Культура средневековья и древнего мира сравнение. Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Культура средневековья и древнего мира сравнение. Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.);

Университет

Рыцарство

Карнавал

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Лекция 4

Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета

Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависи­мостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укре­пились, центром культурного совершенствования становится не сово­купность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Евро­пе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у наро­дов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые вой­ны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяет­ся круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Хри­стианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Пресле­дуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.

Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).

Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.

Несмотря на то, что знание подчиня­лось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, фи­зику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов – бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.

Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяет­ся библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положитель­ный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, по­рожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.

Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается право­славие.

Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:

Первый этап (IV – середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».

Второй этап (вторая половина VII – первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и сла­вян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Куль­тура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.

Третий этап (вторая половина IX – середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.

Четвертый период (вторая половина XI – начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие су­щественно замедляется.

Читать еще:  Лисы демоны романтика фэнтези мистика. Список аниме про демонов и школу: романтика, гарем и сенен прилагаются

Петый этап (1261 – 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутрен­них смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.

После взятия турками Констан­тинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

Особенностями византийской культуры являются:

· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы

· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой

· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти

· охрана власти императора, сохранение единства государ­ства усилиями православной церк­ви

· традициона­лизм и канон символов веры православия

С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия – ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-му­сульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.

Утверждение христианства и ислама как монотеи­стических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.

В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, – что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.

2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?

4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Что относят к особенностям византизма?

6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).

Первая мировая война

Культура – это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.


Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня – основные ее задачи.

Она представлена в средние века двумя направлениями – романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика – это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом – прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.

Культура эпохи средневековья

Лекция № 6. Западно-европейская культура

1. Культура эпохи средневековья

Культура эпохи Возрождения

3. Культура эпохи Просвещения

4. Культура XIX в.

Культура эпохи средневековья

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культу­ра обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремле­ний культурного мира, утвер­ждение новых мировоззренческих пара­дигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Пи­сание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источ­ником истины.

Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувст­венного вместо реального; по­нимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо – «в здоровом теле – здоровый дух».

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традицион­ной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

Она формировалась как целостность:

– на базе феодальной формы собственности, основан­ной на личной и поземельной зависимости кресть­ян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);

Читать еще:  Горе от ума — Грибоедов А.С. Роль эпизодических и внесценических героев в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

– в условиях сословно-иерархической структуры об­щества, пронизанной сверху донизу сословной зам­кнутости и отношениях вассального служения сюзерену;

– в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;

– в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культу­ры, христианства и духовной культуры варварских племен;

– в условиях гос­подства натурального хозяйства замкнутого мира сельско­го поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения горо­дов, а на их развалинах. Городарасцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существова­ние у монастыря и, прежде всего – у замка.

История Средневековья это борь­ба:

– городов с феодальными синьорами;

– за само­управление или независимость;

– за судебный иммунитет и освобождение от податей;

– за признание горожанина свободным человеком.

Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечны­е площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей пла­нировки. Исклю­чение составляли городской замок, ратуша и соборы.

Основные компоненты средневековой куль­туры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культу­ра народная.

Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлял­ся иерархически выстроенным по вертика­ли и полным контрастных противополож­ностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог – первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, зем­ля, плоть – царство низменного, грехов­ного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готи­ческих соборов.

Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он дол­жен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а те­лом, плотью пренебрегать, сводя к мини­муму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мир­скую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятни­ках архитектуры – церкви и соборы роман­ского и готического стилей.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане фор­му латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также ста­новится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма – воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря – надгробный памятник Христу, купол и своды – сим­вол неба и т. д.

Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средне­векового общества, его политику, своеоб­разный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному сло­ву, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особен­но к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как цер­ковные, так и светские. К последним мож­но отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Пре­красной Даме и др. Круг интересов фео­дально-рыцарского сословия воплотил­ся в поэзии трубадуров, труверов и минне­зингеров.

Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневеко­вой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концеп­цию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная куль­тура – антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и кар­навальный смех, который не только от­рицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то поло­жительное, новое. Карнавальный смех де­мократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Этапы развития средневековой культуры:

1) Культура варварских государств (V – IX вв.).

2) Культура времени господства романского стиля (X – XII вв.)

3) Культура готики (XIII – XVI вв.).

Особенность культуры вар­варских государств – слияние культуры новых племен, их пред­ставлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете юве­лирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля – господство церкви; создание монастырей – очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики – развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение при­дворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов – «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma – Рим) и указывает на его связь с античной, древне­римской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

Романский стиль – крепко сто­ящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи на­поминают идею греховности всего земного и Страшного суда.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин354 – 430 – путь к спасению души и истине – путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Бла­женный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях).

Читать еще:  К чему снится ограбление: если ты кого-то грабишь или тебя грабят? Основные трактовки сна к чему снится ограбление по разным сонникам. Быть обворованным вор

Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.

Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos -школьный) стремились система­тизировать христианское учение и соответственно влияли на уси­ление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях – часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт – соответствует стро­гой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.

Основной вид искусства романского времени – архитек­тура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).

– верхний этаж – сеньер (жилище владельца);

– нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота);

– подземелье (колодец и тюрьма).

Монастырские ансамбли – аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство – место молений, отрешенности от всего земного – от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.

Романский стиль не сумел преодолеть противоречие мате­риального и духовного. Эту задачу разрешила готика.

Готический стиль – объ­единение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и оду­хотворенная скульптура, изыс­канные формы арок, удлинен­ных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульп­тур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).

В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры – ребра свода, аркбутаны – полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы – вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеоб­разие готического декора.

XIII – XIV в.в. – время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития уни­верситетов, культуры, литературы.

Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227 – 1274, учение «томизм» – стремление при­мирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, канонич­ность);

3) символизм (текст, Библия, – повод для размышлений, толкований);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры – проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» – «Сумма теологии» Фомы Аквинского);

6) рефлексивность, психологичес­кая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спа­сения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как на­чала истории).

Особенности культуры Средневековья:

1) догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика – учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).

2) противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству – Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира – аскетизм и тяга к на­сильственному всемирному преобразованию мира – крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей си­лой развития культуры, в ходе которого человек постепен­но начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

3) двойственность (культура элиты с ее рациональной карти­ной мира и народная культура с бессоз­нательными реакциями в мировидении). Двой­ственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

4) разделение мира на: мир Бога и мир человека.

5) рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны – Богомате­ри).

6) появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.

7) появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Ев­ропы. В этот период начинают складывать­ся европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: раз­виваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искус­ство во всех основных его видах.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.su/2_55719_kratkiy-ocherk-kulturi-srednevekovya-V-XV-vv.html
http://antiquehistory.ru/kultura-srednevekovya-kratko/
http://studopedia.ru/19_18788_kultura-epohi-srednevekovya.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии