Л.Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”: описание, герои, анализ произведения. Воспитательная, познавательная, эстетическая ценность произведения с точки зрения особенностей восприятия детьми

Л.Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”: описание, герои, анализ произведения. Воспитательная, познавательная, эстетическая ценность произведения с точки зрения особенностей восприятия детьми

Л.Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”: описание, герои, анализ произведения

Повесть-сказка «Алиса в Зазеркалье» стала продолжением истории о приключениях девочки Алисы по придуманным мирам.

Во второе произведение дилогии попали каламбуры и некоторые персонажи, придуманные во времена работы Льюисом Кэрроллом над первой книгой «Алиса в Стране чудес».

История создания

Обучая девочек игре, как вспоминала Алиса Лиделл, Кэрролл придумывал разные истории, обыгрывающие ходы шахматных фигур. Еще одна девочка Алиса, дальняя родственница писателя, невольно подсказала идею сказки отправить героиню в комнату, которая существует за зеркалом. В 1871 году появилось первое издание сказки, имевшее длинное название «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье».

Описание произведения. Главные герои

Сюжет повести построен на шахматной партии: пешка проходит все поле и становится королевой. Алиса попадает в сказочный мир за зеркалом, бросаясь за черным котенком. Став белой пешкой, Алиса переходит с поля на поле, встречая разных персонажей, которые знакомят ее с миром абсурда, нонсенса, царящего в Зазеркалье. Дойдя до восьмого поля, она становится королевой, с которой, правда, обращаются, как со служанкой. Рассердившись, Алиса ссорится с фигурами и… просыпается.


Героями сказки становятся ожившие шахматные фигуры, с которыми взаимодействует белая пешка. На разных полях Алиса встречает новых персонажей. Так, на четвертом поле зеркальные близнецы Твидлдум и Твидли отводят ее к спящему Черному Королю, предупредив, что она существует только в его сне. Алиса не решилась разбудить шахматную фигуру.

Шалтай-Болтай, персонаж сказки, перешедший в нее из английского фольклора. Он умеет не только превращаться в самого себя из куриного яйца, но и разговаривает знакомыми словами, производя непонятную для логического осмысления речь.

В Зазеркалье из Страны чудес перенесены два персонажа: Зай Атс – Мртовский заяц и Болванс Чик – Болванщик.

Анализ произведения

Автором использован известный литературный прием. Действие происходит во сне главной героини, но на протяжении всего рассказа об этом можно только дагадываться, по царящему на месте действия и в головах персонажей хаосу и нонсенсу. Окончательно признать происходящее сном мешает решительность, с которой Алиса пытается найти разумное объяснение происходящему.

Текст произведения включает множество загадок, шарад, каламбуров, оформленных в жанре лимерик. «Алиса в Зазеркалье» продолжает направление иронического абсурдизма, которым отличалась и первая повесть-сказка дилогии.

Итоговый вывод

Современники Кэрролла отказывались считать сказку «Алиса в Зазеркалье» детской. Она, действительно, могла быть понята, разве что маленькими подружками автора, для которых он придумывал свои каламбуры и лимерики. Понять и оценить игру, которой наполнил писатель произведение, можно, обладая блестящей эрудицией. Английская писательница Вульф писала, что книги Кэрролла нельзя отнести к детской литературе, но в них взрослые становятся детьми.

Анализ социальной структуры сказочного общества в произведениях Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье

Рубрика: Психология и социология

Читать еще:  Восточные сказки. Восточные сказки – незабываемый колорит Восточные сказки для детей читать

Статья просмотрена: 3577 раз

Библиографическое описание:

Якушина О. И. Анализ социальной структуры сказочного общества в произведениях Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 262-263. — URL https://moluch.ru/archive/11/784/ (дата обращения: 14.02.2020).

В своих сказках «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэрролл создал удивительный сказочный мир, являющийся отражением современного ему общества Викторианской Англии. Причем он построил иррациональный – логически перевернутый сказочный мир – мир, который в реальности ни один викторианец, ведущий реалистичную безоговорочно следующую традициям жизнь, не посмел бы себе представить (если только во сне).

Обе сказки Л.Кэрролл строит на одном композиционном логически построенном приеме: в одной – игральные карты, в другом – шахматная партия, а Зеркало – как отражение, иррациональность, логичность от обратного. Все эти элементы имеют общим строгую организацию – правила и соподчиненность ходов (действий), подобно нормам и законам в обществе, иерархически построенном, в котором необходимо жестко соблюдать предписанные нормы и правила. «Весь этот мир – шахматы…Это одна большая-пребольшая партия…».

Социальная структура общества – определенный способ взаимодействия индивидов, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), социальными функциями, социальными нормами и ценностями [2-5].

В социальной структуре общества, с которым мы сталкиваемся в сказе Л.Кэрролла, можно выделить: высший слой (элиту), которая представлена Червонным Королем, Червонной Королевой, Герцогиней; средний слой – Болванщик (Безумный Шляпник), Белый Кролик; низший слой – придворные, солдаты, слуги (Кухарка Герцогини, садовники – Двойка, Пятерка, Семерка). Представители низшего слоя широко представлены во время игры в крокет (см. книга 1, гл.7) [1].

Следует отметить, что у многих героев их социальный статус закреплен уже в самом имени: Лакей-Лещ, Контролер, Герцогиня, Король, Королева.

А во время сцены суда можно выделить также и эпизодические социальные статусы – такие как свидетели, присяжные.

Во время сцены игры в крокет явно выявляется еще один важный аспект социальной структуры сказочного общества. Персонажи оцениваются не как люди или индивидуальности, а только по занимаемому ими социальному статусу. И, исходя из статуса, выстраивается отношение к ним, соотносятся их права и обязанности.

Известно, что одним из параметров, которые описывают социальный статус, является его ранг, т.е. его место в социальной иерархии. И в сказке у Л.Кэрролла мы находим свою социальную иерархию. В саду живых цветов, «где цветы говорили», во 2-ой главе сказки “Алиса в Зазеркалье” [1] все цветы четко иерархизированы согласно уровням социальной классовой структуры Викторианской Англии. Наиболее редкие красивые цветы, такие как Тигровая Лилия и Роза, входят в высший класс, а более простые, обычные и часто встречающиеся Маргаритки занимают в саду гораздо более низкий статус: «…по краям росли маргаритки» или «маргаритки . самые несносные, …распустились, негодницы» – с пренебрежением говорит о маргаритках Тигровая Лилия.

Читать еще:  Размеры компрессионных колготок для беременных. Как выбрать компрессионные чулки для беременных и зачем они нужны. Противопоказания к ношению компрессионных чулок.

Одной из ведущих тем во второй книге об Алисе – то, как достичь более высокого социального статуса, что представляется читателю через шахматную партию. В этом состоит социальная мобильность – изменение членами общества своих социальных позиций, своего положения в системе социальных статусов [2]. Изменение статуса на более высокое связано с восходящей социальной мобильностью, на более низкое – нисходящей.

Статус героини определяется через то, на какой линии шахматной доски (которая представляет собой весь сказочный мир) она находится. «Я даже согласна быть пешкой…Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!». Алисе сразу же предлагается стать Белой Королевской Пешкой, поскольку она находится на 2-ой линии, но, если она достигнет 8-ой линии, то может стать Королевой. И именно таким образом к концу сказки она приобретает статус Королевы, который является достигаемым – то положение в социальной иерархии, которое человек достигает сам, переходя в другие социальные группы в результате своей активности в различных сферах.

Однако до достижения этого социального статуса Алиса могла обращаться только к тем персонажам, которые находились на “клетках” прямо рядом с ней. Становясь Королевой, Алиса получает не только новые права, но и обязанности. Черная Королева говорит: «Ты не Королева, пока не сдашь экзамена на Королеву! ». Из статуса Королевы следуют определенно и строго закрепленные правила поведения и этикета (одно из которых гласит – «Никогда не заговаривай первой!»), которые приходят вместе с переменой социального статуса.

Когда Алиса во время своих приключений приобретает статус Королевы – это восходящая мобильность. А в первой сказке, когда Белый Кролик ошибочно принимает Алису за Мэри-Энн, тем самым присваивая ей статус горничной, то имеет место нисходящая мобильность.

Какое общество представляет нам Л. Кэрролл в своих сказках об Алисе? С одной стороны, он изобразил Царство абсурда – Нонсенса, но в нем существуют законы, пусть и неписаные, и подданные подчиняются им. В сказочном обществе все может случиться, но за исключением того, что не может случиться там. Короли и Королевы царствуют там по праву, и Черепаха Квази является Черепахой Квази, а не простой черепахой, также по праву, хотя настаивать на этом праве нет нужды. Они и не помышляют о изменении своего статуса. Вместе с тем Алиса являет собой пример социальной мобильности – это говорит в пользу возможной открытости общества.

На первый взгляд, нелепая и странная сказка, написанная скромным математиком из Оксфорда Л.Кэрроллом, показывает современным читателям различные уровни социальной структуры, являясь своего рода логический пародией на Викторианское общество.

1. Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес и Алиса в Зазеркалье. М.: Наука. 1991. 359 с.

2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт. М.:МГУ, 2001.

3. Общая социология: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Проф. А.Г.Эфендиева.- М.:ИНФРА-М. 2008. 654 с.

Читать еще:  Кладбищенские истории или тайны могил. В Краснодарском крае найдены тайные захоронения людей, которые в свое время конфликтовали с депутатом Заксобрания от «Единой России» Сергеем Зириновым

4. Социология. Основы общей теории./отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев. 2-е изд.М.: Норма. 2008. 912 с.

“Алиса в зазеркалье” какая главная мысль и главные герои?

“Алиса в зазеркалье” Л.Кэрролл какая главная мысль произведения для читательского дневника?

“Алиса в зазеркалье” Л.Кэрролл кто главные герои сказки?

В этом рассказе Алиса оказывается с ране Зазеркалье, где все у них наоборот. Чтобы добраться до финиша нужно делать все наоборот. Все в этом мире необычное и удивительное. Она долго не могла понять, как ей действовать.

Главных героев в рассказе я бы выделил троих.

Первая героя это Алиса, которая случайно попала в зазеркалье и пошла навстречу приключениям.

Вторая героиня это Черная Королева, чье место в конце концов заняла Алиса.

Третья героиня это Белая Королева, та самая которая помогла и все объяснила Алисе.

Главная мысль заключается в том, что упорство и смелость обязательно приведут к победе. Рассказ наполнен фантазией и светлыми чувствами. Интересные события погружают ребенка в другой мир в котором так хотелось бы разобраться.

Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.

В сказке Л.Кэрролл “Алиса в Зазеркалье” мы познакомимся с удивительным миром, в который попала девочка, но он оказался просто ее сном. Сначала Алиса играла с черным котенком и вошла в зеркало. Там она захотела исследовать удивительный мир и вышла в сад. В саду Алиса общалась с говорящими цветами и познакомилась с Черной королевой. Она рассказала ей как добраться до конца шахматного поля и стать королевой. Алиса едет на поезде, а потом разговаривает с комаром, затем оказывается в гостях у Траляля и Труляля. Она встречает Шалтая-Болтая и смотрит поединок единорога и льва. Потом на нее нападает Черный рыцарь, но Белый рыцарь сражает его наповал и провожает Алису до ручья. Дойдя до конца Алиса становиться королевой, а потом просыпается.

Главные герои сказки “Алиса в Зазеркалье”:

  1. Алиса – семилетняя девочка. Она находчивая, умная и веселая. Ей снятся красочные сны.
  2. Китти и Снежинка – черный и белый котята.
  3. Дина – кошка Алисы;
  4. Труляля и Траляля – братья которые любят подраться и поспорить.
  5. Шалтай-Болтай, появился из яйца;
  6. Черный рыцарь – захватил Алису в плен;
  7. Белый рыцарь – спас Алису от Черного рыцаря и проводил ее;
  8. Черная и Белая королевы;
  9. Черный и Белый короли.

Главная мысль сказки “Алиса в Зазеркалье”:

Главная мысль сказки в том, что нужно быть смелым и настойчивым, тогда можно одержать победу. Или в том, что мир фантазий человека всегда самый увлекательный и интересный. Произведение учит нас тому, что путешествуя в собственных снах и фантазиях нужно не забывать про реальный мир.

Источники:

http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%97%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5.html
http://moluch.ru/archive/11/784/
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3115556-alisa-v-zazerkale-kakaja-glavnaja-mysl-i-glavnye-geroi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии