Л толстой конспект урока по литературному чтению филиппок. Конспект урока на тему «Л.Н Толстой «Филиппок

Л толстой конспект урока по литературному чтению филиппок. Конспект урока на тему «Л.Н Толстой «Филиппок

Урок-конспект по литературному чтению по теме “Филипок”. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

– ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

– формировать навыки осознанного беглого чтения

– развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

– обогащать словарный запас

– учить анализировать поступки героев

– учить работать с деформированным текстом

– развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

– воспитывать внимательное отношение к людям

– развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

– воспитывать волевые качества, желание учиться

– дети должны познакомиться с новым литературным произведением

– научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

– научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

– портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

– репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

– репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

– фонохристоматия для начальной школы

– Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

– раздаточный материал Старославянский алфавит

– карточки со словами для работы в парах

– карточки с деформированным планом для работы в группах

– карточки-картинки для составления картинного плана

– гусиные перья и чернила

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

7) Составление словесного портрета главного героя.

8) Работа над планом.

9) Проверка составленного плана.

5. Домашнее задание

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

– Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г – все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • а ш – обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ – все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • а к – парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф – все буквы обозначают согласные звуки, а о– гласный звук
  • б в г д л з ж – все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю – все гласные буквы йотированные, а а – нет.

– Получилось слово школа.

– Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

– Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

– Что делают дети? (Все дети пишут).

Приоткроем дверь в другой класс.

– Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” – разная трактовка названия картины).

– Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Работа в тетрадях.

– По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

– Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

– найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

– О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

– Кто является главным героем?

– Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

– Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа – работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой – выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

– Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

– Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

– Почему мама не пустила мальчика в школу?

– Почему Филипок решил пойти?

– Как мальчик собирался в школу?

– Где находилась школа?

– Знал ли малыш дорогу?

– Какие опасности встретились ему на пути?

– Почему Филипок не решался войти в школу?

– Как он вёл себя, зайдя в класс?

– Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

– Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

– Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

– Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

– Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

Читать еще:  Литературные жанры список с примерами. Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последова- тельности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века, писать будете гусиными перьями.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Филипок собирается в школу

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

Группе слабомотивированных учащихся предлагается составить картинный план рассказа (представлены 2 вида картинного плана)

9) Проверка составленного плана.

а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.

б) Проверка по картинному плану.

– С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

– Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

– Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

– Что понравилось на уроке?

– Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик – всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый – некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.

3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.

4. Литературно-художественная фонохристоматия для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть – ТДА

«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

Ирина Сахарова
«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи

в 4 «Б» классе

Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

Учитель начальных классов

I кв. категории Сахарова И. В.

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

• познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

• учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

• учить выборочному чтению;

• расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные:

• коррекция устной речи через чтение по ролям;

• коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);

• способствовать воспитанию познавательного интереса;

• воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность:

• З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

– Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

– Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

– Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

II Логопедическая минутка – А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы

– Читаем хором, выделяя звук «з»

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение изученного

-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

– Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

– Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? – «Идет волшебница зима»

– Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

IV Изучение нового

1. Подготовительная беседа

Работа с картиной

2. Чтение рассказа учителем

3. Ознакомительное чтение

4. Словарная работа

– Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (Слайд 4)

– Кто изображен на переднем плане картины?

– Опишите мальчика. Какой он?

– Кого вы видите на заднем плане?

– Как вы думаете, где происходят события: в городе или деревне? Почему вы так думаете?

– Сегодня мы будем читать рассказ Льва Толстого про этого мальчика. А как его зовут, вы мне скажите сами, послушав, 1 ч. рассказа. (Слайд 5)

– Кто главный герой рассказа? Где он жил?

– Читаем рассказ самостоятельно и выделяем непонятные слова.

Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

– Все ли слова вам были понятны? А когда я читала рассказ, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (Слайд 6)

ПОДЁННАЯ РАБОТА (работа с оплатой по отработанным дням)

СЛОБОДКА (населённый пункт, очень близкий к городу – большое село, деревня)

ДВОР (частный дом)

ПОСТРЕЛЁНОК (непоседа, шалун)

ПОЛЫ ОДЕЖДЫ (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды)

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ (бежать очень быстро)

Дети читаю выражения

Физкультминутка для глаз

5. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию).

– Читаем рассказ вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

– Куда хотел пойти Филипок?

– Почему мама не пускала его в школу?

– Куда ушли родители Филипка?

– С кем остался мальчик?

– На что решился Филипок? Почему?

– Где находилась школа?

– Что пережил Филипок пока бежал в школу?

– Кто помог Филипку?

Филипок хотел пойти в школу.

– Он был маленький.

– Родители ушли на работу.

Филипок остался со старой бабкой.

Филипок собрался пойти в школу, т. к. ему стало скучно.

Школа находилась за селом.

– На него залаяли собаки.

Филипку помог мужчина. Он отогнал собак.

6. Выборочное чтение

– Прочитайте, что мы узнаем в начале рассказа о Филипке?

– Прочитайте, чем занимались его родители?

– Прочитайте, почему Филипок решил пойти в школу?

– Прочитайте, что случилось с Филипком по дороге в школу?

– Докажите, что Филипок очень испугался собак.

– Прочитайте, кто помог Филипку. Работа с текстом.

Дети зачитывают отрывки

-Кто главный герой сказки?

– Куда Филипок очень хотел пойти?

– Какой рассказ мы читали?

– Понравился ли вам Филипок? Почему?-

– Какой он по характеру? (решительный, смелый, храбрый)

– С какими новыми словами познакомились?

– Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?

– Если вам понравилось на уроке – похлопайте себе.

Если нет – помашите руками. (Слайд 9)

VIII Оценки,

– с. 132- 133 вычитать выразительно.

Инд. зад. – Бойцова Катя

Прикреплённые файлы:

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Читать еще:  Открыть левое меню живерни. «Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне Сады моне

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида «Растение – целостный организм» Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения» Цель: дать понятие воспитанникам о целостности.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: – познакомить учеников с произведением.

Сценарий праздника «Осенняя сказка» для начальной школы (VIII вида) Казённое образовательное учреждение Омской области Исилькульская (коррекционная) школа интернат. Сценарий праздника «Осенняя сказка».

Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» Урок литературного чтения по теме: “Л. Н. Толстой. Лев и собачка” Программа «Планета знаний» 3 класс. Тип урока: комбинированный Цель: Познакомить.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок труда в 3 классе школы 8 вида. Тема: Работа с бумагой и картоном. Панно «Аквариум» Тема: Работа с бумагой и картоном. Панно «Аквариум» Цели: 1. Расширить знания учащихся об обитателях аквариума. 2. Научить технике симметричного.

Урок внеклассного чтения в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Общее счастье» (сказки нар. Северного Кавказа) Цели. Общие: обучать осознанному чтению ; побуждать к размышлению о том, что такое счастье, когда можно назвать его настоящим, полным. Учить.

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: “Л.Н.Толстой “Филипок”
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

литературное чтение “Школа России”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучшая разработка урока с использованием ИКТ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 2 П. ТЕПЛОЕ» ТЕПЛО-ОГАРЕВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Филипок»

Подготовила: Надежина О.А. учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 2 п. Теплое»

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)

Тип урока: урок изучения нового материала

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.
  • Научатся воспринимать на слух произведение;
  • Научатся давать характеристику героям;
  • Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
  • Научатся давать характеристику героям.
  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Определять степень успешности своей работы на уроке.
  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

Как вы понимаете это высказывание?

Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо пр ав ильно поступать в тех или иных ситуациях.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» ( вопрос на доске).

  1. Организация познавательной деятельности.
  1. Подготовка к первичному восприятию произведени я.

Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине?

На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?

Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.

Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение з адачи.

Н. Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником крестьянских детей.

Предположите, о чем мы сегодня будем читать?

Сегодня мы будем читать произведение о школе.

Подумайте, а кто учится в этой школе?

Наверное, крестьянские дети.

Кто же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.

Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель?

Этот писатель – Лев Николаевич Толстой.

А что интересного из жизни Л.Н. Толстого вы знаете. Поделитесь своими знаниями со своими товарищами.

Учитель и ученики заслушивают ответы детей.

В самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?

Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А пом огали ему дочери.

Правильно, ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Пришла пора узнать название нашего рассказа.

Молодцы, ребята. Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Как вы думаете, кто такой Филипок?

Филипок-это крестьянский мальчик.

Он взрослый или маленький?

Филипок – маленький мальчик.

Почему вы так решили?

Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.

Посмотрите на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать?

  1. Первичное восприятие. Чтение текста с остановками.

Читает учитель. Книги учащихся закрыты.

Сейчас мы начнем читать произведение. Во время чтения рассказа будьте внимательны. Я буду делать остановки и задавать вам вопросы. А вы – отвечать на них.

Читать еще:  История создания мультфильмов, снятых на студии Disney. Как снимают современные мультфильмы

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

Что произошло дальше?

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Что случилось потом?

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок.

Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.

Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Что увидел Филипок?

Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или остался? Что сделал учитель?

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

  1. Проверка первичного восприятия .

Понравился ли вам рассказ?

Что особенно понравилось?

Когда было страшно? Почему?

Что вызвало ваш смех?

Когда героя было жалко? Почему?

  1. Анализ произведения. Словарная работа.

Что вы узнали о Филипке в начале?

Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё маленький и мать не пускала его в школу.

Почему Филипок остался дома с бабушкой?

Все ушли. Отец – в лес. Мать – на падённую работу.

Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?

Обратимся к Толковому словарю Ушакова.

Прочитайте, что такое «падённая работа».

Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.

Продолжим работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?

Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу.

Почему он взял отцовскую шапку?

Свою он не нашёл.

Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую?

Он очень торопился.

Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа?

Школа была за селом у церкви.

Что случилось по дороге в школу.

Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки.

Как вы понимаете слово «слобода»?

Слобода – большое село, деревня.

Почему же собаки залаяли на него?

Собаки его не знали. А Филипок очень торопился.

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками.

Кто помог Филипку?

Вышел мужик, отогнал собак.

Как мужик назвал мальчика?

Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.

Пострелёнок – непоседа, шалун.

Ответил ли Филипок мужику? Почему?

Филипок ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался.

Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Что значит «полы»? Прочитайте.

Дети читают на доске.

Как это «во весь дух»?

Во весь дух – быстро.

Какое чувство испытал Филипок около школы?

Филипок испытал страх.

Чего он испугался?

Он испугался, что учитель его прогонит.

Кто помог Филипку решиться войти в школу?

Его пристыдила баба.

Что он сделал, когда вошёл в школу?

Так было принято.

О каком качестве мальчика это говорит?

Он был хорошо воспитан.

Каким Филипок увидел учителя?

Учитель в красном шарфе ходил посередине.

Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул?

Он так испугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.

Почему Филипок заплакал?

Ему стало обидно, что вдруг ему не разрешат ходить в школу.

Кто поддержал мальчика?

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Когда же Филипок осмелел?

Когда понял, что учитель похвалил его .

А за что учитель похвалил Филипка?

За то, что знает буквы и сумел сложить свое имя.

Как о себе говорит Филипок?

Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.

Что значит «бедовый»? Прочитайте.

Бедовый – ловкий, сообразительный.

Что изменилось в жизни Филипка в конце?

Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником?

На столе у вас лежат карточки со словами. Выбирете те, которые характеризуют мальчика.

У детей карточки: маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.

Вспомним правила работы в парах. Приступили к работе.

Дети работают. Когда пара заканчивает работу, они поднимают руки «домиком».

Проверим, какие слова вы выбрали.

Дети читают слова.

Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/639905/
http://www.maam.ru/detskijsad/urok-chtenija-i-razvitija-rechi-shkola-viii-vida-tema-uroka-l-tolstoi-filipok.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/03/08/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-po-teme-l-n

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии