Литературные произведения на тему человек и природа. Тема “Природа и человек”: аргументы
Тема “Природа и человек”: аргументы. Проблема отношения к природе
Сдача Единого государственного экзамена – это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».
О самой теме
О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.
Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.
Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.
Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.
Проблема первая
Аргументы (“Проблема человека и природы”) могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.
Аргументы
Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.
Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.
В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.
Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.
Вторая проблема
Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.
Аргументы
Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!
Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.
Третья проблема
Аргументы («Роль природы в жизни человека» – тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.
Аргументы
Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.
В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.
Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.
Четвертая проблема
Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.
Аргументы
Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.
Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.
Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор – о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.
Пятая проблема
Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.
Аргументы
В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.
Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.
Банк аргументов по теме “Человек и природа”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Эссе на тему: Природа и человек
Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх тополя. Многие дома окружены высокими туями, серебристыми елями и кустарниками. Как хочется, чтобы эта красота природы была вечной… Только что я прочитала рассказ Рея Брэдбери “И грянул гром”. Прочитала и глубоко задумалась…
Герои этого повествования из исполненного благополучием настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения — категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. Один из персонажей совершает, казалось бы, совсем ничтожный проступок: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, непохожим на тот, что был, — “и грянул гром”.
Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Вот поэтому и нельзя топтать ногами бабочек. Ухудшается экологическое положение, что представляет угрозу для всего живого. Ежегодно на нашей планете отмечаются два особых календарных дня: День земли и День окружающей среды. Люди в этот день говорят о проблемах экологии (“Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды”). Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Сломанное неокрепшее деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разбросанный мусор, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы, плохая вода, которую мы пьем, плохой воздух, которым мы дышим, — все это лишь кажущиеся мелочи. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений.
Кислотные дожди губят почву, тропические леса — “легкие” планеты — вырубаются со скоростью 20 га в минуту, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой; болезни*, причиной которых являются экологические проблемы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней… Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений.
Мир таинственен и загадочен… Вот, например, у нас в квартире живет черепаха Чака. Ей уже четыре года. Мы ее купили в Донецке на базаре. У нее твердый панцирь, спинная сторона которого образована разросшимися в ширину ребрами, а брюшная — срастается с грудиной, надежно защищает мягкие части тела животного. При прикосновении она прячет под щит голову, лапы и хвост.
Надежно защищены роговыми щитками наружные части лап черепахи и ее голова. Когда она ходит, то слышен стук ее панциря по кромке стола. Движения ее тяжелые. Наша черепаха не плавает; я читала в книге “Живые животные в школе”, что болотные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами. При опасности черепаха втягивает в глубь панциря голову, задние конечности и хвост. Она с большой охотой питается листьями одуванчика, капусты и цветком “Невеста”. Легкие черепахи отличаются большими размерами. Мы очень любим свою чудо-черепаху. Сейчас она спит в коробке под шифоньером.
В настоящее время черепах насчитывается около двухсот видов, большинство из которых встречается в тропических странах. На островах Индийского и Тихого океанов обитают исполинские черепахи, вес которых достигает трехсот килограммов. В болотах и озерах живет болотная черепаха, питающаяся различными водными животными. В школьных уголках живой природы ученики кормят черепах сочной травой, резаной капустой, морковью, свеклой, мякотью арбузов и дынь. Сколько черепах осталось на Земле? Мне хочется всем сказать: “Любите черепах так, как я, они — украшение земли, как бриллианты”, по словам художника-анималиста А. Н. Комарова, который написал картину “Наводнение”.
Вспомним строки из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери: “Куда вы посоветуете мне отправиться?” — спросил Маленький принц географа. “Посетите планету Земля, — ответил географ. — У нее неплохая репутация”. Земля — планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И хочется предупредить: “Люди! Берегите все живое на Земле!” Недавно мне на глаза попался рассказ М.М.Пришвина «Кладовая солнца», повествующий о замечательном природном явлении — болоте.
Веками складывались запасы торфа. Отжившие растения сгнивали и спрессовывались, образуя колоссальные запасы топлива. Я как-то и не задумывался, что болота — наши богатства. С понятием «болото» связано скорее неприятное — комары, но и они необходимы природе, когда задумываешься о единой цепи, в которой взаимосвязаны земля с ее недрами, растения и животные, а потом и человек, поражаешься мудрости природы, ее многообразию, но и необычайной хрупкости и ранимости перед человеком. Уже неоднократно сказано, что человек — не царь природы, а ее составная часть. Уничтожая среду обитания, человек обрекает себя на гибель.
Мы должны беречь то, что оставили нам в наследство предки: землю и воду, воздух и растения. Когда мы поймем, что мы едины, отпадет вопрос о сохранении природы. А пока, к сожалению, мы губим все вокруг, обрекая себя на вымирание.
Литературные произведения на тему человек и природа. Тема “Природа и человек”: аргументы
Главная » Аргументы для сочинений 4 » 8. Аргументы для сочинения на тему: Природа и экология
Аргументы для сочинения на тему: Природа и экология
Проблематика природы и экологии
Проблема любви к природе.
Проблема неразрывной связи человека и природы.
Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой.
Проблема благотворного влияния природы на человека.
Проблема постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы.
Проблема восхваления осени русскими писателями и художниками.
Проблема постижения прекрасного в природе.
Проблема мировосприятия, отношения человека к природе.
Проблема бережного отношения к природе.
Проблема воздействия природы на человеческую натуру.
Проблема восприятия природы, её красоты.
Проблема экологии.
Проблема бездомных животных.
Проблема безнравственного отношения к природе.
Проблема взаимопонимания человека и животных.
Проблема тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами.
Проблема отношения человека к животным, недостатка милосердия по отношению к животным.
Проблема противостояния человека и природы.
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Проблема пагубного влияния человека на природу.
Проблема уничтожения природных богатств.
Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов).
Утверждающие тезисы по теме природы и экологии
Берегите природу, это наше богатство. Человек не царь природы, он — её частичка.
Вклад в дело охраны природы трудно переоценить. Технический прогресс оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию.
Красота природы оказывает благотворное влияние на человека.
Цитаты
Природа нравится, влечёт к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.
(В. Гумбольдт)
В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
(Л. да Винчи)
Изучение и наблюдение природы породило науку.
(Цицерон)
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
(Р. Эмерсон)
Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.
(И. Гёте)
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
(М. Пришвин)
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.
(И. Гёте)
Не будем. слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.
(Ф. Энгельс)
Все стремления и усилия природы завершают ся человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.
(А. Герцен)
Природа никогда не обманывает нас; это мы сами обманываемся.
(Ж.-Ж. Руссо)
Пословицы и поговорки про природу
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
Сломать дерево — секунда, вырастить — года.
Лес и вода — краса природы.
Растение — берегам спасение.
Растение — земли украшение.
Одно дерево ещё не лес.
Без корня и полынь не растёт.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.
Кто землю лелеет — того земля жалеет.
Аргументы по теме природы и экологии
На протяжении долгого периода существования человека люди привыкли только пользоваться благами и богатствами природы. Вспышки на солнце, глобальное потепление, изменение климата, которые тревожат здравомыслящих людей и о которых в последнее время говорят всё настойчивее, чреваты необратимыми катастрофическими последствиями.
Однако ещё не все люди склонны задумываться над тем, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности самого человека, который в погоне за наживой постоянно нарушает устойчивое равновесие природы и её природных циклов.
Не случайно учёные и мировая общественность всё больше говорят о необходимости разумного самоограничения всех человеческих потребностей, о том, что не прибыль, а лишь сохранение жизни должно быть главной целью человеческой деятельности.
С. Лем «Звёздные дневники»
Польский писатель-фантаст С. Лем в своей книге «Звёздные дневники» описал историю космических бродяг, которые бездумно разорили свою планету, изрыли шахтами все её недра, продали свои полезные ископаемые обитателям других планет и галактик. И возмездие за эту слепоту было страшным, но справедливым и заслуженным. Однажды они оказались на краю бездонной ямы, и земля прямо под их ногами стала уходить вниз, осыпаться.
Представленная С. Лемом фантастическая история — это грозное предупреждение для всего человечества, которое хищнически разоряет и грабит природу.
Из-за человеческих ошибок или неправильных действий один за другим исчезают целые популяции и виды животных, растений, птиц. Приходят в негодность реки, озёра, луга, степи и даже целые моря.
С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С. Есенина является природа родного края. Любовь к природе ощущается во всём его творчестве. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт ради родины отказывается от рая, ставя её выше вечного блаженства, которое он, судя по другим лирическим стихам, обретает только на русской земле.
В поэзии С. Есенина чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. И то, что человек начал задумываться о её сохранении, позволяет надеяться на благополучный исход для нашей зелёной планеты.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Неразрывная, тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Все события жизни главного героя, Григория Печорина, сопровождаются изменениями состояния природы в соответствии с переменами его настроения.
Например, описывая сцену дуэли, писатель использует приём градации при выражении соответствия между окружающим миром и чувствами Печорина: перед дуэлью небо ему кажется «свежим и голубым», солнце «ярко сияющим», а после трагического события, когда герой смотрит на труп Грушницкого, небесное светило кажется ему «тусклым», лучи его уже «не грели».
Читатель понимает, что природа не только отражает переживания героев, но и является равноправным действующим лицом произведения М. Лермонтова. Гроза стала причиной продолжительного свидания Печорина и Веры, словно сама природа помогала влюблённым найти друг друга.
В одной из записей дневника, накануне встречи с княжной Мери, Григорий писал, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобным приёмом М. Лермонтов смог не только полно и глубоко отразить внутреннее состояние своих героев, но и обозначить своё авторское присутствие посредством введения в текст природы в качестве персонажа.
Е. Замятин «Мы»
Обращаясь к современной литературе, можно привести в пример роман Е. Замятина «Мы». Антиутопическое произведение представляет читателю жителей «Единого государства», которые превратились в нумера, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Отказавшись от естественного начала, они заменили красоту родной природы идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, организовали любовь «по расписанию», т. е. только при наличии розовой карточки.
Главный герой Д-503, обречённый на математически выверенное счастье, пытается изменить ход событий, ведь это счастье обретается лишь после уничтожения у человека способности мечтать и фантазировать. В аллегорической форме Е. Замятин смог выразить неразрывность связи человека и природы.
М. Пришвин «Кладовая солнца»
Всё творчество М. Пришвина посвящено природе родного края. Изо всех сил писатель старался передать звуки и голос природы, перевести их на язык человека. Проблемы красоты природы, её необычайного богатства, самобытности, силы, одухотворённой мощи наиболее полно отражены в его произведении «Кладовая солнца».
Автор повествует о жизни и приключениях двух ребятишек, которые остались сиротами в послевоенные тяжёлые годы. Однако писатель так окутывает детей сказочным миром, волшебным и прекрасным, что читатель понимает: человек и природа — это единое целое. Используя приём олицетворения, М. Пришвин помещает детей в огромную сказочную страну, где каждая птица, каждый кустик обладают способностью мыслить и говорить.
Это и разговаривающие ворон и ворона, и журавли, возвещающие всех о приходе солнца и его закате, и стон сросшихся сосны и ели.
Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Она же предупреждает Митрашу, когда старушка-ель пытается заслонить ему дорогу, а чёрный ворон пугает карканьем. И сообразительная собака Травка во всём старается помочь ребятишкам.
М. Пришвин недаром назвал своё произведение сказкой-былью: только в таком жанре он мог наиболее точно выразить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создаёт образ идеальной деревни, в которой все живут дружно, мирно. А маленькая семья, состоящая из брата и сестры, — это два маленьких солнышка, всеобщие любимцы.
М. Пришвин в своих произведениях словно «сгущает добро», воплощая в них свои идеалы и призывая читателей к добру, миру и согласию.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается серьёзная проблема отношения человека к природе.
Слова Евгения Базарова, главного героя романа, известного своей категоричной позицией, обнаруживают в нём человека равнодушного, отвергающего эстетическое наслаждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумываясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь она требует к себе бережного и внимательного отношения.
В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхищается природой со всем пылом молодости. Такие «новые люди», как Базаров, забывают о том, что природа — их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодотворного диалога человека и природы.
И.С. Тургенев «Бежин луг»
В сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» входит рассказ «Бежин луг», в котором природа и человек представлены в их гармоничном единстве.
В рассказе сбившийся с пути охотник заблудился и вышел к кострам, у которых местные мальчишки вели рассказы о русалках и утопленниках. Охотник прилёг у костра и словно слился с природой, растворился в ней.
Тургенева пленяет простота природы и её величие. Она является неиссякаемым источником поэтической и творческой силы. Это стихия таинственного и непознанного. И именно в ней живёт народная мудрость и народный дух.
Источники:
http://www.syl.ru/article/331038/tema-priroda-i-chelovek-argumentyi-problema-otnosheniya-k-prirode
http://infourok.ru/bank_argumentov_po_teme_chelovek_i_priroda-416879.htm
http://referatwork.ru/argumenti-4/section-8.html