Мартирос сергеевич сарьян – биография художника, известные произведения, выставки. Мартирос Сарьян: одна любовь на всю жизнь

Мартирос сергеевич сарьян – биография художника, известные произведения, выставки. Мартирос Сарьян: одна любовь на всю жизнь

Мартирос сергеевич сарьян – биография художника, известные произведения, выставки. Мартирос Сарьян: одна любовь на всю жизнь

Жизнь и творчество Мартироса Сарьяна

«Художник — певец жизни, а жизнь отрицает зло. Долг художника — пропагандировать любовь к природе, к человеку, к труду». (с) М. С. Сарьян. Армянский народ дал миру множество талантливых и гениальных людей, чьи имена вошли не только в сокровищницу армянского народа, они так же являются достоянием всего мира. Среди множества таких талантливых и гениальных имен стоит и имя Мартироса Сарьяна, армянского живописца, “певца” жизни, “певца” Армении .

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 28 февраля 1880 года в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону в армянской многодетной семье. В семье было девять детей, — шесть братьев и три сестры. Мартирос был седьмыми по старшинству. Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении. Родители будущего художника занимались земледелием. Они владели небольшим участком земли на хуторе близ города, жили очень скудно. На хуторе прошли детские годы Мартироса Сергеевича. Он вспоминал: «В степях Приазовья, недалеко от речки Самбек, заросшей камышом, протекающей по зеленым лугам, немного выше ее берегов на бугорочке, отец мой построил домик из сырцовых кирпичей, покрыл его крышу камышом, и мы зажили в этом одиноком домике в степи… Величественное небо и широкая степь, с буграми и «миражными курганами» на горизонте, давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы… Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни… Детское восприятие всего этого неописуемо грандиозно и фантастично…»

Картина Мартироса Сарьяна

В 1887 году Мартирос переезжает в город Нахичевань-на-Дону, где живет у старшего брата Ованеса. Нахичевань тех лет — один из центров армянской культуры, историю и традиции которой Мартирос Сарьян многосторонне, тщательно и с искренним увлечением изучал еще с отроческих лет. В пятнадцать лет Мартирос Сарьян заканчивает армяно-русское общеобразовательное городское училище. В этом же возрасте у Мартироса появляется первое влечение рисованием, когда он работал в нахичеванской городской конторе по распространению журналов и газет. «В свободное время я увлеченно читал газеты и журналы, рассматривая иллюстрации… Среди посетителей иногда попадались интересные типажи. Я садился в глубине конторы, в левом углу у стола и начинал рисовать, конечно, так, чтобы посетители ничего не заметили».

В 1897 году Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 1900 по 1902 годы в месяцы летних каникул Мартирос Сарьян вместе со своим товарищем из училища, Геворком Мианасаряном, совершает путешествие по Кавказу и Закавказью. Это путешествие оказало сильное влияние на молодого художника, как в последствии написал сам Мартирос: — «Моя поездка в Закавказье через Владикавказ по Военно-Грузинской дороге, через Тифлис, Лори в Ереван была для меня событием потрясающим. Это и предопределило, можно сказать, мой дальнейший путь… Приазовские степи с их разноплеменными жителями — русскими, украинцами, армянами, греками, красочные южные города, полная волнений московская жизнь, Училище живописи, кавказские путешествия — целая жизнь, огромное разнообразие впечатлений, эмоций, лиц, эпизодов, центром которых для меня уже стала древняя Армения…

Картина Мартироса Сарьяна

Горные хребты со сверкающими снежными вершинами, скалы, ущелья с бурными реками, пригорки со стадами овец; уходящие вдаль нагроможденные друг на друга голубые горы; стада буйволов, лениво пасущихся на низинах или купающихся в мутных арыках; караваны верблюдов, движущихся по желто-розовым пыльным равнинам у Каспия, и, наконец, воды Каспия и многое другое произвело на меня неизгладимое впечатление, поставило передо мной задачу найти какие-то новые средства передачи своих чувств и переживаний. Средства у меня были ограниченные, я постепенно овладевал языком живописи; палитра была у меня еще серая. Школа мне очень много дала, но во мне только-только начинал зарождаться художник… Запала мне в голову эта мысль найти какое-то новое оружие, новые средства, чтобы лучше и сильнее передавать свой восторг и переживания… На этой большой и тернистой дороге самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот».

Во время этого путешествия художник посещает Ани, древнюю столицу Армении, землю его предков. Изучение армянского искусства, природы Армении, жизни родного народа оказало огромное воздействие на все духовное и творческое формирование Сарьяна. В последствии он писал: «Столица Багратидов, прекрасный город Ани, горестно смотрит на нас ныне своими изумительными руинами, олицетворяя величие духа людей, создавших эти чудеса искусства».Со времени этого первого путешествия на юг Сарьяна ясно осознал цель своего творчества: «Выразить сущность загадочного Востока».

В 1903 году Мартирос Сарьян заканчивает училище, получив диплом и две серебряные медали. Художественное образование продолжилось в портретной мастерской училища (1903-1904 гг.), которой руководили В. А. Серов и К. А. Коровин. В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

Читать еще:  Надежда курганская. Плата за вторжение в мир мёртвых: трагические смерти магов из "Битвы экстрасенсов" Смерть надежды титовой причина смерти

С 1910 по 1913 годы Мартирос Сарьян совершает ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, с целью помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году Мартирос женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

Автопортрет Мартироса Сарьяна

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».
В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.
В 1926 художник переезжает в Париж. «При помощи моих старых друзей – семейства Будагян (я давно познакомился с ними в Москве) я снял за сравнительно скромную плату помещение близ бульвара Сен-Мишель. В своей парижской мастерской я намеревался работать только «для себя» . Однако, когда подворачивался случай, я продавал некоторые картины, чтобы чуть пополнить свой тощий бюджет…».. В 1928 году большая часть его работ, выставленных году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

Произведения Сарьяна в тридцатые годы экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, Ленинакане, а также за рубежом – в Вене, Венеции, Стокгольме, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.

За декоративное панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937) удостаивается Гран-при.
В течение последующих, десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны. Замечательный поэт красок, он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю и трудового человека, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации.
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов – «Армянам – бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». В 1945 году Мартирос Сарьян награжден орденом Ленина и медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 1946 г. трижды избирается депутатом Верховного Совета СССР, а начиная с 1959 г. до дня кончины является депутатом Верховного Совета Армянской ССР.

В 50-60-е годы, когда художник вошел «в долину лет преклонных», сотни людей, посещающих его мастерскую в Ереване и персональные выставки, быстро убеждались: Сарьян не просто «еще пишет», а настойчиво, даже в странном для такого возраста споре с самим собой, ищет иных, чем раньше, решений. Родина высоко оценила заслуги М. С. Сарьяна. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета».

Мартирос Сарьян за работой

Сарьян прожил долгий век. «Цвет – это истинное чудо! – восклицал художник, – В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия» . Для армянского изобразительного искусства он стал самой крупной фигурой, и эволюция его творчества представляется, поэтому, наиболее поучительной.

Мартирос Сарьяном восхищались многие, в их число входил и Уильям Сароян, который посвятил Мартиросу Сарьяну рассказы. В произведении «Выжил» У Сароян пишет: «Да, Мартирос Сарьян армянин, а это значит, что он выжил. Поэтому вслед за его именем идет имя Марка Шагала…Их роднит еще и невероятный талант — превращать все мертвое в живое. Вы не увидите погромов на картинах Шагала и не увидите резни на картинах Сарьяна. Они — маленькие дети с широко раскрытыми глазами, они радуются жизни умом и сердцем.
В последние годы у Мартироса Сарьяна сложилась своя манера рисования, которая подходила для него в той мере, в какой с возрастом позволяло здоровье. Маленькими штрихами он рисовал прекрасные, причудливой формы пейзажи…»

Портрет Уильяма Сарояна, нарисованным Мартирос Сарьяном.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен он в пантеоне парка им. Комитаса. За несколько часов до смерти Сарьян едва слышно попросил: «Дай мне попить воды, нисходящей с чистых небес Армении». Родина была для Мастера воплощённой сказкой, и этой сказкой завершилась его жизнь.
Сарьян — символ Армении. Символ, пробуждающий в человеке «чувства добрые». Искусство, подобное искусству Сарьяна, сильнее времени и национальных границ. Оно — как осанна свету, осанна всему прекрасному на земле, и оно вечно. Про Сарьяна говорят: «Сначала величайший виртуоз Сарьян нарисовал Армению, а потом Бог создал ее».

Хотелось бы завершить статью словами Мартироса Сарьяна: «Человек есть микроскопическая частица вселенной, вложенное в человека «Я» есть сама вселенная; только через человека природа осознает свое величие и ничтожество. Для каждого человека существует красота, ему свойственная, которую он понимает, которой он живет. Мир прекрасен. В человеке есть все, все он может найти в себе, если найдет ключи тайн души своей. Человек должен верить в лучшее, он не может жить без веры».

Читать еще:  Как правильно ставить в букмекерской конторе. Анализ как основополагающий фактор успеха

Мартирос Сарьян: одна любовь на всю жизнь

Однажды знаменитый итальянский писатель и кинодраматург Тонино Гуэрра, посетив Дом-музей великого армянского художника Мартироса Сарьяна, оставил памятную запись: “Приехать в Армению и не посетить музей Сарьяна, значит – обделить себя космическим светом. Благодарю маэстро Сарьяна за то, что вновь пробудил желание жить”.

Лаура Саркисян, Sputnik.

О жизни армянского живописца в день его рождения корреспонденту Sputnik Армения рассказала его внучка Рузанна Сарьян.

В семье Сарьянов почитали старших, уважали родителей. В детях воспитывалось уважение к труду и трудовым людям. Эти традиции Сарьян перенес и в свою семью. Он считал, что именно трудом можно преодолевать жизненные проблемы.

Сарьян окончил армяно-русское училище в Новой Нахичевани. Уже в школе он брал уроки рисования у школьного учителя, Бахмутского, любил на уроках географии раскрашивать контурные карты. После окончания он поступил работать в контору по подписке журналов и газет. В свободное от работы время он делал для себя наброски посетителей конторы. Многие уже тогда восторгались его талантом и пророчили ему будущее художника.

Через год старший брат Ованес отправляет 16-летнего Мартироса учиться в Москву. Сарьян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В семье не все приветствовали это решение, сомневалась даже матушка. Как будет сын зарабатывать себе на хлеб, содержать семью. Ведь та профессия, которую он выбрал, ей не совсем была понятна. Что значит художник. Да еще и свободный…

Но Мартирос превзошел все ожидания и стал великим художником, прославив тем самым весь свой род.

Муза художника

Спеша помочь своим соотечественникам, бежавшим от погромов из Турецкой Армении, Сарьян едет в Эчмиадзин. То, что он там увидел, повергло его в полное отчаяние. Помощь, которую он привез с собой в виде лекарств и денежных средств, собранных московской армянской общиной, была каплей в море огромного горя. Боясь за душевное здоровье Сарьяна, друзья отправляют его в Тифлис.

В одном из кафе старого Тифлиса, где собиралась армянская интеллигенция и обсуждала вопросы спасения нации, Сарьян встречает ту, которая должна была отныне стать его музой и разделить с ним его судьбу. Это была дочь писателя Газароса Агаяна, Лусик Агаян. Он влюбился в нее с первого взгляда и на всю жизнь. Она стала для него воплощением идеала женской красоты.

Среди художников Сарьян является исключительным примером моногамности. Свою жену он рисовал на протяжении всей жизни — от первых акварелей еще юной Лусик, до портретов и изображений любимой женщины в повседневной жизни. Он писал ее читающей, спящей, хлопочущей по хозяйству, говорящей по телефону и даже стирающей.

Он восхищался ею, боготворил и ценил ее до конца своих дней. В письмах к ней Сарьян из Парижа писал: “ты героиня, другая женщина не смогла бы взвалить на себя всю ответственность за детей и отпустить мужа на длительное время в Париж, даже зная, как это важно для его карьеры”.

Отец и дети

У Сарьяна было два сына: старший Саркис (Сарик), младший Лазарь (Зарик). В письмах к жене, когда дети были еще маленькими, Сарьян писал: “Не кричи на детей, не наказывай, будь терпеливей с ними. Им надо по утрам делать зарядку, обтирания. Для желудка полезно есть домашний мацони”. В том же письме Мартирос Сергеевич пишет рецепт приготовления домашнего мацони.

Сарьян сделал все, чтобы его сыновья получили хорошее образование. Старший, Саркис Сарьян стал известным филологом, изучал литературу эпохи итальянского возрождения. Он окончил аспирантуру в Институте мировой литературы им. М. Горького в Москве и защитил кандидатскую диссертацию.

Младший, Лазарь Сарьян обладал абсолютным слухом, одновременно очень хорошо рисовал и мог стать художником. Когда Лазарь должен был определиться, Сарьян ему посоветовал, “если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной. Тебе будет трудно пробиться в этой области, и это будет очень жестокая для тебя борьба”. И так Лазарь выбрал музыку. Вернувшись с фронта, он поступил в Московскую консерваторию и по окончании стал композитором. Однако присущее ему цветовое мышление проявилось и в его музыкальных произведениях, придавая им особое, сарьяновское звучание.

Сарьян-дед

Когда я была ребенком, дедушка давал мне уроки рисования, объяснял пропорции: как писать Арарат, облака, куда дует ветер, как заостряется конец облаков в направлении ветра и т.д.

В нашем доме нельзя было наказывать детей, в особенности кричать на них. Он никогда в жизни не сказал бы ребенку “я занят, иди, поиграй игрушками”, даже тогда, когда у него были гости мировой величины. Сарьян был солнцем, вокруг которого вращались мы все.

Дедушка также обладал экстрасенсорными способностями. Когда у меня поднималась температура, он садился у кровати и читал молитву. Затем втыкал нож между паркетинами, и температура, без всяких лекарств, спускалась сама по себе (улыбается Рузанна).

Он заряжался от земли

У нас был большой дом, и за стол садились всей семьей вместе с садовником и персоналом, занимающимся хозяйством.

Сарьян любил работать в саду, словно получал энергию от земли. Его часто можно было видеть с лопатой в руке, вскапывающим землю, или обрезающим садовыми ножницами сухие ветки деревьев.

Читать еще:  Анализ произведения а зори здесь тихие васильева. «А зори здесь тихие» (Сочинение в форме рецензии)

Однажды из Москвы приехал корреспондент газеты “Правда”, чтобы взять интервью у Мартироса Сергеевича. Он заходит во двор и видит человека в халате с метлой в руке. Обращаясь к нему, журналист спрашивает: “служивый, скажите, как пройти к Сарьяну”. На что художник ответил: “а вы пройдите в дом, там вам скажут”.

Заходит в дом и обращается к бабушке: “вот я приехал из Москвы, хочу взять интервью у Сарьяна”. А бабушка отвечает: “так вы приехали брать интервью, прошли мимо Сарьяна и даже не узнали его?” Вот таким скромным был Сарьян.

Сарьян — общественный деятель

Сарьян много времени уделял общественной работе. Переехав в Армению в 1921 году, он основал первый Государственный музей Армении, был основателем и первым председателем Комитета охраны памятников, стоял у истоков создания художественного училища и Общества работников изоискусства. На протяжении всей своей жизни он делал все от себя зависящее, чтобы армянская культура возрождалась, развивалась и крепла.
Сарьян очень трепетно относился к историческим памятникам. Его усилиями была спасена церковь святого Зоравора в Ереване, которую старожилы называли “церковью Сарьяна”.

Сарьян спас от разрушения также храм Сурб Хач (Святой крест) в Ростове, построенный в 18 веке армянами, выходцами из Ани — древней столицы Армении (ныне территория Турции).

Во время Отечественной войны в церковь попала бомба, и она была разрушена. В 50-е годы власти города решили снести ее и на этом месте построить что-то другое. Сарьяну сообщили об этом земляки, и он, пустив в ход все свои связи и авторитет, смог добиться, чтобы Сурб Хач был внесен в список исторических памятников особого значения. Церковь имела особую ценность для новонахичеванских армян. Ее основной святыней был хачкар (крест-камень), вывезенный их предками из Ани. А во дворе церкви были похоронены армянские поэты Патканян и Налбандян, а также другие выдающиеся представители армянского народа.

Сарьян был человеком удивительно добрым и щедрым. Будучи депутатом Верховного совета СССР, он многим помогал получить жилье, поддерживал талантливых молодых людей, хлопотал, чтобы они были приняты в ВУЗ-ы или получили бы возможность продолжить образование в Москве, добивался освобождения для невинно осужденных.

Помогал, поддерживал, делился знаниями и умением. Он отдал всего себя без остатка служению своему народу, своей Армении и воспел ее в полотнах так, что и сегодня многим она открывается через призму сарьяновского гения.

САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения).

М.С. САРЬЯН

(1880 – 1972)

Человеческую сущность искусства Мартироса Сарьяна определили два важнейших качества – жизнелюбие и патриотизм. Эти черты до последних дней побуждали его к творчеству, давали энергию и вдохновение.

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

Источники:

http://dproc.ru/zhizn-i-tvorchestvo-martirosa-saryana/
http://ru.armeniasputnik.am/armenia/20160228/2254030.html
http://cultobzor.ru/2015/07/martiros-saryan-gallery/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии