Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку. Почему новая забастовка голливудских сценаристов увенчалась успехом, не успев начаться

Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку. Почему новая забастовка голливудских сценаристов увенчалась успехом, не успев начаться

Не пиши мне больше: Чем грозит бунт голливудских сценаристов

В Голливуде гражданская война: Гильдия сценаристов (WGA) пошла против Ассоциации агентств (ATA), представляющей интересы большинства сценаристов гильдии. Пострадать могут зрители. Рассказываем, в чем суть конфликта десятилетия и почему он может положить конец сериальному буму.

Утром 13 апреля американские сценаристы и шоураннеры стали массово увольнять своих агентов и отчитываться об этом в Twitter (хештег #IstandwithWGA). От услуг агентов отказались авторы таких сериалов, как «Ходячие мертвецы», «Американская семейка», «Белая ворона», «Диета из Санта-Клариты», «Как я встретил вашу маму» — перечислять можно бесконечно. Гильдия американских сценаристов, инициировавшая этот своеобразный Брекзит, насчитывает тысячи членов, именно они работают над всевозможными прайм-тайм- шоу и голливудскими фильмами. Прежде в истории Голливуда никогда такого не было — все творческие работники тут всегда общаются с работодателями через своих агентов.

Что такое Гильдия сценаристов?

Коротко напомним предысторию. В 1921 году десять голливудских сценаристов, недовольных уменьшением ставок со стороны крупнейших студий, объединились и создали Screen Writers Guild — гильдию сценаристов, которая тогда представляла собой профессиональное сообщество, члены которого скорее делились опытом ремесла, чем боролись за свои экономические интересы. Еще раньше, в 1912 году, на другом побережье сформировалась Authors’ League of America, которая представляла интересы писателей, журналистов и драматургов. В 1933 году обе организации стали координировать свои действия — выбрали президентов и начали переговоры со студиями Голливуда. Чуть позже, в 1954 году, произошло окончательное слияние, и появилась та самая гильдия, Writers Guild of America, объединяющая авторов с Запада и Востока, со штабами в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Главная задача гильдии — создавать трудовые стандарты для индустрии и защищать авторские и экономические права авторов. Гильдия контролирует минимальные уровни ставок, отчисления с проката, правильное указание авторов в титрах. Работая со сценаристом из гильдии, ты не можешь выдумать свои условия или платить меньше указанного минимума, все это четко урегулировано в подписанных соглашениях. Так, например, на фильмах с бюджетом меньше 5 млн долларов автор не может получить за сценарий (с тритментом) меньше 62 тыс. долларов.

Все студии-мейджоры и большая часть независимых производственных студий в Голливуде давно подписали контракты с WGA и работают только с авторами из гильдии. Членство в ней строится на системе баллов, которые даются за проделанную работу с этими студиями (их называют signatory studios). Чтобы войти в гильдию, необходимо за три года набрать 24 балла. За сценарий сериала (от 30 до 60 минут) дается, например, 8 баллов, как и за короткометражный сценарий фильма. За полнометражный можно получить сразу все 24, а если вас наняли просто его переписать, то за это положено 12 баллов. При вступлении в гильдию автор платит разовый взнос 2500 долларов и затем 1,5% от заработка в год. Сейчас WGA насчитывает около 20 000 авторов.

В чем причина конфликта между гильдией и агентами?

Клиенты и продюсеры всегда недовольны работой агентов. Сценаристам кажется, что им маловато платят, а продюсерам — что их заставляют переплачивать. Но сейчас конфликт между клиентами (сценаристами) и агентствами, оказывающими посреднические услуги, вышел на принципиально новый уровень.

Главная претензия гильдии — это размеры package fees. Тут требуется некоторое разъяснение. Почти все ТВ- и многие кинопроекты укомплектовываются творческими работниками, интересы которых представляет одно агентство. То есть агент продает студии команду целиком. Для сериала это шоураннер, сценарист и режиссер/актер. И если на обычной сделке агент получает 10% с клиента, то в случае пакетной сделки (package deal) агентство берет процент только со студии, причем трижды: 3% от бюджета эпизода, 3% с чистой прибыли каждой серии и до 10% с валовой прибыли проекта. Таким образом, агент по итогу зачастую зарабатывает гораздо больше клиента, которого он представляет.

Керри Доэрти, одна из сценаристок сериала «Обученные», обращает внимание на то, что агенты, в общем, и не нужны — 75% членов WGA нашли свою последнюю работу самостоятельно

Гильдия утверждает, что это создает критический конфликт интересов: агенту нет смысла выбивать из студии большую ставку для сценариста, потому что его доход от этого больше не зависит.

Но есть вещи и похуже пакетных сделок. Агентства начали создавать аффилированные продакшен-компании. Вообще, по закону агенты не имеют права быть продюсерами или выступать со стороны продакшена, потому что это тоже является прямым конфликтом интересов. Получается, что агентство, как всякий продюсер, владеет частью интеллектуальной собственности, укомплектовывает кадрами свои же проекты. Таким образом, вместо того чтобы отстаивать авторов, они оказываются по другую сторону баррикад и становятся заинтересованы, наоборот, в максимальном ущемлении интересов своих клиентов в свою пользу.

Гильдия американских сценаристов (WGA) требует упразднить обе эти практики и вернуться к прежним схемам сделки, где агент получает только процент с клиента, а не со студий и не может выступать одним из продюсеров проекта, даже через аффилированные компании. Существующий с 1976 года договор между гильдией и ATA истек 6 апреля, а еще 25 марта WGA подготовила текст нового соглашения, Code of Conduct, который категорически запрещает агентам принимать участие в любом продакшене и пакетных сделках.

Надо ли говорить, что ассоциация против? Для агентов это означает сильное снижение прибыли. Начавшиеся еще в феврале переговоры ничем не закончились, и гильдия дала время агентствам до 13 апреля, выдвинув ультиматум: если они не подпишут Code of Conduct, то ровно в полночь все сценаристы будут вынуждены покинуть своих агентов. Компромисса достичь не удалось.

Это ведь не первый случай, когда гильдия идет на крайние меры?

Конечно. Несмотря на то, что сценаристы всегда за кадром и мало кто знает их имена, именно они оказываются той силой, которая меняет индустрию изнутри. WGA вообще славится своей принципиальностью и жесткостью в ведении переговоров. Сценаристы оказались самой протестующей профессией в Голливуде — с момента появления гильдии, они бастовали шесть раз.

Самая длинная забастовка началась в марте 1988-го и продлилась 153 дня. Тогда гильдия не могла договориться с Альянсом кино-и телепродюсеров (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP), в который входит больше 350 ТВ- и кинопродакшенов, включая все большие студии и телеканалы, требуя повышения авторских отчислений (residuals) с часовых сериалов и большего креативного контроля для авторов. Через пять месяцев изнурительных переговоров компромиссы были достигнуты, и сценаристы наконец смогли вернуться к работе.

Но самым важным считается стодневный протест в 2007—2008 годах, результаты которого до сих пор оказывают влияние на Голливуд.

Все началось с одного из сценаристов «Остаться в живых», который увидел рекламу написанного им сериала в App Store, где эпизод можно было скачать за 1,99 доллара. «А я же ничего с этого не получаю!» — подумал он. Через год 12 тысяч сценаристов вышли на митинг против произвола продюсеров.

Тогда контент только начал активно распространяться через различные стриминговые платформы, но никаких договоренностей об отчислениях за такой вид проката у гильдии и продюсеров не было, поэтому когда пришел момент перезаключать трехлетний контракт с AMPTP, этот вопрос стал ключевым, хотя и не единственным. Не сумев договориться с оппонентами вовремя, все члены гильдии проголосовали за забастовку.

Производство сериалов и фильмов остановилось. Сейчас трудно посчитать, сколько именно проектов пострадало в этот период. «Во все тяжкие», «Остаться в живых», «Теория Большого взрыва», «Побег», «Студия 30», «Гриффины» — все они лишились запланированных эпизодов. Каналы лишились оригинального контента для эфира, и, помимо бастующих сценаристов, без работы оказались тысячи людей. По итогам этой забастовки штат Калифорния потерял больше 2 млрд долларов и 37 700 рабочих мест.

Что теперь будет?

Учитывая абсолютную неожиданность ситуации, никто не знает, что будет дальше. WGA, пытаясь минимизировать потери для ее членов, временно передала полномочия агентов адвокатам и менеджерам сценаристов, что сразу вызвало угрозы судебных исков со стороны крупных агентств, потому что по закону полномочия юристов и агентов четко разделены.

Типовое уведомление об увольнении агента, заполненное Кёртисом Килом, одним из сценаристов «Зачарованных» и «Игры в ложь»

Авторам разрешено продолжить работу с агентами на уже существующих проектах, но этот скандал сильно усложнит поиск новой работы, потому что по правилам ни один продюсер или студия не принимают сценарии без агентов, чтобы избежать возможных проблем с авторским правом. Чтобы как-то помочь своим членам, гильдия даже создала специальный софт, чтобы у сценаристов была возможность отправлять сценарии напрямую шоураннерам, но насколько это будет продуктивно, пока является загадкой даже для совета директоров WGA.

Очевидно только одно: если этот конфликт затянется надолго, то, когда истекут существующие контракты и закончатся написанные сезоны, нас ждет серьезный кризис контента, сопоставимый с тем, что разразился в 2007—2008 годах. Совсем работа не остановится: множество мелких агентств все-таки подписали новый договор с гильдией. Кроме того, сценаристы проявляют цеховую солидарность — более успешные и раскрученные начали помогать менее опытным и известным найти контракты, но насколько такая практика будет эффективной, пока никому не понятно. Однако совершенно точно пострадают большие ситкомы и полицейские процедуралы, выход которых назначен на осень. Студии сейчас как раз нанимают для них команды, а ни одно из четырех основных агентств, работающих с крупным продакшеном, не договорилось с WGA.

Читать еще:  Помилование краткое. Помилование – что это такое? Кто осуществляет помилование в РФ? Из истории вопроса

разное

Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку

Как сообщает The Hollywood Reporter, Гильдия сценаристов Америки (WGA) готовит новый страйк. Главы профсоюза подготовились к переговорам со студиями Голливуда, выставив им «ультимативные, очень дорогие и почти невыполнимые требования», а дедлайн на их рассмотрение – всего две недели. Как предполагают источники, Гильдия готовится объявить забастовку, для чего им нужен формальный отказ студий от первого предложения.

«Нет ни одного шанса, что требования WGA могут хотя бы рассмотреть за две недели, – утверждает источник издания. – Это был шаг, рассчитанный на то, чтобы после отказа иметь повод провести голосование за авторизацию страйка».

Что это значит для всех остальных? Почему сценаристы решились на новый страйк? Против чего именно они протестуют? Кто может пострадать в результате страйка? Я попыталась ответить на эти вопросы.

Когда станет понятно, будет ли страйк?

Текущая договоренность между студиями и Гильдией сценаристов о компенсации работы последних истекает 1 мая. Эта договоренность действовала три года, но по сути большинство условий в ней работают десятки лет без изменений. Раньше мая сценаристы вряд ли начнут забастовку.

Впрочем, начнется ли она вообще, станет понятно раньше – до конца следующей недели внутри Гильдии должно состояться так называемое «авторизационное голосование», которое наделит глав профсоюза полномочиями объявить всеобщий страйк. Если верить комментариям инсайдеров и источников профильных изданий Variety, The Hollywood Reporter и Deadline, страйк неизбежен.

Всего Гильдия сценаристов Америки серьезно протестовала трижды – в 1960 году, в 1988 году и в 2007-2008 годах. И если первые две забастовки за пределами США почти никто не заметил, то протест 2007-2008 годов доказал, что в условиях глобализированного рынка контента проблемы индустрии в США скажутся на всех территориях.

Чем недовольны сценаристы?

Простой ответ – количеством денег. Сложный же ответ – на то и сложный.

С 1980-х авторы сценариев считаются наименее защищенной категорией работников в Голливуде и существенно проигрывают как Режиссерской, так и Актерской гильдиям по стандартным условиям контрактов. Кроме того, сценаристы комедий получают существенно заниженные гонорары по сравнению со сценаристами драм, а сценаристы традиционно прибыльных сфер индустрии растеряли значительную долю своей прибыли за последние 10 лет.

По многим оценкам, чистая прибыль Голливуда в 2016 году составила,на минуточку, $51 млрд. В эту сумму включается вся прибыль студий от кинотеатрального, телевизионного и стримингового контента. Сценаристы считают, что приложили к этому немало усилий – и получили наименьшую, по сравнению с коллегами, компенсацию.

Во многом именно авторы сценариев ответственны за так называемый «телеренессанс» – расцвет качественного и разнопланового сериального производства. Проблема в том, что сценаристы, которые пишут для кабельных и стриминговых вещателей и платформ, получают существенно меньшие деньги за свою работу, чем их же коллеги на эфирном телевидении. Кроме того, что на кабеле и стриминге приняты короткие сезоны по 8-13 эпизодов (а сценаристы получают гонорар за серию), их минимальная ставка почти в два раза меньше, чем ставка сценариста эфирного канала. То есть сценарист, скажем, «Пожарных Чикаго» зарабатывает не в два, а почти в четыре раза больше, чем сценарист, предположим, «Настоящего детектива», и более чем в пять раз больше, чем сценарист «Человека в высоком замке».

Чего сценаристы требуют?

Повышения стандартных гонораров, пропорционального увеличения гонорара, если у сериала «короткий сезон», равенства между схемами компенсации для сценаристов – независимо от того, для какой платформы они пишут, социальных гарантий для сценаристов (минимальной медицинской страховки, декретных отпусков – неоплачиваемых, но без потери работы), ежегодного повышения минимального гонорара на 3%, как у режиссеров, права на отчисление процента от прибыли за реализацию контента помимо минимального гонорара.

Кроме того, сценаристы подчеркивают, что до сих пор существует проблема дискриминации по гендерному и расовому признакам, в том числе при компенсации труда (если перевести на человеческий, сценаристки и авторы других рас и национальностей получают меньший гонорар, чем их коллеги – белые мужчины американцы – за ту же работу).

Если будет объявлен страйк, какие шоу пострадают?

Ровно 10 лет назад WGA уже объявляла страйк, и если присмотреться повнимательнее к телевизионному и киносезону 2007-2008 годов, все становится понятно. Но первым пострадает, естественно, зритель.

Самой уязвимой категорией, которая первой прочувствует последствия забастовки, считается ежедневное и еженедельное развлекательное телевидение. Прежде всего под угрозой – комедийные шоу в формате Late Night, ведь полагаются на сильную команду комедийных сценаристов. Поэтому под нож – и вон из эфира – первыми попадут проекты Джона Оливера, Стивена Колберта, Джимми Киммела и Джимми Фэллона, а также легендарная «Субботняя ночь в прямом эфире». Между тем, это те телевизионные проекты, которые больше всего высмеивают – и которые, в итоге, больше всего держат в узде – новую президентскую администрацию Дональда Трампа. Поэтому если зрители не так болезненно прочувствовали временный отпуск политической сатиры в 2007 году, то в 2017 вопрос уже становится практически ребром.

Более того, в 2007 году Дэвид Леттерман и его продакшен Worldwide Pants смогли заключить отдельное мировое соглашение с WGA, и его сценаристы работали во время страйка. Но это исключительно потому, что Леттерман всегда платил своим сценаристам зарплаты намного выше рыночных и пошел на значительные уступки для профсоюза. Леттерман, между тем, давно на пенсии, а другие продакшены вечерней сатиры таких договоренностей со сценаристами не имеют.

С другой стороны, есть категория проектов, которым страйк сценаристов выгоден – это unscripted reality. За время забастовки 2007-2008 годов существенно нарастили как количество эпизодов, так и рейтинги несценарные проекты реалити, например, «Большие гонки», «Большой брат», игровые шоу и новостные шоу.

Также в 2007-2008 годах в эфир телеканалов США вышли сериалы производства Канады или копродукции, использующие канадских сценаристов. Самыми успешными из таких шоу были «Звездные врата: Атлантида», 4 сезон которого как раз зашел в производство, и «Линкольнские вершины».

Еще одна категория телешоу, которую сценаристы стабильно держат в «черном списке» из-за того, что во время страйка те стали активно нанимать авторов, не состоящих в гильдии, и иностранцев – мыльные оперы. Во всемя страйка 2007-2008 годов сериалы «Все мои дети», «Пока вращается мир», «Госпиталь», «Жить одной жизнью» и «Молодые и беспокойные», а также подростковое шоу «Могучие рейнджеры» наняли сценаристов, не состоящих в профсоюзе, или из других стран. Кстати, продолжил съемки в запланированном режиме и анимационный сериал «Южный парк», но его авторы-создатели Трей Паркер и Мэт Стоун никогда и не вступали в Гильдию.

Во время предыдущего страйка больше всего пострадали именно сериалы эфирных каналов. Впрочем, 10 лет назад кабель еще не пользовался такой славой («Безумцы» только-только начинали триумфальное шествие на канале AMC), а стриминговых платформ и вовсе не существовало, кроме YouTube. Сокращенными сезонами, «испорченными» сюжетными арками и комканными финальными эпизодами пришлось довольствоваться сериалам «Кости», «Мыслить как преступник», «CSI: Место преступления», «Огни ночной пятницы», «Отчаянные домохозяйки», «Анатомия страсти», «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Как я встретил вашу маму», «Закон и порядок», «Офис», «Побег из тюрьмы» и «Симпсоны».

Пострадали первые сезоны таких сериалов, и чудом получили продление на второй сезон такие будущие хиты, как «Во все тяжкие», «Терия большого взрыва» и «Сплетница».

Не зашли в производство вовремя, или были отложены «до лучших времен», из-за чего потеряли существенную часть своего бюджета на первый сезон, сериалы «24», «Чак», «Боевой крейсер «Галактика», «Ханна Монтана», «Частная практика» и «Настоящая кровь».

Полностью закрыты или вообще не запущены в производство из-за страйка сценаристов были следующие проекты: «Мужчины в деревьях», «Жизнь в диких условиях», «Жизнь на борту Зака и Коуди», «Записки из трущоб» и «4400». Многие из эти сериалов имеют по 5-13 отснятных, но не вышедших в эфир эпизодов.

Именно на забастовку сценаристов 2007-2008 годов списывают вину за неудачный сезон и последующее увольнение почти всей группы аниматоров и авторов анимационного сериала «Губка Боб-квадратные штаны». После страйка, по всеобщему согласию поклонников, «Боб уже не торт».

Пострадало ли в итоге телевидение?

Еще как! Если верить опубликованному 2 апреля 2008 года исследованию Nielsen, за время страйка (ровно 100 дней, с 5 ноября 2007 по 12 февраля 2008 года), эфирное телевидение растеряло от 5% до 25% аудитории. Всего же 4,7% зрителей эфирного телевидения вообще не вернулись к телесмотрению, за время страйка открыв для себя кабельное телевидение, онлайн-сервисы и другие альтернативные медиа. В среднем праймовые рейтинги в США упали на 6,8%.

Прямой ущерб от страйка сценаристов для эфирных телеканалов за время забастовки оценивают в районе $1 млрд, непрямой – еще $1,5 или даже $2 млрд. При этом за 100 дней страйка сценаристы недополучили всего $340 млн в гонорарах.

Читать еще:  Рисование в средней группе конспекты занятий зима. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе.Тема: "Здравствуй зимушка - зима "

Пострадал ли кинематограф?

Более 200 актеров и режиссеров присоединились к страйку сценаристов, еще десятки – высказали публичную поддержку пикетам и поддержали страйк финансово, в том числе – Бен Аффлек, Алек Болдуин, Анджелина Джоли, Ева Лонгория, Джеймс МакЭвой, Хоакин Феникс, Кристен Белл, Риз Уизерспун, Роберт Рэдфорд, Том Хэнкс и Вигго Мортенсен. Кстати, публично поддержали страйк и напрямую пострадавшие от него ведущие вечерних шоу на телевидении – в совместном заявлении к пикету присоединились Дэвид Летерман, Джон Стюарт, Джей Лено, Конан О’Брайен, Говард Стерн и Эллен ДеДженерис.

Поддержал страйк и писатель Рэй Брэдбери, а несколько литературных агентов и одно крупное издательство объединились для создания специального фонда, за счет которого покупали пикетирующим студии сценаристам кофе, булочки и бутерброды.

Что касается кинопроектов, больше всего пострадавших от страйка, то в первую очередь это Бондиана. «Квант милосердия», часто называемый худшим фильмом из новых серий о Джеймсе Бонде, снимался без сценаристов на площадке. Дэниэл Крэйг рассказывал в интервью, что ему приходилось «импровизировать или даже писать реплики за себя и своих собеседников в половине сцен», и принял на себя ответственность за критику сценария фильма. «Я не писатель и писать не умею», – подтвердил он после премьеры фильма в 2008 году.

«Происхождение людей Х: Россомаха», первый фильм из злополучной трилогии о супергерое, был, если верить репортажу LA Times, «переписан прямо на площадке представителями студии». Фильм настолько плох, что едва не убил всю франшизу «Людей Х» для студии Fox.

Как рассказывал впоследствии Джей Джей Абрамс, «Звездный путь» пришлось снимать по второму драфту сценария, и режиссер не мог внести в него правки.

Кроме того, Майкл Бэй долгое время списывал недовольство критиков сиквелом «Трансформеров» на страйк сценаристов – мол, «Месть павших» пришлось снимать почти без сценария, чтобы успеть уложиться в график съемок. Впрочем, как показала практика следующих фильмов, со сценаристом на площадке фильмы из серии «Трансформеров» лучше не стали, как и не стали больше нравиться критикам. Ну, своих поклонников Майкл Бэй нашел, и каждый его фильм собрал свою немаленькую кассу, так что жаловаться режиссеру не на что.

Как повлияет страйк сценаристов на индустрию в этот раз?

По оценкам издания Deadline, профсоюз до сих пор недополучил около $400 тыс. задолженностей после предыдущей забастовки. Отдельные сценаристы, занимавшие ключевые переговорные позиции во время предыдущего страйка, до сих пор не получили компенсацию от студий – одному из них студии все еще должны более $30 тыс., шести – более $20 тыс., еще семи – более $10 тыс. компенсации. Около 10 авторов навсегда попрощались со сценаристикой, так как не смогли после страйка найти работу по специальности на телевидении, еще около 40 переквалифицировались в авторов для альтернативных платформ и пишут исключительно для кабеля и стриминговых сервисов.

Впрочем, в этом году студии – не главные виновники страйка: сценаристы намерены бороться именно с телеком-индустрией (которая преимущественно владеет кабельными вещателями) и интернет-гигантами. Эти платформы, в отличие от эфирного телевидения, не имеют подушки безопасности в виде новостей или реалити-шоу, и их подписчики ежемесячно выбирают, платить за сервис или отказаться, если им не нравится контент. Именно поэтому, по оценкам экспертов, в таких условиях забастовка вряд ли растянется на 100 дней, и вопрос, скорее всего, решится намного скорее.

Ну а я, со своей стороны, обещаю пристально следить за ситуацией.

Новая забастовка голливудских сценаристов

Почему новая забастовка голливудских сценаристов увенчалась успехом, не успев начаться?

Итак, новой забастовки сценаристов не произошло, и Голливуд благополучно вернулся к своим делам. Казалось бы, отсутствующее событие обсуждать нечего – мало ли что и где не случилось. Но сама угроза забастовки – важный показатель того, как изменилась индустрия развлечений в последние годы. Сегодня мы попробуем разобраться с причинами несостоявшегося страйка, факторами, позволившими сценаристам победить без боя, и возможными последствиями для индустрии в случае, если бы авторы фильмов и сериалов действительно вышли на стачку.

Что им не нравилось

В апреле 2017-го Гильдия сценаристов почти в полном составе (96%) объявила о своей готовности начать новую стачку. 20 000 человек, коллективный мозг которых создал большинство продукции, показываемой сегодня по американскому ТВ, в кинотеатрах и через платные интернет-сервисы, приготовились взяться за протестные транспаранты. Время было выбрано не случайно: контракты, устанавливающие правила игры между крупнейшими киностудиями и американскими профессиональными гильдиями, стандартно заключаются на три года, и в текущем мае как раз подошел момент, когда Гильдия сценаристов Америки (WGA) должна была в очередной раз ударить по рукам с Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP), представляющим интересы гигантов индустрии развлечений (Comcast Corp., Walt Disney Co., CBS Corp., Viacom Inc., Time Warner Inc. и Twenty-First Century Fox Inc.).

Перезаключить контракт сценаристы хотели бы уже на новых условиях, более выгодных для себя. Собственно, они этого хотят каждый раз, как истекает старый контракт, но не всегда имеют достаточно смелости объявить об этом. Все понимают, что устроить забастовку – дело непростое, бьющее по карману (ведь пока ты бастуешь – ты не зарабатываешь), длящееся неопределенное количество времени и вдобавок не гарантирующее победы. Чтобы ввязаться в страйк, нужно, чтобы дела в профессии пошли совсем неважно. И в 2017-м, похоже, назрела именно такая ситуация. Но, в отличие от прошлых выступлений гильдии, теперь их главное недовольство вызвали не киностудии, а онлайн-сервисы.

Вообще, каждый раз, когда авторы сценариев бастуют, это значит, что они не хотят оставаться за бортом технического прогресса. В 1960-м гильдия сценаристов требовала выплачивать авторам проценты от показов их фильмов по ТВ, в 1973-м – от демонстрации по кабельным каналам, в 1988-м – от продаж видеокассет, в 2007-м – от DVD-дистрибуции и интернет-проката. Ведь если студии многократно наживаются на контенте, то почему сочинители этого контента должны сосать лапу?

В 2017-м сценаристы решили указать всем на то, какой скачок совершили кабельные каналы и стриминговые платформы за последние несколько лет. Сегодня эти площадки активно переманивают к себе зрителей из кинотеатров и с эфирного ТВ, производя качественный и разноплановый сериальный контент, и все это было бы неплохо, если бы новые сериалы не делались по новой схеме. В отличие от эфирных телесетей, упаковывающих каждый сезон своих шоу примерно в 22-23 эпизода, стрим-площадки типа Netflix и Amazon делают сезоны куда короче – стандартом здесь является 8-10-13-серийный сезон.

На то есть понятная причина: чтобы конкурировать с ТВ, новые игроки стараются делать свои шоу более кинематографичными, тратя на съемки каждого эпизода уже не две, а 3-4 недели – разумеется, выдавать по 22 эпизода в год при таком раскладе оказывается невозможно. Общее качество продукции, конечно, при этом растет. На практике новый стандарт означает меньше ежегодной работы для нанятого на проект сценариста (и меньше денег, поскольку гонорары выплачиваются не понедельно, а посерийно). Хуже того: поскольку рабочие контракты часто запрещают авторам работать над несколькими проектами одновременно, то и подхалтурить «на стороне» оказывается невозможно. Это уже привело к тому, что заработки сценаристов, сочиняющих «короткие сезоны», упали в среднем на четверть, доходы же производителей онлайн-контента только растут. При взрывном, рекордном росте количества сценарных шоу (в прошлом году таких сериалов в США было насчитано аж 455) авторы ощутили, что их кошельки от сезона к сезону становятся только тоньше.

Неудивительно, что члены WGA сочли такую ситуацию несправедливой и потребовали компенсировать перекос, уравняв гонорары на 10-эпизодных проектах с общими зарплатами по профессии: по их мнению, не должно быть разницы, для какой площадки ты сочиняешь, ведь в любом из случаев автор работает с полной отдачей. Если вдобавок учесть, что на эфирных телеканалах не только эпизодов снимается больше, но и минимальная зарплата у сценаристов почти вдвое выше, чем на кабеле или стриминге, то расслоение среди собратьев по профессии получается и вовсе вопиющее.

Ко всему прочему цифровые технологии сегодня не позволяют отслеживать «повторные показы» (вернее, позволяют, но владельцы стриминговых платформ скрывают данные о количестве просмотров), которые имеют большое значение на ТВ. Раньше за каждый телепоказ фильма или сериала автору причиталась какая-то копеечка, и вычислить размеры таких выплат было несложно. Как подсчитывать авторские отчисления в Интернете, в условиях отсутствия прозрачной отчетности – тот еще вопрос…

Для забастовки был нужен формальный повод, и Гильдия сценаристов Америки его нашла – выставила на переговорах «ультимативные, очень дорогие и невыполнимые требования», которые, конечно, никто не собирался удовлетворять. Это дало повод объявить о недоговороспособности работодателей и расчехлить транспаранты. Расчет был понятен каждому: чтобы остановить забастовку и вернуть всех на рабочие места, наниматели должны выступить со своими предложениями, которые, конечно, будут хуже затребованных условий, но все же лучше того, что было раньше. Для бастующих любая такая уступка – победа, и они уже знают, что чем меньше требуешь, тем меньше в итоге получаешь. Отсюда и «очень дорогие» изначальные требования, оставляющие пространство для торга.

Читать еще:  Настоящий солнечный «Театр Простодушных. Социальные практики работы с молодыми инвалидами

Среди других их требований было также увеличение отчислений в пенсионный фонд, ежегодный рост гонораров на 3%, увеличение минимальной медицинской страховки на 1,5% (до сих пор студии не увеличивали, только уменьшали финансирование) и возможность получения отпуска по уходу за детьми без потери рабочего места.

Как это делалось раньше

Чтобы понять, к чему бы могла привести стачка по-голливудски, достаточно вспомнить, чем закончилась предыдущая. Первая и пока единственная в этом тысячелетии забастовка Гильдии сценаристов, стартовавшая 5 ноября 2007 года, вспыхнула по стандартной для таких страйков причине – из-за недостаточных авторских отчислений. Сценаристы хотели получать процент от продаж DVD и от интернет-проката, равно как и от других высокотехнологических средств дистрибуции вроде скачивания фильмов на мобильные телефоны. Забастовка была организована грамотно: 12 тысяч разъяренных сценаристов, плакаты «Бастуем!», пикетирование крупных студий, «смена караула» каждые четыре часа.

Голливуд еще помнил забастовку 1988 года: хотя в тот раз сценаристы, требовавшие процентных выплат от продаж видеокассет, почти ничего не добились, все же индустрию тот страйк сильно ударил по карману. Студиям пришлось снимать многие свои фильмы по недописанным сценариям, а на ТВ забастовка нарушила вещательные планы, расписанные на месяцы вперед. Продолжения ряда сериалов увидели свет с опозданием в месяцы (знаменитое «Детективное агентство “Лунный свет”», из-за долгого простоя упавшее в рейтинге, и вовсе было закрыто). Качество вечерних телешоу заметно опустилось, а мыльные оперы безбожно поглупели, и их сюжеты перестали куда-либо двигаться. Все это в немалой степени способствовало оттоку 10% аудитории в сторону кабельных каналов – удар, от последствий которого мейнстримное ТВ, как считается, так и не оправилось. Это не считая полумиллиарда долларов недополученной телевизионщиками прибыли.

В 2007-м вышло не лучше. Если киностудии к войне заранее подготовились и на всякий случай скупили заранее все сценарии, до которых сумели дотянуться, то телеканалы, оперирующие многосерийными форматами, большого запаса сделать не могли – это означало сильно урезанный телесезон, а на одних реалити-шоу, где сценарист почти не нужен, долго не продержишься.

С учетом того, что стим-платформ в то время не было, а кабель не имел сегодняшнего влияния, кризис ударил в первую очередь по эфирному ТВ. Вечерние шоу, оставшись без штатных сочинителей шуток, показали своих телеведущих «голыми королями» (а вовсе не «остроумцами от бога», каковыми их многие считали) и потеряли значительную часть аудитории. Из-за ухода сценаристов «в отказ» многие сериалы получили урезанные сезоны с куцыми сюжетными арками (в их числе – «Огни ночной пятницы», «Отчаянные домохозяйки», «Побег из тюрьмы», «Офис», «Закон и порядок», «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Как я встретил вашу маму», «Кости» и многие другие). Стартовые сезоны «Теории большого взрыва» и «Во все тяжкие» из-за кризиса едва не стали последними (впрочем, «Во все тяжкие» от этого только выиграл, поскольку скоропостижно обрезанный финал сезона спас от «выпиливания» одного из главных героев, в следующие годы развившегося в мощного персонажа). Выпуск некоторых сериалов был сдвинут на год, другие были вовсе отменены, а уже отснятые серии – положены на полку.

По кинопроизводству забастовка проехалась тоже: все помнят, какими слабыми получились фильмы «Люди Икс: Начало. Росомаха», бондовский «Квант милосердия», «Трансформеры: Месть падших»… Эти и другие ленты, невзирая на высокие бюджеты ставшие разочарованием для зрителей, снимались по черновикам сценариев, и на съемочных площадках не было авторов, которые могли бы оперативно подправить виляющий сюжет. Авторы отдыхали: гильдия запретила им реагировать на какие-либо крики о помощи.

Забастовка продлилась 100 дней, прежде чем сценаристы добились желаемого увеличения роялти до 2% за показ, покупку или скачивание каждого их фильма. По самым скромным подсчетам, Лос-Анджелесу демарш гильдии обошелся в $2 млрд. За это время был отменен ряд церемоний вручения крупных премий (один только срыв «Золотого глобуса», бойкотированного многими кинозвездами, стоил $60 млн.), закрылось около 60 телепередач. Недельная аудитория телеканалов сократилась на 21%, а некоторые американские каналы потеряли до половины своей аудитории. 5% зрителей вообще бросили смотреть ТВ, успешно переключившись на альтернативные медиа.

Некоторые сценаристы, заметим, тоже пострадали: они не только ничего не заработали за время забастовки, но и потом долго не могли найти работу, в результате чего покинули профессию. Другие авторы, столкнувшись с той же проблемой, были вынуждены переключиться на кабельные каналы и стриминг-платформы (с которыми и назрел у них к 2017 году серьезный разговор). Телевидение тоже извлекло из стачки урок: с 2008 года каналы наводнили «бессценарные» телешоу, для создания которых умение складывать буквы в слова не требуется.

Что могло бы случиться в этот раз

Случилось бы примерно то же, что и в прошлые разы, только с заметно возросшей магнитудой. Может, сценаристы и целились главным образом в стрим-платформы, но страйк – явление тотальное: встряхнуло бы все родственные отрасли, включая телевизор, кино и производство рекламы. Ведь если сценарист состоит в гильдии, то во время стачки он не имеет права работать нигде, даже если за это сулят большие деньги. Как итог зритель снова бы столкнулся с неудачно шутящими телеведущими, а в более долгосрочной перспективе – с урезанными сезонами высокорейтинговых (включая «Ходячих мертвецов» и «Игру престолов») и дебютирующих телесериалов, закрытием некоторых телешоу, «непропеченными» голливудскими блокбастерами…

С другой стороны, на поле т.н. бессценарных реалити-шоу произошел бы бурный всплеск, поскольку проигрыш одной стороны – это всегда новые возможности для конкурентов, которые не преминули бы ими воспользоваться. Свой гешефт поимели бы и производители канадских сериалов на английском языке, не обязанные считаться с требованиями гильдий США: забастовка 2007-2008 гг. позволила некоторым шоу этого ряда пробиться на американский рынок, и теперь, спустя декаду, Канада вряд ли отказалась бы от нового шанса.

Перераспределение зрителей между существующими сериалами тоже было бы неизбежно, ведь когда любимое шоу превращается в отстой, капризный потребитель терпеть это не склонен. Рано или поздно он начинает щелкать пультом в поисках чего-то получше – и альтернатива обязательно находится, благо выбор сериальных развлечений сегодня широк как никогда.

О чем в итоге договорились стороны

В самый последний момент – фактически в день начала предполагаемой забастовки, через несколько минут после истечения срока предыдущего контракта – боссы индустрии, вздохнув, согласились заключить с бунтарями мировую (что стало большим облегчением для обеих сторон). Бывший глава WGA Патрик Веррон, участвовавший в переговорах, охарактеризовал новое соглашение сторон как «хорошую сделку». Страйк был отменен, все продолжили ходить на работу, а протестные плакаты остались пылиться в чуланах до лучших времен.

Хотя на момент оглашения вердикта подковерная торговля с представителями студий еще продолжалась, «предварительным соглашением» все члены гильдии, опрошенные журналистами, остались довольны: Альянс продюсеров кино и телевидения удовлетворил их требования в приемлемой форме. А именно: сценаристы сериалов будут получать от стрим-ресурсов в виде вознаграждения некую фиксированную сумму в первые два года и 2% прибыли от продаж на третий год. Отчисления от телепоказов, в свою очередь, вырастут на 15%. На проектах, где работа над каждым эпизодом требует вовлеченности автора дольше чем 2,5 недели, сценаристам отныне положена доплата. Медстраховка, как сообщается, укрепилась «на годы вперед». Ряд других вопросов все еще предстоит утрясти, но в целом конфликт можно считать улаженным, и, по всей видимости, в ближайшие годы новая забастовка сценаристов индустрии не грозит.

Почему угроза бездействием сработала

Угроза гильдии сработала по трем причинам. Первая: любая крупная студия в США подписывала контракт с WGA и, соответственно, теперь обязана иметь дело только с их сценаристами. Ни фильм, ни сериальный пилот, ни единой строки для телепередачи никто посторонний написать не смеет, иначе гильдия выкатит штраф и навсегда запретит своим авторам иметь с такой студией дело. Можно, конечно, нанять студентов, работающих за еду… Но если ты желаешь работать с хорошими сценаристами (а этого хотят – во всяком случае, на словах – все производители контента), тебе нужно уважать правила, установленные их «крышей». Ссориться с гильдией – занятие невыгодное и чреватое кучей проблем в дальнейшем; серьезные люди так дела не ведут.

Во-первых, безусловно, хочется понять, где Гай Ричи берет такую траву. И во-вторых, пожалуй, тоже. В-третьих – очень интересно, зачем он женился на Мадонне и поет ли она по Yтрам в ванной. Впрочем, это их личное дело, так что вопрос снимается. В-четвертых. хотя, теперь снова в-третьих – про что кино? Точнее, даже так – а знает ли Гай Ричи, про что его кино? Или, скорее – а это кино, оно вообще про что-то? Вот, сейчас, по-моему, верная формулировка. Можно еще спросить – почему “Револьвер”? Но незачем. Это всем уже известно, потому что Гая Ричи уже спросили, и он уже ответил – “а просто так”.

Источники:

http://www.kinopoisk.ru/article/3350983/
http://mediananny.com/raznoe/2320978
http://vk.com/@incredible_screenwriter-novaya-zabastovka-gollivudskih-scenaristov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии