Мадам Тюссо, Madame Tussauds, биография, работы, музеи Тюссо и их экспонаты. Посмертные маски великих друзей

Мадам Тюссо, Madame Tussauds, биография, работы, музеи Тюссо и их экспонаты. Посмертные маски великих друзей

Мадам Тюссо, Madame Tussauds, биография, работы, музеи Тюссо и их экспонаты. Посмертные маски великих друзей

На главную страницу
сайта

ОЧЕРКИ
ИСТОРИИ И ВОЙН

На internetwars.ru

. Исторические личности. Популярная история.


На главную страницу раздела

ДОЧЬ ПАЛАЧА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА ИГРАТЬ В КУКЛЫ
Исторический мини-очерк Александра Морозова ©

Не надо жить в Лондоне, чтобы знать улицу Бейкер-стрит. Спросите любого,
и он скажет вам, что там жил Шерлок Холмс. Сейчас здесь находится его «квартира» – музей.
А буквально за углом от «квартиры Холмса», есть улица Мэрилбон Роуд, не столь знаменитая.
Здесь, рядом с планетарием, расположился еще один музей – с зеленой куполообразной крышей. Наверное, самый известный в мире и один из самых старых (основан в 1835 г.). Это музей восковых фигур Мадам Тюссо (Tussauds). Среди множества знаменитостей, которые навечно, и в большинстве своем – при жизни, удостоились чести попасть в этот восковой пантеон, есть и скромная фигура самой мадам, сделанная ее руками. Перед нами – невзрачная старушка в черном платье и такой же мрачной шляпке. Это – автопротрет создательницы музея – ей тогда шел 81-й год. Она могла бы оставить себя на память потомкам молодой и красивой. Но предпочла предстать такой, какой она стала, добившись славы и богатства, а они пришли к ней на склоне лет.

О музее мадам Тюссо наслышаны все, а вот про жизнь самой Марии Тюссо в массе своей мы и не знаем. Начать хотя бы с того, что настоящая ее фамилия – Гросхольтц, и происходила она из потомственной династии…палачей Гросхольтц. Правда ее отец, Иоганн – Жозеф, уже не занимался «фамильным бизнесом», он делал гравюры и скоропостижно умер еще до рождения дочери. Но именно это «темное прошлое» наложит отпечаток не ее творчество.
Не случайно в Лондонском музее мы найдем такие мрачные экспозиции, как «Камера пыток», заполненная страшными в своем реализме скульптурами убийц, их жертв, палачей и пыточных инструментов.
Родилась Анна-Мария Тюссо в Германии в 7 декабря 1761. Росла она, как мы уже знаем, без отца, ее воспитал родной дядя по материнской линии – Филипп Курциус. Был он хорошо известным врачом, но свое истинное призвание нашел в изготовлении миниатюр из эмали и анатомических фигур из воска. У него и училась Анна-Мария, рано проявив удивительный талант к ваянию.
В 1767-м Курциус вместе с племянницей едет в Париж, где его стали называть Курте, и быстро становиться популярен своими работами. Первой фигурой в его восковом Паноптикуме стала Мари Дюбари – любовница Людовика XV.
Мария Гросхольтц сначала продавала билеты в галерею своего дяди, дебютировала же она как самостоятельный мастер, создав серию из трех скульптур: это были Вольтер, Руссо и Франклин. Талант юной мадмуазель был замечен – Людовик XVI и королева Мария- Антуанетта приглашают ее в Версаль, где она провела 10 лет, совершенствуя свой талант в условиях, о которых любой художник может только мечтать.
Но – грянула революция и все изменилось. Благодетели Марии, королевская чета, отправились на эшафот. Сама Тюссо попала в в тюрьму, как «роялистка».
В застенках ее соседкой оказалась Жозефина Богарне – будущая любовница Наполеона и Императрица Франции. Обеих женщин уже обрили для гильотины, но в последний момент – помиловали. Новая власть по требовала от скульпторши доказательств лояльности – Мария должна была сделала посмертные маски королевской фамилии, которая проявила в ней такое участие. Ей самой пришлось искать головы Людовика и королевы, бродя среди окровавленных, разлагающихся тел – жертв революционного террора.

Больше новые правители Марию не беспокоили и она вновь занялась лепкой. Воск имелся в изобилии, но где было взять такой дефицитный материал, как волосы? И она добивается пропуска в тюрьму, где в подвалах складывали после казни обезглавленные трупы. Их волосы и шли на прически восковых кукол. Получить такое разрешение было непросто, но Марии помогла ее девичья фамилия – Гросхольтц. Ею принимали за дочку некогда знаменитого палача и «коллеги» с уважением открывали ее двери своих застенков.
Тогда она еще не была «мадам Тюссо». Она стала ею в 1795-м, выйдя за муж за инженера Франсуа Тюссо. Брак был неудачен: прожив 8 лет, супруги расстались. Франсуа оставил Марии двух сыновей и свою фамилию, которую она обессмертила. Мало кто слышал о Марии Гросхольтц. Но все знают мадам Тюссо!
После смерти в своего приемного отца и учителя Филиппа Курциуса в 1794 году, Мария наследует его коллекцию и продолжает его дело. Но во Франции становиться слишком уж неуютно, начинаются бесконечные войны, и она, теперь уже мадам Тюссо, решает переехать в Англию, успев не задолго до этого вылепить скульптуру Наполеона. Наполеон, сделанный ее руками, пережил своего живого оригинала и до сих пор является ценнейшим экспонатом Лондонского музея.
Целых 33 года передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по Британским островам, пополняясь новыми экспонатами. Помимо английского бомонда и исторических личностей Британии в ней появляется галерея преступников. Мария сводит дружбу с эдинбурсгким палачом Джоном Уильямсом, получив через него доступ в тюрьму. Там она делает слепки лиц казненных, а некоторых знаменитых убийц лепит еще до приведения приговора – с натуры.
В 1835 бродячая выставка, наконец, осела на Бейкер-стрит, где Мария приобрела красивый особняк и в его залах разместила свои экспонаты. С этого момента можно вести отсчет музею Тюссо, хотя, как мы видим, его история началась намного раньше. Знаменитая ваятельница дожила до 89 лет, передав дело в руки сыновей Френсиса и Жозефа.
До 2007 года музеем владела наследственная кампания «Tussauds Group». Однако ее владельцы не устояли перед соблазном и за 2 млрд. $ и пай в мега-корпорации продали ее американской компании «Блэкстоун», владеющей сетью парков развлечений «Леголенд».
Популярность музея очень велика. Подсчитано, что за время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов человек, а в наши дни ежегодно (включая филиалы) на восковые куклы приходят посмотреть 14 миллионов посетителей.
Самая старая модель в коллекции – та самая мадам Дюбари, которую изваял еще Филипп Курциус. Всего в музее более 1000 различных восковых знаменитостей, и ежегодно их число увеличивается в среднем на 20. Каждая делается от 2-х месяцев до полугода, а иногда и дольше. Многое зависит от позы и насколько открыты участки тела прототипа. Большинство скульптур сделано с живых оригиналов, с которых снимают мерки – до 150 различных измерений. Кроме того, за экспонатами надо постоянно следить и ухаживать. Прически куклам укладывают и поправляют профессиональные парикмахеры, а чтобы полностью сменить прическу нужно до 1000 фунтов и от 2-х до 5-и недель.
Жизнь не стоит на месте. Часть фигур убирается на склад, их место заменяют другие. Так, например, в запасники убрали Бориса Ельцина, а вот восковой Путин остается среди самых знаменитых людей мира, хотя он уже и не президент.
Куклы Мэрилин Монро и Бритни Спирс в музее Тюссо

Читать еще:  Ревизор краткая характеристика чиновников. Вопрос классу: «Кому живётся в городе хорошо?»

Многие фигуры стояли и стоят вечно. Ведь музей мадам Тюссо – только по названию – музей. На самом деле, это всемирная доска почета, своего рода – мавзолей, куда нужно попасть по своим заслугам и по известности.
Время тут не властно: здесь и вечно молодые «битлы» со своими гитарами, и вечно- прекрасная Мэрилин Монро, застывшая в лучшем мгновении своей жизни, в развевающимся белом платье, с ослепительной улыбкой и обнаженными ногами (кадр из ее фильма «Зуд седьмого года»). Тут же и молодой король рок-н-ролла Элвис Пресли, и идол поп-музыки Майкл Джексон.
Он, кстати, рекордсмен по числу изваяний – в музее 14 Джексонов, последним добавиться – 14-й, каким он был незадолго до преждевременной смерти.
Фанаты постоянно кладут к ногам своего кумира живые цветы и всматриваются в застывшие черты певца, молодого, в зените своей славы.
Всего в мире 9 музеев восковых фигур Тюссо, кроме Лондонского – 8 филиалов: в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Голливуде и Вашингтоне. Разумеется, композиции каждого, хотя и повторяют друг друга (многие экспонаты льются по одним формам), напрямую зависят от страны, где находится филиал и даже от города.
Если в Лондонском самое почетное место занимает королевское семейство, то в американских ударная когорта кукол представлена длинной плеядой президентов. Естественно, здесь сразу же после избрания появились Барак Обама и миссис Обама.
В Голливудском филиале, понятное дело – царствуют кумиры экрана.
В Гонконгском увидите королей кун-фу Брюса Ли и Джеки Чана, а также актрису и топ-модель Ашарвайю Рай, знакомую нашим зрителям по фильму «Последний легион».

Самый молодой филиал – немецкий, он открылся в Берлине в июле 2008 года. Немецкая экзотика представлена здесь, в частности, Марлен Дитрих, в черном цилиндре, ослепительно белом кружевном галстуке и с длинной сигаретой в руках. И Гитлером, который изображен в последние дни жизни – сидя в бункере, обреченный и ожидающий краха. Но даже такой Гитлер вызывает неоднозначную реакцию. Нашелся борец с диктатурой, чье имя полиция не стала раскрывать, который накинулся на воскового фюрера и оторвал ему голову. Голову поставили на место, борца за демократию оштрафовали и выпустили, а Гитлера не убрали, не смотря на довольно жесткую критику этой скульптуры в прессе.
Русские персонажи представлены практически во всех музеях Тюссо, среди них: Ленин, Екатерина Великая, Петр- I, Достоевский, Гагарин, Горбачев…
В целом же число наших соотечественников, отлитых в воске, в галереях Тюссо невелико. Но огорчаться не стоит. В России есть свои восковые музеи:
в Москве, Санкт – Петербурге, Новосибирске и там, конечно же, вас встретят множество фигур, как из прошлого, так и из настоящего, от царей до кумиров эстрады. И качество их не хуже лондонских или амстердамских скульптур. Но русские музеи восковых фигур не являются частью империи Тюссо и живут своей жизнью. И это уже отдельная история.

Александр Морозов. 2009 г.

Читать еще:  Дом в произведении мастер и маргарита. Булгаков, анализ произведения мастер и маргарита, план

Об авторе:
Морозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты “Московский комсомолец” (MK ). Писатель.
Учредитель и редактор сайта internetwars.ru

История очерка:
Опубликован в 2009 г.в журнале “VIM – Magazine” – журнал, распространяемый на авиалиниях.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала возможно только в не коммерческих целях при обязательном условии размещении кликабельной ссылки на источник. Ссылка не должна содержать тегов noindex и nofollow.

История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Читать еще:  Когда родилась натали. Натали (Наталья Рудина) - биография, фото, личная жизнь, муж, дети певицы

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые необычные посмертные маски в истории.

Знаменитая основательница “Музея восковых фигур” Мадам Тюссо имеет в своей биографии довольно страшные страницы. Эта женщина чудом избежала смерти на эшафоте во время Французской революции.

Ей было предложено сделать посмертные маски Людовика 16-го и Марии Антуанетты. Мадам Тюссо была помилована только после того, как сама отыскала на кладбище отрубленные головы монархов и сделала их маски.

По иронии судьбы, совсем скоро мадам пришлось сделать маски самих палачей, в частности, революционеров Марата и Робеспьера.

Именно эти маски стали основой для скульптур знаменитой комнаты ужасов в музее Мадам Тюссо.

Одна из самых ранних посмертных масок – слепок Екатерины Валуа (жены короля Генриха 5-го) возможно первая европейская посмертная маска, сделанная в 15 веке

Хотя во Флоренции хранится более ранняя посмертная маска – слепок лица величайшего поэта средневековья – Данте Алигьери. Некоторые историки сомневаются, что это реальный слепок Данте, ведь в 14-м веке было принято делать маски только правителям и коронованным особам.

Но с каждым столетием традиция посмертных масок все более укоренялась. Практически все видные деятели искусства, науки и политики были увековечены в гипсе и даже не всегда после смерти.

Например, композитор Людвиг Ван Бетховен имел прижизненную маску – ее сделали затем, чтобы впоследствии изготовить бюст великого музыканта.

После смерти Бетховена с его лица снова был снят слепок для маски уже другим скульптором. Поразительно, насколько огромна разница между двумя этими масками, хотя умер композитор довольно молодым – и разница этих слепков всего 15 лет.

Посмертная маска Николая Васильевича Гоголя – возможно тоже является прижизненной – как бы парадоксально это ни звучало! Дело в том, что смерть великого писателя окутана множеством слухов и предположений. Существует теория, будто бы Гоголь был похоронен заживо. Эта гипотеза появилась в советское время, когда могила писателя эксгумировали, чтобы перенести из Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. По свидетельствам очевидцев, тело Гоголя застыло в неестественной позе, а стенки гроба – были расцарапаны. Если бы эта теория оказалась правдой – гипсовая маска была сделана с живого Николая Васильевича, уснувшего летаргическим сном.

Едва ли не самая впечатляющая маска принадлежит великому философу Иммануил Канту. По всей видимости гениального мыслителя удивляло не только звездное небо над головой и моральный закон внутри нас, но и сам момент смерти, потому что Кант покинул этот мир с открытым ртом.

В конце 19-го века представители парижской богемы буквально помешались на Незнакомке из Сены – так называлась гипсовая скульптура, которая разошлась большим тиражом и украсила сотни модных интерьеров.

Дело в том, что оригиналом изображения является реальная посмертная маска юной утопленницы . Загадочная утопленница была найдена в водах Сены приблизительно в 1880 году. Полиция не установила ее имени, следов насилия обнаружить тоже не удалось.

Патологоанатома настолько поразило безмятежное и красивое лицо юной утопленницы, что он решил сделать с него слепок. С тех пор, лицо незнакомки обрело вторую жизнь.

Как можно убедиться, посмертными масками удостаивались не только правители и выдающиеся деятели культуры. Иногда слепки делали с умерших преступников. Так произошло с лицом гангстера Джона Диллинджера. В его послужном списке ограбление 20 банков, 4-х полицейских ограблений, неоднократный побег из тюрьмы и убийства полицейских.

По слухам, Диллинжер менял свою внешность хирургическим путем, удалял шрамы и родинки и даже пытался изменить рисунок отпечатков пальцев путем химического ожега. На поимку злодея власти США потратили около 2 миллионов долларов. После смертельной схватки с полицией с трупа преступника была снята посмертная маска. Популярность гангстера была настолько велика, что посмотреть тело пришло больше 15 тысяч человек, несмотря на обстановку секретности. А могильная плита быстро разошлась на сувениры.

Источники:

http://www.internetwars.ru/HISTORY/Tusso/Tusso.htm
http://kulturologia.ru/blogs/150716/30454/
http://zen.yandex.ru/media/id/5da2f3a45d6c4b00b0b63737/5da60cd795aa9f00b1358c51

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии