Культура средневековья и древнего мира сравнение. Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)
Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.);
Университет
Рыцарство
Карнавал
Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)
Лекция 4
Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета
Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.
Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится не совокупность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Европе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у народов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые войны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.
Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяется круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Христианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Преследуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.
Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).
Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.
Несмотря на то, что знание подчинялось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, физику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов – бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.
Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяется библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положительный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.
С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, порожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.
Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается православие.
Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:
Первый этап (IV – середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».
Второй этап (вторая половина VII – первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и славян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Культура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.
Третий этап (вторая половина IX – середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.
Четвертый период (вторая половина XI – начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие существенно замедляется.
Петый этап (1261 – 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутренних смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.
После взятия турками Константинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.
Особенностями византийской культуры являются:
· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы
· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой
· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти
· охрана власти императора, сохранение единства государства усилиями православной церкви
· традиционализм и канон символов веры православия
С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия – ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-мусульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.
Утверждение христианства и ислама как монотеистических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.
В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, – что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.
2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.
3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?
4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.
5. Что относят к особенностям византизма?
6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).
Первая мировая война
Культура – это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.
Роль церкви в средневековой культуре
Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.
Культура средневековья. Кратко о литературе
В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.
Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня – основные ее задачи.
Она представлена в средние века двумя направлениями – романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика – это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом – прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.
Культура эпохи средневековья
Лекция № 6. Западно-европейская культура
1. Культура эпохи средневековья
Культура эпохи Возрождения
3. Культура эпохи Просвещения
4. Культура XIX в.
Культура эпохи средневековья
Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.
Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо – «в здоровом теле – здоровый дух».
Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.
Она формировалась как целостность:
– на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);
– в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутости и отношениях вассального служения сюзерену;
– в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;
– в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен;
– в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Городарасцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего – у замка.
История Средневековья это борьба:
– городов с феодальными синьорами;
– за самоуправление или независимость;
– за судебный иммунитет и освобождение от податей;
– за признание горожанина свободным человеком.
Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.
Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог – первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть – царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры – церкви и соборы романского и готического стилей.
Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма – воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря – надгробный памятник Христу, купол и своды – символ неба и т. д.
Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.
Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура – антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.
Этапы развития средневековой культуры:
1) Культура варварских государств (V – IX вв.).
2) Культура времени господства романского стиля (X – XII вв.)
3) Культура готики (XIII – XVI вв.).
Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля – господство церкви; создание монастырей – очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики – развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов – «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma – Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).
Романский стиль – крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин354 – 430 – путь к спасению души и истине – путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях).
Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos -школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях – часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт – соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Основной вид искусства романского времени – архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).
– верхний этаж – сеньер (жилище владельца);
– нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота);
– подземелье (колодец и тюрьма).
Монастырские ансамбли – аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство – место молений, отрешенности от всего земного – от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.
Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.
Готический стиль – объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).
В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры – ребра свода, аркбутаны – полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы – вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.
XIII – XIV в.в. – время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.
Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227 – 1274, учение «томизм» – стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).
Черты духовной культуры Средневековья:
1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);
2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность);
3) символизм (текст, Библия, – повод для размышлений, толкований);
4) дидактизм (деятели средневековой культуры – проповедники, преподаватели богословия);
5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» – «Сумма теологии» Фомы Аквинского);
6) рефлексивность, психологическая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);
7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).
Особенности культуры Средневековья:
1) догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика – учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).
2) противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству – Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира – аскетизм и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира – крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
3) двойственность (культура элиты с ее рациональной картиной мира и народная культура с бессознательными реакциями в мировидении). Двойственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).
4) разделение мира на: мир Бога и мир человека.
5) рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны – Богоматери).
6) появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.
7) появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.
Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.
109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники:
http://studopedia.su/2_55719_kratkiy-ocherk-kulturi-srednevekovya-V-XV-vv.html
http://antiquehistory.ru/kultura-srednevekovya-kratko/
http://studopedia.ru/19_18788_kultura-epohi-srednevekovya.html