творческой деятельности. «Искусство» – это все произведения, созданные с душой, непреходящие по ценности, в которых авторы выразили свои сокровенные мысли. Настоящее искусство – это талантливые, творческие, неповторимые творения, способные пережить своё время. «Ремесло» же в данном контексте – это произведения, лишённые индивидуальности, мастерства, написанные в угоду публике; слава, почёт, высокие гонорары – вот к чему стремятся авторы подобных «шедевров».

Тема искусства и мастерства всегда волновала М.А. Булгакова, а в романе «Мастер и Маргарита» – это одна из центральных, ключевых тем. Какими должны быть произведения искусства (любых жанров, в данном случае — литературы)? В чём ценность того или иного творения? Как отличить искусство от обычного ремесла? Над этими вопросами размышляет автор. Попытаемся понять, что именно ценит писатель в творчестве. Каким, по его мнению, должен быть деятель литературы?

В романе показано несколько героев, занимающихся литературной деятельностью. Среди них – литератор, председатель МАССОЛИТа (вымышленной писателем организации), редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз. Фамилия героя ассоциируется с другой – фамилией известного композитора 19 века – Г. Берлиоза. Однако герой словно противопоставлен своему однофамильцу, так как никакого таланта у него нет. Он занимает высокий пост в литературных кругах, один из героев так и называет его – «генерал» в мире литературы. Берлиоз, хотя и начитанный человек, часто демонстрирующий свою эрудицию, приводящий в свое речи примеры из истории, далёк от понимания истинности искусства. Можно предположить, каков уровень журнала, редактором которого является герой. Он прекрасно пользуется всеми привилегиями, которые ему положены по должности: имеет элитную дачу в литературном посёлке, обедает в престижном ресторане на Грибоедова. Это типичный бюрократ, не дающей возможности продвинуться в литературе истинному таланту. Не без его поддержки был буквально затравлен критикой Мастер. Не могут принять такие бездарные люди, как Берлиоз, талант другого, желание правдиво высказывать свои мысли, быть честным с читателями. Трагична судьба героя – он погибает под колёсам трамвая (смерть его была предсказана Воландом, словно это наказание за неверие в Бога и дьявола). Да и ресторан «Грибоедов» сгорает в конце романа, что словно символизирует неприятие халтуры, зависти, отсутствия таланта в литературе. Этим автор выражает своё отношение к людям, для которых писательство стало лишь «ремеслом», способом хорошо устроиться в этой жизни. Часто по руководителю можно судить и о самой организации. Берлиоза окружают подобные же люди.

К сожалению, Берлиоз не одинок в романе. Сколько ещё бездарных людей показал автор! Это и поэт Иван Бездомный, который всё же под воздействием Мастера осознал отсутствие таланта в себе, прекратил писать «стишки» и занялся другим видом деятельности. Он становится профессором истории и философии. Кстати, герой и псевдоним свой сменил на настоящую фамилию – Понырев. Псевдоним Бездомный тоже был данью моде, желанием подчеркнуть свою близость с народом (даже это было заигрыванием с читателями).

Это и критик Латунский, так резко высказавшийся о романе Мастера, что началась буквально травля автора, приведшая его в сумасшедший дом. Его статья «Воинствующий старообрядец» была написана в духе атеизма, в ней осуждались мысли Мастера о Боге. Латунский живёт в роскошном доме в Москве. Именно её квартиру разгромит Маргарита, превратившись в ведьму.

А «бездарность Сашка» — поэт Александр Рюхин! Все понимают отсутствие таланта в нём, однако и он хорошо устраивается в литературной среде. Он тоже маскируется под пролетария, хотя ничего общего с рабочим классом не имеет. Бездарный сам, Рюхин позволяет себе критиковать самого Пушкина, считая, что ничего особенного нет в его поэзии и лишь тому случайно повезло. Зависть и злоба, душевная пустота – вот сущность характера этого человека.

Читать еще:  Создание второй редакции повести временных лет. История возникновения русской летописи «Повести временных лет»

Завершает «галерею» заместитель Берлиоза — Желдыбин, который может лишь заниматься организационными вопросами, например, похоронами. О его творчестве вообще ничего не сказано.

И это – «цвет» литературы! О какой свободе творчества, о каком таланте можно говорить, когда «элита» литературной среды так ограниченна и бездарна!

Трудно пробиться настоящему таланту в такой среде. Мастер – это истинный творец, создающий настоящее произведение искусства. Случайно выиграв деньги в лотерею, он бросает прежнюю работу в музее, снимает небольшую квартиру, покупает необходимые книги и пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Это философское произведение, в котором автор размышляет о лжи и правде, об истине, о страхе и трусости, о гибели невиновного человека и муках совести. Кончено, такое произведение члены МАССОЛИТа просто не могли ни понять, ни оценить по достоинству. Писать правдиво, искренне они уже давно разучились, да и не хотят , боясь потерять привилегии, почёт. Новое творение даже пугает их, и они решают «извести» автора критикой, полной злобы и обвинений, доводя героя до сумасшествия. Мастер просто не смог противостоять этой несправедливости. Автор оказался слабее своего героя. Если Иешуа не отрёкся от своих идей, пройдя нечеловеческие муки , то он решил сжечь роман, который принёс ему столько страданий. Но… «рукописи не горят!» Эта фраза, ставшая афоризмом, подчёркивает, что истинное творение всегда найдёт своего читателя, переживёт своё время, будет волновать души и сердца людей. В конце романа Мастер и Маргарита обретают долгожданную свободу.

Таким образом, проблема истинного искусства, несущего правду людям, созданного талантливыми мастерами, и ремесла, противопоставленного искусству своей бездарностью, бесталанностью, желанием угодить толпе и иметь почёт и славу – одна из основных в романе «Мастер и Маргарита». Автор уверен, что человек, посвятивший себя писательскому труду, должен осознавать важность своего дела, ответственность за созданные произведения. Только наличие таланта, высоких нравственных качеств могут позволить создавать высокохудожественные произведения. А если этого нет, то лучше просто не заниматься литературным трудом (как это сделал Иван Бездомный), а в другой области довести ремесло до совершенства, до искусства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» – это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар.

Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».

Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.

В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.

Читать еще:  Фатиновое свадебное платье. Свадебные платья из фатина: признанная классика пышного одеяния

А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»

Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А.Булгакова одной из главных тем является тема искусства. С образом Мастера связан мотив истинного творца, которому противопоставлено литературное общество Москвы. Заглянув в Дом Грибоедова, мы можем составить полное представление, чем живут члены МАССОЛИТа. Их хлопоты относительно дачи для отдыха, путёвки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос» откровенно свидетельствуют о ремесленничестве в сфере искусства. Писатель ни разу не показал представителей этого общества в творческом процессе, они только и делают, что сидят в ресторане Дома Грибоедова или бессмысленно проводят время в пустых разговорах. Мастер другой – он живёт своим романом. Его судьба неразделима с судьбой его творения. Когда роман о Понтии Пилате не опубликовали и даже не опубликованный забили «критикой», Мастер сам был уничтожен. Этим и объясняется его попытка сжечь рукопись. Эта связь является главной особенностью истинного творчества, так как настоящий художник вкладывает в своё произведение душу, чего никак не скажешь о ремесленниках.

СПАДИЛО.РУ

Дополняем разбор итогового сочинения «Искусство и Ремесло» аргументами из литературы!

«Золотая роза» К.Г. Паустовского

К.Г. Паустовский в рассказе «Золотая роза» пишет о любви, тонких душевных струнах, которыми движимо любое искусство. Главный герой – Шамет когда-то был солдатом армии Наполеона, но был списан и отправлен на родину по болезни. Полковой командир доверил ему свою восьмилетнюю дочь ­– Сюзанну. Девочку необходимо было доставить тетке. Вояка и маленькая девочка подружились в пути. Шамет, стремясь развеселить юную спутницу придумывает различные истории. Одной из них стала легенда о старухе, которой в молодости возлюбленный подарил золотую розу. Даже на последней стадии нищеты, старая женщина не продала драгоценность. Ведь роза должна была принести счастье. Так и случилось, к ней приехал из Парижа сын, ставший известным художником. Он помог матери построить новый дом, стал заботиться о ней.

Рассказ стал ключевым в отношения Шамета и маленькой барышни. Она выросла, но счастье не обрела. Продолжала мечтать, что кто-нибудь и ей подарит золотую розу.

Бывший солдат работал тогда мусорщиком, а подрабатывал уборкой ремесленных помещений. Он перестал выбрасывать сор из ювелирных мастерских. Просеивал пыль, отделяя золотые песчинки. Герою удалось сделать слиток, заказать у ювелира розу. Но оказалось, что Сюзи уехала из Парижа в Америку навсегда. И никто не мог подсказать адрес. Шамет так и умер, держа под подушкой свое сокровище. А ювелир, сделавший розу, забрал ее.

Читать еще:  Художественная литература 5 6 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

Золотой цветок попал в руки пожилого литератора, который вдохновившись историей, написал хорошую книгу. А предисловием к ней стала мысль, что писатель так же всю жизнь выбирает из мусора песчинки золота. А потом создает слиток – книгу, собранную по крупицам. В этом состоит прелесть искусства. Ремесленник же берет готовый материал и механически, не касаясь собственной души, создает продукт.

«Свеча горела» М. Гелприна

О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают человека физически, точные науки – умственно, и только литература – духовно, нравственно. Как любая антиутопия, рассказ «Свеча горела» представляет нашему взору ужасающую картину действительности, непривычную нам, которую мы не готовы принять. Но ведь медленными, но уверенными шагами человечество движется к похожему итогу.

Когда-то литература формировала умы, воспитывала духовность, определяла внутренний мир человека. Теперь все иначе. Общество отказалось от книг и любого другого вида искусства.

«Дети растут бездуховными, вот что страшно» – беспомощно восклицает оставшийся в живых учитель словесности. Но кроме него никто проблемы не осознавал. Кому вообще нужны учителя, когда есть роботы?

Искусственный интеллект в данном случае действительно оказался разумнее. Робот-гувернер осознал отсутствие духовности у своих юных воспитанников. Поэтому тайком от своих хозяев, он обращается к учителю литературы, чтобы освоить базовые знания.

Механический объект, названный Максимом, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий».

Электронного героя постигла неприятная участь, он был уничтожен. Но успел зародить в своих воспитанниках – Анечке и Павлике, очаги духовности. Привить им любовь к литературе. Значит жертва его была не напрасна. А для человечества еще не все потеряно.

«Портрет» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» главный герой был бедным художником. Ему не удавалось заработать на своих работах даже на еду. Не говоря уже о том, чтобы заплатить хозяину съемной квартиры за проживание. Чартков случайно на выставке замечает картину, которая завладевает его вниманием настолько, что он тратит на нее последние деньги. Это портрет пожилого процентщика, азиатской внешности. Ночью живописец видит странный сон, а утром находит под портретом солидную сумму денег. Но, чем больше денег, тем выше потребности.

Герой берется за заказы от высокопоставленных особ, пишет портреты. Это даже отдаленно не напоминает искусство. Всего лишь ремесло для получения денег. Юноша разменивает свой талант, он покидает его.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярко заметно противопоставление ремесла искусству. Члены МАССОЛИТА пишут на заказ. Не все из них бездарности, но они променяли свой талант на деньги, славу, обеды в дорогом ресторане, а также путевки в Ялту и Кисловодск. Им противопоставлен Мастер, который тратит всего себя на свой роман. Вкладывает почти все деньги в книги, которые помогут в работе. Он живет своим творчеством, дышит им. Поэтому рукопись его не сгорает. Это настоящее искусство.

«Акварельные краски» К.Г. Паустовского

В рассказе «Акварельные краски» Константин Паустовский знакомит читателя с художником Бергом. Живописец не понимал как можно любить Родину. Поэтому не получались у него никогда пейзажи, а лишь портреты, изредка натюрморты. Не горела искра искусства в душе художника, поэтому приходилось заниматься ремеслом.

Но все изменилось, когда Берг приехал погостить в поместье к другу. Дело было осенью. Художник не планировал работать, поэтому взял с собой лишь акварельные краски. Но природа поздней осени так его поразила, что он, рискуя жизнью, под надвигающейся бурей рисует лучший в своей жизни пейзаж. И только тогда становится истинным творцом, познавшим искусство в его величии, красоте.

Источники:

http://literatura-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-219-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80/
http://4ege.ru/sochinenie/56998-argumenty-po-napravleniyu-iskusstvo-i-remeslo.html
http://spadilo.ru/argumenty-iskusstvo-i-remeslo/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии