Лига выдающихся джентльменов графический роман. Лига выдающихся джентльменов (комикс)

Лига выдающихся джентльменов графический роман. Лига выдающихся джентльменов (комикс)

«Лига выдающихся джентльменов»: обзор 1 тома

The League of Extraordinary Gentlemen. Volume I

Жанр: стимпанк
Сценарист: Алан Мур
Художник: Кевин О’Нил
Выход оригинала: 1999
Издательство: АСТ, 2016

«Лига выдающихся джентльменов» — третья по узнаваемости работа выдающегося сценариста комиксов Алана Мура (после культовых «Хранителей» и «V — значит вендетта», конечно). Известности серии прибавила и вышедшая в 2003 году экранизация с великолепным Шоном Коннери в главной роли. Но судьба фильма оказалась печальной — он получил разгромные отзывы как критиков, так и поклонников первоисточника, и на продолжении был поставлен крест.

Серия комиксов продержалась значительно дольше — на сегодняшний день выпущено несколько сюжетных арок. И наконец-то российским читателям представилась возможность познакомиться с первой из них.

В «Лиге выдающихся джентльменов» Мур в очередной раз демонстрирует оригинальный подход к супергероике. На сей раз он представил стимпанковскую версию «Мстителей» и «Лиги справедливости». В команду, подобную супергеройской, объединяются персонажи литературы конца XIX и начала XX века, от вампирши Мины Харкер (из «Дракулы» Брэма Стокера) до стареющего искателя приключений Аллана Квотермейна (из романов Райдера Хаггарда).

Кроме того, Мур провёл смелые эксперименты с форматом повествования. Он подал комикс как подростковый журнал начала прошлого века и доверил его оформление художнику Кевину О’Нилу, у которого весьма своеобразная манера рисунка.

Графический стиль «Лиги» мало кого оставляет равнодушным. Одни называют его главным достоинством серии, другие считают недостатком. Основа рисунка О’Нила — тонкий штрих, что придаёт картинке атмосферу безумия и хаоса. Комикс выглядит архаично, что, с одной стороны, соответствует ретро-стилистике, а с другой — производит впечатление любительской работы. Но именно этого хотел Мур: создать винтажный и отдающий лёгким трэшем графический роман для опытного взрослого читателя, не похожий ни на что другое. И с этой задачей он отлично справился.

Первый том посвящён становлению Лиги и развитию героев в отрыве от первоисточников. За событиями очень любопытно следить — Мур великолепно прописывает диалоги, оригинально стравливает персонажей и создаёт массу забавных ситуаций. Но в какой-то момент он так увлекается работой над яркими образами, что, как часто бывает в супергероике, задвигает на второй план основную интригу и главного злодея. Кульминация комикса выходит невыразительной, и это его единственный существенный минус. Ведь от невероятно креативного Мура всегда ждёшь чего-то большего.

Помимо основной графической истории, в первой арке есть рассказ «Аллан и прорванная завеса» — и вот его можно не читать. Здесь Мур прямолинейно и неизобретательно копирует стиль родоначальников готического хоррора.

Локализация «Лиги выдающихся джентльменов» — сложная задача, и издатель с ней хорошо справился. Переводчику и редактору удалось выдержать авторский слог, а дизайнеру-верстальщику — русифицировать многочисленные надписи. Единственный недостаток — зачастую текст набран мелким витиеватым шрифтом, и его сложно читать.

«Лига выдающихся джентльменов. Том 1-3» – рецензия

Литературные кроссоверы вещь не то чтобы слишком новая и оригинальная. По крайней мере, при разговоре на подобную тематику память почти сразу выискивает пару крепких представителей этого жанра. Например, «Ночь в тоскливом октябре» Роджера Желязны. Основной особенностью подобных коктейлей является их повышенная легкость. Развлечение на пару вечеров. Чтиво, вызывающее улыбку от встречи с любимыми персонажами, которые знакомы с детства. Их истории рассказаны сотни раз, поступки рассмотрены под всеми возможными углами, а биографии впору хранить в Международной палате мер и весов. О какой глубине здесь может идти речь?

Не замахнуться ли нам на наше все?

Вряд ли Мур с самого начала задумывал «Лигу выдающихся джентльменов» («ЛВД») как монументальное полотно, охватывающее плеяду культурологических пластов в долгосрочном периоде. Первая концепция представляла собой незамысловатые (со скидкой на авторскую стилистику) похождения Лиги Справедливости во времена Викторианской Англии. Что бы из этого вышло, вы можете узнать, перечитав Геймана и его «1602». Да, временной промежуток другой и за основу взяты персонажи фирмы-конкурента, но общее впечатление составить можно. Другое дело, что работать в заданных (читай «навязанных») рамках Мур не любит в принципе. В результате за основу были взяты самые растиражированные романы девятнадцатого века. Благо заморочки с авторскими правами за давностью лет сошли практически на нет. Зато персонажей с самыми фантастическими способностями хоть отбавляй. Да еще и лишний раз на предысторию расшаркиваться не нужно. Одним словом – сплошные плюсы.

В результате в 1999 году мир смог лицезреть рождение новой команды. Персонажи Дойла, Верна, Стокера, Уэллса объединились под чутким руководством спецслужб Ее Величества, дабы дать отпор любым силам, решившим посягнуть на английскую землю. Как водится, в подобных случаях, каждый герой наделен ворохом разнокалиберных комплексов, наотрез отказывается уживаться на одном пятачке с себе подобными, и вообще не видит любимую родину в десятке первостепенных приоритетов. Но общая угроза как ничто другое заряжает командным духом. При этом все действо сопровождается веселым улюлюканьем, балаганными ужимками и цветастыми афишами. Поставив перед собой цель – написать пародию на приключенческие романы, читаемые в основном мальчишками, Мур с завидной изобретательностью тащит в свою историю всё, что плохо лежит. Рейхенбахский водопад, убийство девушек, не обремененных тяжестью поведения, опиумокурильни, до отказа забитые головорезами, тайный план по захвату мира. Эта смесь сдобрена таким обилием сарказма, что даже финальная панель с приземляющимися марсианскими цилиндрами кажется скорее шуткой, чем реальной угрозой. И поставь Мур в данном месте точку, «ЛВД» так и осталась бы в истории едкой сатирой однодневкой, где рука об руку сражаются Мина Мюррей, Эдвард Хайд, Немо и Аллан Квотермейн. Свою порцию любви она бы, безусловно, получила, но для автора этого было слишком мало.

Читать еще:  «Ночь искусств в библиотеке. «Ночь искусств в библиотеке Сценарий проведения праздничного концерта посвященного ночь искусств

В нашествии марсиан не было ничего смешного. Легкомысленная комедия с весьма пуританским рейтингом (здесь даже гнезда разврата дышали целомудрием) неожиданно мутирует во взрослую драму, пронизанную безмолвной горечью. Пестрые лоскуты первого тома выгорают под огненными лучами инопланетных захватчиков. Десяток историй слипается в единый ком. Уэллс, Уэллс, Уэллс. «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро» и, конечно же, «Война миров». Кажется, для полного отчаяния роял-флэша не хватает только «Машины времени» (Путешественник появляется в дополнительных материалах к первому тому, ну да кто их читает, эти допы?). Но и без нее картинка вырисовывается более чем мрачной. «Наутилус» вязнет в густой растительности. Марсианские треноги выжигают всё на своем пути. Любая попытка дать отпор заранее обречена на провал. Просто еще один конец света.

Мир обречен. В такие минуты уже нет сил на пафосный героизм. «Мы плохо кончим все, какая разница с кем». Забыться в чужих объятиях, разбить кулаки в кровь о тела пришлых паразитов, восстать, вооружиться, победить, иль умереть, уснуть, забыться? Обнаженная плоть не дразнит. Руки устало заломлены. От близости Мины Мюррей и Аллана Квотермейна становится почти физически больно. И в этом безумном пылающем мире лишь чудовища способны сохранить крупицу здравого смысла. И за звериной сущностью Хайда все еще можно разглядеть человеческое лицо. Нет, не Джекила. Джекил давно мертв. Но жестокие времена обычно требуют жестоких средств. Спасая миллиарды, убиваем тысячи. Кто согласится на подобный размен? Исход сражения известен заранее, вот только Мур слегка исправляет историю Уэллса. И эти правки звучат куда убедительнее, нежели вымирание от инфлюэнцы.

К третьему тому постмодерн Мура начинает осязаемо крепчать. Мало того, что начало «Столетия» (именно под таким названием был выпущен сборник, включающий в себя 1910, 1969 и 2009 года) ознаменовалось тотальным ребрендингом персонажей, так еще и общий уровень приключенческой беллетристики заметно упал. Популярные герои обзавелись хозяевами, и куда ни плюнь, обязательно найдется если не сам автор, то уж точно заботливый родственник, ревниво охраняющий наследие именитого пращура. Что остается в таком случае? Играть не по правилам. Можно до хрипоты спорить о художественной ценности литературных эскапад Мура, но пропускать их нельзя. Алан сознательно поднимает планку вхождения на максимально возможный уровень. Если события первого тома можно описать одной картинкой с обложки, то для «Столетия» требуется внимательное изучение дополнительных материалов тома за номером два. Иначе рискуете заблудиться в трех соснах.

Концепция мономира, сияющая черной жемчужиной во втором томе, дала трещину. «Столетие» – это вновь сборная солянка, на этот раз из мюзиклов, элэсдешных трипов и пророчеств о приходе Антихриста. При этом ему удается сохранить мрачность марсианских войн. Обреченность вытесняется опустошенностью. От бессмертия очень легко устать. Одиночество же сложнее, чем кажется. И пронося через века любовь и дружбу, герои явственно осознают свою бесполезность. Сверхзадача всего лишь краткий миг на временной оси. И может все же проще уснуть в Армагеддоне, чем цепляться за сиюминутные подвиги? Когда нечего терять, нет особого смысла и жить. Вот только бегство от себя никогда не вело к выходу. Кому-то удастся с этим смириться, кому-то – нет.

Герои, которые нам нужны

Формируя Лигу, Мур проявил изрядную изобретательность. Для начала он отказался от сверхсущностей, которые могли бы внести серьезный дисбаланс в повествование. Поэтому один известный сыщик появляется на страницах комикса исключительно во флэшбеках. Иначе вся интрига первого тома разрешилась бы на первой (ну хорошо, от силы на пятой) странице. По тем же соображениям в Лиге отсутствует и граф Дракула. Разумеется, все эти отсутствия можно списать на временные разрывы. Мол, пропали без вести, были побеждены, пали жертвами обстоятельств. Но некоторых персонажей вернули же с того света. Например, Аллан Квотермейн и Хоули Гриффин на начало первого тома были официально мертвы. Что не помешало им причинять пользу и приносить добро под чутким руководством Мины Мюррей, в замужестве Харкер.

Естественно, при таком обилии персонажей развивать их характеры в рамках одной серии, ограниченной пятью-шестью выпусками, дело не самое простое. И, похоже, поначалу Мур не особо ставил перед собой подобные цели. Проповедуя главный принцип тренера покемонов «Всех их вместе соберем», Мур попытался по максимуму разнообразить героев, сохраняя при этом их относительную полезность для команды в целом. Поэтому при первом знакомстве с Лигой перед нами предстают скорее образы-функции. Стрелок, громила, техник, шпион, руководитель группы. Каждый огрызается, по-своему недолюбливает окружающих, но свою роль исполняет достаточно аккуратно. Появился на сцене, выдал эффектный монолог, совершил пару действий и назад в сундук к остальным марионеткам Ее Величества. Картонные декорации, картонные герои, картонные чувства. Занавес?

Живешь лишь дважды, рождаясь на свет и глядя в лицо смерти (спасибо, господин Флеминг, Мур и для вас найдет местечко в своей истории). По-настоящему чувствовать герои начинают лишь в минуты Апокалипсиса. И здесь уже писатель дает волю своей фантазии. Он рисует героев такими, какими видит их сам. Прототипы Верна, Стивенсона, Уэллса все еще считываются, но читатель все явственней ощущает проявление чего-то большего. Словно проявляется дагерротип. Образы-функции превращаются в маски. А их принято сбрасывать, когда Часы Судного Дня бьют полночь. Кто-то выливает в этот мир всю гниль, что накопилась за долгие месяцы подавления гнева. Кто-то сломя голову мчится доказать, что любовь в этом мире значит хоть что-то. Кто-то пытается спастись бегством. Не из страха, нет. Просто бег стал неотъемлемой частью его жизни.

После опустошающей исповеди второго тома «ЛВД» уже невозможно воспринимать как пустячную забаву. Эффектная точка поставлена, герои выполнили свое дело. Англия может спать спокойно. Лига существует де-факто, неохотно подчиняясь Мине. Впрочем, и от Лиги-то по сути к началу «Столетия» ничего не остается. Бритвой Оккама Мур отсекает все, что не способна переварить вечность. Мина обзаводится бессмертным спутником/спутницей Орландо, а в качестве любовника выступает сын Квотермейна. Сын? Здесь происходят самые забавные метаморфозы. Путевой дневник Мины сообщает о смерти Аллана. В досье же агента Мюррей появляется характеристика «распущенная». Но это все ложь. Топорная, грубая, и даже не слишком правдоподобная. Но часто ли вам врут персонажи? Реальность, и без того зыбкая, окончательно размывает границы. В любой момент факты могут вывернуть наизнанку. Абсолютных истин не остается. Да и что взять за абсолют, если главный бессмертный этой истории меняет гендерную принадлежность каждые N лет?

Читать еще:  Можно ли заработать на антиквариате? Иерархия в среде антикваров. Чтобы начать карьеру на антиквариате нужно

Собственно «Столетие» уничтожает Лигу. Остаются лишь бессмертные, несущие тяжкое бремя своего одиночества. «Года летят, миры летят, пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз». И охота за Антихристом не вносит сколько-нибудь заметного оживления в бесконечную суету жизни. Мимо проплывают свингующие шестидесятые. Наркотики, секс, оккультизм искрится яркими переливами. Но это все наносное. И река времени смоет эти песчинки, как и все до них. Предельный уровень достигнут. Наши герои все еще пешки в чьей-то игре, но движение происходит скорее по инерции. Что может быть проще вечности? Что может быть банальнее бессмертия?

Игры, в которые играют люди

Алан Мур на пару с Кевином О’Нилом затеяли грандиозную игру. «ЛВД» пропитана насквозь кросскультурными отсылками и цитатами. Большинство из них лежат на поверхности и достаточно просты для восприятия. Но есть и такие, над которыми нужно будет поломать голову. И если реклама нового проекта Бэзила Холлуорда «Великие портреты по точкам» из первого тома смешит вас исключительно по части подбора красок, смело пропускайте оставшиеся тома. Потому как эта отсылка одна из простейших. А дальше придется напрягать внимание, чтобы в толпе англичан разглядеть очередную инкарнацию Доктора Кто (куда уж без него) или же разглядеть метафоры о борьбе классической детской литературы с современными бестселлерами. Многие же отсылки имеют двойное, а то и тройное дно. Вот и поди угадай, являются ли отсылки к «Трехгрошовой опере» Брехта прямыми, или же Мур занялся самоцитированием и делает кивок в сторону истории «Черной шхуны». Потому как за окном в это мгновение твердят о грядущем Армагеддоне, а по подворотням рыщет Джек Потрошитель (да-да, отсылка к двум культовым графическим романам за авторством того же Мура).

Рисунок О’Нила принято обычно ругать. Упрощенная карикатурность и в самом деле может оттолкнуть, но здесь как с анимацией Билла Плимптона, в какой-то момент начинаешь его безумно любить. И любая попытка очеловечить рисунок воспринимается как сущее кощунство. Причем апогей графической составляющей приходится на «1969». ЛСД-трипы взрываются невероятными цветовыми пятнами под очередную рок-балладу. Картинка то цитирует «Мечтателей» Бертолуччи, то «Blow-up» Антониони. А может, ассоциативный ряд складывается вопреки первоначальной задумке. И О’Нил с Муром просто выводят эпизоды из своей бурной молодости с ее сопутствующими безумствами, которая как раз и выпадала на шестидесятые. Слишком уж навязчивы здесь увлечения оккультизмом, сексом и экспериментальными антидепрессантами. И эта эпоха выведена с большей любовью, нежели бездуховный 2009 год. Где из развлечений – лишь рождение Антихриста, чье имя итак все знают (собственно, это уже достаточно прозрачная подсказка).

Помимо комиксов Мур усилено экспериментирует и с литературой (еще одна отсылка к «Хранителям»). И вот здесь все не так однозначно. Все эти попытки стилизаций выглядят излишне тяжеловесно. Перечитайте неадаптированный для младшего дошкольного возраста любой роман Уэллса или Верна, и тогда поймете, о чем идет речь. Слог перегружен, сюжет, несмотря на динамику, топчется на месте. Плюсом он невероятно требователен к литературному багажу читателя. И если повесть «Аллан и прорванная завеса» достаточно дружелюбна к читателю, то дневниковые заметки Путешественника включают в себя обширный список к прочтению. Причем переплетено все это так плотно, что уже не понимаешь, где идет цитата из очередного романа, а где всего лишь игра Мура. При этом эти заметки являются ключом для понимания не только третьего тома. В них вшита изрядная доля истории предыдущих Лиг. И если вы не смогли распознать Просперо, Ариэля и Калибана в «2009» – скорей всего, вы пропустили важную часть истории. Оправдан ли такой подход – отчасти. В конечном итоге от бесконечного пережевывания известных фактов в комиксах начинаешь уставать. С другой стороны – издатель мог бы и снабдить свои книги хотя бы краткими примечаниями, а не ограничиваться скупым переводом марсианской речи (еще одна фирменная джентльменская шуточка – выдать диалог объемом пять страниц на незнакомом наречии). Мур не любит расторопного читателя, и нам приходится с этим смириться.

Недавно Алан Мур и Кевин О’Нил приступили к четвертому тому «Лиги», пообещав, что после этого уже окончательно спрячут перья и ручки в стол. История, наконец, получит финальную сцену, без малейших недомолвок о возможном будущем для своих персонажей. Игра, начатая в 1999-м, переходит в свою финальную фазу. За десять лет «Лига» смогла перерасти рамки легкомысленного памфлета, превратившись в своеобразный портрет современному обществу. Здесь много иронии и точной критики общества. И, кажется, сегодня «Лига» по праву может занять причитающееся ей место среди «Хранителей» и «Вендетты» – культовых по умолчанию романов. Нам же остается ждать, когда АСТ выпустит недостающее «Черное досье» и спин-офф о капитане Немо. Раз уж назвались полным изданием.

wicomix

Интересно пишем про комиксы в России

Рецензии: Лига Выдающихся Джентльменов. Том первый

Супергерои были всегда. В Новом Свете они стали популярны благодаря комиксам и распространили свое влияние на весь мир, поминутно спасая его от смертельных опасностей, но Старушка-Европа и здесь готова заявить о своем первенстве, напомнив достопочтенным леди и джентльменам в обтягивающих, привлекающих внимание костюмах, а также подрастающему поколению, еженедельно тратящим свое время и средства на развлекательные журналы с яркими картинками и вписанными в белые пузыри словами, о тех, чьё первенство в вопросе объединения необычных личностей во всевозможные Лиги и организации можно считать безоговорочным. Достопочтенные господа, Алан Мур и Кевин О’Нил, представляют собрание удивительных и, безусловно, правдивых историй, рассказывающих о невероятных похождениях «Лиги Выдающихся Джентльменов» (и одной не менее выдающейся дамы) в эпоха правления королевы Виктории, о которых свидетельствуют не только эти, заслуживающие всяческого доверия рассказчики, но и признанные классики приключенческой литературы, такие, как Жюль Верн, Генри Райдер Хаггард, Брэм Стокер, Эдгар По, Герберт Уэллс, Роберт Льюис Стивенсон и Артур Конан-Дойл.

Читать еще:  Известные произведения шаляпина федора. От признания к призванию! Другие варианты биографии

Ладно, оставим напыщенный стиль уличных зазывал и продавцов бульварного чтива Алану Муру – у него это получается гораздо лучше в его виртуозной стилизации, наполненной, помимо непосредственно самой истории Лиги, различными остроумными пародиями на газетные заголовки, обещающие «скандалы, интриги, расследования» в викторианскую эпоху, тайные события которой разворачиваются на страницах этого графического романа. С названием, которого, думаю, многие знакомы, хотя бы благодаря не очень удачной экранизации, авторы которой не сумели передать атмосферу комикса и полностью переписали сюжет. Теперь у нас есть возможность ознакомиться с оригиналом – в издательстве «АСТ» вышел первый том «абсолютного издания» «Лиги Выдающихся джентльменов». На его страницах волевая дама Вильгельмина Мюррей (была замужем, о чём не любит вспоминать, носит на шее красный шарф, по слухам, имела «связи» с одним кровожадным персонажем из Трансильвании) по приказу чиновника по имени Бонд, действующего, в свою очередь, под руководством таинственного «М», должна собрать группу знаменитых и наделенных талантами мужчин, ставших героями популярных книг.

Но тут реальность несколько расходится с выдумкой: легендарный охотник Аллан Квотермейн крепко сидит на опиуме, капитан Немо вовсе не умер на Таинственном острове, равно как и человек-невидимка не стал жертвой самосуда, уютно обосновавшись в обители благонравных девиц, где, на фоне палочной дисциплины склонной к садистским удовольствиях директрисы, успешно сжился с ролью святого духа, удовлетворяя свои низменные инстинкты. Доктор Джекил и мистер Хайд тоже притаились в Париже, насколько возможно «притаиться» в ситуации, когда монстр готов пробудиться от легкого нервного возбуждения. Казалось бы, что у этих людей может быть общего? Но Европа вот-вот готова вступить на путь технической революции, порождения которой станут решающим фактором в грядущих мировых войнах. Так что Лиге предстоит действовать на суше, в воздухе и на море, в китайских кварталах Лондона и в ближневосточных колониях, всё сильнее проникая в коварный заговор «М», которого не смог победить даже Великий Детектив.

«Лига» Мура и О’Нила стала остроумным ответом на многочисленные геройские Лиги и Организации, необходимые не столько для защиты мира и спокойствия, сколько для поднятия прибылей «Большой Двойки» комикс-индустрии. Ну и, конечно, не обошлось без ностальгии: наверняка Алан провел за чтением «дешевых приключений» своих героев не один час в далеком детстве, как знать, может быть, именно они и повлияли на его увлечение комиксами. Но кажущаяся изначально сатирической, «Лига» быстро приобретает черты серьезного и увлекательного чтива, созданного по всем канонам «приключенческого жанра», в описанных здесь невероятных, порой опасных и местами жестоких событиях участвовать «детям» Верна, Стивенсона и Уэлльса совсем не зазорно. Шесть глав, составляющих первый том, полны занятных отсылок (что за обезьяна творила ужас на улице Морг и кого столько лет преследовал герой Эдгара По? Что на самом деле случилось на Рейхенбахском водопаде?) и многочисленных свидетельств эпохи (в том числе, не очень приглядных), а также могут похвастаться крепко сбитым сюжетом с неожиданными поворотами. Всё происходящее здесь – под стать рассказам Конан-Дойла, в вот намеки на события второго тома пришлись бы по душе Уэллсу. Рисунок Кевина О’Нила первое время кажется весьма специфическим, но, приглядевшись, вы будете поражены обилием деталей, «незначительность» которых, тем не менее, отлично работает на создание атмосферы Лондона, делающего первые шаги в эпоху индустриальной революции, но не способного пока выбраться из бедняцких трущоб, где когда-то орудовал ножом один неприятный тип по имени Джек. Лично я, по-началу «грешивший» именно на рисунок, в итоге прочитал «Лигу» в один присест, и теперь чувствую примерно то же, что и Аллан Квотермейн, лишенный своей «настойки» — то есть, мне теперь очень хочется продолжения. Кстати, об отношениях великого охотника и галлюциногенных веществ, способных вознести к небесам и низвергнуть в ад лавкрафтианского кошмара, Мур написал целый рассказ, отрывки из которого предваряют главы графического романа.

Книга издана очень хорошо, в ней сохранены и переведены все «приколы», но есть одно «но» — очень мелкий шрифт, особенно в «отчётах» Вильгельмины руководству. Я человек с очень хорошим зрением, но в этих местах приходилось щуриться и мечтать об увеличительном стекле. Может быть, в оригинале комикс выходил в большем формате, отсюда и эта проблема. Во всём остальном – без вопросов. Комикс о классических героях, которому самому суждено было стать классикой – такое выходит в наших краях не каждый день, и это событие однозначно достойно вашего внимания. Интересно, остроумно и чуточку абсурдно, неожиданно и познавательно.

Источники:

http://www.mirf.ru/comics/liga-vydayuschikhsya-dzhentlmenov-1-tom
http://comicsboom.net/reviews/rossiyskie_izdaniya/4679-liga-vydayuschihsya-dzhentlmenov-tom-1-3.html
http://wicomix.wordpress.com/2016/10/14/%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F-%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии