«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины. «Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины Последние годы жизни и смерть
«Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины
Среди множества картин, созданных Сандро Боттичелли на классическую библейскую тематику, больше всего полотен, изображающих Мадонну с младенцем Иисусом на руках. Эта тема чрезвычайно популярна в искусстве и позволила раскрыть свой талант многим известным художником. Но эта картина стоит несколько особняком в ряду всех изображений библейской сцены у Боттичелли.
Начать следует с необычного колорита полотна. В отличие от большинства его картин, которым свойственна богатая, но несколько приглушенная, деликатная и нежная цветовая гамма, эта отличается невероятно насыщенными преобладающими голубыми тонами. Расположенные на заднем плане эффектные архитектурные формы в виде широкой округлой арки с проемом окрашены в белый и слегка бирюзовый оттенок голубого цвета.
Более насыщенный цвет имеет плащ Богоматери. Он создает своего рода нижнюю раму полотна, в то время как арка становится обрамлением нежнейшего семейного портрета.
В этой картине удивителен не только интенсивный голубой цвет. Лицо Мадонны очень нежное, фарфорово-бледное, с красивыми, но слегка неправильными чертами лица. Создается отчетливое впечатление, что оно написано с натуры и отражает облик реально существовавшей женщины – в нем нет стилизации образа, характерного для узнаваемых лиц персонажей картин Боттичелли.
Белокурая мадонна привлекает внимание не только фарфоровой, нежной кожей, но и необычной прической, украшенной богатой отделкой и оборками из легкой ткани, как на чепце. На плечи женщины спадает легчайшая вуаль, прозрачная, воздушная и едва заметная. Одета Мадонна в красное нижнее платье со множеством складок и сборок. Здесь художник ни на йоту не отступил от канонов – по церковным правилам Богоматерь всегда изображается в одеждах, сочетающих в себе красные и синие оттенки. Малыш Христос одет в белоснежную тогу, завернутую вокруг его пухлого нежного тельца.
На заднем плане виднеется пейзаж, словно бы заключенный в рамку очертаниями мощной арки. Он вполне традиционен для картин этого периода. На пейзаже изображено довольно высокое, одинокое дерево на краю обрыва и фантастический замок с тянущимися ввысь тонкими башнями с очень длинными шпилями. Выполнен пейзаж в очень сдержанной и благородной приглушенной цветовой гамме, включающей в себя зеленые и коричневые оттенки. Благодаря скромному выбору тонов это изображение не конкурирует с интенсивными красками передних планов, особенно с голубым хитоном Богоматери.
Но особый интерес представляет трактовка образа Мадонны и младенца Христа. В большинстве картин на такую тематику у обоих персонажей жесткие статичные позы, а ребенок выглядит неестественно, словно миниатюрная копия взрослого человека. На этой же картине перед нами юная, прелестная мать играет со своим малышом, который с любовью протягивает к ней пухлые ручонки. Трогательный жест – рука Мадонны, нежно касающаяся пухлой щечки малыша – делает эту картину очень живой, естественной и необыкновенно впечатляющей.
«Мадонна и младенец с ангелом», Сандро Боттичелли — описание картины
Мадонна с младенцем – один из наиболее часто встречающихся (наряду с мифологическими темами) мотивов работ Сандро Боттичелли. В его творчестве есть множество вариаций на эту тему. «Мадонна с младенцем и ангелом» – небольшая картина, выполненная в узнаваемой характерной манере мастера на деревянной доске его любимыми красками – темперой. Благодаря особой фактуре красочной поверхности удается получить удивительно четкое, даже графическое изображение, сохраняющее при этом тонкость полутонов и мягкость красок.
Композиция со ступенчатым диагональным размещением персонажей придает этой статичной группе немного живости, которая больше всего нашла отражение в фигуре ангела. Поддерживающий на весу младенца Христа, он сидит спиной к зрителю, но поворачивается таким образом, словно его кто-то окликнул за пределами картины. У него нежное и юное лицо, пышные, рыжеватые, кудрявые волосы и эффектный воздушный наряд, весь в сложных складках, оборках и многослойных деталях. Ангельский чин выдают лишь небольшие, почти незаметные крылья за спиной, да нимб над головой в виде плоского золотого диска.
Противоположную часть картины, выделяясь более крупными размерами и насыщенными красками одеяния, занимает фигура Девы Марии. Она изображена в три четверти, практически в профиль, поражает зрителей своим бледным, одновременно одухотворенным и очень печальным лицом. С грустью она глядит на свое прелестное дитя, предвидя его тяжкую судьбу и жестокую смерть на кресте за грехи человечества.
Мадонна одета в красное платье с разрезными рукавами по тогдашней итальянской моде. Сверху оно прикрыто объемным черным плащом или накидкой с широкой полосой по краю и эффектной отделкой в верхней части. Строгая гладкая прическа украшена небольшим чепцом с мягкими складками, прикрывающими шею и ниспадающими до такой же тонкой шейной косынки. У Мадонны очень тонкие изогнутые дугой брови-ниточки и светлые, рыжеватого оттенка волосы. Все это относит нас к моде Италии эпохи Возрождения, но никак не в Иудее начала I века нашей эры. В те времена художники часто обряжали своих исторических или мифологических героев в современные им самим одежды.
Пухлый младенец Христос – очаровательное дитя, прикрытое легкой складчатой тканью – протягивает руки к матери. Его божественную сущность выдает только нимб. Сидящая в красивом резном кресле мать словно принимает его из рук поддерживающего его ангела.
Довершает картину один из часто используемых мастером элементов – крупная каменная арка с поддерживающими ее колоннами на заднем плане. За ней нет никакого пейзажа, только бездонное, синее небо.
Изображение отличается особенной лирической атмосферой, легким налетом грусти и теплой цветовой гаммой. Лица персонажей здесь не просто очень выразительные – они узнаваемые, хотя и обладают индивидуальностью. По их чертам можно безошибочно определить, что перед нами картина, безусловно принадлежащая кисти талантливого Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли
Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli , настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.
Содержание
Биография и творчество
Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Обучение мастерству (1460–1468)
Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него [2] ). В 1462 году (по некоторым источникам — около 1464 [3] ) начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.
Молодой художник испытал «влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов», а также братьев Поллайоло — Антонио и Пьеро. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470) [4] .
В связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи.
Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений мадонны – по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465–1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
Ранние работы (1470–1480)
С 1470 года Боттичелли имел собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Филиппо Липпи — Филиппино) [5] неподалеку от Церкви Всех Святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» на празднике в честь святого 20 января 1474 года с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре [en] , чем объясняется вытянутый формат произведения.
Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» [6] .
В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.
Пребывание в Риме (1481–1482)
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы» [6] .
В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508–1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Светские произведения 1480-х годов
Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного (представителя семейства Медичи), где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.
Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482–1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, или Лоренцо Пополано, кузена Лоренцо Великолепного. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.
Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.
В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджо дельи Онести.
Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его „Весны“ и „Рождения Венеры“. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» [8] .
В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки» [6] .
Религиозные картины 1480-х годов
«Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.
В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481–1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480–1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485–1490).
В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он работает над фресками на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.
Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Гранат, который держит в руке мадонна, представляет собой христианский символ (у «Мадонны Конестабиле» Рафаэля в правой руке также первоначально вместо книги был гранат).
Поздние работы (1490–1497)
В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.
Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488–1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений мадонны с младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.
Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485–1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.
В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).
Последние работы (1498–1510)
В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.
В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».
Среди последних немногочисленных работ художника этого периода — сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.
В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.
Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» [6] . 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее“» [9] .
Источники:
http://muzei-mira.com/kartini_italia/2235-madonna-s-mladencem-sandro-bottichelli-opisanie-kartiny.html
http://muzei-mira.com/kartini_italia/2238-madonna-i-mladenec-s-angelom-sandro-bottichelli-opisanie-kartiny.html
http://wikipedia.green/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE_%D0%91%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8