«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины. «Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины Последние годы жизни и смерть

«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины. «Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины Последние годы жизни и смерть

«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины

Среди множества картин, созданных Сандро Боттичелли на классическую библейскую тематику, больше всего полотен, изображающих Мадонну с младенцем Иисусом на руках. Эта тема чрезвычайно популярна в искусстве и позволила раскрыть свой талант многим известным художником. Но эта картина стоит несколько особняком в ряду всех изображений библейской сцены у Боттичелли.

Начать следует с необычного колорита полотна. В отличие от большинства его картин, которым свойственна богатая, но несколько приглушенная, деликатная и нежная цветовая гамма, эта отличается невероятно насыщенными преобладающими голубыми тонами. Расположенные на заднем плане эффектные архитектурные формы в виде широкой округлой арки с проемом окрашены в белый и слегка бирюзовый оттенок голубого цвета.

Более насыщенный цвет имеет плащ Богоматери. Он создает своего рода нижнюю раму полотна, в то время как арка становится обрамлением нежнейшего семейного портрета.

В этой картине удивителен не только интенсивный голубой цвет. Лицо Мадонны очень нежное, фарфорово-бледное, с красивыми, но слегка неправильными чертами лица. Создается отчетливое впечатление, что оно написано с натуры и отражает облик реально существовавшей женщины – в нем нет стилизации образа, характерного для узнаваемых лиц персонажей картин Боттичелли.

Белокурая мадонна привлекает внимание не только фарфоровой, нежной кожей, но и необычной прической, украшенной богатой отделкой и оборками из легкой ткани, как на чепце. На плечи женщины спадает легчайшая вуаль, прозрачная, воздушная и едва заметная. Одета Мадонна в красное нижнее платье со множеством складок и сборок. Здесь художник ни на йоту не отступил от канонов – по церковным правилам Богоматерь всегда изображается в одеждах, сочетающих в себе красные и синие оттенки. Малыш Христос одет в белоснежную тогу, завернутую вокруг его пухлого нежного тельца.

На заднем плане виднеется пейзаж, словно бы заключенный в рамку очертаниями мощной арки. Он вполне традиционен для картин этого периода. На пейзаже изображено довольно высокое, одинокое дерево на краю обрыва и фантастический замок с тянущимися ввысь тонкими башнями с очень длинными шпилями. Выполнен пейзаж в очень сдержанной и благородной приглушенной цветовой гамме, включающей в себя зеленые и коричневые оттенки. Благодаря скромному выбору тонов это изображение не конкурирует с интенсивными красками передних планов, особенно с голубым хитоном Богоматери.

Но особый интерес представляет трактовка образа Мадонны и младенца Христа. В большинстве картин на такую тематику у обоих персонажей жесткие статичные позы, а ребенок выглядит неестественно, словно миниатюрная копия взрослого человека. На этой же картине перед нами юная, прелестная мать играет со своим малышом, который с любовью протягивает к ней пухлые ручонки. Трогательный жест – рука Мадонны, нежно касающаяся пухлой щечки малыша – делает эту картину очень живой, естественной и необыкновенно впечатляющей.

«Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины

Мадонна с младенцем – один из наиболее часто встречающихся (наряду с мифологическими темами) мотивов работ Сандро Боттичелли. В его творчестве есть множество вариаций на эту тему. «Мадонна с младенцем и ангелом» – небольшая картина, выполненная в узнаваемой характерной манере мастера на деревянной доске его любимыми красками – темперой. Благодаря особой фактуре красочной поверхности удается получить удивительно четкое, даже графическое изображение, сохраняющее при этом тонкость полутонов и мягкость красок.

Композиция со ступенчатым диагональным размещением персонажей придает этой статичной группе немного живости, которая больше всего нашла отражение в фигуре ангела. Поддерживающий на весу младенца Христа, он сидит спиной к зрителю, но поворачивается таким образом, словно его кто-то окликнул за пределами картины. У него нежное и юное лицо, пышные, рыжеватые, кудрявые волосы и эффектный воздушный наряд, весь в сложных складках, оборках и многослойных деталях. Ангельский чин выдают лишь небольшие, почти незаметные крылья за спиной, да нимб над головой в виде плоского золотого диска.

Читать еще:  Кавказские тосты, притчи, мудрые высказывания. Кавказские тосты: красивые, смешные и мудрые тосты, притчи и поздравления на все случаи жизни

Противоположную часть картины, выделяясь более крупными размерами и насыщенными красками одеяния, занимает фигура Девы Марии. Она изображена в три четверти, практически в профиль, поражает зрителей своим бледным, одновременно одухотворенным и очень печальным лицом. С грустью она глядит на свое прелестное дитя, предвидя его тяжкую судьбу и жестокую смерть на кресте за грехи человечества.

Мадонна одета в красное платье с разрезными рукавами по тогдашней итальянской моде. Сверху оно прикрыто объемным черным плащом или накидкой с широкой полосой по краю и эффектной отделкой в верхней части. Строгая гладкая прическа украшена небольшим чепцом с мягкими складками, прикрывающими шею и ниспадающими до такой же тонкой шейной косынки. У Мадонны очень тонкие изогнутые дугой брови-ниточки и светлые, рыжеватого оттенка волосы. Все это относит нас к моде Италии эпохи Возрождения, но никак не в Иудее начала I века нашей эры. В те времена художники часто обряжали своих исторических или мифологических героев в современные им самим одежды.

Пухлый младенец Христос – очаровательное дитя, прикрытое легкой складчатой тканью – протягивает руки к матери. Его божественную сущность выдает только нимб. Сидящая в красивом резном кресле мать словно принимает его из рук поддерживающего его ангела.

Довершает картину один из часто используемых мастером элементов – крупная каменная арка с поддерживающими ее колоннами на заднем плане. За ней нет никакого пейзажа, только бездонное, синее небо.

Изображение отличается особенной лирической атмосферой, легким налетом грусти и теплой цветовой гаммой. Лица персонажей здесь не просто очень выразительные – они узнаваемые, хотя и обладают индивидуальностью. По их чертам можно безошибочно определить, что перед нами картина, безусловно принадлежащая кисти талантливого Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli , настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Содержание

Биография и творчество

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Обучение мастерству (1460–1468)

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него [2] ). В 1462 году (по некоторым источникам — около 1464 [3] ) начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.

Молодой художник испытал «влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов», а также братьев Поллайоло — Антонио и Пьеро. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470) [4] .

В связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений мадонны – по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465–1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Ранние работы (1470–1480)

С 1470 года Боттичелли имел собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Филиппо Липпи — Филиппино) [5] неподалеку от Церкви Всех Святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» на празднике в честь святого 20 января 1474 года с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре [en] , чем объясняется вытянутый формат произведения.

Читать еще:  Отрывки из "портрета дориана грея", писанного оскаром уайльдом. Оскар Уайльд.Портрет Дориана Грея

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» [6] .

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Пребывание в Риме (1481–1482)

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы» [6] .

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508–1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного (представителя семейства Медичи), где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482–1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, или Лоренцо Пополано, кузена Лоренцо Великолепного. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджо дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его „Весны“ и „Рождения Венеры“. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» [8] .

В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки» [6] .

Религиозные картины 1480-х годов

«Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

Читать еще:  Знаменитые люди италии кратко. Туризм в Италии – удивительные достопримечательности, которые стоит посетить

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481–1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480–1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485–1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он работает над фресками на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Гранат, который держит в руке мадонна, представляет собой христианский символ (у «Мадонны Конестабиле» Рафаэля в правой руке также первоначально вместо книги был гранат).

Поздние работы (1490–1497)

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488–1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений мадонны с младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485–1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

Последние работы (1498–1510)

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода — сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» [6] . 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее“» [9] .

Источники:

http://muzei-mira.com/kartini_italia/2235-madonna-s-mladencem-sandro-bottichelli-opisanie-kartiny.html
http://muzei-mira.com/kartini_italia/2238-madonna-i-mladenec-s-angelom-sandro-bottichelli-opisanie-kartiny.html
http://wikipedia.green/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE_%D0%91%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии