Литературно-поэтические приемы. Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”
Литературно-поэтические приемы. Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”
Сегодня мы поговорим о художественных приёмах. Художественные приемы – это набор инструментов писателя, те стилистические и языковые средства, которые делают литературные произведения уникальными – выразительными, яркими, оригинальными.
Именно правильно примененные художественные средства вызывают у читателя доверие и интерес к книге, а заодно и разные эмоции — сопереживание, любопытство, гнев, радость. Злоупотребление художественными приемами, напротив, превращает любопытную историю в тоскливую, посредственную и фальшивую.
Как это может произойти?
Литературная мастерская с Ларисой Романовской
Работа с художественными приемами напоминает строительство песочного замка. Материалы у всех одинаковые — песок, камушки и вода, инструменты тоже — ведерки и лопатки, а вот готовые замки могут абсолютно разными, красивыми и уродливыми, большими и маленькими, высокими и низкими, простыми и сложными.
Приемов не так уж и много, но каждый автор использует их по-разному, одни становятся его излюбленными, другие он вообще не употребляет.
Художественные приемы можно разделить на три группы: фонетические, лексические и стилистические.
Фонетические приемы называют «звукопись». Звукопись — построение фраз из слов, которые фонетически напоминают звуки описываемого процесса.
Разновидности звукописи — аллитерация, ассонанс.
Аллитерация — повторение одинаковых или схожих согласных в смежных фразах или строфах. Пример аллитерации: «У наших у шки на мак у шке!» (Лермонтов, «Бородино»)
Ассонанс — повторение похожих или схожих гласных. Иногда используется вместе с аллитерацией. В процитированной строке Лермонтова повторяется не только «ш», но и «у».
Задание 1: Перечти свои любимые стихи и подумай — есть ли в них звукопись? Какая, в каких строчках?
Лексические художественные приемы создаются путем использования слов в переносном значении, сравнения одних явлений с другими.
Самые известные лексические художественые приемы: эпитет, сравнение, метафора, применение синонимов и антонимов, олицетворение.
Эпитет — прилагательное, иногда существительное или причастие, которое несет эмоциональную окраску и оценку описываемого явления: «Белеет парус одинокий. », «мой веселый звонкий мяч»
Сравнение — схожая по функции конструкция с использованием слов «как», «будто», «точно»: «Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица»
Метафора — скрытое сравнение двух предметов, которые чем-то походжи между собой: «шепот травы», «ситец неба».
Олицетворение — перенос чувств человека или животного на неодушевленый предмет: «Дом вздрогнул», «березы зашептались».
Стилистические приемы основаны на разных пострениях словесных конструкций. Самые известные стилистические приемы:
Лексические повторы, которые меняют ритм повествования: «Я бегу, бегу, бегу. »
Антитеза — противопоставление одних действий другим: «Я спрашиваю — Вася молчит»
Оксюморон — конструкция из слов с диаметрально противоположным, противоречащим друг другу значением. «Ожидаемый сюрприз», «громкая тишина»
Инверсия — перестановка слов в предложении: «Говорил я тебе, не связывайся ты с Васей»
Парцеляция — разбивка одной смысловой конструкции на несколько предложений: «Это. Моя. Собака.»
Аллюзия — отсылка к известному литературному источнику или историческому событию, к крылатому выражению, мифу. С помощью аллюзий описываемое действие получает дополнительное значение, обрастает ассоциациями. Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпизод с отрезанной головой Берлиоза является аллюзией к нескольким христианским сюжетам, но для читателя, ничего не знающего о библейских сюжетах, этот эпизод не обретет дополнительного смысла. Чем ярче и известнее источник, на котором базируется аллюзия, тем дольше она просуществует. Например, И. Ильф и Е. Петров в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» ввели множество аллюзий, отсылка к тогдашнему литературному процессу, которые были ясны их современникам, а сейчас требуют комментариев литературоведов.
Очень многие некогда яркие и смелые эпитеты, сравнения и метафоры от частого и не всегда уместного употребления потеряли свежесть, превратились в штампы. Но любой язык — живое явление, он постоянно развивается, в нем появляются новые слова (неологизмы), а уже имеющиеся обретают новое значение. А значит, на смену штампам приходят новые конструкции.
Задание 2: Подумай, какими приемами пользуется твой любимый автор, чтобы передать: волнение героя, торжественность момента, радость и грусть, воспоминания об очень важном событии, которое влияет на сюжет. Обрати внимание, как этот автор описывает место действия. Есть ли в его текстах аллюзии?
Задание 3: Посмотри на собственные тексты. Есть ли в них те же самые приемы? Как часто ты их используешь?
Читать также по теме “Литературная мастерская”
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ
Ирина Волжанкина
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ
К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. 2015 год согласно Указу Президента России объявлен годом литературы не случайно. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».
Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования воспитание и любви, и интереса к художественному слову, знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.
Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы:
1. Чтение по книге или наизусть.
4. Заучивание наизусть.
Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые мы используем в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой:Анкетирование родителей старшего дошкольного возраста.
Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе созданы следующие условия.
Оборудование книжного уголка и организация работы:
-выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.
В группе имеется библиотека. Работа в группе планируется и проводится с учётом лексических тем, поэтому книги расположены по темам:«Времена года»,«Животные»,«Птицы»,«Профессии»,«Транспорт», и т. д.
Для обогащения библиотеки в группе была проведена акция “Книга-в подарок»”, в которой родители воспитанников приняли активное участие.
Разговору о детских книгах, о её ценности для каждого человека была посвящена консультация для родителей: «Рекомендуем почитать вашим детям», «Умные книжки – умным детишкам».
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники отражали в художественно – продуктивной деятельности:
Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в:
– рисовании на темы: «Мой любимый герой сказок», «Дюймовочка», «Царство золотой рыбки», «По дорогам сказок А. Пушкина»;
– лепке на темы: «Герои произведений Чуковского», «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт», «Конёк-горбунок», «Что нам Осень принесла», «Герой любимой книги»;
– аппликации: «Волк и ягненок», «Герои сказок А. Толстого», «Лиса и журавль»;
– конструировании из бумаги и природного материала: «Золотая рыбка» (оригами, «Лиса» (оригами).
В группе существует традиция – так называемая «минутка чтения»;
Ежедневно планирую время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаю, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.
С творчеством детских писателей я знакомлю детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты», обращалась к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок»); работая над темой «Дикие и домашние животные» – к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора.
Не все дети моей группы записаны в библиотеке. Поэтому была организована «виртуальная» экскурсия в библиотеку.
-Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;
-Проводятся «Вечера загадок»;
-Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.);
–Литературно- словесные, дидактические, настольно-печатные, творческие игры; сюжетно-ролевая игры: «Библиотека», «Книжный магазин»;
-Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;
-Сюжетные игры: «Театр», «Концерт;
–Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям: «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора»).
Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта:
“Книжкина больница” – цель привить детям бережное отношение к книге.
В октябре совместно с музыкальным руководителем провели утренник, посвященный дню Республики. В ходе, которого воспитанники нашей группы, занявшие призовые места в районном конкурсе чтецов, прочитали патриотические стихотворения, посвященные героям Башкортостана.
Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
Следующая форма работы – создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому.
Дома ребята совместно с родителями приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки», где выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.
При ознакомлении детей с художественной литературой знакомлю их
с разными жанрами художественных произведений: рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.
Чтение литературного произведения совмещаю с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.
А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина «Зима», знакомятся с пьесой А. Вивальди «Зима».
Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» ребята слышат стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.
Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
• в группе создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;
• отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению
прочитанного. Знакомству с творчеством детских писателей;
• работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека».
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитие эмоциональной сферы на основе театрализации для детей 6-7.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: – продолжать учить.
Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.
Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой Литература – огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые.
Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой НОД по ознакомлению с художественной литературой Возрастная группа: подготовительная Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик» Форма.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кто-кто в теремочке живёт?» Программное содержание: 1. Учить детей узнавать знакомые произведения по иллюстрациям в книгах. 2. Закреплять умение, слушая сказку, следить.
Совместное развлечение с родителями. Мастер-класс для родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. «Волшебный мир К. И. Чуковского».1 младшая группа Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, Гуртовенко.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой и лепке во второй младшей группе Основное направление: Художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие. Образовательные области: Чтение детям художественной.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Программное содержание: -познакомить детей с содержанием сказки; -продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи.
Литературно-поэтические приемы. Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”
Цель: Выявление, поддержка и продвижение поэтически одарённых детей и подростков. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научить их самим создавать стихи, малую прозу, анализировать поэтические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
Задачи программы: Решение двух взаимосвязанных проблем: нравственное воспитание детей и их литературное развитие. Определяющее направление в предстоящей работе – научить ребят творчески мыслить.
Виды деятельности:
- целостный анализ поэтического произведения;
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Основные формы работы: Творческие занятия, дискуссии, литературные конкурсы, встречи с поэтами, мастер – классы
Информацию об объединении можно найти на странице ДТО «Проба пера» на сайте МБУК «ЦБС» и на страницах в соц.сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также на информационном стенде в вестибюле библиотеки.
Руководитель: Светлана Ивановна Васильева, телефон: 5-71-68, 89246103668, электронная почта zvet @ uicbs . ru
Дорогие ребята! Так случилось что вместе с юбилеем города детское творческое объединение «Проба пера» тоже отмечает юбилей – 30 лет! Менялся статус: клуб любителей фантастики, поэтический клуб, творческое объединение; руководители: 1987-2004гг.- Л.Ф.Гладкова, 2005-2009гг. – Л. П. Галиченко, 2009-2013гг.- Г.А.Добролюбова, с 2014г.- С.И.Васильева; участники; темы детских сочинений. Неизменным оставалось одно – желание библиотекарей поддержать юных, талантливых ребят, помочь им в развитии их поэтических, литературных способностей. За эти годы вышло более 20-ти сборников, в том числе тематических.
В 80-е годы, когда на пике популярности были писатели-фантасты, дети тоже пробовали себя в этом жанре. Они сочиняли целые повести, иногда с продолжением, книги-игры, книги-путешествия. Кстати, именно повальное увлечение фантастикой, желание поделиться прочитанным, да ещё и самим сочинить что-то необычное, объединило мальчишек, которые сутками пропадали в детской библиотеке, послужило толчком к созданию в 1987 году клуба любителей фантастики. Первый сборник, напечатанный на машинке, оформленный в картонную обложку вручную, бережно хранится в архиве библиотеки. В эти же годы было принято решение назвать клуб «Проба пера», расширить тематические рамки сочинений и сделать выпуски сборников по типу альманаха ежегодными.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛЕТО ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Приглашаем вас принять участие в мероприятиях, которые предлагает электронный журнал «Чтение детям».
Практический онлайн семинар “Я пишу для детей и подростков”
Даты проведения: с 19 по 25 августа 2019 г., участие платное
Вебинар “Зачем современному школьнику писательское мастерство”.
Дата проведения: 08 августа 2019 г.
Регистрация на сайте www . readchildren . ru
Приглашаем вас посетить страницу «Литературная мастерская» электронного журнала «Чтение детям». Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские “фишки”.
Литературная мастерская: Урок № 1
Вас ждут советы писателям школьного возраста.
Литературная мастерская: Урок № 2
Поговорим о критике и обсуждении текста, научимся это делать грамотно и с пользой для своего произведения + первое задание по курсу!
На третьем уроке мы поговорим о том, что такое сюжет и откуда ему взяться, как придумывал свои сюжеты Стивен Кинг и почему полезно составлять синопсис своей истории + 2 новых задания!
На четвёртом уроке мы поговорим об основе основ – композиции текста, о завязке, кульминации и развязке + 3 новых задания для вас!
На пятом уроке мы продолжим говорить о композиции текста и разберёмся с её основными типами + 3 новых задания для вас!
Тема шестого урока возникла из вопроса одной из наших читательниц. Поэтому сегодня мы будем говорить о том, как не бросить работу над своим текстом, ведь у Ларисы Романовской есть сразу шесть (!) ответов на этот вопрос 🙂 Ждём ваши новые вопросы мастеру!
На седьмом уроке мы поговорим о том, как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики своих персонажей. Также вы узнаете 4 правила, применив которые, сможете прокачать своего персонажа + получите 3 новых задания!
Литературная мастерская: Урок № 12. Как вы пишите?
(О том, как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность.)
Дорогие ребята! Юные писатели и поэты!
С 2019 года альманах детских творческих работ «Проба пера» будет издаваться по мере накопления литературного материала. Ваши работы по-прежнему принимаются по адресу пр. Мира 5 Центральная детская библиотека «Первоцвет» либо на электронную почту zvet @ uicbs . ru . Тема литературных встреч нового сезона – журналистика. Планируются мастер-классы представителей этой профессии, работающих в разных направлениях: тележурналистика, печатные СМИ, Интернет ( блогерство ). Мастер-классы будут проводиться для группы в составе не менее 10 человек.
С удовольствием ответим на ваши вопросы: info@readchildren.ru
Электронный журнал «Чтение детям» приглашает вас принять участие литературном онлайн квест е “Игра в классиков”.
Прокачиваем свои писательские навыки, узнаем полезные писательские “фишки” от известного прозаика и прекрасного мастера Ларисы Романовской и, конечно же, получаем книжные призы!
Сроки проведения квеста с 25 января по 01 февраля 2019 г.
Узнать подробности и зарегистрироваться на игру можно на сайте
Источники:
http://readchildren.ru/blog/literaturnaya-masterskaya-hudozhestvennye-priyomy/
http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-s-hudozhestvenoi-literaturoi-v-dou.html
http://www.uicbs.ru/bibl-2/2011-01-13-17-16-39-69/q-q-140