Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”. Характерные свойства романа

Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”. Характерные свойства романа

Литературная мастерская: Художественные приёмы – Журнал “Чтение детям”. Характерные свойства романа

Сегодня мы поговорим о художественных приёмах. Художественные приемы – это набор инструментов писателя, те стилистические и языковые средства, которые делают литературные произведения уникальными – выразительными, яркими, оригинальными.

Именно правильно примененные художественные средства вызывают у читателя доверие и интерес к книге, а заодно и разные эмоции — сопереживание, любопытство, гнев, радость. Злоупотребление художественными приемами, напротив, превращает любопытную историю в тоскливую, посредственную и фальшивую.

Как это может произойти?

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Работа с художественными приемами напоминает строительство песочного замка. Материалы у всех одинаковые — песок, камушки и вода, инструменты тоже — ведерки и лопатки, а вот готовые замки могут абсолютно разными, красивыми и уродливыми, большими и маленькими, высокими и низкими, простыми и сложными.

Приемов не так уж и много, но каждый автор использует их по-разному, одни становятся его излюбленными, другие он вообще не употребляет.

Художественные приемы можно разделить на три группы: фонетические, лексические и стилистические.

Фонетические приемы называют «звукопись». Звукопись — построение фраз из слов, которые фонетически напоминают звуки описываемого процесса.

Разновидности звукописи — аллитерация, ассонанс.

Аллитерация — повторение одинаковых или схожих согласных в смежных фразах или строфах. Пример аллитерации: «У наших у шки на мак у шке!» (Лермонтов, «Бородино»)

Ассонанс — повторение похожих или схожих гласных. Иногда используется вместе с аллитерацией. В процитированной строке Лермонтова повторяется не только «ш», но и «у».

Задание 1: Перечти свои любимые стихи и подумай — есть ли в них звукопись? Какая, в каких строчках?

Лексические художественные приемы создаются путем использования слов в переносном значении, сравнения одних явлений с другими.

Самые известные лексические художественые приемы: эпитет, сравнение, метафора, применение синонимов и антонимов, олицетворение.

Эпитет — прилагательное, иногда существительное или причастие, которое несет эмоциональную окраску и оценку описываемого явления: «Белеет парус одинокий. », «мой веселый звонкий мяч»

Сравнение — схожая по функции конструкция с использованием слов «как», «будто», «точно»: «Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица»

Метафора — скрытое сравнение двух предметов, которые чем-то походжи между собой: «шепот травы», «ситец неба».

Олицетворение — перенос чувств человека или животного на неодушевленый предмет: «Дом вздрогнул», «березы зашептались».

Стилистические приемы основаны на разных пострениях словесных конструкций. Самые известные стилистические приемы:

Лексические повторы, которые меняют ритм повествования: «Я бегу, бегу, бегу. »

Антитеза — противопоставление одних действий другим: «Я спрашиваю — Вася молчит»

Оксюморон — конструкция из слов с диаметрально противоположным, противоречащим друг другу значением. «Ожидаемый сюрприз», «громкая тишина»

Инверсия — перестановка слов в предложении: «Говорил я тебе, не связывайся ты с Васей»

Парцеляция — разбивка одной смысловой конструкции на несколько предложений: «Это. Моя. Собака.»

Аллюзия — отсылка к известному литературному источнику или историческому событию, к крылатому выражению, мифу. С помощью аллюзий описываемое действие получает дополнительное значение, обрастает ассоциациями. Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпизод с отрезанной головой Берлиоза является аллюзией к нескольким христианским сюжетам, но для читателя, ничего не знающего о библейских сюжетах, этот эпизод не обретет дополнительного смысла. Чем ярче и известнее источник, на котором базируется аллюзия, тем дольше она просуществует. Например, И. Ильф и Е. Петров в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» ввели множество аллюзий, отсылка к тогдашнему литературному процессу, которые были ясны их современникам, а сейчас требуют комментариев литературоведов.

Очень многие некогда яркие и смелые эпитеты, сравнения и метафоры от частого и не всегда уместного употребления потеряли свежесть, превратились в штампы. Но любой язык — живое явление, он постоянно развивается, в нем появляются новые слова (неологизмы), а уже имеющиеся обретают новое значение. А значит, на смену штампам приходят новые конструкции.

Читать еще:  Биография и творчество корейской группы Boyfriend. K-pop описание групп Продвижение в Японии и яркий камбэк

Задание 2: Подумай, какими приемами пользуется твой любимый автор, чтобы передать: волнение героя, торжественность момента, радость и грусть, воспоминания об очень важном событии, которое влияет на сюжет. Обрати внимание, как этот автор описывает место действия. Есть ли в его текстах аллюзии?

Задание 3: Посмотри на собственные тексты. Есть ли в них те же самые приемы? Как часто ты их используешь?

Читать также по теме “Литературная мастерская”

Особенности чтения художественной литературы дошкольникам

Ольга Заборонок
Особенности чтения художественной литературы дошкольникам

У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. Воспитателю приходится считаться также со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

Младшие дошкольники по мере развития внимания постепенно приобретают способность произвольно сосредоточиваться на содержании сказки, рассказа, стихотворения, с интересом слушать, целенаправленно запоминать. Однако они легко отвлекаются от такого рода занятий. К 5—6 годам дошкольники приобретают умение самостоятельно сосредоточивать внимание на предлагаемом объекте изучения, и слушание получает характер выполнения речевой задачи: прослушать и ответить на вопросы, прослушать и извлечь из прочитанного определенную информацию, рассказать содержание товарищам, вспомнить похожий случай и рассказать в группе и др.

Воспитатель должен научиться не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные их вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учесть впечатление от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.

Чтение художественного произведения не следует прерывать. Если же слушание текста требует длительного времени, надо предусмотреть перерыв по окончании чтения части, законченной в смысловом отношении.

При чтении воспитатель следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. В случае ослабления внимания ребят надо незаметно для них перестроиться: задать вопрос, показать предмет, о котором читают, или его изображение, ввести прием «конкретизации образа» — словом, принять меры к восстановлению внимания слушателей. В этом отношении выразительное чтение текста увязывается с методикой развития речи дошкольника.

Воспитатель во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Правда, мимика и жест не принадлежат к средствам словесной выразительности. Но они сопутствуют речи, являются формами проявления различных чувств, дополняют и усиливают впечатление от чтения.

Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслями и чувствами чтеца, который использует мимику как средство внешней выразительности речи, применяемой по его замыслу.

Таким же дополнительным средством выразительности является жест. В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты изображаемой жизни. Однако не следует злоупотреблять жестами, особенно однообразными, иллюстративными, которые ничего не добавляют к содержанию высказывания. Наиболее ценным считается жест психологический, связанный с переживаниями самого чтеца, с его мыслью, с выражением отношения чтеца к изображаемому. Психологический жест связан с раскрытием подтекста. Он может быть применен на месте психологической паузы; цель его — мобилизовать внимание слушателя, предупредить о значительности того, о чем сообщается, убедить, подчеркнуть сказанное.

При рассказывании мимика и жест играют еще большую роль, чем при чтении. Здесь в целях конкретизации возможно применение описательных жестов, а в отдельных случаях и указательных.

От механических жестов следует вовсе отказаться. Однообразное постукивание, безотчетная «рубка» воздуха ребром ладони и т. п. —все это отягощает речь и чтение.

Обмен впечатлениями — необходимая часть занятия после чтения. Трудно себе представить дошкольника, который бы после активного слушания чтения воспитателя никак не реагировал на прочитанное. Обычно дети хотят тут же обменяться впечатлениями, полученными от чтения. Это желание естественно. Выслушав ребят, воспитатель и сам может высказать свои мысли о прочитанном или описать переживания. Своими суждениями или высказываниями воспитатель обобщает или конкретизирует представления детей о прочитанном событии, явлении. [

Читать еще:  Нетрадиционное рисование загадки с пошаговой инструкцией. Используем различные материалы

Заинтересовавшись какими-либо вопросами, дети иногда просят прочитать другие рассказы на ту же тему либо аналогичную ей. Это следует рассматривать уже как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности и интенсивного развития познавательной деятельности. Даже само восприятие художественного произведения приобретает характер целевой направленности — узнать новое, воспроизвести в воображении картины, пережить те или иные эмоциональные состояния.

Порядок проведения выразительного чтения в группе примерно следующий:

1. Подготовка детей к слушанию. Сюда относится и психологическая подготовка, и создание условий, способствующих восприятию читаемого произведения, и организация детей. Если необходимо, воспитатель делает пояснения, ставит цель слушания рассказа, басни, сказки или стихотворения.

2. Чтение детям произведения. По ходу чтения могут быть использованы иллюстрации, картины, диапозитивы, таблицы учебного характера и другие наглядные пособия, конкретизирующие или обобщающие образы художественного произведения.

3. Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного. Сюда можно отнести непосредственные высказывания детей, вопросы к воспитателю, а также ответы на вопросы по прочитанному, передачу содержания, разного рода творческие работы ребят, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца рассказа и др.).

4. Обобщение полученных детьми представлений о той или иной конкретной области действительности, которая отражена в художественном произведении. Обобщение возможно в беседе по вопросам воспитателя, в его рассказе, дополняющем или углубляющем тему беседы или прочитанного рассказа, стихотворения.

Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Воспитатель: Инькова О. В. 2012 год Актуальность.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Как правильно читать сказки? (часть 2)

Друзья, чтение сказок детям – это очень ответственное занятие, и его надо выполнять, осознавая это. В предыдущей статье Особенности художественного чтения сказок (часть 1) я начала рассказывать вам, как читать сказки детям. Приглашаю вас начать изучать вопрос именно с первой части, так как там освещено немало важных моментов.

Особенности художественного чтения сказок или Как читать сказки детям и с детьми?

Подготовка детей к художественному чтению сказок состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный. Он включает:

1) Ознакомление с содержанием сказки;

2) Внимательное повторное чтение;

3) Определение основных черт характеров героев и направлений развития сказочного сюжета;

4) Разработку партитуры чтения.

Второй этап – исполнительский. Он представляет собой непосредственный процесс художественного чтения сказки вместе с детьми.

После первоначального ознакомления с текстом в процессе повторного чтения выполняется идейно-тематический анализ: уточняются идея сказки, ее тема, структура сюжета, цель (сверхзадача) исполнения.

Учитель может рассказать сказку, отчетливо выделяя различным тональным окрашиванием фрагменты текста, чтобы интонационной динамикой тона речи раскрыть чувства, переживаемые героями.

Приведем примерное содержание работы с детьми, направленной на их подготовку к выразительному чтению сказки:

1) Обобщающая беседа с целью проверки первичного восприятия сказки и ее подготовки к выразительному чтению.
2) Чтение учащимися текста по частям и анализ каждой части. Это поможет детям лучше понять содержание и художественные образы произведения. Разработка выразительных средств и характеристика литературного языка сказки. Составление партитуры чтения.
3) Подготовка детей к чтению и рассказыванию сказки: составление плана, подбор заглавий к каждой части, определение цели и основной мысли к каждой части.
4) Чтение сказки по ролям: выявление и исполнение слов автора и слов героев для развития у детей первоначальных умений передачи повествовательного тона чтения и прямой речи.
5) Выразительное чтение сказки учащимися.

Читать еще:  Приобщение дошкольников и истокам русской культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

После художественного чтения или рассказывания сказки учитель может выяснить, чем сказка понравилась детям, какие фрагменты ее содержания близки их жизненному опыту, известны ли им еще сказки с подобным содержанием и смыслом.

6) Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказки.

Интонация при чтении сказки детям

Особенности художественного чтения сказок заключаются и в том, что при чтении сказки детям следует использовать словесные описания действий, основные интонационные формы, голосом выделять ключевые слова с помощью изменения их регистра, привлекать внимание слушателей при помощи замедления или ускорения темпа речи, постановки пауз, повышения или понижения тона и силы голоса. Большое значение имеет оправданное применение жестов и мимики.

В ходе исполнения зачина («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.) рекомендуется замедлить темп речи и увеличить силу звучания голоса для привлечения внимания слушателей к началу действия. Интонация при этом должна носить оттенок таинственности и загадочности, что способствует активизации интереса детей к содержанию сказки.

При чтении завязки – начала развития действия в фабуле сказки – увеличивается громкость голоса, интонационно подчеркиваются ключевые слова и, в зависимости от контекста, замедляется или ускоряется темп речи.

Исполнение повторов сопровождается ярко выраженным ускорением темпа речи и уменьшением силы звучания голоса, так как на этих элементах нецелесообразно фиксировать внимание слушателей, отвлекая их от восприятия основной линии сюжета. В ходе чтения последнего повтора сказки, предшествующего контрастной идее, за которой следует развязка действия, возможно замедление темпа речи и незначительное усиление силы звучания голоса.

Интонационное воспроизведение кульминации отличается повышением голоса и замедление темпа речи, что говорит ребятам о том, что логика развития действия в сюжете достигла апогея, после чего следует развязка или завершение.

Как правило, исполнению развязки свойственны замедление темпа речи и ее эмоциональное тонирование, а также понижение громкости звучания голоса в соответствии со смыслом текста.

Последние фразы сказки, финал, произносятся в замедленном темпе, их исполнение может приобретать характер таинственности, мягкости, сострадания, иронии в зависимости от смысловой нагрузки концовки сказки.

Для того чтобы дети поняли смысл сказки, необходимо раскрыть все противопоставления (контрасты), представленные в ее содержании. Так, сказочные герои часто группируются по принципу антитезы (Золушка – добрая и трудолюбивая, а мачеха ее – злая и ленивая и т.д.). Это дает учителю возможность в самом начале знакомства с текстом обучить ребят приемам создания характеристики действующих лиц и воспроизведения ее особенностей в звучащей речи, то есть тонирования.

Высказывания положительных сказочных героев передаются в звучащей речи посредством повышения тона, отрицательных – понижения; звучание голоса в высоких регистрах применяется для воспроизведения речи небольших животных, анимистических существ и предметов (мыши, лягушки, муравья и др.), использование низких звуковых регистров – для передачи слов сказочных персонажей значительной величины (слона, медведя, великана, богатыря и др.). Воплощение характеров действующих лиц сказки посредством голосового воспроизведения их высказываний в процессе чтения способствует развитию у детей навыков восприятия и передачи темпоральных и ритмических особенностей устной речи.

Характеристика всех героев сказок, разработанная на основе анализа действий, поведения, высказываний и поступков персонажей, способствует установлению в детском сознании логических и ассоциативных взаимосвязей между словами и называемыми ими понятиями, а следовательно, и формированию первичных представлений детей о номинативной (назывной) функции слова.

Как видите, чтение сказок детям и с детьми заслуживает особого внимания. И я думаю, если изначально начинать с ребенком вот такое осознанное и правильное чтение, то у вас даже не будет возникать вопрос: почему ребенок не любит читать.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Источники:

http://readchildren.ru/blog/literaturnaya-masterskaya-hudozhestvennye-priyomy/
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-chtenija-hudozhestvenoi-literatury-doshkolnikam.html
http://lit-dety.ru/nemnogo-o-detskoj-literature/osobennosti-xudozhestvennogo-chteniya-skazok-2.html/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии