Леопольд фон Захер-Мазох: как «Венера в мехах» определила всю жизнь писателя. Леопольд фон захер-мазох – биография, информация, личная жизнь

Леопольд фон Захер-Мазох: как «Венера в мехах» определила всю жизнь писателя. Леопольд фон захер-мазох – биография, информация, личная жизнь

Леопольд фон Захер-Мазох

Леопольд Риттер фон Захер-Мазох

Леопольд фон Захер-Мазох — литератор.

Содержание

[править] Происхождение

Родом из смешанной семьи, исповедовавшей католицизм:

Отец его был начальником полиции Королевства Галиции и Лодомерии Леопольд фон Захер. В его родословной — испанские евреи сефарды, в XVI веке поселившиеся в Праге, и богемские немцы.

Таким образом, в его роду его отца были сефарды. Его рассказы полны еврейских сексуальных фантазий [1] .

В 12 лет со свою семьёй переехал в Прагу, где выучил немецкий, на котором и сочинял.

Изучал юриспруденцию, математику и историю в вузах Праги и Граца, в 19 лет стал доктором права, защитив диссертацию по истории «Восстание в Генте при императоре Карле V» (Der Aufstand in Gent unter Kaiser Carl V).

[править] Карьера

Затем трудился приват-доцентом в Грацском университете.

В 1858 напечатал свой 1-й роман.

С 1881 проживал в Германии.

Писал рассказы мазохистического характера:

Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли своё отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведённая женщина» (1870) и «Венера в мехах» (1870) (в основу «Разведённой женщины» легло пережитое и выстраданное из романа с Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига с Фанни фон Пистор).

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечает ряд его рассказов на еврейскую тему (Judengeschichten, Leipzig, 1878; Neue Folge, 1882; «Pintschew und Mintschew» в русском перевод в «Восходе», 1883) и еврейские персонажи в некоторых других сочинениях. В повести «Der neue Job» имеются эпизодические фигуры шинкаря Абеля Вольфа и его красивой дочери Иоаданы, которая, влюбившись в христианина, решила креститься, чтобы выйти за него замуж; в конце концов отец, чтобы не допустить этого, подсылает нескольких фанатиков, которые убивают её. Несмотря на это, описание им евреев (не менее 26 новелл) в основном носят явный филосемитский характер, редкий для авторов XIX века.

Он даже посещал хасидских цадиков.

Более того, в 1893 году он со своей второй женой Хулдой Майстер основал ассоциацию Oberhessischer Verein für Volksbildung с целью борьбы с антисемитизмом. Немецкая Википедия отмечает, что он всю свою жизнь боролся с антисемитизмом в Центральной Европе.

Впрочем, он выступал не только в защиту евреев, но и был сторонником женского равноправия, панславизма, ратовал за всеобщее разоружение и т. д.

В 1889 году выдвинул идею образования Соединённых Штатов Европы.

[править] Семья

О браках писателя Википедия сообщает следующие сведения:

Вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная до денег, и одежды, любящая блистать в высшем свете, Аврора тоже начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульские кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). Писатель затем вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет, и этот брак также не был удачен.

9 декабря 1869 со своей любовницей баронесса Фанни Пистор подписал контракт, по которому он стал её рабом на 6 месяцев.

О других по всей видимости реализованных фантазиях говорил его секретарь Шлихтегролл, который рассказывал, что писатель «постоянно мечтал ввести в свою супружескую жизнь ещё одного мужчину», то есть хотел разделить жену с другим мужчиной.

И действительно, Немецкая Википедия отмечает, что у его жены был любовник, причём он являлся и редактором Захер-Мазоха. Это был некий Арман Розенталь.

В браке с писателем Ванда, вышедшая за него замуж не девственницей, родила троих детей.

Его сын Роман в начале Первой мировой войны был призван в армию, но в ноябре 1914 попал в русский плен и в марте 1915 скончался в военном госпитале в Киеве от тифа.

[править] Влияние

В 1886 психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг ввёл новое понятие в психиатрии и сексопатологии, связанное с творчеством писателя, — мазохизм. В работе «Половая психопатия» Эбинг правдоподобно предположил, что писатель имел данную сексуальную девиацию.

Отец порока

05.07.2019
Редактировать статью

Его именем названы самые страшные извращения и пороки. А Леопольд фон Захер-Мазох лишь назвал всё случившееся с ним своими именами.

Леопольд фон Захер-Мазох – известный немецкий писатель второй половины XIX века, чья родословная весьма витиевата. Еврейская кровь там была точно – его отец принадлежал к династии испанских евреев, осевших за два столетия до его рождения в Австрии. К слову, сам Леопольд является двоюродным прадедушкой знаменитой британской певицы Марианны Фейтфулл, известной сотрудничеством со многими известными музыкантами, в числе которых – Мик Джаггер и The Rolling Stones. Известно также, что Леопольд весьма часто обращался за советами к хасидским цадикам, а незадолго до смерти основал ассоциацию по борьбе с антисемитизмом в Центральной Европе.

Читать еще:  И карлики начинают с малого. Человек, который в течение жизни был и карликом, и гигантом

Еврейская тема присутствует и в ряде произведений писателя: еврейские персонажи так или иначе появлялись в более чем 20 его новеллах. Непритязательные произведения писателя переведены на многие языки мира. Они легко читаются, в большинстве своем сентиментальны и так мало напоминают собой самое известное произведение Леопольда фон Захер-Мазоха – «Венера в мехах». Именно эта книга, опубликованная в 1870-м, послужила появлению в психиатрии и сексопатологии нового понятия – мазохизм.

Леопольд родился в 1836 году в городе Лемберге, в то время столице Галиции, а ныне – украинском Львове. Отец его – Леопольд фон Захер – руководил полицейским управлением, мать – Каролина Мазох – занималась воспитанием пятерых детей, старшим из которых и был Леопольд. По обоюдному согласию супругов дети носили двойную фамилию Захер-Мазох. Леопольду не было и десяти, когда поочередно умерли трое из его сестер и братьев. Тогда же он стал свидетелем крестьянского восстания, массовых погромов и убийств на территории Западной Галиции, вошедших в историю как «Галицийская резня». Для десятилетнего ребенка это были сильнейшие потрясения. С тех пор он более чем спокойно и даже с интересом относился к любым проявлениям жестокости. К примеру, увидев избиение на улице, он не бежал прятаться, а подходил ближе и внимательно всматривался в кровавые лица пострадавших. Он также любил подолгу изучать книги и картины, описывающие казни.

После окончания пражской гимназии Леопольд принялся изучать юриспруденцию и историю в университете Граца. Став доктором права, он остался работать приват-доцентом в Грацском университете. В 1858 году Леопольд анонимно опубликовал роман «Одна галицийская история. Год 1846», основанный на его детских впечатлениях от «Галицийской резни». Все меньше занимаясь академической деятельностью, Леопольд сосредоточился на литературном труде. Из-под его пера стали выходить рассказы, фельетоны, пьесы, исторические исследования и литературно-критические произведения – разной степени успешности.

Признание и слава, пусть и скандальная, пришли к нему в 1870-м после публикации его «Венеры в мехах». В основу этой повести, как утверждается, легли личные переживания и отношения писателя с некой Фанни фон Пистор. Сюжет, к которому неоднократно обращались современные режиссеры театра и кино, вкратце таков. Мужчина одержим эротической фантазией о женщине, которая бы унижала его. После долгих поисков он находит таковую и получает от нее желаемое унижение. Было ли это автобиографичное произведение или литературный вымысел, доподлинно неизвестно, но вот дальнейшие отношения Леопольда фон Захер-Мазоха были выстроены с повести как под копирку. Вскоре после публикации повести у него завязалась переписка с девушкой по имени Аврора фон Рёмелин. Вскоре она вышла замуж за 37-летнего Леопольда и взяла себе имя героини «Венеры в мехах» – Ванда, а затем переняла и все ее привычки.

О мазохистских сценариях семейной жизни писателя публика узнала уже после его смерти – благодаря опубликованным воспоминаниям Ванды фон Захер-Мазох под названием «История моей жизни». Если верить «Истории», Леопольд вынуждал Ванду жить по книге «Венера в мехах» и воплощать в жизнь его сексуальные фантазии, изложенные в этой книге. Ванда писала, что за отказ выполнять его требования он прекращал выделять ей деньги и пугал творческим кризисом, который полностью разорит их семью. А деньги Ванда любила больше всего на свете. Впрочем, если Ванда и переступила где-то через себя, то лишь на первом этапе их отношений. В последующем роль Госпожи ей, безусловно, нравилась, о чем могут свидетельствовать ее собственные произведения. Рядом с Захер-Мазохом Ванда сама стала писать рассказы мазохистской направленности, судя по всему, выражающие ее собственные сексуальные фантазии. К примеру, в одном из рассказов богатая аристократка покупала мужчин-рабов и использовала их для удовлетворения своих сексуальных желаний. Когда раб надоедал, она убивала его. Нельзя, конечно, исключать и того, что от ее имени писал сам Захер-Мазох.

В «Истории» Ванда описывала требования Захер-Мазоха ­– оскорблять его, вызывающе одеваться, бить перед, во время и после секса, желательно закутавшись в меха. По словам Ванды, не раз Леопольд заставлял ее путешествовать в одиночестве в поисках молодого грека, чтобы потом услышать подробности измены во всех деталях. Полную свободу действий жены Захер-Мазох закрепил в составленном им контракте, который подписал каждый из супругов.

«Мой раб! Условия, на которых я принимаю вас и терплю рядом с собой, таковы: полный и безусловный отказ от собственного я. Мне дается право наказывать и карать вас, как мне заблагорассудится. Если я утопаю в роскоши, а вас заставляю терпеть лишения и попираю вас ногами, вы должны безропотно целовать ногу, попирающую вас. Мне позволена величайшая жестокость, и даже если я вас изувечу, вы должны снести это безо всяких жалоб. Вы признаете за мной власть и право замучить вас до смерти при помощи всех мыслимых пыток. Когда вы не сможете более выносить моего господства, тогда вы должны убить себя сами, свободу я вам не верну никогда. Ванда Захер-Мазох. Своим честным словом я обязуюсь быть рабом г-жи Ванды фон Дунаевой и покорно покориться тому, что она мне присудит. Доктор Леопольд Кавалер фон Захер-Мазох».

Читать еще:  Поздравление с международным днем танца. Поздравить с днем танца танцоров можно смс или открыткой в соцсети

В такой «идиллии» у пары родились двое сыновей. В 1881-м семья переехала в Лейпциг, где большую часть своих сбережений Захер-Мазох вложил в выпуск художественного альманаха. Успеха он не имел, чем нанес ощутимый удар по семейному бюджету. Вскоре после этого Ванда сбежала с партнером Леопольда по бизнесу, прихватив младшего из сыновей. Старший – 12-летний Саша – почти сразу после скончался от брюшного тифа. А через год, в 1886-м, венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг проанализировал творчество писателя и ввел новое понятие сексуальной патологии – мазохизм, характеризующийся получением удовольствия от боли и подчинения. Сам Захер-Мазох, конечно, был не в восторге, что творчество его рассматривалось в призме сексуальной патологии. Напомним, что воспоминания Ванды выйдут лишь через пять лет после смерти писателя – до этого момента самого Захер-Мазоха широкая общественность не считала мазохистом. Да и после выхода воспоминаний Ванды ее обвинили в клевете и осквернении памяти писателя, счастливо и без «патологий» прожившего последние годы со второй женой, в браке с которой родилось трое детей.

Бесспорно, учитывая падкость Ванды на деньги, ее книга воспоминаний, взорвавшая общественность, могла быть и вымыслом, опровергнуть который сам писатель уже не мог. Он умер на 60-м году жизни в немецком Гессене 9 марта 1895 года. Но есть и воспоминания самого Леопольда фон Захер-Мазоха о его детстве. Ярким пятном в них осталась дальняя родственница его отца – красивая и надменная графиня Зиновия, запомнившаяся Лео облаченной в соболиные меха. Исподтишка он часто любовался ею. Однажды она пригласила 10-летнего мальчика в свою спальню и попросила помочь снять шубку. Сняв с нее меха, он опустился на колени, чтобы помочь надеть ей домашние туфли. Как записал Захер-Мазох в своих воспоминаниях: «Почувствовав у себя под руками легкое движение ее маленьких ножек, я совсем забылся и наградил их жгучим поцелуем. Сначала тетя посмотрела на меня с удивлением, затем разразилась смехом и слегка толкнула меня ногой». А через несколько дней после этого, играя с сестрой в прятки и оказавшись в шкафу тетиной комнаты, Лео стал свидетелем, как графиня отдавалась объятьям неизвестного кавалера. После этого прятки в шкафу тети были уже целенаправленным действием, и Лео не раз становился свидетелем постельных сцен. Во время одной из них в комнату зашел муж графини. Ни разу не смутившись, она встала с постели, подскочила к мужу и ударила его в лицо кулаком. Затем, взяв хлыст, принялась хлестать и мужа, и любовника. Упавшая в шкафу вешалка выдала тогда Лео, тут же испытавшего на себе всю ярость тети.

«Ухватив меня за волосы и придавив коленом к ковру, она принялась крепко хлестать меня. Слезы подступили к глазам, но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение. Это событие запечатлелось в моей душе, словно выжженное каленым железом. В одно и то же время я ненавидел и любил это создание в сладострастных мехах. Я открыл таинственную близость жестокости и страсти, естественную вражду полов».

Леопольд фон Захер-Мазох – биография, информация, личная жизнь

Леопольд фон Захер-Мазох

Леопольд Риттер фон Захер-Мазох (нем. Leopold Ritter von Sacher-Masoch). Родился 27 января 1836 года в Лемберге (ныне Львов) – умер 9 марта 1895 года в Франкфурте-на-Майне. Австрийский писатель.

В 1886 году психиатр и невролог Рихард фон Крафт-Эбинг ввёл новое понятие в психиатрии и сексопатологии, связанное с творчеством писателя, – мазохизм.

Леопольд фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года в Лемберге (тогдашнее название Львова) в римско-католической семье начальника полиции Королевства Галиции и Лодомерии Леопольда фон Захера. Предками его отца были испанцы, которые в XVI веке поселились в Праге, и богемские немцы.

Его мать, Шарлотта (Charlotte von Masoch), была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха.

На месте дома, где родился будущий писатель, теперь стоит известный во Львове «Гранд-Отель».

Леопольд, старший сын в семье, родился на девятом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в городок Винники подо Львовом. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох многое из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.

В родительском доме Леопольд воспитывался в атмосфере просветительского либерализма, характерной для времени правления Франца Иосифа. Уже в детстве в нём начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер-Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Важной личностью его детства стала родственница со стороны отца, графиня Ксенобия, которая была чрезвычайно красивой и в то же время жестокой женщиной. Однажды, играя в тайник со своими сёстрами, он спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трех непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. Однако от её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Мужчина вскоре вернулся, а Леопольд, спрятавшись за дверью, слышал удары кнута и стоны графа. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал как существ, которых следует одновременно и любить, и ненавидеть.

Читать еще:  Необычные места и памятники. Фернандо Ботеро Ангуло — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Фернандо ботеро картины с названиями

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом. В университетах Праги и Граца, куда он переезжает в 1854 году, Леопольд изучает юриспруденцию, математику и историю, и в возрасте 19 лет становится доктором права. Работал приват-доцентом в Грацском университете. В 1858 году анонимно опубликовал роман «Одна галицийская история. Год 1846». С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго. Сотрудничал в венском ежемесячнике «Международное ревю».

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии, в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галиции именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Определённое время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. После успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» (1872) (написанного на французском языке и опубликованного в одном из парижских журналов) он решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй Фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная к деньгам, одежде и визитам в высший свет, Аврора также начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульские кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). Писатель затем вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет, и этот брак также не был удачен.

В 1881 году Захер-Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провел в Германии.

Творчество Захер-Мазоха принадлежит к эпохе, когда на фоне расцвета промышленности, пышности жизни новой буржуазии и упадку села, интеллигенция жила в мире, где совмещалась идеализация сельской жизни с материалистическими и эпикурейскими тенденциями, а чувственность и любовь стали центром и целью человеческой жизни. Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли своё отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведённая женщина» (1870) и «Венера в мехах» (1870) (в основу «Разведённой женщины» легло пережитое и выстраданное из романа с Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига с Фанни фон Пистор).

Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом.

Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки и издавались большими тиражами. Особенно популярен он был во Франции благодаря переводам и комментариям Терезы Бентсон. Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын. В 1886 году из рук президента Франции Захер-Мазох принял орден Почётного легиона.

Последние годы своей жизни Захер-Мазох провёл в немецком поселке Линдхайм в Гессене, где и умер 9 марта 1895 года. Необычайность его судьбы не закончилась и на этом – как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года.

Источники:

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%80-%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%85
http://jewish.ru/ru/people/science/190084/
http://stuki-druki.com/authors/ZaherMazoh.php

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии