Литературные портреты Екатерины II у Пушкина и у Цветаевой – Шкатулка. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Литературные портреты Екатерины II у Пушкина и у Цветаевой – Шкатулка. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Екатерина Великая: грамотное эссе

Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!

Я думаю, теперь вам стало понятнее, почему так важно написать историческое эссе. И не слушайте тех олухов, которые утверждают, что это эссе — «всего лишь одно задание из 25-ти, не парьтесь». Беги от этих олухов — лучше на наш сайт.

Потому что именно сейчас я опубликую эссе моей ученицы с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Эссе по периоду 1762 — 1796 годов, описывает правление Екатерины Великой. Правление этой императрицы — ключевое для истории России. Оно поделило историю Россию на до и после, равно как и правление Петра Великого. Поэтому ее деятельности стоит уделить особенное внимание при подготовке к ЕГЭ по истории 2016.

Скажу сразу, что в задании 25 исторический период может и не совпадать с правлением того или иного императора, генерального секретаря, или князя. Думаю, это понятно тоже всем толковым мальчишкам и девчонкам.

Итак непосредственно само эссе о Екатерине Великой, которое написала моя ученица Дарья К. с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию:

Коричневым выделены исторические процессы , синим — причинно-следственные связи между событиями и явлениями , зеленым — факты , личности , фиолетовым – оценка периода

Сочинение по историческому периоду – 1762—1796 гг.

Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762—1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.

В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства . Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г. , которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие , привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773—1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.

В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян . Стоит выделить процесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией). Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран .

В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ , распространением образования и культуры. Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.). Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом). Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству , что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи. Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).

Кадр из фильма «Екатерина»

В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова , в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев . Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево , в 1782—1786 гг. проведшего школьную реформу .

Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768—1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение). Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом, контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России).

Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787—1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793—1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789—1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.

Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры). Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.

Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762—1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.

Если хотите научиться писать историческое эссе на таком же высоком уровне, у Вас есть три варианта:

Читать еще:  Как придумать название рок группы. Как придумать название для группы? Полезные советы начинающим рок-музыкантам

Как писать такие исторические эссе мы детально разобрали на Вебинаре «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016». Материалы этого вебинара вы можете приобрести здесь.

Чтобы получить материалы всех вебинаров, как прошлых, так и будущих, рекомендую вам получить доступ в VIP-комнату нашего сайта. Материалы вебинара «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016» туда уже добавлены.

Если же вы хотите, чтобы непосредственно я Вас научил писать вообще любые эссе , в том числе и экзаменационные, добро пожаловать на наши краткосрочные курсы подготовки к ЕГЭ. Они будут проходить с февраля по май 2016 года. Стоимость этих курсов всего 19 990 рублей. Я говорю всего, потому что в их стоимость входят не только личные консультации со мной, но также ВСЕ мои видеокурсы по дисциплине, а также доступ в VIP-комнату на полгода. Записаться на наши курсы можно на этой странице=>>

В заключении, вы можете посмотреть художественный фильм Екатерина. Он дополнит Ваше представление о Екатерине Великой.

Литературные портреты Екатерины II у Пушкина и у Цветаевой

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.
— Вы, верно, не здешние? — сказала она.
— Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
— Вы приехали с вашими родными?
— Никак нет-с. Я приехала одна.
— Одна! Но вы так еще молоды.
— У меня нет ни отца, ни матери.
— Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
— Позвольте спросить, кто вы таковы?
— Я дочь капитана Миронова.
— Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
— Точно так-с.
Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь.»
Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.
Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.
— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.
— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.
— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.
Дама выслушала ее со вниманием. «Где вы остановились?» — спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.
Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки. Она принесла самовар и за чашкою чая только было принялась за бесконечные рассказы о дворе, как вдруг придворная карета остановилась у крыльца, и камер-лакей вошел с объявлением, что государыня изволит к себе приглашать девицу Миронову.
Анна Власьевна изумилась и расхлопоталась. «Ахти господи! — закричала она. — Государыня требует вас ко двору. Как же это она про вас узнала? Да как же вы, матушка, представитесь к императрице? Вы, я чай, и ступить по-придворному не умеете. Не проводить ли мне вас? Все-таки я вас хоть в чем-нибудь да могу предостеречь. И как же вам ехать в дорожном платье? Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном?» Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чем ее застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.
Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил ее одну.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.
Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна ее беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.

Читать еще:  В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева. Какую ошибку допустил легендарный лётчик Маресьев

Марина Цветаева. «Пушкин и Пугачев».
«Но и другим я обязана Пушкину — может быть, против его желания. После «Капитанской дочки» я уже никогда не смогла полюбить Екатерину II. Больше скажу: я ее невзлюбила.
Контраст между чернотой Пугачева и ее белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее снисходительной, его мужичеством и ее дамством не могли не отвратить от нее детского сердца, едино-любивого и уже приверженного «злодею».
Ни доброта ее, ни простота, ни полнота — ничто, ничто не помогло, мне (в ту секунду Машей будучи) даже противно было сидеть с ней рядом на скамейке.
На огневом фоне Пугачева — пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров — эта, в чепце и душегрейке, на скамейке, между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей. И даже несоленой. (Основная черта Екатерины — удивительная пресность. Ни одного большого, ни одного своего слова после нее не осталось, кроме удачной надписи на памятнике Фальконета, то есть — подписи. — Только фразы. Французских писем и посредственных комедий Екатерина П — человек — образец среднего человека.)
Сравним Пугачева и Екатерину въяве:
« — Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь». (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.)
« — Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе. »
Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку.
И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит — как солнце. Ласковость же Екатерины уже тогда казалась мне сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив. Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу.
И как только она в книге начиналась, мне становилось сосуще-скучно, меня от ее белизны, полноты и доброты физически мутило, как от холодных котлет или теплого судака под белым соусом, которого знаю, что съем, но — как? Книга для меня распадалась на две пары, на два брака: Пугачев и Гринев, Екатерина и Марья Ивановна. И лучше бы так женились!
Любит ли Пушкин в «Капитанской дочке» Екатерину? Не знаю. Он к ней почтителен. Он знал, что все это: белизна, доброта, полнота — вещи почтенные. Вот и почтил.
Но любви — чары в образе Екатерины — нет. Вся любовь Пушкина ушла на Пугачева (Машу любит Гринев, а не Пушкин) — на Екатерину осталась только казенная почтительность.
Екатерина нужна, чтобы все «хорошо кончилось».
Но для меня и тогда и теперь вещь, вся, кончается — кивком Пугачева с плахи. Дальше уже — дела гриневские». (С)

Читать еще:  Красное и черное характеристика. Cочинение «Психологический анализ в романе Фредерика Стендаля «Красное и черное

Литературные портреты Екатерины II у Пушкина и у Цветаевой – Шкатулка. Сборник идеальных эссе по обществознанию

В задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2. Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо использовать только лирические произведения.

Сразу рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография сохранена):

С4. В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19 октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19 октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье. Печален я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно, пример этот зачтён на экзамене не будет.

Разберём следующий ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И. Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И. Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский, пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней, как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения должны быть обязательно процитированы.

Второй пример – стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой, потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”, “беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую середину!

1. Выберите вопрос С4 и напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать каждый день и учить стихи.

Источники:

http://ege59.ru/2016/01/24/ekaterina-velikaya-gramotnoe-esse/
http://valya-15.livejournal.com/190036.html
http://neznaika.info/doc/72-glava-9-pishem-s4.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии