Курсовая работа: Проблематика творчества Оскара Уайльда. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Курсовая работа: Проблематика творчества Оскара Уайльда. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Дипломная работа: Проблематика творчества Оскара Уайльда

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

ГЛАВА III . ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд [5,14]. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, – произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость [12, 161].

Единственный роман Уайльда – опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля» ) и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов [40, 31].

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века [39, 32].

3.1. Роман «Портрет Дориана Грея», как воплощение эстетических идей писателя

Нельзя не сказать об этом романе одновременно как о гимне эстетизму, так и о «эстетической антиутопии» (К. Чуковский «Оскар Уайльд» С. 693). В этом романе О. Уайльд наиболее полно выражает основные позиции своей теории эстетизма. Двадцать пять афоризмов предисловия в концентрированном виде определяют систему эстетических взглядов автора.

Мы переходим к анализу первой проблемы романа.

«Художник – тот, кто создает прекрасное (2, 7) – гласит первый из афоризмов. И действительно, художник Бэзил Холлуорд создал прекрасный портрет: «…на мольберте стоял портрет молодого человека необыкновенной красоты», «…художник смотрел на прекрасного юношу, с таким искусством отображенного им на портрете…» (2, 9). Но не этот же портрет – прекрасное творение искусства – создает ужасное чудовище, которым становится Дориан? «…Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмыляющееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением. Силы небесные, да ведь это лицо Дориана!» (2, 119). «Вы же говорили мне, что уничтожили портрет!» – говорит Бэзил за мгновение до своей гибели. «Это неправда. Он уничтожил меня» (2, 119), отвечает Дориан перед тем, как окончательно погубить свою душу, и , вкладывая эти слова в уста своего персонажа, Оскар Уайльд, возможно, сам того не ожидая, опровергает первый свой тезис.

«Те, кто в прекрасном находят дурное, – люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, – люди культурные. Они не безнадежны» (2, 7). – Следующий афоризм Уайльда. Но и ему суждено быть опровергнутым на страницах романа. Ни Бэзил, ни более чем проницательный лорд Генри воспринимает только внешнюю красоту Дориана, не видят ужасной души героя. Никто не верит в то, что Дориан способен совершить преступление. Удивительная красота Дориана затмевает глаза и Джеймсу Вэйну, который, желая отомстить за погибшую сестру, так и не смог осуществить свой замысел, просто не поверив, что такой прекрасный юноша мог быть таким жестоким и безжалостным. И он, как Бэзил, расплачивается за свою ошибку жизни.

«Художник – не моралист», утверждает Уайльд, но истинный художник Бэзил – лишь один из героев романа – пытается вернуть Дориана на праведный путь: «Молитесь, Дориан, молитесь. будет услышана и молитва раскаяния» (2, 120) – в порыве ужаса говорит он, увидев портрет.

Но противоречит ли финал романа, в котором герой наказан и предстает перед читателями в самом ужасающем виде, высказыванию автора «Художник – не моралист»? Думается, нет. По существу, Уайльд не отрицал нравственного содержания литературы: он выступал лишь против нарочитой назидательности. Тема морали в романе остается открытой. А мы переходим к исследованию проблематики романа.

3.2. Проблема соотношения искусства и действительности

Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.

Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в имени главного героя: «Дориан» (с англ. «дорический») – искусствоведческий термин, что обозначает древнейшие памятники классической античности.

Тема соотношения искусства и действительности проходит через весь роман. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания (здесь мы можем привести пример самого Дориана Грея – его внешности и внутреннего мира); вечность и мгновение прекрасного, искусства, отношение творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.

Интересно изображена в произведении проблема отношения творца и его творения. По выражению художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только два важных момента. Первый – это появление в искусстве новых способов изображения, другой – появление в нем нового образа» (2, 12).

Бэзил Холлуорд создал портрет своего друга Дориана Грея, совершенное произведение искусства. И с этого момента портрет и натурщик становятся неделимы (вот, мы видим тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах – гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость – единственное богатство, которое стоит беречь» (2, 23), «Пройдет молодость, а с нею и красота – и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (2, 23).

Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается зависть, ведь это красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (2, 27). Мысль Дориана материализуется. И проходит деление на форму и содержание, что и приведет к гибели Дориана, его падению. Портрет и натурщик (искусство и действительность) меняются местами. Портрет стает содержанием, внутренним, а Дориан – всего лишь совершенной формой, оболочкой.

Читать еще:  Последнее выступление балерины анны павловой. Бессмертный лебедь русского балета: Анна Павлова - прима, подарившая миру легендарный образ

Интересно проследить соотношение формы и содержания среди остальных героев произведения, об этом мы поговорим далее. Так, для лорда Генри его душей, сущностью становится Дориан Грей, а он сам остается внешней «благопристойной» оболочкой. Для Дориана Грея его настоящее «я» вмещено в портрете, а он сам – лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Бэзила Холлуорда портрет становится и формой, и содержанием, потому что в нем его заветная мечта, идеал, абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориана Грей любит только внешнее (созданные ею образы разных героинь) [20, 16]: «В ней живут все великие героини мира! – восхищается Дориан, – она более чем одно существо» (2, 45). Но так о Сибилле Дориан говорит в начале их отношений, вовлеченный в мир искусства и ролей, созданных Сибиллой, называя ее «Святыней» (2, 45). Но вскоре он заговорит со всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она больна, – возразил Дориан. – Но вижу, что она просто холодна и бездушна. Она совершенно изменилась. Вчера еще она была великой артисткой. А сегодня – только самая заурядная средняя актриса (2, 68) – в порыве отчаянья говорит он своим друзьям и этот момент стает переломным в судьбе Дориана. Форму он предпочел содержанию, и этим по сути убил Сибиллу и уничтожил часть своей души, положив начало чудовищным превращениям портрета.

Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно делит героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) – Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) – Дориан и Лорд Генри [20, 16].

Художник по размышлению автора – это тот, кто создает прекрасное. Критик – тот, кто способен в новой форме или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно по этому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, – театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» – говорит лорд Генри.

Высшая, как и низшая форма критики, считал автор, – один из видов автобиографии. Изображая биографию Дориана, писатель поднимает вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.

Вогнав нож в изуродованный портрет, Дориан убивает себя. Этим утверждается мысль о вечности прекрасного, вечности искусства (портрет становится таким же, каким его создал Бэзил) [20, 16]. «Войдя в комнату, они увидели великолепный портрет своего хозяина, во всем блеске его дивной молодости и красоты, а на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» (2, 168).

Смертью своего героя – парадоксально, может, неожиднно для самого себя – Оскар Уайльд вынимает краеугольные камни с фундамента философской доктрины лорда Генри (а их так часто отождествляли!), заставляя искать другие жизненные убеждения, истины [20, 16].

3. 3. Конфликт аскетизма и гедонизма в романе

Итак, мы переходим к следующей нашей проблеме, неразрывно связанной с именем Лорда Генри. Это конфликт аскетизма и гедонизма.

«Портрет Дориана Грея» – полижанровый роман: это и светская повесть, и бытово-реалистический роман, и роман, изображающий жизнь высшего общества (Лорд Генри и Дориан Грей их домашнее, приятельское и клубное окружение) и жизнь лондонской аристократической богемы; философско-алегорический роман-миф – таков, у которому рядом с людьми действуют персонифицированные идеи: Время, Прекрасное (или просто Красота), Судьба (или Фатум), Гений, Наука, Чьи имена Уайльд, согласно средневековой т?

Курсовая работа: Проблематика творчества Оскара Уайльда. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.

В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственности является эстетическое чувство [19, 18].

Мальчик-звезда в начале сказки пристает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья» (1, 476).

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» (1, 477).

Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким» (1, 466). Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать – это, в конце концов, находит отражение на его лице: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» (1, 479).

Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

В «Мальчике-звезде» наиболее ярко показано писателем соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир – безобразен, но все становится на свои места – в наказание у него забирают самое ценное – красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться – и его тело становится прекрасно, как его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По-иному он рассматривает ее в сказках «День рождения Инфанты» и «Счастливый Принц».

«Центральной идеей сказок О. Уайльда говорит Т. Кривина, – является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» [19, 18].

С красивой иллюзией Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится Карлик («День рожденья Инфанты»), как и Соловей («Соловей и Роза»), но жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее, некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Тема самопожертвования

Тема самопожертвования – центральная для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, отдав бедной швеи рубин со своей шпаги, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото – а свою красоту: «Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! – воскликнул Мэр. – Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» (1, 373).

Читать еще:  Значение слова драма в словаре литературоведческих терминов. Словарь литературоведческих терминов

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены: «И повелел господь ангелу своему: – принеси мен самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

– Правильно ты выбрал, – сказал господь. – Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» (1, 373).

Без награды за свою жертву остаются Соловей («Соловей и Роза») и Карлик («День рождения Инфанты») – розу, за которую отдал свою жизнь Соловей, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал. Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента. Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности.

Выводы к разделу

Итак, данный раздел был посвящен анализу проблематики сказок Оскара Уайльда. Анализируя сказки, мы пришли к таким выводам:

1. Очень ярко в сказках писателя представлена проблема соотношения героев и внешнего мира. И, выделив такие сказки, как «Молодой Король», «Преданный Друг», «День рождение Инфанты», мы пришли к выводу, что часто внутренний мир героев – мир романтических иллюзий – рушится от столкновения с реальностью. Эти сказки – своеобразное предупреждение, в них – укор и критика жестокого реального мира.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

Проблема изучения творчества Оскара Уайльда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация. Поэтому особенно важно дать объективную характеристику творческой биографии Уайльда.
Целью данной работы является проблематика изучения творчества Оскара Уайльда

Содержание работы

1.Введение. 3.
2. Биография Оскара Уайльда. 6.
3. Творчество Оскара Уайльда……………………………………………8.
4. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда……..14.
4.1. Обзор статьи Макаровой А.Н………………………………………14.
4.2. Обзор автореферата диссертации Тетельман А.И………………. 16.
4.3. Обзор автореферата диссертации Мауткиной И.Ю……………….18.
4.4. Обзор статьи Котовой Н.В…………………………………………..20.
4.5. Обзор статьи Талановой А.Н………………………………………22.
4.6. Обзор статьи Новак С.В…………………………………………. 24.
5. Заключение……………………………………………………………26.
6. Библиография…………………………………………………………..2.

Файлы: 1 файл

Курсовая Уайльд.doc

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет.

Проблема изучения творчества Оскара Уайльда

2. Биография Оскара Уайльда. . . . 6.

3. Творчество Оскара Уайльда……………………………………………8.

4. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда……..14.

4.1. Обзор статьи Макаровой А.Н………………………………………14.

4.2. Обзор автореферата диссертации Тетельман А.И………………. 16.

4.3. Обзор автореферата диссертации Мауткиной И.Ю……………….18.

4.4. Обзор статьи Котовой Н.В…………………………………………..20.

4.5. Обзор статьи Талановой А.Н………………………………………22.

4.6. Обзор статьи Новак С.В…………………… ……………………. 24.

Общая характеристика работы. Оскар Уайльд (1854 – 1900) – художник переходной эпохи, что отразилось во всех сферах его жизни и творчества. Он стал личностью, которая выразила сам дух эпохи, времени перелома устоявшихся убеждений и ценностей и обретения новых, что непосредственно затронуло различные виды искусств. В литературе происходят сдвиги в области жанров, они перенимают черты друг друга. Бурно развиваются драматические жанры, возникает литература потока сознания, направленная на исследование, анализ внутреннего мира, бессознательного и подсознательного.

В английской литературе конца XIX века имя Уайльда в первую очередь связано с движением эстетизма, концепция которого в творчестве писателя сформировалась под влиянием Рескина и Пейтера. Для Уайльда эстетизм стал бунтом против викторианской морали с ее подменой плохого хорошим и наоборот. Ритуализация обыденного становилась формой организации реальности по законам красоты. Эстетская поза была призвана оскорбить общепринятые вкусы и условности, в этом выражался своеобразный протест против засилья практичности и абсолютизации здравого смысла.

Творчество Оскара Уайльда неоднозначно и вызывает дискуссии среди критиков и исследователей, авторов многочисленных монографий и критических статей. На данный момент исследованы связи творчества Оскара Уайльда и стиля модерн, мифопоэтики этого стиля, когнитивно-исторической обусловленности иронии и ее выражения, темы и образа декаданса, ориентальных реминисценций, контраста и парадокса в повествовательной прозе в его эстетике и поэтике, взаимосвязи русской литературы и его творчества, образного строя его поэзии и взаимодействии жанров. Однако несмотря на многообразие работ, не все аспекты его творчества исследованы, остается множество нерешенных вопросов

Мы очень многим обязаны XIX веку. Во второй его половине складываются образы и идеи, которые входят в культуру ХХ столетия как наша классика. Поэтому изучение культуры конца XIX века остается вполне актуальной задачей.

Актуальность исследования. Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация. Поэтому особенно важно дать объективную характеристику творческой биографии Уайльда.

Целью данной работы является проблематика изучения творчества Оскара Уайльда

Объект исследования – это все творчество Оскара Уайльда, рассматриваемое как целостная художественная система.

Предметом исследования является своеобразие различных публикаций различных авторов, темой которых являлось изучения творчества Оскара Уайльда

Материалом исследования стали художественные произведения О.Уайльда разной жанровой принадлежности, а также ряд научных, публицистических, статей, кандидатских диссертаций, а также книг. В ряде случаев мы проводим лишь анализ отдельных произведений и показываем связь с другими произведениями того же жанра.

В соответствии с целью работы мы поставили перед собой следующие

    1. Определение характерных черт творчества Оскара Уайльда
    2. Анализ произведений писателя
    3. Определение вклада писателя в литературу Великобритании
    4. Изучение влияния различных течений на творчество Уайльда
    5. Анализ научных трудов, посвященных изучению творчества Оскара Уайльда некоторых исследователей
Читать еще:  Легендарные вещи, которые стали визитной карточкой ссср. Старинные вещи из ссср Электронная игра «Ну погоди!»

Глава 1. Биография Оскара Уайльда

Сын ирландских националистов, добровольно отказавшийся от особенностей языка в пользу классического английского, автор магических сказок, эстетических манифестов и эссе, вдохновитель и один из основателей постмодерна, Оскар Фингл О’Флаэрти Уиллс Уайльд написал свой единственный роман, сделавший его имя бессмертным, в 1891 году. Этот год стал для Уайльда не только вершиной его литературного успеха, но и началом его оттаржения миром моралистов. Осуждённый обществом и светским судом за глубокую эмоциональную связь с Альфредом Дугласом, писатель подвергается унизительным процедурам допросам и обвинениям, за что в 1895 году будет приговорён к двум годам тюрьмы, где, покинутый своими друзьями и возлюбленным, он узнает о смерти своей матери. Когда-то, ещё маленьким мальчиком, живя в семейном доме в Дублине, Оскар Уайльд любил слушать как мать читает ему стихи, написанные ей для революционного движения «Молодые ирландцы». Позже, в возрасте девяти лет, будущий писатель станет свидетелем смерти своей младшей сестры Изолы от менингита. Став известным литератором, Уайльд посвятит памяти своей сестры стихотворение «Requiescat»:

Ступай легко: ведь обитает

Она под снегом там.

Шепчи нежней: она внимает

Отправленный родителями в колледж Святой Троицы, молодой Уайльд выигрывает в 1874 году стипендию на обучение в Оксворде. Именно в стенах оксфордского университета он вырабатывает в себе особое понимание философии искусства. Закончив обучение Оскар Уайльд переезжает жить в Лондон – город, который становиться для него значимой ступенью к признанию. В английской столице писатель впервые сталкивается со светкой жизнью и становится частым посетителем лондонских литературных салонов. Пользуясь популярностью у публики Уайльд совершает тихую революцию в моде конца девятнадцатого века. Именно благодаря его эпатажной манере одеваться, дендизм навсегда будет связан с яркими жилетами, пышными кружевами и гвоздикой или подсолнухом в петлице.

Много позже, скрываясь во Франции под вымышленным именем Себастьяна Мельмота, автор «Портрета Дориана Грея» будет часто вспоминать времена своей салонной молодости. «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия» – скажет о себе Оскар Уайльд в 1900 году, на последнем году своей жизни.

Глава 2. Творчество Оскара Уайльда

Оскар Уайльд написал множество произведений. Характерной чертой его творчества являлось жанровое многообразие. Уайльд работал в самом широком спектре жанров: стихотворение, баллада, поэма, роман, сказка, повесть, пьеса. Но для самого писателя самым ответственным видом искусства, где он ставил и решал основные для себя вопросы, была проза.

Исследователи творчества Оскара Уайльда единодушно считают его блестящим стилистом и мастером парадокса. Наиболее ярко это проявилось в его романе «Портрет Дориана Грея». Но прежде чем создать это произведение, он тщательнейшим образом разработал концепцию художественного творчества и литературной критики, не менее парадоксальную в своих окончательных выводах.

Свои взгляды на писателя и литературного критика он подробно изложил в статьях «Упадок лжи», «Критик как художник», а также в 1891 году он объединил свои статьи по искусству в одной книге под названием «Замыслы». Анализ его литературных взглядов, создавших ему славу самого яркого представителя английского эстетизма показывает, что, хотя декадентская направленность теоретических размышлений Уайльда не подлежит сомнению, все же не это является основополагающим мотивом в его воззрениях. (7, с. 40)

Многое в литературно-философских взглядах Оскара Уайльда оказалось созвучно прерафаэлитам и сторонникам эстетизма, на основании чего его долгое время считали одним из центральных представителей этих направлений, несмотря на серьезные расхождения с ними как в теории, так и в художественном творчестве.

Одним из центральных вопросов творчества Уайльда являлось взаимодействие искусства и жизни. Он утверждал, что не жизнь влияет на искусство, а искусство на жизнь. Приводя в пример русских нигилистов он доказывал, что этот тип рожден не действительностью, а представляет собой исключительно литературный продукт, созданный Тургеневым и дополненный Достоевским.

Эта идея наиболее ярко выражена в его наиболее известном произведении – романе «Портрет Дориана Грея». Она ярко проявляется в сценах знакомства Дориана Грея с актрисой Сибилой Уэйн из маленького театра. Дориан Грей был восхищен ее талантом, но когда она полюбила по-настояшему, Сибила уже не могла изображать любовь на сцене, она уже не чувствовала свою роль. И Дориан, увидев плохую игру актрисы, полностью в ней разочаровался, поскольку искусство для него было поставлено выше жизни, он любил не ее, а художественный образ.

И эта идея получила выражение в вымысле, на котором построен роман. Этим Уайльд хотел подчеркнуть мысль, что сущность человека и явлений может раскрыть только искусство, в связи с этим он ценил его выше действительности. (18, с. 16)

Также к этой теме относится повесть «Портрет мистера W.H.» (1889), где Уайльд включается в широко известный спор о том, кому были посвящены сонеты Шекспира. Уайльд приходит к выводу, что таинственный W.H. – это молодой актер, игравший роли молодых героинь в пьесах Шекспира.

Большинство исследователей видят в этой повести лишь литературную шутку. А иные видят в этом вопрос, может ли земная красота устоять перед временем или она также преходяща, как и все остальное.

Также в изучении творчества Оскара Уайльда играет большую роль повесть «Преступление Лорда Артура Севиля» (1891). Здесь же автор вводит фантастический элемент в реальный мир общества. В этом произведении, и в некоторых других рассказах раскрывается сложная действительность буржуазного общества в иррациональной форме. Учитывая тематику произведений, можно сделать вывод, что на творчества Уайльда оказывали влияния готические романы, возникшие в 18 веке в связи с возрождением интереса к средневековью. (20, с. 219)

Одним из известных представителей жанра «готический роман» являлся Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782-1824), который являлся близким родственником Оскару Уайльду. Во многом можно провести параллели между одним из романов Мэтьюрина и «Портретом Дориана Грея», к примеру, описание комнаты, в которой Дориан Грей хранил свой портрет, очень напоминает описание комнаты одного из героев романа Мэтьюрина. А также за основу своего романа Оскар Уайльд взял миф о нетронутой молодости.

Однако, как утверждает Эллман Р., несмотря на внешнее сходство, «Портрет Дориана Грея» лишь отдаленно связан с английским готическим романом. В отличие от романов о призраках, ужасах и преступлениях, в этом романе отсутствует стремительность в развитии сюжета, наоборот, повествование довольно часто прерывается эстетическими поучениями Оскара Уайльда, иногда лишними доказательствами, парадоксальными диалогами, которые в своей совокупности не только никак не продвигают действия, но даже заметно тормозят его. Также, по мнению Эллмана Р., заметно, что Уайльд выглядит художественно беспомощным в описании преступной среды и самого преступления. Изображение им лондонских трущоб свидетельствует о том, что Уайльд плохо знал реальную жизнь обывателей нищих кварталов. Это поверхностное изображение находится в противоречии с профессиональным взглядом писателя на жизнь представителей высшего общества. (25, с.70)

Источники:

http://cwetochki.ru/ref-diplomnaia-rabota-problematika-tvorchestva-oskara-uailda.html?page=4&per-page=30
http://studbooks.net/587489/literatura/problema_sootnosheniya_krasoty_vneshney_vnutrenney
http://www.yaneuch.ru/cat_09/problema-izucheniya-tvorchestva-oskara-uajlda/22879.1110068.page1.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии