Мане завтрак на траве описание. Картины мане “завтрак на траве” и “олимпия” – звезды салона отверженных

Мане завтрак на траве описание. Картины мане “завтрак на траве” и “олимпия” – звезды салона отверженных

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане “Завтрак на траве”

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название “Салон отверженных”. Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией “Салона отверженных”

В “Салоне отверженных” участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане “Завтрак на траве” главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане “бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы”.

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более “мягкое” объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее “пикник на четверых”. Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину “Суд Париса”. Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу “Суда Париса”.

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина “Сельский концерт” (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них – его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Обнажённая женщина на картине Мане – Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище “Креветка” из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для “Завтрака на траве”, но и для других полотен: “Портрет Викторины Мёран”, “Уличная певица, “Мадемуазель. Викторина в костюме матадора”, “Олимпия”, “Женщина с попугаем”, “Гитарист” и “Железная дорога”.

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной – “Олимпией”

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

Читать еще:  Объем правильной шестиугольной пирамиды 6. Формула объема шестиугольной пирамиды: пример решения задачи

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка “Завтрака на траве” и “Олимпии” предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое “Сообщество французских артистов”. К сожалению, сохранилась только одна ее картина – “Вербное воскресенье”, которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. “Завтрак на траве” больше, чем обычно предполагают

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу – “Бар в Фоли-Бержер”. Как и на “Завтраке на траве” и “Олимпии” на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В “Обеде на траве” не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане “Завтрак на траве”

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане “Завтрак на траве” считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

2. Мане стал сенсацией “Салона отверженных”

В “Салоне отверженных” участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане “Завтрак на траве” главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане “бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы”.

Читать еще:  Сводная афиша московских рок-концертов. Сводная афиша московских рок-концертов Боско фест

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более “мягкое” объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее “пикник на четверых”. Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину “Суд Париса”. Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу “Суда Париса”.

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина “Сельский концерт” (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них – его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Обнажённая женщина на картине Мане – Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище “Креветка” из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для “Завтрака на траве”, но и для других полотен: “Портрет Викторины Мёран”, “Уличная певица, “Мадемуазель. Викторина в костюме матадора”, “Олимпия”, “Женщина с попугаем”, “Гитарист” и “Железная дорога”.

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной – “Олимпией”

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка “Завтрака на траве” и “Олимпии” предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое “Сообщество французских артистов”. К сожалению, сохранилась только одна ее картина – “Вербное воскресенье”, которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

Картина Эдуарда Мане «Олимпия» вызвала скандал и глумление толпы

Прекрасный мир искусства нередко содрогается от скандалов. И если задуматься, какой скандал был самым громким за всю историю, в первую очередь вспоминается выставка в 1865 г. в Париже. На суд зрителей была выставлена картина Эдуарда Мане «Олимпия», и общество оказалось не готово к адекватному восприятию шедевра. Сейчас полотно занимает почетное место в парижском музее Орсе среди лучших работ импрессионистов. Но ждать признания ему пришлось без малого 100 лет.

До создания «Олимпии» Мане уже подвергался гневным нападкам публики. Это произошло в 1863 г., когда в «Салоне отверженных» был выставлен его «Завтрак на траве». На полотне изображены хорошо одетые и увлеченные беседой мужчины, а рядом — обнаженная женщина, смотрящая на зрителя без намека на смущение. Общественность сочла картину провокационной, и Наполеон III назвал ее непристойной.

Читать еще:  Михаил пришвин кладовая солнца версия для слабовидящих. Кладовая солнца пришвин скачать

«Олимпия» была закончена в том же году, но автор не решился сразу выставить ее, не желая еще больше эпатировать публику. Спустя 2 года друзья все же уговорили его отправить работу на выставку. Кто мог ожидать, насколько крупный скандал вызовет это решение? Ежедневно сотни человек приходили взглянуть на картину, но только чтобы поглумиться над ней. Для изображения придумывали самые уродливые сравнения: героиню называли потаскухой и «самкой гориллы». В ее руке, расположенной на бедре, находили сходство с жабой.

Негодующие зрители пытались даже испортить картину: проткнуть его зонтиком или хотя бы плюнуть. Руководству выставки пришлось приставить к картине двух вооруженных охранников, но и этот шаг не заставил отступить воинствующих защитников морали. Раздавались требования убрать циничную работу с глаз молодых девушек и беременных женщин. В конце-концов, ее повесили в самом последнем зале высоко под потолком.

Мане тяжело страдал от травли. На него ополчились газеты, и многие друзья отвернулись от художника. Он был подавлен и уехал в провинцию, а позже в Испанию. Но нашлись и те, кто защищал автора. Коллега Эдгар Дега за проявленное мужество сравнивал его с Гарибальди, а Эмиль Золя предрекал, что однажды картина будет висеть в Лувре.

Причина скандала не в том, что зрители увидели обнаженную натуру. Прекрасные Венеры, Данаи, Сусанны и одалиски выставлялись постоянно и не вызывали возмущения. Сам Мане в работе отталкивается от классической Венеры Урбинской кисти Тициана. На его картине мы также видим служанку и маленького зверька в ногах обнаженной красавицы, да и поза очень похожа.

Однако Эдуард Мане не отдалил свою «Олимпию» от зрителя, сделав ее героиней мифа или одалиской с востока. Напротив, публика сразу разглядела современницу. Украшения и обувь четкое указывают на это. Орхидея-афродизиак в волосах, кошка с поднятым хвостом и букет цветов от поклонника говорят о роде занятий героини. Это куртизанка, и имя подтверждает этот факт. Мало того, девушка не отводит взгляд со смущением и не дремлет, как было принято. Она смотрит на зрителя прямо и откровенно, будто на очередного клиента.

И все же Мане создал эту картину не для вызова общественности. Он пытался поднять современное искусство до античных высот и найти прекрасное не в призраках прошлого, а в окружающей действительности. Лишь через десятилетия общество сможет оценить нежность образа, продуманную композицию и тонкую работу с цветом, проявленную в этой работе.

После выставки «Олимпия» вернулась в мастерскую художника и провела там 25 лет. Лишь близкие друзья Мане могли увидеть ее. В 1889 г., после смерти автора, она снова выставляется и привлекает внимание коллекционера из США. Чтобы картина не покинула родину, художники во главе с Клодом Моне собирают деньги по подписке и выкупают полотно. Они дарят его государству, но музеи пока не в восторге от подарка. Еще много лет шедевр проведет в запасниках Люксембургского дворца, потом попадет в Лувр, и в 1947 г. займет постоянное место в музее Орсе.

В 19 и 20 веках картина оказывала серьезное влияние на культуру и творчество художников. Например, Поль Сезанн в 1873 г. написал «Современную Олимпию». В 1970 получила известность темнокожая Олимпия Ларри Риверса.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/090116/27926/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b5d8a042dc67000a86205cc/5c11f42528e82600aa2ca84e
http://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/kartina-eduarda-mane-olimpiya-vyzvala-skandal-i-glumlenie-tolpy

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии