Лоренцо лото молодой человек с ящеркой. Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний

Лоренцо лото молодой человек с ящеркой. Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний

Портрет больного или Свадьбы не будет?

15 Февраль, 2016 Эльвира

Загадочный Портрет молодого человека работы Лоренцо Лотто (Венеция, 1480 — Лорето, 1556) часто называют Портрет Больного. Работа маслом на холсте, размером 98 на 111 см, сделана около 1530 года и хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции.

Только в 1930 году, спустя 4 века после создания, «обнаружили» этот Портрет молодого человека, когда житель Венеции подарил её городу. Изучение истории картины подтвердило автора — художник Лоренцо Лотто действительно работал в начале своей карьеры по заказам венецианских семьей.

Портрет молодого человека или Портрет больного, Лоренцо Лотто, около 1530, Галерея Академии, Венеция

Кто изображен на Портрете, мы пока не знаем, гипотез много, но ни одна не вызывает единодушного одобрения у историков и искусствоведов.

Молодой человек сидит, опираясь на столик левой рукой, одет он в черное платье, как аристократ того времени. (Читайте статью о Мужской одежде в Венеции XVI века) Молодой мужчина — в белой рубашке, широкие рукава которой украшены вышивкой.

Грустный молодой человек сидит за столом перед открытой книгой

Находится он в плохоосвещенной комнате, несмотря на окно слева, и на столе мы видим несколько предметов. Изображение их носит символический смысл и должно указывать нам на личность изображенного человека — на его культурные интересы и занятия, на историю и даже на его имя. Какие предметы изображены на картине? Охотничий рог, мертвая птица (он любил охотиться?), лютня (увлекался музыкой?) — все это было обычным провождением времени аристократов, и не слишком помогает в выявлении личности. На картине наш Молодой человек повернулся спиной к этим предметам, возможно, в данный период жизни увлечения и светские удовольствия его не интересуют. Почему?

Изможденный вид подсказывает название Портрет больного

Ответ помогают найти предметы на столе — большая открытая кгига, прочитанное письмо и два неоткрытых письма рядом, ящерица, лепестки розы,кольцо на столе, синяя скатерть с кистями. Что значат эти вещи,о чем они нам должны рассказать? Ответ неоднозначен, и у искусствоведов сложилось две версии, связанные с символикой изображений на столе.

Кольцо с рубином среди увядающих лепестков розы

Ящерица означает здесь зло, поза её агрессивна, она смотрит на мужчину, она — вестник плохих новостей? Лепестки цветка — разочарование в любви или вдовство, по этой версии критиков, которое подтверждает кольцо на столе. Кольцо с драгоценным камнем рубином — это расстроенная помолвка, не будет свадьбы с любимой девушкой. На свадьбу дарили кольцо с рубином — символом благополучной семейной жизни, он приготовил кольцо, а оно теперь не нужно и лежит на столе. Читайте статью о значении колец с рубином и изумрудом в Эпоху Возрождения. Его суженая жила в другом городе, он получал письма (лежат на столе), а последнее письмо прочитано и брошено на стол (он получил известие, что она умерла?). И наш грустный разочарованный молодой человек отвернулся от светской жизни и подумывает о духовном сане? Все может быть, пока не известно имя, и история этого человека не подтверждена.

Ящерица смотрит на молодого человека-что это значит?

Оборванные увядающие на столе лепестки розы — символ болезни (меланхолии, депрессии или чего-то более серьезного?),- говорят нам другие знатоки иконографий на картинах. Молодой человек болен, это доказывает его изможденный вид, его молодость омрачена физическими страданиями, а не любовными переживаниями. Ящерица означает добродетельную жизнь человека в поисках озарения, света, духовности (то есть приближения к Богу). Ящерица — рептилия, хладнокровное животное, поэтому её изображение — это ещё и изменения в жизни, поворот от бурных страстей к рассудочной возвышенной духовной жизни. Здесь ящерица и книга — укрепление духа, сломленного болезнью, устремления к духовности, к божественному (подготовка к загробной жизни?).

Что хочет сказать нам неизвестный молодой мужчина?

Мы понимаем, что одну и ту же картину интерпретируют по разному, и каждый уверен в своём рассказе об этом персонаже на Портрете работы Лоренцо Лотто. Выбирайте версию, которая вам больше нравится. Пока не узнали биографию мужчины, кто из критиков прав, мы не узнаем.

Статьи о любви, символах и загадках на картинах

Аллегория Правосудия — Юдифь с головой Олоферна на ограде Арок Скалиджеров была с 1382 года

лоренцо лотто – Самое интересное в блогах

Лоренцо Лотто

Лоренцо Лотто (около 1480–1556) – итальянский живописец Позднего Возрождения.

Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса

Лоренцо Лотто. «Автопортрет». Около 1545.

Лоренцо Лотто имел несчастье родиться в Венеции во времена Беллини, Джорджоне, Карпаччо и Тициана. Он мог бы получить признание как великий мастер эпохи Возрождения, если бы его не затмили современники. Есть надежда, что каталог к его выставке поможет ему примкнуть к звездной компании, к которой он должен принадлежать.

Лоренцо Лотто родился около 1480 в Венеции. В самой Венеции он не получил признания, хотя с полным правом может считаться одним из величайших живописцев своего времени. Из Венеции Лотто уехал еще в юном возрасте, и с тех пор он был тесно связан с Северной Италией (городами Ломбардии и Венето) и областью Марке, расположенной в Центральной Италии.

Читать еще:  Как нарисовать мальчика и девочку которые целуются. Как нарисовать парня с девушкой карандашом поэтапно

В 1506 году Лотто впервые едет в Марке, где ему была заказана большая алтарная композиция для церкви Сан Доменико в Реканати. Впоследствии он возвратился туда не раз и там же, при храмовом комплексе Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето, он и закончил свои дни. Полученные им в Марках заказы на выполнение живописных произведений состоят почти исключительно из произведений религиозного характера, предназначенных для церквей.

Лоренцо Лотто.

Лоренцо Лотто

В череде великих итальянских художников Возрождения особое место занимает Лоренцо Лотто. Еще совсем недавно этот живописец находился в тени своих знаменитых современников и земляков, столетиями оставаясь непризнанным даже на родине. А между тем, творческий и жизненный путь этого мизантропа и нонконформиста времен Тициана, как и судьба некоторых его полотен, заслуживают внимания, изучения, а часто – и восхищения.

Лотто и Италия эпохи Высокого Возрождения

Лоренцо Лотто родился в 1480 году. Итальянское искусство в те времена вступало в эпоху Высокого Возрождения. Основное направление в живописи определяли венецианские художники, а жители материковой Италии стремились в этот город, чтобы перенять манеру именитых мастеров и найти выражение и признание своему таланту.

Л. Лотто. “Мадонна с младенцем и двумя благотворителями”

Живопись: Почему экстравагантного гения эпохи Возрождения столетиями не признавали на Родине: «Другой венецианец» Лоренцо Лотто


В череде великих итальянских художников Возрождения особое место занимает Лоренцо Лотто. Еще совсем недавно этот живописец находился в тени своих знаменитых современников и земляков, столетиями оставаясь непризнанным даже на родине. А между тем, творческий и жизненный путь этого мизантропа и нонконформиста времен Тициана, как и судьба некоторых его полотен, заслуживают внимания, изучения, а часто – и восхищения.

Символика на ренессансных портретах и картинах, ч.1.: Лоренцо Лотто. Портрет супругов.

Художника не останавливало то, что человек умер и закончилось его земное существование. Во многих случаях в живописи повторяли его изображение со сделанного ранее портрета или, реже, изображали на смертном ложе. Художник старался передать на картине новое духовное состояние умершего в вечной загробной жизни.

Символика на ренессансном портрете, ч.2.

Угасание рода и надежда на возрождение: Аллегория Добродетели и Порока , 1505 год, Лоренцо Лотто, масло на доске, 56 на 42 см, Национальная Галерея, Вашингтон.

Эта картина Лотто была дверцей, закрывающей другую написанную им картину Портрет епископа Бернардо де Росси. Епископ Тревизо изображен со свитком в руке, и это намек на недавний заговор против него в Тревизо. Семья Ониго в 1503 году пыталась убить Де Росси, но их замысел обнаружили, на свитке — список членов семьи-предателей Ониго.

Епископ Де Росси, 1507, Лоренцо Лотто

Картина Аллегория — традиционная картина траура, мы видим ствол мертвого дерева. На этот раз речь идет не о смерти епископа Тревизо Бернардо де Росси, к которому имеет отношение Аллегория, а о вымирании его рода — ветви Де Росси из Сан Секондо, последним прямым представителем которого был епископ.

Рядом с Добродетелью — Герб семьи Де Росси

Лоренцо Лото “Венера и Купидон”, 1520 г.


Lorenzo Lotto [Лоренцо Лото] “Венера и Купидон”, 1520 г.

Возможно, стыдливые захотят сказать “фи”, отписаться и заварить чай с ромашкой. Нет, нет, не спешите. Для начала – лекцЫя.
Во-первых, Лотто был самобытнейшим художником позднего итальянского Возрождения, находясь в одном ряду с Тицианом.
Во-вторых, Лотто написал кучу полотен и росписей на религиозные сюжеты, приближаясь по экспрессии к традициям северноевропейской живописи.
А в третьих, здесь всё очень многозначительно. Картина была написана как свадебный подарок племяннику художника, и она просто лежачая, точнее, висячая энциклопедия символов. Судите сами:
-На Венере – подвенечная диадема со свадебной фатой,
-Венера держит миртовый венок с кадильницей (символ верности и любви; мирт символ плодородия)
-за головой богини – дерево увитое плющом (плющ – символ вечной дружбы и любви, т.к. плющ вечнозелёный и “обнимает” дерево)
-под Венерой (в углу справа) – змея – фаллический символ, мудрость, и в данном контексте ещё и аллегория счастья
-и наконец, самое главное и значительное. Купидон писает через миртовый венок, что означает пожелания плодовитости и счастливой судьбы союзу.

Как видите, коэффициент непотребства стремится к нулю.

взято у “Живопизм академический препарированный”.

Лоренцо Лотто

Мой пятничный культпоход – часть 3.

3. Лоренцо Лотто в Пушкинском.

До посещения выставки ничего не знала о нем, оказывается, с именем Лоренцо Лотто связана довольно интересная история. Художник родился в Венеции в 1480-м году, жил в эпоху позднего Возрождения. В родной Венеции он по каким-то причинам не задержался, покинул ее в довольно юном возрасте, начал разъезжать по северной Италии, где выполнял заказы для церквей и для частных лиц, в основном это были картины на библейские сюжеты, а также портреты. Видимо, среди поклонников его творчества не было очень богатых людей, поэтому художник большого состояния не нажил, и не получил того признания, на которое надеялся и которого заслуживал. Пишут также, что художник не очень умел ладить с людьми, может, и это тоже было причиной его неуспеха. Семьей он не обзавелся, и жизнь свою окончил в монастыре в 1556-ом году.

Читать еще:  Договор увольнения по соглашению сторон. Допустимо ли увольнение работника по соглашению сторон при ликвидации организации? Сравнительные данные двух оснований увольнения: по собственному желанию и по соглашению сторон

Но и после смерти невезение Лоренцо Лотто не кончилось. Знатоки итальянского искусства считали его художником отнюдь не первого ряда, а в лучшем случае второго, если не третьего. Многие его картины приписывали другим, более знаменитым художникам, поднимая тем самым на них цену. Так, единственная картина Лотто в Пушкинском музее, “Мадонна дель Латте”, числилась сначала за Леонардо да Винчи, а в XIX понизилась в статусе, будучи приписанной его ученику, Чезаре да Сесто.

Лишь в конце 19-го века американский искусствовед Бернард Бернсон вновь “открыл” Лоренцо Лотто, выделив ряд картин эпохи Возрождения, отличающихся от полотен известных мастеров, и вернул им имя подлинного автора. Доказательствами авторства послужили письма самого Лотто и его дневник.

Искусствоведы находят в работах Лоренцо Лотто влияние Рафаэля, Корреджо, а также немецких и голландских художников. Чтобы составить свое мнение, посмотрим сами на работы Лоренцо Лотто.

«Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538 г.)

«Мистическое обручение св. Екатерины» (1523).

Вы, конечно, заметили в правом верхнем углу картины серый прямоугольник, совсем не украшающий полотно? Говорят, что на этом месте был изображен прекрасный пейзаж с видом на гору Синай. Но в 1527 году, когда французские войска находились в Италии, один солдат вырезал приглянувшийся кусок картины и увез с собой, вероятно, с целью украсить стену собственного дома. Наверно, пейзаж и вправду был очень хорош.

«Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». (1533 г.)

Ангел и Дева Мария (1526 – 1530), парные картины, предназначались для церковного алтаря, если не ошибаюсь.

«Портрет Лючины Брембати» (около 1518)

«Принесение во храм» (1554-1555).

Считается, что это последняя работа Лоренцо Лотто. Мне она кажется немного жутковатой из-за темного провала ниши над головами людей.

«Св. Иаков странник» (1511-1513 г)

В нашем Эрмитаже есть несколько картин Лотто. На московскую выставку были привезены работы, хранящиеся в разных городах Италии.

Художественное путешествие дорогами Лоренцо Лотто. Осенний Бергамо глазами художника XVI века

Лоренцо Лотто / Lorenzo Lotto (1480-1556). «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523) из собрания Академии Каррара, Бергамо. Фрагмент “…на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в доме которого работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой… “

Художественное путешествие дорогами Лоренцо Лотто

Преувеличение по-итальянски – перенесём Бергамо на полтысячи километров южнее.

Вряд ли имеет смысл пересказывать своими словами информацию о творчестве Лоренцо Лотто, полученную на пресс-конференции, посвященной открытию выставки “Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний” в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оставим эту привилегию дипломированным искусствоведам. К чему изобретать велосипед, если можно повторить пресс-релиз, составленный музейными сотрудниками? Свой рассказ о впечатлениях, возникших после знакомства с творчеством талантливого итальянского художника 16 века, я посвящу Италии. Точнее, прекрасным итальянским городам и дорогам, сохранившим своё очарование со времен Лоренцо Лотто. Венеция, Бергамо, Урбино, Лорето, Монтефельтро.

Лоренцо Лотто в ГМИИ им. А. С. Пушкина
ARTinvestment.RU 24 декабря 2012

ГМИИ им. А. С. Пушкина, 14 декабря 2012 — 10 февраля 2013
Главное здание, Волхонка, 12

В Пушкинском музее проходит выставка «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний».

ГМИИ им. А. С. Пушкина продолжает знакомить зрителей с творчеством Лоренцо Лотто — выдающегося, но мало известного широкой публике, итальянского художника эпохи Возрождения. В 2011 году, в рамках обширной культурной программы Года Италии в России, в ГМИИ экспонировались две работы Лоренцо Лотто — парные портреты Фебо да Брешиа и Лауры да Поло из собрания галереи Брера в Милане. Настоящая выставка — более масштабная встреча с творчеством одного из гениев XVI века, она включает 10 произведений и все они, без преувеличения, относятся к числу шедевров мастера. Подобная выставка, знакомящая с творчеством Лоренцо Лотто, в России проводится впервые.

Лоренцо Лотто (1480–1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в юном возрасте. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с провинциальными городами Северной Италии, с Ломбардией и Венето, а также с провинцией Марке, расположенной в Центральной Италии. Как правило, за пределами Венеции, в провинциальных городах, Лотто получал заказы, работал, обреченный на беспокойную и до конца дней неустроенную жизнь. Лишенное спокойной ясности мироощущение художника во многом определило его особое положение в искусстве своего времени. Произведения живописца зримо разрывают ясную гармонию Ренессанса, противопоставляя ей мир иных образов, призванных волновать людей, тревожить душу и будоражить сознание. Творчество Лотто во всей глубине отразило противоречивость эпохи, отмеченной войнами и ожесточенной религиозной борьбой. Оно было созвучно настроениям Реформации, которые находили отклик и в Италии. Лотто проявлял интерес к творчеству великого немецкого художника Альбрехта Дюрера, с которым был знаком лично. Их связывала духовная близость, и не удивительно, что многие произведения итальянского живописца окрашены чисто северной экспрессией и остротой образных характеристик. Примечательно, что в течение многих лет Лотто возил с собой портрет великого реформатора и богослова Мартина Лютера. Свои последние годы художник провел в так называемом Святом Доме Богородицы (Santa Casa) в Лорето, не имея ни собственного угла, ни имущества, ни близких.

Читать еще:  Художественная литература 4 5 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлены картины, написанные Лоренцо Лотто в разные годы его жизни и связанные с провинцией Марке, куда художник неоднократно возвращался для выполнения заказов, по преимуществу церковных. Он работал для Анконы, Реканати, Йези, Лорето и других городов, где ему заказывали в основном монументальные алтарные композиции и небольшие молельные образы.

Так, на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в чьем доме работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой…

Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины, — «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени. Оба произведения находятся в собрании Академии Каррара, Бергамо.

Композиции с изображением Девы Марии и Ангела образуют сцену Благовещения (1526–1530, Йези, Городская пинакотека), пережитую художником в совершенно новом, не похожем на другие известные интерпретации ключе. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет, благодаря которым он создает эмоциональную атмосферу сцены. Особенно выразительна фигура Ангела в напоминающем легкую пену голубом развевающемся плаще. Фигура дана в резком сокращении и в сложном спиралевидном движении. Эти работы дают основание говорить о контактах художника с немецкими живописцами, особенно с Альтдорфером и Грюневальдом.

В экспозицию выставки вошел и знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518) из собрания Академии Каррара, Бергамо. На картине фигура женщины ясно вырисовывается на фоне ночного неба; модель прямо смотрит на зрителя, демонстрируя свой наряд, украшения и прическу, тончайшим образом выписанные художником. Жест ее рук создает ощущение прямого диалога с изображенной, чье имя было установлено в начале XX века. На ее принадлежность к известной семье Брембати из Бергамо указывает герб, украшающий кольцо, а имя Лючина (по-итальянски Lucina) заключено в «ребусе»: буквы «CI» на фоне луны (luna) в соединении дают «Lu-CI-na».

На выставке также представлена и последняя работа, исполненная великим живописцем незадолго до смерти, — «Принесение во храм» (1554–1555) из собрания Музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой Дом Богородицы) в Лорето. Эта картина практически единодушно признана последней работой мастера, на которой, как и на поздних холстах Рембрандта, лежит печать горького трагизма и безысходности. В то же время живописное решение этой картины делает ее одним из наиболее эмоционально сильных и современных произведений автора. В этом смысле заключительная фаза творчества Лоренцо Лотто перекликается с поисками Караваджо последних лет жизни.

Всего на выставке представлено 10 картин из собраний музеев Италии, в том числе «Мадонна с Младенцем» (1526–1527, Квиринальский дворец, Рим); «Св. Рох» (1549, Национальная галерея провинции Марке, Урбино, Палаццо Дукале); «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538, Городская пинакотека, Анкона); «Св. Иаков странник» (1511–1513, Городская пинакотека, Реканати, Вилла Коллоредо Мелс).

Выставка позволит зрителю открыть для себя новые грани творчества этого оригинального мастера, познакомившись с его произведениями, большинство из которых написаны на религиозные сюжеты. Произведения Лоренцо Лотто, столь непохожие на творения величайших мастеров Ренессанса — Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана, расширяют наши представления об искусстве эпохи Возрождения в Италии, дают возможность познакомиться с новыми, неожиданными гранями итальянской художественной культуры первой половины XVI века.

Источники:

http://www.veronavisita.it/?p=11371
http://www.liveinternet.ru/tags/%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%20%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE/
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121224_gmii_lorenco_lotto.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии