Литературные сказки для 1 младшей группы. Организация жизни группы и воспитание детей
Литературные сказки для 1 младшей группы. Организация жизни группы и воспитание детей
Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19
- «Лиса и медведь» (мордовская);
- «Война грибов с ягодами» – В. Даль;
- «Дикие лебеди» – Х.К. Андерсен;
- «Сундук –самолет» – Х.К. Андерсен;
- «Прожорливый башмак» – А.Н. Толстой;
- «Кот на велосипеде» – С. Черный;
- «У лукоморья дуб зеленый…» – А.С. Пушкин;
- «Конек – горбунок» – П. Ершов;
- «Спящая царевна» – В. Жуковский;
- «Господин Ау» – Х. Мякеля;
- «Гадкий утенок» – Х.К. Андерсен;
- «Всяк по-своему» – Г. Скребицкий;
- «Лягушка – путешественница» – В. Гаршин;
- «Денискины рассказы» – В. Драгунский;
- «Сказка о царе Салтане» – А.С. Пушкин;
- «Мороз Иванович» – В. Одоевский;
- «Госпожа Метелица» – Бр. Гримм;
- «Сказка о потерянном времени» – Е. Шварц;
- «Золотой ключик» – А.Н. Толстой;
- «Гарантийные человечки» – Э. Успенский;
- «Черная курица, или Подземные жители» – А. Погорельский;
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – А.С. Пушкин;
- «Слоненок» – Р. Киплинг;
- «Аленький цветочек» – К. Аксаков;
- «Цветик – семицветик» – В. Катаев;
- «Кот, который умел петь» – Л. Петрушевский.
Старшая группа (5-6 лет)
- «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
- «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
- «Хлебный колос» – А. Ремизов;
- «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
- «Финист – ясный сокол» – р.н.сказка;
- «Случай с Евсейкой» – М. Горький;
- «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
- «Серебрянное копытце» – П.Бажов;
- «Доктор Айболит» – К. Чуковский;
- «Бобик в гостях у Барбоса» – Н. Носов;
- «Мальчик – с – пальчик» – Ш. Перро;
- «Доверчивый ежик» – С. Козлов;
- «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
- «Царевна – льдинка» – Л. Чарская;
- «Дюймовочка» – Х. Андерсен;
- «Цветик – семисветик» – В. Катаев;
- «Тайна третьей планеты» – К. Булычев;
- «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
- «Собачкины огорчения» – Б.Захадер;
- «Сказка про трех пиратов» – А. Митяев.
Средняя группа (4-5 лет)
- «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» – А. Введенский;
- «Бодливая корова» – К. Ушинский;
- «Журка» – М. Пришвин;
- «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
- «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
- «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
- «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
- «Про Иванушку – дурачка» – М. Горький;
- «Телефон» – К. Чуковский;
- «Зимняя сказка» – С. Козлова;
- «Федорино горе» – К. Чуковский;
- «Бременские музыканты» – братья Гримм;
- «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
- «Колобок – колючий бок» – В. Бианки;
- «Кто сказал «Мяу!»?» – В. Сутеев;
- «Сказка о невоспитанном мышонке».
II младшая группа (3-4 года)
- «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
- «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
- «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
- «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
- «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
- «Цыпленок» – К. Чуковский;
- «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
- «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
- «Петушок и бобовое зернышко» – (обр. О. Капицы);
- «Три брата» – (хакасская, пер. В. Гурова);
- «Про цыпленка, солнце и медвежонка» – К. Чуковский;
- «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» – С. Козлов;
- «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
- «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
- «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
- «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
- «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
- «Перчатки» – С. Маршак;
- «Сказка о рыбаке и рыбке» – А. Пушкин.
- приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
- расширить кругозор;
- развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
- работать над развитием речи;
- развивать фантазию, воображение;
- воспитывать интерес к процессу чтения.
- знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
- обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
- пополнение словарного запаса;
- развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
- тренировка навыков драматизации;
- воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
- пробуждение любознательности.
- создание сюрпризных ситуаций для мотивации малышей к работе (например, «Сегодня к нам в гости пришёл…» или «Ребята, к нам обратился …. с просьбой о помощи» и т.д.);
- разработка проблемной ситуации для активизации деятельности карапузов в процессе работы (к примеру, «Почему теремок развалился, когда в него полез медведь?»);
- чередование разных видов деятельности — физкультминуток, исполнения песенок и т.д. для поддержания интереса у ребят;
- обыгрывание наглядности (например, пересказ сюжета сказки по картинкам);
- чтение в рамках занятия;
- чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
- чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов — приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
- чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).
- Для усиления эмоционального воздействия сказки необходимо рассказывать, а не читать — так у малышей возникает ощущение, что взрослый разговаривает именно с ним.
- Небольшие тексты рекомендуется повторить 2–3 раза, а затем предложить деткам вспомнить самые яркие моменты или, например, песенку, которую пел главный герой.
- Нельзя забывать и о физкультиминутке в середине занятия.
- Наглядность. Как говорилось выше, этот приём активно используется в процессе работы над содержанием произведения. Однако его можно использовать и на вводном этапе. Например, показать малышам иллюстрации к сказке Сутеева «Кто сказал «Мяу» и предложить представить, о чём будет сюжет. Или попросить ответить на вопрос: «Что не так с мальчиком», изображённым на иллюстрациях к сказке «Мойдодыр».
- песенками «Куда, Фома, едешь?», «Курочка-рябушечка», «Гуси вы, гуси», «Мыши водят хоровод» и т.д.;
- потешками на разные бытовые темы, например, перед приёмом пищи – «Это — ложка, Это — чашка. В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала — Кашки гречневой не стало!»;
- стихотворениями на изучение цветов («Красный цвет любимый самый, Красный сарафан у мамы, Красных яблок сладкий сок, У клубники красный бок»), животных («Что за дом в конце двора? То собачья конура! Здесь живёт хозяйский пёс — Хвост колечком, чёрный нос»), видов транспорта («Силён, вынослив, словно бык, По трассе едет грузовик»), профессий («На автобусе своём Целый день он за рулём. – Прокатиться не хотите ль? Приглашает нас водитель») и пр., а также стихотворения А. Барто и С. Маршака;
- сказками («Теремок», «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя», сказками Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др., В. Сутеева «Кто сказал «Мяу» и т.д.).
Методика подготовки и проведения занятия по чтению художественной литературы в первой младшей группе
Наталья Василишин 08.09.2017 0 9.3k
Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух. Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах. Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы — это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.
Цели и задачи занятий по чтению
Движущая сила развития малыша — пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.
В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:
Основная цель занятий — приобщение малышей к чтению
Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:
Приёмы
Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:
Один из видов наглядности — пазл — также хорошо мотивирует малышей к слушанию
Виды занятий по чтению
Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:
Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.
Методика организации и проведения занятия по чтению
Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом — 10 минут.
Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.
Требования к проведению занятий
Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.
Физкультминутка может включать элементы пальчиковой и артикуляционной гимнастики
Как мотивировать
От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.
Наглядность и беседа — ведущие приёмы для мотивации
Какие жанры изучаются
В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:
Сказки, стихотворения могут стать основой для театрализованных представлений в рамках утренников, например
Примерный список литературы для чтения детям первой младшей группы
Арина Волкова
Примерный список литературы для чтения детям первой младшей группы
Песенки, потешки, заклички.
«Наша Маша маленька.»; «Наши уточки с утра.»;
«Пошел котик на Торжок.»; «Чики, чики, кички.»;
«Солнышко, ведрышко.»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»;
«Огуречик, огуречик.»; «Заяц Егорка.»;
«Бежала лесочком лиса с кузовочком.».
Русские народные сказки.
«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
«Колобок», обр. К. Ушинского
«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
«Репка», обр. А. И. Ануфриева «Игры и занятия для малышей»
Произведения поэтов и писателей России
Е. Благинина «Сдобрыи утром», «Алёнушка», «,Светит, светит солнышко»
А. Барто «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»;
А. Барто, «Девочка-ревушка», «Снег», «Машенька».
В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»;
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
К. Чуковский. «Путаница», «Федотка»;
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…»;
Я. Тайц «Кубик на кубик»;
Н. Саконская «Где мой пальчик»;
И. Токмакова «На машине ехали»;
Я. Тайц «Три котенка»;
С. Михалков «Песенка друзей».
Н. Павлова «Земляничка», «У кого какая мама?»
В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».
К. Ушинский «Васька»;
К. Чуковский «Цыпленок»;
Е. Чарушин «Курочка»
В. Гербова «Приключения зеленой елочки», «Хитрые башмаки»
Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.
Конспект чтения художественной литературы «Под грибом» в средней группе Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Задачи: 1. Развивать умение внимательно слушать произведение. 2. Формировать.
Сценарий досуга по пожарной безопасности в первой младшей группе «Спички — детям не игрушка» Конспект досуга по ОБЖ «Спички – детям не игрушка» в первой младшей группе Цель. Познакомить детей с правилами противопожарной безопасности.
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям 4–5 лет» «Чтение художественной литературы детям 4-5 лет». Книга – не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу,.
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Цель: Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения.
Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Подготовила: Кучеренко Ю. В. Цель:.
Сценарий проведения и план чтения Акции «Читаем детям о войне» Сценарий проведения и план чтения Акции “Читаем детям о войне” в 2015г. МБОУ Чертковская СОШ №2 Цели и задачи: формировать представление.
Список литературы по дополнительному воспитанию дошкольников 1. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. -2012.- №4. 2. Васильева Г. А. Инновации в системе.
VIII Международная акция «Читаем детям о войне». Мероприятие в форме громкого чтения «Все это правда» VIII Международная Акция «Читаем детям о войне» (2017 г.) Мероприятие в форме громкого чтения «Все это правда. Это было. Не забудьте!» Цель:.
Источники:
http://dvoris.ru/vesch/literaturnye-skazki-dlya-1-mladshei-gruppy-organizaciya-zhizni/
http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-v-1-mladshey-gruppe.html
http://www.maam.ru/detskijsad/primernyi-spisok-literatury-dlja-chtenija-detjam-pervoi-mladshei-grupy.html